СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.В. Кольцов "Косарь", И.С. Никитин "Ярко звёзд мерцанье..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока литературы в 5 классе по стихотворениям А.В. Кольцова "Косарь", И.С. Никитина "Ярко звёзд мерцанье..."

Просмотр содержимого документа
«А.В. Кольцов "Косарь", И.С. Никитин "Ярко звёзд мерцанье..."»

Тема. А. В. Кольцов. «Косарь» (отрывок из стихотворения). И. С. Никитин. «Ярко звезд мерцанье...»

Цели:

  1. Познакомить учащихся с биографией поэта А.В. Кольцова и его творчеством;

  2. Дать понятие о метафоре, рассмотреть художествен­ное своеобразие стихотворения, выявить общие черты поэзии А. В. Кольцова и И. С. Никитина с народной лирической пес­ней.

  3. Раскрыть авторское уважительное от­ношение к труду крестьянина, понимание его забот и радостей, воспитывать любовь к труду, к родной земле.

Оборудование: репродукция картины А. Пластова «Сенокос», Г. Мясоедова "Косцы", портрет А.В. Кольцова.

Ход урока

I. Организационный момент.


II. Актуализация знаний. Беседа об УНТ.

Вспомните из­вестные им жанры фольклора (сказки, за­гадки, пословицы, поговорки, песни).

Почему они относятся к произведениям УНТ? (Созданные народом на протяжении многих веков, они передавались из уст в уста, причем рассказчики вносили в них что-то свое, изменяя и дополняя услышан­ное.)

Назовите известные им лири­ческие народные песни. («Во поле березонька стояла», «Во саду ли в огороде» и др.)

– Стихотворений «Косарь» А. В. Кольцова очень близко к народным песням. Почему? Биография А.В. Кольцова поможет нам это понять.


III. Сообщение учителя об Алексее Васильевиче Кольцове. 

Установочные вопросы: на какие темы пишет произведения А.В. Кольцов? Почему он выбирает именно такую тематику?

Родился Кольцов в 1809 году в Воро­неже. Алеша с детства пристрастился к книгам, но ему не довелось закончить школу. Когда Алеша учился во втором классе, отец забрал его из школы, чтобы тот помогал в работе. Его отец зарабатывал на жизнь торговлей скота, и будущий поэт с раннего возраста помогал ему: верхом на лошади перегонял в степи стада, ездил по деревенским базарам, продавал и покупал скот. Отец считал, что для ведения торговых дел достаточно знать только грамоту, поэтому запрещал сыну учиться, считая это занятие пустой тратой времени. А.В. Кольцов вынужден был читать украдкой.

Кольцову было шестнадцать лет, когда он прочитал первую книжку стихов. Рифмованные строки заворожили юношу… Он выучил много стихотворений наизусть. Любил бродить по саду и распевать стихи на разные мотивы. Вскоре Кольцов обрел свой поэтический голос. В 16 лет он начал украдкой писать стихотворения.

Юноша рос. Однообразно и скучно тя­нулись дни, но были и свои радости. Кольцов не только прини­мал участие в народных праздниках, но и стал за­писывать народные песни. В 1835 г. был издан маленький сборник, содержавший всего 18 стихотворений Кольцова, но сразу же принесший автору литературную известность.

Каждый поэт по-своему неповторим. Чем своеобразен Кольцов? Кольцов пишет о крестьянском труде, описывает образ человека из народа, чувства, мысли деревенского труженика. Многие стихотворения Кольцова положены на музыку. Ге­рои песен говорят народным языком, яр­ким, образным. Всей душой любил Кольцов свою страну и свой народ. Это чувство придает его стихам теп­ло и задушевность. Посмотрите, как на­зываются его стихи (запись на доске: "Песня пахаря", "Урожай", "Лес"). Мы познакомимся с одним из его стихотворе­ний — "Косарь".

Самая значительная тема лирики А.В. Кольцова – радостный труд крестьянина на земле, упоение трудом и природой, с которой слита жизнь земледельца.

