СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«А счастье было так возможно…». Онегин и Татьяна в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен на основе технологии развития критического мышления. Он предполагает исследовательскую работу обучающихся с текстами писем главных героев.

Просмотр содержимого документа
««А счастье было так возможно…». Онегин и Татьяна в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»»

Предмет - литература

Класс 9

Учитель - Андрианова Е.П.

Тема: «А счастье было так возможно…». Онегин и Татьяна в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Место урока: обобщение изученного, сопоставительный анализ поэтического текста.

Цели урока:

  • Образовательные:

    • организовать исследовательскую деятельность обучающихся с целью выявления индивидуальной стороны письма Татьяны к Евгению Онегину;

    • определить личностные качества характера письма Онегина к Татьяне;

    • провести сопоставительный анализ писем Татьяны и Евгения;

    • доказать стержневую роль писем в построении романа.

  • Развивающие:

    • формировать у школьников умение целеполагания;

    • развивать навыки анализа лирического произведения, делать обобщающие выводы.

  • Воспитательные:

    • развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи;

    • развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения;

    • воспитывать читательскую культуру школьников.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация, индивидуальные карты учащихся.

Методические приёмы:

  • составление двухчастного дневника;

  • составление синквейна;

  • упражнение «ПРЕСС»;

  • исследование текста.

Словарь урока:  Абстрагирование, сакральный, мораль, Евгений, Татьяна, экзальтация.



ХОД УРОКА

Это лучшее моё произведение.

                                                                       Из письма Л.С.Пушкину (январь 1824 г., Одесса).

  1. Стадия вызова

Посмотрите на экран. Прочтите увиденные слова. Скажите, почему именно их я вынесла в качестве основной мысли урока?

Самое воспитательное свойство человека – любовь. ( Д.С.Лихачев.)

(На слайде презентации портреты Евгения и Татьяны)

  1. Целеполагание

- Что в романе сможет помочь нам глубже понять образы главных героев? (Их письма)

- Каким образом мы можем приблизиться к пониманию образов Евгения Онегина и Татьяны Лариной?

Цель работы:   литературоведческий анализ писем  Татьяны и Евгения как ключ к пониманию образов главных героев и содержательной стороне романа

- Чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

Задачи:

  1. Выявить индивидуальные стороны письма Татьяны к Евгению Онегину.

  2. Определить личностные качества характера письма Онегина к Татьяне.

  3. Провести сопоставительный анализ писем Татьяны и Евгения.

  4. Доказать на примере писем родство душ и исключительность двух героев.

  1. Стадия осмысления

Для эффективной работы на уроке нам необходимо выяснить значение нескольких слов. Это было домашним заданием.

- Маша, прочитай найденные тобой толкования слов. (Ученик раздаёт подготовленные листы с толкованием слов)

Словарная работа



Мораль - нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из способов регулирования действий человека в обществе с помощью определённых норм.

Евгений – греч. «благородный»

Татьяна – греч. «устанавливать, определять, назначать»

Сакральный – обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними.

Эстетический - относящийся к философской дисциплине, изучающей выразительные формы любой сферы действительности, данные как самостоятельная ценность.

Стратегия «Ключевые слова»

Давайте постараемся проникнуть в смысл писем наших героев. Для этого послушаем отрывки из них. А в это время предлагаю вам выписать ключевые слова из текстов в первый столбец вашего «двухчастного дневника» (не менее семи).

Ключевые слова

Ассоциации, комментарии к выписанному.

Письмо Татьяны к Онегину

Возможная запись

Воля, презрение, доля, стыд, надежда, думать, простодушно, душа, волненье, сердце, воля неба, Бог, хранитель



Письмо Онегина к Татьяне

Возможная запись

Оскорбит, презренье, гордый взгляд, душа, нежность, постылая свобода, сердце, вольность, покой, душой, блаженство, мольба смиренная, жажда любви, волнение в крови, притворный хлад, судьба, воля.


- Прочтите выписанные вами слова



  1. Исследовательская работа в группах

- Для того чтобы заполнить второй столбец дневника, я предлагаю вам поработать в группах (Группы состоят из 4 человек). В своей работе необходимо опираться на известные вам работы критиков, исследователей творчества А.С. Пушкина. На работу отводится 3 минуты.





