СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

.А.Жуковский. Черты романтизма в лирике В.А.Жуковского. Понятие о балладе, его особенности. Баллада "Светлана".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Романтизм. Лирика В.А.Жуковского. Баллада "Светлана".

Просмотр содержимого документа
«.А.Жуковский. Черты романтизма в лирике В.А.Жуковского. Понятие о балладе, его особенности. Баллада "Светлана".»

Урок.

Тема. В.А.Жуковский. Черты романтизма в лирике В.А.Жуковского. Понятие о балладе, его особенности.

Баллада "Светлана".


Цели и задачи: 

повторить изученный материал, познакомить с новым, учить анализировать текст, прослеживая основную мысль автора в произведении;

способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, веру человека во что-то светлое, доброе, высокое.


Ход урока


1. Орг. Момент.

2. Экспресс-опрос (проверка д/з). Знание романтизма как литературного направления. Романтизму присуще?

  1. Внимание авторов к «внутренней, задушевной жизни человека… таинственной почве души и сердца» (В. Г. Белинский).

  2. Присутствие субъективной авторской оценки, выражающей в большинстве случаев настроения людей, родственных ему своим мировоззрением.

  3. Романтический герой – яркая, исключительная личность. Он страдает от несоответствия окружающего мира и идеального представления о нем.

  4. Будничная повседневность не влечет писателей-романтиков, поэтому действие часто переносится в прошлое или в некие экзотические страны.

  5. Интерес к фольклору и национальной истории.

  6. Романтический герой идеален: он красив физически и духовно, способен на самопожертвование во благо других.

  7. Представление необычных характеров в исключительных обстоятельствах, где проявляются страсти, неукротимая мощь и свобода героя.

  8. Интерес к человеческой индивидуальности, бессознательному, интуитивному.


3. Вступительное слово учителя.

-Сегодня урок мне хотелось бы начать с вопроса, кому посвящены слова А.С. Пушкина: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль»? (Василию Андреевичу Жуковскому) Правильно, так сказал юный Пушкин в стихотворении «К портрету Жуковского». Оправдалось ли предположение А.С.Пушкина? (Да, и в 21 веке произведения Жуковского вызывают у читателей интерес)

-Тема сегодняшнего урока «Романтическое решение проблемы счастья и судьбы в балладе «Светлана» В.А. Жуковского». Мы познакомимся с содержанием и художественными особенностями баллады, покажем национальный колорит произведения, будем продолжать учиться анализировать текст.


4. Актуализация знаний по теории литературы.

-Вспомните, основоположником какого направления в литературе был В.А.Жуковский? (Русский романтизм)

-Назовите жанры произведений, свойственных для романтизма Жуковского? (Элегия, баллада)

-Вспомним, что такое баллада? 

-Почему баллада называется «Светлана»? Что означает это имя?

(Светлана – русское имя, означает «светлая» и создает соответственное настроение. Особую популярность это имя приобрело в России после опубликования баллады Жуковского)

5. Словарная работа

- Какие ассоциации возникают у вас со словом «свет».

Свет – счастье, надежда, молодость, беспечность.

- Назовите антоним слову «свет». Какие ассоциации связаны со словом «тьма»?

Тьма – горе, несчастье, рок и др.

- В тексте баллады встречаются слова, которые вышли из нашего употребления. Как они называются? (устаревшие слова)

В процессе чтения баллады найдите устаревшие слова и объясните их значение.

6. Аналитическая беседа по тексту

Жуковский начал свое поэтическое поприще балладами. Этот род поэзии им начат, создан и утвержден на Руси; современники Жуковского смотрели на него преимущественно как на автора баллад… Под балладою тогда понимали краткий рассказ о любви, большею частью несчастной; могилу, крест, приведение, ночь, луну, а иногда домовых и ведьм считали принадлежностью этого рода поэзии.

«Светлана», оригинальная баллада Жуковского, была признана его шедевром, так что критики и словесники того времени титуловали Жуковского певцом Светланы». (В.Г.Белинский)

Нам с вами придется доказать, что поэзия Жуковского – это поэзия подлинно русская. Мы определим, насколько она пропитана любовью к бескрайним долинам и шумящим лесам России, насколько она окружена тайной.

7. История создания баллады «Светлана».

Над этой балладой Жуковский работал 4 года – с 1808 по 1812 год. Баллада «Светлана» представляет собой обработку сюжета баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора». Ранее Жуковский уже обращался к этому сюжету, создав в 1808 году балладу «Людмила».