Учащиеся устно отвечают на установочные вопросы.


IV. Чтение стихотворения “Косарь”.

На наш взгляд, сле­дует познакомить школьников с полным текстом, что даст возможность ученикам более глубоко осмыслить связь стихотворе­ния с фольклором.


Не возьму я в толк... Не придумаю...

Отчего мне так — Не возьму я в толк?

Ох, в несчастный день,

В бесталанный час,

Без сорочки я Родился на свет.

У меня ль плечо Шире дедова,

Грудь высокая Моей матушки.

На лице моём Кровь отцовская

В молоке зажгла Зорю красную.

Кудри чёрные Лежат скобкою,

Что работаю — Всё мне спорится!

Да в несчастный день, В бесталанный час,

Без сорочки я Родился на свет!

Прошлой осенью Я за Грунюшку,

Дочку старосты, Долго сватался,

А он, старый хрен, Заупрямился.

За кого же он выдаст Грунюшку?

Не возьму я в толк, Не придумаю...

Я ль за тем гонюсь,

Что отец её богачом слывёт?

Пускай дом его — Чаша полная!

Я её хочу, Я по ней крушусь:

Лицо белое — Заря алая.

Щёки полные, Глаза тёмные

Свели молодца С ума-разума...

Ах, вчера по мне Ты так плакала;

Наотрез старик Отказал вчера...

Ох, не свыкнуться С этой горестью.

Я куплю себе Косу новую;

Отобью её, Наточу её —

И прости-прощай, Село родное!

Не плачь, Грунюшка, Косой вострою

Не порежусь я... Ты прости, село,

Прости, староста! — В края дальние

Пойдёт молодец — Что вниз по Дону,

По набережью, Хороши стоят

Там слободушки! Степь раздольная

Далеко вокруг, Широко лежит,

Ковылем-травой Расстилается!..

Ах ты, степь моя, Степь привольная,

Широко ты, степь, Пораскинулась,

К морю Чёрному Понадвинулась

В гости я к тебе Не один пришёл.

Я пришёл сам-друг С косой вострою;

Мне давно гулять По траве степной

Вдоль и поперёк С ней хотелося...

Раззудись плечо! Размахнись рука!

Ты пахни в лицо, Ветер с полудня,

Освежи, взволнуй Степь просторную.

Зажужжи, коса, Как пчелиный рой!

Молоньёй, коса, Засверкай кругом!

Зашуми, трава, Подкошонная;

Поклонись, цветы, Головой к земле!

Наряду с травой Вы засохнете,

Как по Груше я Сохну, молодец!

Нагребу копён, Намечу стогов,

Даст казачка мне Денег пригоршни.

Я зашью казну, Сберегу казну,

Ворочусь в село — Прямо к старосте:

Не разжалобил его Бедностью,

Так разжалоблю Золотой казной!..


V. Введение понятия «песня». 

Ребята, это стихотворение сам поэт считает песней. Но почему? Ответить на этот вопрос нам поможет анализ текста. Итак, наша цель – проанализировать стихотворение и выявить черты песни. А сначала давайте запишем определение понятия “песня”.

Песня – небольшое стихотворное произведение, предназначенное для пения. Песни делятся на эпические и лирические. Лирические песни передают чувства, переживания народа. Эпические песни относятся к эпическим жанрам литературы: в них присутствует сюжет, описываются значимые для народа события.

VI. Физкультминутка.

- Представим, что мы на сенокосе.

VII. Анализ содержания текста. Беседа с учащимися

  1.  Стихотворение называется “Косарь”. Каково лексическое значение этого слова? (Тот, кто косит траву.)

  2. Что особенного вы почувствовали в интонации этого стихотворения? Как вам показалось, это грустное стихотворение или веселое? Какое отноше­ние возникло у вас к косарю?

  3. Что вам напомнило это стихотворе­ние — сказку, былину, балладу или пес­ню?

  4. Как описывает себя косарь? Подтвердите свой ответ текстом.