1 группа Письмо Татьяны к Онегину.

Пора пришла, она влюбилась. (Гл.3, VIII)

Возможный ответ.

Письмо Татьяны является цельным по содержанию и по форме. По содержанию – как волшебной красоты лирическое стихотворение, такое как его заучивают гимназистки; по форме – как стихотворная эпистола, в жанре французских сентименталистов. Письмо нежное, робкое, трепетное. В нём ненавязчиво дыхание молодости, чистоты, невинности. Оно непорочно, восхищает и смелостью поступка, и искренностью чувств, и благородством. Татьяна особенная, и не заметить этой исключительности натуры – значит признаться в собственной косности и духовной слепоте. Онегин – заметил, и даже увидел в ней музу – но не для себя, а для Ленского ("Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт" гл. 3, V). Почему не для себя? Потому ли, что мыслил себя уже безнадёжно испорченным, пресыщенным, отжившим? Не было ли это позёрством – или минутным ослеплением, вызванным приступом хандры? ("…русская хандра им овладела понемногу"; гл.1, XXXVIII). Татьяна своим письмом невольно напомнила "отступнику бурных наслаждений" уловки "причудниц большого света", что смутило Онегина и направило по ошибочному  пути. Онегину внове искренность Татьяны, он не способен верно оценить её и отвечает на искренность нравоучением.

2 группа Письмо Онегина

Возможный ответ.

Оно кипит страстью, оно свежо и импульсивно. Сквозь строки пламенных речей угадываются неисчерпанный потенциал чувств, хранившихся где-то в глубинах сердца, ожидающих своего часа. Вот как Онегин умеет любить, и льются "мольбы, признания, пени…". Насколько крепка была плотина, перекрывавшая чувства?
Онегин несколько раз упоминает в письме, что остались ему "судьбой отсчитанные  дни". Может быть, духовно он истратил себя. Его заветные  "вольность и покой" не принесли желаемого отдохновения. Мятежный ум пресытился свободой, перегорел, переиграл. Этот гордый человек, благодаря второй встрече с Татьяной, кается во всём: и в слепом неверии в любовь, и в смерти Ленского ("Несчастной жертвой Ленский пал"), и в своей холодности. Татьяна – действительно последний шанс  Онегина свить гнездо, она не объект очередной любовной интрижки.
Теперь, спустя столько лет, Онегин во всём повторяет поведение влюблённой Тани. "Татьяна любит не шутя", Онегин тоже не склонен шутить. Но дело ли не в том, что век его измерен, и он одинок, несчастен, отвергнут откровенным игнорированием? Будь всё иначе, стал бы Евгений посылать письмо за письмом, как влюблённый романтик?
Онегин на грани сумасшествия: ему изо дня в день приходится скрывать страсть, "вести спокойный разговор, глядеть… весёлым взглядом", в то время как ему мерещатся руки, колени, уста, походка, глаза Татьяны. Он всей своей необузданной душою стремится приблизиться к плоду своих мечтаний, прикоснуться к нему. Заключительные слова Онегинского письма: "всё решено, я в вашей воле…", – перекликаются со строками Татьяны – "судьбу мою отныне я тебе вручаю". Они воссоздают изначальное, заложенное в завязке единение героев – то воля неба.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Во время чтения результатов работы одной группой вторая делает пометы в своих таблицах, вносит дополнения, исправления.

  1. Сравнительный анализ текстов

Если приятель вчера писал вам
одно, а сегодня противоположное – сличите почерк.

Макиавелли, "Государь".

- Чтобы определить глубину текста, увидеть всё, что вложил в него автор, нам необходимо проанализировать письма героев. Мы продолжаем работать в группах. Задание первой группы – письмо Татьяны к Онегину. Задание второй группы – письмо Онегина к Татьяне. Каждый из вас может выбрать себе задание по силам. Но не забывайте, что вы группа! На работу 3-4 минуты.