Поэтом было создано и переведено около 40 баллад, среди которых особое место отведено теме любви. Свои баллады поэт писал на народные, переводные и придуманные им самим сюжеты. Жуковский обращался к сюжетам И.В.Гёте, Ф.Шиллера, В.Скотта.

Прежде чем мы обратимся к сюжету нашей баллады, давайте познакомимся с определением понятия. А что же такое баллада?

Баллада – это хоровое пение в средневековой западной поэзии, позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай: многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными происшествиями.

- Баллада Жуковского «Светлана» является оригинальным произведением, несмотря на то, что основе ее содержания положен сюжет немецкой баллады Бюргера «Ленора».

Слово учителя.

В промежутке от Рождества до Крещения – 2 недели традиционно считаются зимними праздниками, с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января) – святки. Гадания проводились вечерами. Обычно они начинались, как только в доме зажигали свечи. А полуночные гадания начинались в 12 часов ночи.

Гадали как правило на суженого.

Лучшими местами для гадания считались «нехорошие места»: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища.

Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты, развязать все узлы на одежде.

Гадание с зеркалами было самым страшным.

Берут два зеркала, устанавливают их друг напротив друга, освещают двумя свечами, так чтобы в одном из них образовался длинный коридор, озаренный огнями. В комнате не должно быть кошек, собак, птиц, посторонних лиц, кроме одной или двух подруг. Подруги не должны глядеть в зеркала, подходить к гадающей и разговаривать с ней. В конце этого коридора должен появиться суженый; правда, смотреть иногда приходилось очень долго, и увидеть можно было не только суженого, но и всякую нечисть.

- Почему именно с описания крещенского гадания начинается баллада? (Потому что цель Жуковского – создать героиню с богатым внутренним миром, который будет неразрывен с народными обычаями)

- Какой страной представляли Россию раньше, конечно, помимо того, что она была огромной? (Это холодная страна, с вечной зимой).

- А чем занимались в зимнее время девушки на Руси? (Самое яркое событие зимой – Святки, Рождество и Крещение, когда можно было не только показать себя как человека верующего, но и задорно, от души повеселиться, погадать о судьбе, суженом, любви, о том, насколько хорошо будет складываться жизнь в браке)

- Баллада как произведение эпическое имеет героев, сюжет, композицию.

Назовите композиционные части и действия в балладе.

Экспозиция – описание святочного гадания русских девушек.

Завязка – Светлана в одиночестве смотрит в зеркало и засыпает. Появление жениха, который настойчиво просит ее обвенчаться.

Развитие событий – стремительная дорога сквозь метель и вьюгу к церкви, в которой проходит панихида по усопшему. В миг все исчезает, и Светлана оказывается в избе, где видит гроб с покойником.

Кульминация – в покойнике Светлана узнает своего возлюбленного и в ужасе просыпается.

Развязка – пробуждение Светланы, ее встреча с женихом.

Эпилог – автор от всей души желает девушке счастья.

- Композиция баллады построена на антитезе – противопоставлении фантазии и реальности, жизни и смерти, дня и ночи. Главная особенность композиции – мистический сон Светланы. Каков символический характер пространства и времени? (Действие происходит между явью и сном. Во время гадания Светлана засыпает, все страхи оказываются сном)

- Назовите героев. (Светлана, подруги, жених Светланы).

- Важную роль в раскрытии образа героини играет диалог (Чтение наизусть по ролям отрывка диалога Светланы с подружками)

- Почему не испытывает веселья Светлана?

- Выделите в тексте слова и фразы, которые помогают нам понять настроение Светланы? (Луна, в сумраке тумана, мне судьбина умереть, я молюсь и слезы лью, белая пелена, зеркало со свечою, трепетный огонь, робость в ней волнует грудь, страх туманит очи и т.д.)

- Кратко перескажите, что происходит во сне Светланы?

- В произведении несколько образов, мотивов. Первый из них – дорога. Какую смысловую нагрузку несет в себе этот образ(Дорога – это не только традиционный образ путешествия по каким-либо пространствам, но и сама жизнь человека.) 

- До Жуковского героев баллад дорога вела из сумерек, из тьмы в еще большую темноту, где ждал трагичный финал. А у Жуковского? (Жуковский вел героиню через сумерки, темноту, метель, смятение чувств к свету, к счастливому завершению путешествия)

8. Анализ баллады.