У меня ль плечо Шире дедова,

Грудь высокая Моей матушки.

На лице моём Кровь отцовская

В молоке зажгла Зорю красную.

Кудри чёрные Лежат скобкою…

  1. Каким вы видите косаря? (Молодой крестьянин, статный, красивый. Он похож на былинного богатыря своей статностью и здоровьем. Светлая рубаха расстегнута на груди, потому что он разгорячился от работы. Волосы подстрижены скобкою (под горшок). На голове, возможно, по­вязана лента, чтобы потные волосы не падали на лицо и не мешали смотреть. Он спокойными, плавными движениями косит траву, и она ровными волнами укладывается по всему скошенному полю.)

  2. Чем он опечален? (Он сватался к любимой девушке. Она из богатой семьи, и отец не дал своего согласия на брак, потому что парень бедный.)

  3. На что надеется молодец, отправляясь в дальнюю сторону? (Заработать денег, чтобы жениться.)

  4. Теперь мы читаем описание степи и анали­зируем, какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы передать ее красоту. (Эпитеты: "Степь раздольная", "степь привольная"; олице­творения: "широко лежит", "пораскину­лась", "понадвинуласъ". С помощью этих тропов автор рисует картину безгранич­ного степного простора, где свободно и легко дышится.)

  5. Что помогает молодцу забыть на вре­мя о своей беде? (Любимая работа. Он любуется природой, работа приносит ему удовольствие, ощущение своей силы, ка­жется, что все по плечу.)

  6. Как описывает Кольцов работу коса­ря? (Сравнения "Зажужжи, коса, /Как пчелиный рой, /Молоньёй, коса, засверкай кругом!" рисуют умелую работу косаря, работа у него спорится.)

Так для чего же А.В. Кольцов пишет именно песню? Для выражения чувств, мыслей народ сочиняет стихотворения или песни? (Песни.)

Следовательно, песня А.В. Кольцова приравнивается к народной песне. Поэт говорит языком народа, выражает ценности народа-труженика, для которого любовь (к женщине, к Родине), удовольствие от труда, упоение природой – главное в жизни. Не случайно у косаря нет имени – это образ собирательный, это образ человека из народа.

VIII. Работа по картине.

Обратите внимание на репродукции кар­тины Г. Мясоедова "Косцы".

Что общего в изображении работы косцов у Кольцова и Мясоедова, хотя оно выражено разными средствами? (Велича­вый простор степи, любование работой косарей.)


IX. Сходство сти­хотворения А. В. Кольцова с народной лирической песней.

  1. Стихотворение насыщено устаревшими словами, эпитетами, характерными для фольклора. Найдите их. (Спорится – получается; молодец – молодой человек крепкого сложения; по набережью – около берегов; отобью её, село рудное, староста, слободушки, ковыль-трава, сам-друг, молоньёй засверкай). Устаревшие формы слов (вострая - острая, молонья - молния).

  2. Близость к народной песне придают ударения, не соответствующие литературной норме (ко`су новую, по набе`режью, вдоль и по`перек, подкошо`нная.)

  3. Найдите синтаксические конструкции, повторяющиеся в тексте. (Отобью её, наточу её; Ты прости, село, прости, староста; Ах ты, степь моя, степь привольная; Не один пришёл: я пришёл сам-друг с косой вострою.) Этот прием делает похожим текст на песню, так как такие повторения напоминают припев в песне.

  4. Близость к народной песне придает инверсия (нарушение общепринятого в данном языке порядка слов). Давайте попробуем найти в тексте инверсию. («На лице моем», «кудри чёрные», «косу новую», «»в края дальние пойдёт молодец»).


X. Работа над интонацией стихотворения.

1. Мелодичность стихотворения до­стигается не рифмой, а четким ритмом, что также характеризует народные песни. Кроме того, короткие строки, повторы пе­редают динамику чувств.