Письмо Татьяны

Письмо Онегина

Ситуация во время написания



Возможный исход событий (после прочтения адресатом)



Интонация (Знаки препинания, степень экзальтации героя)



«Зеркальность» в текстах



Сходство текстов

  • В словесно-стиховом плане -

  • В смысловом  плане –

  • В интонационном плане –

  • В культурном плане –

  • В эстетическом плане –




-Давайте озвучим, что же у нас получилось? Можно ли говорить о том, что перед нами исключительные люди?







  1. Упражнение «ПРЕСС»

- Итак, мы смогли понять, в чём же своеобразие писем главных героев, как они помогают раскрыть сущность их образов. А теперь я предлагаю, опираясь на предложенную мной схему упражнения «ПРЕСС», составить монологическое высказывание по одной из сентенций, которые вы видите на экране. Вы вправе выбрать любое мнение исследователя, согласиться или не согласиться с ним.

«Энциклопедия русской жизни» заключает в себе так много значимого для русского человека: быт и природу России, кипение политической жизни, идейные споры, душевные переживания и, конечно же,  любовь».

В.Г.Белинский

«Велик подвиг Пушкина, что он первый в своём романе поэтически воспроизвёл русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, т. е. мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвёл, в лице Татьяны, русскую женщину».

В.Г.Белинский


«Жизнь Татьяны – результат развития личности, её постоянных усилий по выбору нравственно наиболее трудного пути. Подвиг Верности, который добровольно принимает на себя героиня Пушкина, конечно, шире проблемы верности семье…».

Ю.М. Лотман


«Татьяна душевно богаче Онегина. У неё есть то, что представляет для любимой героини А.С. Пушкина непреходящую ценность: родные места, родная природа, дорогие воспоминания».

Т.М. Рудакова

«(Онегин) Тип бесплодный, неспособный ни к развитию, ни к перерождению; онегинская скука не может произвести из себя ничего, кроме нелепостей  и  гадостей».

Д.И. Писарев

«Онегин скиталец в родной земле, который оторван от народа, от народных сил».
Ф.М. Достоевский

«Татьяна достойна быть заглавной героиней романа, ибо … она глубже Онегина и, конечно, умнее его».

Ф.М. Достоевский

«Татьяна под конец обнаруживает ещё и способность к сделкам со своей совестью… Она ещё любит втайне Онегина и находится замужем – вот что положительно дурно».

И.Анненков

«Она (Татьяна) отвергла Онегина не потому, что перестала его любить. В её отказе – самоотверженность ради нравственной чистоты, верности долгу, искренности и определённости в отношениях».

Т.М. Рудакова

Схема ответа из упражнения «ПРЕСС»

1. «Я считаю, что…»
2. «Так как…»

3. «Например…»

4. «Итак…»

(Отвечают только по желанию)

  1. Стадия рефлексии

Стратегия «Синквейн»

Первая строка – ЛЮБОВЬ

- Давайте возвратимся к эпиграфу.

Самое воспитательное свойство человека – любовь. ( Д.С.Лихачев.)

- Относительно романа «Евгений Онегин» так ли это?

Выставление отметок

XI. Установка на домашнее задание.

  1. Минисочинение

«Татьяна – милый сердцу идеал» А.С. Пушкина»

«Зеркальность в изображении героев произведения»

«Две сюжетных линии романа, два героя»


  1. Выучить наизусть «Письмо Татьяны» или «Письмо Онегина»

Список использованной литературы.

Первоисточник: Пушкин А.С. Евгений Онегин. Роман в стихах. Избранные сочинения Пушкина в двух томах. М. 1978.

Библиография:

  1. Анненков П.В. Воспоминания и критические очерки. Т.П. СПб., 1879

  2. Белинский В.Г. Сочинения А.Пушкина. Статьи 8 и 9. – Полн. Собр. соч., т. 7. М., 1955.

  3. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974.

  4. Бродский Н.Л. Комментарий к роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". М., 1932.

  5. Дмитриева Н. Изображение и слово. М.1991.

  6. Достоевский Ф.М. Полн. Собр. соч. т. 10, т. 10, М. 1978.

  7. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий. Л., 1980.

  8. Макогоненко Г.П. Избранные работы. Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Л. 1987.

  9. Набоков В. Комментарий к роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Нью-Йорк, 1981.

  10. Анненков П.В. Воспоминания и критические очерки. Т.П.СПб., 1879



8






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!