Выявим жанровые особенности баллады:

1) Баллада как произведение эпическое имеет героев, сюжет.

- Назовите героев.

- Расположите события по порядку.

  1. Девушки гадают в крещенский вечер.

  2. Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха.

  3. Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

  4. Светлане является её жених и увозит её венчаться.

  5. Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой хижины.

  6. В избе Светлана видит своего жениха в гробу. 

  7. Светлана пробуждается от страшного сна, и друг возвращается к ней.

2) Важную роль в раскрытии идеи играет диалог.

- Найдите диалог героини и её подруг во время гадания. Что мы узнаём из ответа Светланы?

3) Реальное сочетается с фантастическим.

- Какие элементы в сюжете реальные?

- Что относится к фантастическому?

4) Баллада как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему.

- Как сам автор оценивает смысл рассказанного?

5) Баллада имеет композицию.

- Обратим внимание на оригинальность композиции этого произведения.

  • Завязка: гадание.

  • Кульминация: встреча с мертвецом.

  • Развязка: пробуждение, встреча с возлюбленным.

6) Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приёмов.

Самостоятельная парная работа.

- Выписать из текста средства художественной выразительности (метафоры мертвое молчанье», свет-судья лукавый»),  эпитеты  милый», «статный», «тайный»),  сравнения мчат, как будто на крылах», «в ней душа, как ясный день»), олицетворения тяжко ноет грудь», «крикнул жалобно сверчок»), гиперболы тьма людей во храме», «от копыт их поднялась вьюга под ногами»). (1 вариант)

- - Что русского, национального в этой балладе? (Обряд крещенских гаданий; голубь - символ Духа Святого, защитника чистой души; снежные заносы, одинокая «хижинка под снегом»; утреннее пенье петуха; тройка с колокольчиком) (2 вариант)

- «Светлана» - одно из первых русских произведений, где «русский дух, где Русью пахнет».

- Следующие символические образы, которые помогают осмыслить балладу "Светлана" - это птицы. Назовите птиц, которые присутствуют в балладе. (Ворон, голубь, петух)

Ворон

Голубь

Петух

В народе:

Предсказывает плохое, страшное, ужасное. Вестник несчастья, смерти.

В народе:

Символ счастья, любви, нежности, защиты, мира; символ благословления Господа.

В народе:

Отсчитывает время, символ рассвета, глашатай Солнца, певец, заступник.

В балладе:

Чёрный вран,
Свистя крылом,
Вьётся над санями:
Ворон каркает: печаль!...

Это происходит во сне Светланы, то есть велика вероятность, что "печаль" уйдёт вместе со сном, таким образом, пророчество становится не таким страшным.

В балладе:

…в тишине Лёгкое журчанье:
Вот глядит: к ней в уголок белоснежный голубок с светлыми глазами, тихо, вея, прилетел, к ней на перси тихо сел,обнял их крылами: но не спит Голубочек белый. Встрепенулся, развернул

 Лёгкие он крылы;…

Это происходит тоже во сне, но как противовес ворону, голубок силён равноценно силе веры в Бога. А Светлана, как бы ни было ей страшно, верит в свою защиту Господом. Ни на минуту не выпускает своего креста из рук, молится, сидит в уголке под святыми. И чем больше страх, тем сильнее её вера и тем больше защита голубка (Бога).

В балладе:

…шумным
Бьёт крылом петух,
День встречая пеньем:

В этот момент Светлана просыпается, петух шумно пробудил Светлану как раз "на границе" зла и добра. Таким образом, мы понимаем, что чаша весов склоняется в сторону добра, потому что "наяву" не случилось ничего плохого, а то, что случилось во сне - "нейтрализуется" присутствием голубя.

- Таким образом, мы понимаем, что чаша весов склоняется в сторону добра, потому что "наяву" не случилось ничего плохого, а то, что случилось во сне - "нейтрализуется" присутствием голубя.

- Что же спасает Светлану?

Вывод. Вера Светланы в Бога спасла её от трагического конца - это немаловажно, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, поэтому очень важно было показать твёрдость духа Светланы (она - героиня русской баллады).

- Ещё один символ - свет. Что можно сказать про него?