2. Давайте проследим за тем, как меняется то­нальность стихотворения в зависимости от настроения косаря. В самом начале выра­жены грусть, озабоченность, косарь чув­ствует себя несчастным. А в конце сти­хотворения этой грусти нет: слышны за­дор и молодецкая удаль. Радостное ожив­ление передано с помощью восклицатель­ной интонации: труд доставляет косарю удовольствие, у него все получается, все в руках спорится.

3. Наша следующая задача – опре­делить, в каком тоне надо читать стихо­творение, когда менять интонацию. Начало стихотворе­ния немного грустное. Чи­таем строки медленно, слегка растягивая слова. За­тем интонация меняется. Темп чтения убыстряется, передается решительность ге­роя, но в то же время, чувствуются ноты грусти от прощания с родимым краем. Описание сте­пи — это восславление, гимн красоте при­роды; читаем эти строки возвышенно. Восхищение слышно в строках, содержа­щих описание работы косаря. Он высту­пает богатырем, которому все подвластно. Мы слышим в строках стихо­творения надежду на то, что все переме­нится к лучшему, что все закончится хо­рошо.


XI. Выводы. Запись в тетради.

Учитель: На примере стихотворения "Косарь" мы убедились в том, что деревня дорога по­эту. В обычном труде косаря Кольцов уви­дел поэзию, каждый взмах косы как ритм песни. Мы знаем, что Кольцов сам про­вел детство в крестьянской среде. Навер­ное, поэтому он смог так убедительно по­казать, как работает крестьянин, выразить свое восхищение тружеником и родной природой.

Все названные изобразительные средства языка помогают создать велико­лепную картину гармонии человека и природы. И эта гармония рождает музы­ку.

Песенность стихов Кольцова привлека­ла внимание многих композиторов. Око­ло 700 романсов и песен создано на его слова. К творчеству Кольцова обращались М. Глинка, А. Варламов, Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский и другие ком­позиторы.

Выводы в тетрадь:

Самая значительная тема лирики А.В. Кольцова – радостный труд крестьянина на земле, упоение трудом и природой, с которой слита жизнь земледельца. Сти­хотворение «Косарь» близко народной лирической песне, так как герой передаёт свои чувства и переживания.

Поэт говорит языком народа, выражает ценности народа-труженика, для которого любовь к женщине, к природе, к Родине, удовольствие от труда – главное в жизни. Не случайно у косаря нет имени – это образ собирательный, это образ человека из народа.

Автор использует метафоры, чтобы передать красоту степи и труда косаря. (читаем с. 91)

Метафора – слово или выражение, употреблённое в переносном значении вместо другого слова, когда свойства одного предмета или явления переносятся на другие: "степь раздольная", "степь привольная"; олице­творения: "широко лежит", "степь пораскину­лась", "степь понадвинуласъ". С помощью метафор автор рисует картину безгранич­ного степного простора, где свободно и легко дышится.

XII. Чтение стихотворения И. С. Никитина «Ярко звёзд мерцанье…»

Сначала учи­тель читает стихотворение сам, а затем учащиеся читают его про себя самостоятельно. Далее организуется беседа по вопросам учебника.

XIII. Чтение статью в учебнике о метафоре, обобщают сведения о лирическом произведении (фольклорном и литературном).

(с. 91-92)


XIV.Домашнее задание.

  1. Выучить наизусть понравившийся отрывок из стихотворения (отрывок 16 строк).

  2. Ответить на вопросы (с. 88-91).

  3. Выучить определение понятий песня, метафора. Ответить на вопросы по статье «Метафора» (с. 92).

  4. Выполнить задание рубрики «Работаем с картиной» (с. 88).

  5. Составьте устный рассказ на тему «В степи с косарем» или «Как я носил обед косарю».

  6. Прочитать другие стихотворения А. Н. Майкова, А. В. Кольцова, И. С. Никитина


XV. Итоги урока. Рефлексия.

  1. Что в изученном сегодня для вас самое главное?

  2. Какие новые мысли, чувства у вас появились?

  3. Какую пользу вы извлекли из этого урока?

