СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. В. Суворов – великий полководец.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биографический рассказ о Суворове А.В., величайшем русском полководце

Просмотр содержимого документа
«А. В. Суворов – великий полководец.»

Литературно - историческая гостиная:

А. В. Суворов – великий полководец.

( Биографический рассказ о Суворове А.В.)

Задачи:

  1. Познакомить школьников с биографией одного из величайших полководцев России, включая его военные победы.

  2. Развивать интерес к истории нашего государства, к историческим личностям, которые оказали влияние на развитие нашего государства.

  3. Воспитывать в школьниках патриотические чувства, уважение к историческому наследию.

Оборудование:

-медиапроектор и презентация;

- книжная выставка «к юбилею Суворова А. В. »;

- портрет Суворова А. В.

- анекдоты о Суворове А.В.

Ведущий:

Величайший русский полководец Александр Васильевич Суворов, будучи уже старым и больным, как- то спросил своего друга, поэта Гавриила Романовича Державина:

- А скажи-ка, друг мой, что бы ты написал на моем надгробии?

Державин ответил:

- Я бы написал так: «Здесь лежит Суворов».

- Помилуй Бог! Как это прекрасно! – воскликнул Суворов.

Обычно эпитафии – намогильные надписи - пишутся коротко и в стихотворной форме. Из них можно узнать о том, кто был этот человек и каким он был. Надпись на надгробии самого поэта Державина такова: «Действительный статский советник и многих орденов кавалер». И ни слова, что поэт, и не почему-нибудь.

О том, что он был величайшим поэтом, знают все, а что имел звание генерала и за заслуги перед Отечеством награжден орденами, знают немногие. О чем и рассказала эпитафия.

Суворов же имел наград гораздо больше и значительнее – и ни слова о них. А о том, что кроется за надписью « Здесь лежит Суворов», знает каждый. Это генералиссимус русской армии, «слуга царю, отец солдатам».

Родился Александр Васильевич 24 ноября 1730 года. Природа не наделила его могучим телосложением, каким, казалось бы, должен был обладать этот прославившийся русский полководец. Мальчик рос болезненным, тощим, некрасивым, был дурно сложен и мал ростом.

Однажды к отцу Суворова приехал брат. Посмотрел на маленького Александра, потрогал его хрупкие плечи и вдруг ни с того ни с сего посадил на лошадь и со всей силой ударил коня. Перепрыгнув через забор, лошадь понеслась в поле. Маленький всадник едва удержался, чтобы не упасть. Через полчаса взмыленная лошадь прилетела на подворье и упала на колени. К отцу и дяде шёл, улыбаясь, маленький Саша. То была первая победа будущего великого военачальника.

С этого момента Суворов стал закалять свой организм, тренировать волю и характер. В зимние холода он ходил в лёгонькой курточке, весной купался в студёной воде, садился на резвого коня и мчался, невзирая на непогоду, дождь и ветер. Находя такие поступки странными, окружающие уже тогда стали называть его чудаком. Но мальчика это не тревожило. Наоборот, с каждым днем он становился увереннее в себе.

Военные наклонности развивались у него постепенно, сначала с увлечения чтением военных и исторических книг отца. Потом он стал ставить себе в пример героев древних времён: Александра Македонского, Юлия Цезаря и других, которые превращали войну в искусство. Под влиянием отца Суворов боготворил Петра 1,ситал себя исполнителем его дела.

Екатерина 2 очень ценила великого полководца. Много сражений было на его счету, и в каждом из них он выходил победителем. Однако при её сыне Павле 1, Суворов попал в немилость. Он выражал недовольство тем, как Павел 1 устраивает армию, какие нелепые порядки вводит. За это Александр Васильевич был сослан в ссылку в свое Новгородское имение.

В ссылке Суворов очень тоскует по любимому воинскому делу. Но однажды прискакал в имение курьер. Привёз от императора пакет. В нем сообщалось, что Австрия желает видеть Суворова предводителем их армии в Италии. Россия – союзница Австрии, была обязана помогать этой стране. С Австрией воевали французы. Их армия была очень сильной. Во главе её стоял Наполеон Бонапарт. Он покорял одно государство за другим. Добычей могла оказаться и Россия.

Суворов поехал в Вену – столицу Австрии. Там, на военном совете он решительно отверг план боевых действий австрийцев и предложил свой. Суворов решил начать первый бой необычно – переходом через реку Адду. Так началась война для русских. Вскоре в Россию помчались гонцы за гонцами с известиями о победах Суворова.

Был у французов генерал – звали его Массена, он поклялся взять русского полководца в плен. С ним Суворов еще не воевал. Умел Массена выбирать удобные позиции, чтобы выходить из любого боя победителем. Теперь он встал со своими дивизиями в Швейцарии, за высокими горами Альпами.

Места были страшные, неприступные, но повел через них Суворов своих солдат. Первое препятствие – гора Сен-Готард. Трижды русские пытались преодолеть её. Наконец, удалось. Перейдя через вершину, они спустились в ущелье, на дне которого текла бурная река Рейса. Бежит Рейса, пенится, клокочет. Жутко здесь путнику, жутко здесь зверю, редкая птица залетит в это ущелье. Через реку на высоте 30 метров перекинута узкая каменистая арка, которая сотрясается от рёва реки. Зловеще навис над пропастью Чёртов мост, который в центре взорван французами.

Но не отступили воины Суворова перед этим препятствием. С помощью ремней и веревок они связали брёвна, навели мост. Одолели и эту преграду, и вышли в Муттенскую долину. Здесь их ожидала свежая и сильная армия генерала Массены. Казалось, победа должна быть у французов – ведь русские измучены переходом, да и численность их меньше. Массена уже радовался победе, но, как оказалось, зря! Русские заманили противника вглубь долины и разгромили французов.

Но перед армией Суворова предстали новые войска, русских окружили. Единственный выход из окружения – снежный хребет Паникс, который считался непреодолимым: единственная тропинка обледенела, внизу зияли пропасти. Срывались камни, срывались люди, с диким ржанием падали в бездну лошади. За одну ночь поднялись русские войска на снежный горный хребет. Таким же мучительным был и спуск с вершины. Очень много людей погибло. Однако армия Суворова преодолела неприступную преграду. Позади остались холода и ветры. Альпы были покорены.

За Альпийский переход Суворову был присвоен чин генералиссимуса русской армии. Этот поход был последним в жизни великого полководца. Подвиг был настолько величественен, что не мог оставить равнодушными людей и через десятки лет. Художник Суриков написал картину «Переход Суворова через Альпы», на которой талантливо передал настроение воинов в трудном походе.

На карте много мест, связанных с победами Суворова. Вот Кинбурнская коса в Чёрном море. Однажды, вовремя русско-турецкой войны 1781 – 1791 годов противник высадил сюда с кораблей пятитысячный отряд. У Суворова войско было меньше. Трижды русские бросались в атаку за свою землю. Сам Суворов получил две раны, но не покинул поле боя. Умело руководил солдатами, и к вечеру остатки неприятельских войск бежали на свои корабли.

В чём секрет побед великого полководца? Конечно, в гениальном таланте, в знаниях, которые Суворов и не таил ни от кого. Он даже написал книгу «Наука побеждать», где рассказал обо всех своих «секретах». Некоторые из них стали знать даже школьники. Но самое главное заключалось в том, что Суворов умел понимать и уважал своих подчиненных.

В армию тогда приходили молодые ребята из крепостных крестьян, неумелые, неграмотные. Великий военачальник так обучал их, что они становились чудо-богатырями, орлами. Он воспитывал в солдатах чувство любви к Отечеству, человеческое достоинство, храбрость, находчивость. Во время учений с них пот катил градом, а Суворов подбадривал: «Тяжело в ученье, легко в походе». В походе, в бою он был всегда с войском. Умел пошутить, подбодрить в трудную минуту.

О разных случаях ходили легенды. В одном бою дрогнули солдаты перед многочисленным противником, стали отступать. Суворов бросился к ним, побежал впереди и закричал: «Так, ребята, заманивай, заманивай!» Смешно стало бежавшим и стыдно. А Суворов уже приказывал им остановиться, повернуть и – вперед, в штыки, ура!Воины любили своего полководца, шли за ним бесстрашно и побеждали. А он помнил всю жизнь имена многих солдат, которые пережили с ним и радость, и горе не одного сражения.

Не смогут русские люди забыть и ещё об одном походе Суворова – взятии Измаила. Измаил – крепость турок на северо-западном побережье Чёрного моря. Это была крепость «без слабых мест», как называл её сам Суворов. Долгое время тридцатитысячное русское войско не могло взять эту твердыню. Она была окружена высоким валом и глубоким рвом. Противостояние с противником измотало русскую армию: не хватало продовольствия, одежда поизносилась, а наступившая холодная осень принесла с собой болезни.

В этих тяжёлых условиях Суворову было поручено командование. Одно его волшебное имя всех воодушевило. Суворов придумал, как разгромить целую армию турок, засевших в неприступной крепости. Недалеко от Измаила по ночам он начал обучать солдат переходу через ров и крепостной вал. Туркам же послал следующее письмо: «Я с войсками сюда прибыл. 24 часа на размышление – воля, первый мой выстрел – уже неволя, штурм – смерть. Что оставляю на ваше усмотрение». Турки сдаться не захотели. Ценой больших потерь Суворов выиграл это сражение. Он был верен традициям, опирался на героизм, доблесть, мужество русского солдата. Взятие Измаила вошло в историю как одна из самых ярких битв русской армии.

Скромная Державинская эпитафия «Здесь лежит Суворов» - это выражение благодарности, любви и восхищения не только военному стратегу и полководцу, но и великой русской душе, о чём свидетельствует тот факт, что в самый ответственный момент, в ночь перед штурмом крепости, Суворов обошёл всю армию и лично побеседовал с каждым русским солдатом. С каждым!!! Сам же о себе Александр Васильевич Суворов говорил: «Я должен сказать вам, что я лил кровь ручьями. Трепещу, но люблю моего ближнего; в жизнь мою никого не сделал я несчастным, не подписал ни одного смертного приговора, не раздавил моей рукой ни одного насекомого, бывал мал, бывал велик!»









В подготовке использованы материалы:

  1. Книга для чтения в 3-4 классах начальной школы «Не славы ради…» - авт. сост. Кондратюк В. – Рязань, 1996.

  2. Олег Орлов «Как Суворов перешел через Альпы». – М.: Детская литература,1983.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!