(Свет - конечно, несёт добро, защиту. Света в балладе Жуковского много. Мы видим свет и ясный, и яркий, и маленьким огоньком, и пробивающимся сквозь метель, и искрящимся, и исходящим от луны, хоть и сквозь туман, и даже имя героини отождествляется со светом. Свет присутствует на протяжении всего произведения. Это можно связать с огоньком веры в Бога, горящей в душе, в сердце Светланы. И эта Вера не дала погибнуть Светлане во тьме, заблудиться среди зла, найти дорогу домой, в пробуждение, к любимому суженому)

- Немаловажную символику несёт собой цвет в тексте. Давайте проанализируем краски, которые использованы в произведении.

цвет

значение

доводы

местоположение

белый

печаль

снег, вьюга, поля зимние, лунный туманный свет, бледность героини, белая запона

сон Светланы

белый

чистота

белая скатерть, белый голубь

И наяву (до сна) и во сне Светланы

чёрный

печаль

чёрная даль, чёрный ворон

сон Светланы

алый

теплота, забота, нежность

"пар алеет топкий" (на рассвете); сладостные уста любимого

пробуждение Светланы

- Вообще краски, и звуки присутствуют именно тогда, когда Светлана бодрствует (до сна - гадания, веселье девушек, и после пробуждения очень много появляется звуков, цвета, эмоции очень разнообразные: от лёгкого трепета после страшного сна до радости, счастья от встречи с любимым). Это тоже говорит о том, что Светлана, как представитель русского народа, живёт, как и весь русский народ эмоциями. Во сне же эмоций, кроме нескольких оттенков печали, не было, как будто жизнь приостановилась, а если она приостановилась, то и прийти, в принципе, наша героиня никуда не смогла бы (по той самой дороге жизни): в том же числе и к трагичному, недоброму финалу.

Выразительное чтение от слов «Смолкло всё опять кругом…» до слов «Ах!.. и пробудилась».

- Цена скачки с мертвым женихом описана автором очень подробно. Почему? (Для нагнетания страха).

- Что еще помогает Жуковскому увеличить ощущение чувства страха?

- Какие образы помогают Светлане спастись?

(Образ «белоснежного голубка», по церковным канонам это Святой Дух).

- И свет, и краски, и звуки, и эмоции, которые вдруг "окутывают" Светлану после сна, "кричат" нам о том, что жизнь прекрасна! И, несмотря на то, что мы, вместе с героиней, ещё не "скинули" с себя впечатления от страшного сна, мы знаем (доказали): добро и счастье победят! Да и доказывать уже ничего не нужно, остаётся только прочесть:

Улыбнись, моя краса,

Счастье - пробужденье".

- Конец баллады жизнерадостен. По мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение, он еще должен бороться за своё счастье, сохраняя при этом веру в себя и близких. Жуковский отступил от сюжета баллады: с главной героиней не случилось никакого несчастья, так как она смогла сохранить верность любимому человеку, за что ей была воздана награда: её жених вернулся целым и невредимым.

9. Подведение итогов урока.

- Какой же смысл в балладе В. А. Жуковского? Почему он посвятил ее любимой племяннице накануне ее свадьбы? (Смысл оптимистичный, светлый. Пусть все печали и тревоги остаются во сне, человек достоин счастья и радости, если он верен своему народу, христианской любви, народным обычаям, если он просто хороший человек.)

Вот такой добрый и дивный подарок получила Александра Протасова, а вместе с ней и все любители русской поэзии.

Светлана стала одним из самых светлых и любимых литературных образов.

Все  детали русского национального быта так отчетливо и живописно рисовали русский мир, что «Светлану» без сомнений провозгласили первой русской балладой. К этому еще надо присоединить великолепный русский язык, каким она написана.

Верность - заповедь любви, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку. (Тельман)

С верой нет ничего невозможного. (Пословица)

Верность - стойкость и неизменность в чувствах.

Вера - убеждённость, глубокая уверенность в чём-нибудь.

- Что же спасает Светлану?

ВЫВОД. Вера Светланы в Бога спасла её от трагического конца, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, а романтическая Светлана - героиня русской баллады.

10.Домашнее задание

1) Выписать из баллады все оценочные слова, которые относятся к героине. На основе их дать устную характеристику Светланы.

2) Баллада написана почти 200 лет назад. Поэтому в ней есть архаизмы и церковнославянизмы. Найдите эти слова и дайте объяснение значениям непонятных слов.

3) Отрывок наизусть (по выбору).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!