  4. Заметили ли вы свои успехи? 

Учитель. Ребята, вы сегодня очень хорошо работали. Я вами довольна.




















Выводы в тетрадь:

Самая значительная тема лирики А.В. Кольцова – радостный труд крестьянина на земле, упоение трудом и природой, с которой слита жизнь земледельца. Сти­хотворение «Косарь» близко народной лирической песне, так как герой передаёт свои чувства и переживания.

Поэт говорит языком народа, выражает ценности народа-труженика, для которого любовь к женщине, к природе, к Родине, удовольствие от труда – главное в жизни. Не случайно у косаря нет имени – это образ собирательный, это образ человека из народа.

Автор использует метафоры, чтобы передать красоту степи и труда косаря.

Метафора – слово или выражение, употреблённое в переносном значении вместо другого слова, когда свойства одного предмета или явления переносятся на другие: "степь раздольная", "степь привольная"; олице­творения: "широко лежит", "степь пораскину­лась", "степь понадвинуласъ". С помощью метафор автор рисует картину безгранич­ного степного простора, где свободно и легко дышится.



Выводы в тетрадь:

Самая значительная тема лирики А.В. Кольцова – радостный труд крестьянина на земле, упоение трудом и природой, с которой слита жизнь земледельца. Сти­хотворение «Косарь» близко народной лирической песне, так как герой передаёт свои чувства и переживания.

Поэт говорит языком народа, выражает ценности народа-труженика, для которого любовь к женщине, к природе, к Родине, удовольствие от труда – главное в жизни. Не случайно у косаря нет имени – это образ собирательный, это образ человека из народа.

Автор использует метафоры, чтобы передать красоту степи и труда косаря.

Метафора – слово или выражение, употреблённое в переносном значении вместо другого слова, когда свойства одного предмета или явления переносятся на другие: "степь раздольная", "степь привольная"; олице­творения: "широко лежит", "степь пораскину­лась", "степь понадвинуласъ". С помощью метафор автор рисует картину безгранич­ного степного простора, где свободно и легко дышится.



Выводы в тетрадь:

Самая значительная тема лирики А.В. Кольцова – радостный труд крестьянина на земле, упоение трудом и природой, с которой слита жизнь земледельца. Сти­хотворение «Косарь» близко народной лирической песне, так как герой передаёт свои чувства и переживания.

Поэт говорит языком народа, выражает ценности народа-труженика, для которого любовь к женщине, к природе, к Родине, удовольствие от труда – главное в жизни. Не случайно у косаря нет имени – это образ собирательный, это образ человека из народа.

Автор использует метафоры, чтобы передать красоту степи и труда косаря.

Метафора – слово или выражение, употреблённое в переносном значении вместо другого слова, когда свойства одного предмета или явления переносятся на другие: "степь раздольная", "степь привольная"; олице­творения: "широко лежит", "степь пораскину­лась", "степь понадвинуласъ". С помощью метафор автор рисует картину безгранич­ного степного простора, где свободно и легко дышится.



Выводы в тетрадь:

Самая значительная тема лирики А.В. Кольцова – радостный труд крестьянина на земле, упоение трудом и природой, с которой слита жизнь земледельца. Сти­хотворение «Косарь» близко народной лирической песне, так как герой передаёт свои чувства и переживания.

Поэт говорит языком народа, выражает ценности народа-труженика, для которого любовь к женщине, к природе, к Родине, удовольствие от труда – главное в жизни. Не случайно у косаря нет имени – это образ собирательный, это образ человека из народа.

Автор использует метафоры, чтобы передать красоту степи и труда косаря.

Метафора – слово или выражение, употреблённое в переносном значении вместо другого слова, когда свойства одного предмета или явления переносятся на другие: "степь раздольная", "степь привольная"; олице­творения: "широко лежит", "степь пораскину­лась", "степь понадвинуласъ". С помощью метафор автор рисует картину безгранич­ного степного простора, где свободно и легко дышится.


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс