Борис Васильев относится к тем писателям, кто сам прошел трудными дорогами войны, кто защищал родную землю с оружием в руках. Им написано много рассказов о том, что ему пришлось пережить в трудные фронтовые годы. И это настоящие переживания очевидца.
«Мы сфотографируемся после седьмого, а потом после десятого. Представляете, как будет интересно рассматривать фотографии, когда мы станем старенькими бабушками и дедушками!»
Вспоминая школьные годы Борис Васильев, рассказывал, как глупо они с друзьями заорали «Ура!», когда началась война. Думали, что победа будет быстрой и легкой. Так их учили.
Из четверых мальчишек в живых остался он один.
Семнадцатилетний Борис добровольцем ушел на фронт, дважды выбирался из глубокого окружения, был контужен. В 1948 году окончил Военную академию бронетанковых войск, но литературное творчество одержало победу над профессиональным военным. Переход в литературу дался с большим трудом, первые десять лет Васильев уничтожал все свои рассказы.
Но он сумел найти свою тему.
Карелия – место действия повести
«А зори здесь тихие» - север России
Поэтика текста – так называемый «внутренний монолог», когда речь персонажа и автора соединяются в неразрывное целое. Особенность прозы XX века.
Повествование ведется от имени коменданта разъезда Васкова. Вся повесть построена на его воспоминаниях. В рамках послевоенного времени идет повествование о прошедших ужасах бесчеловечной войны.
Повествование начинается, казалось бы, с неторопливого описания совершенно невоенной обстановки.
Найдите.
Почему старшине Васкову прислали зенитное подразделение, состоящее из девушек?
Какие трудности начались в служебной жизни старшины после этого?
Интересно проследить, как меняется отношение девушек к своему командиру. Васков совершенно не может найти общего языка с подчиненными.
Сначала девушки не воспринимают старшину, смеются над ним, считают его недалеким служакой, который ничего интересного из себя не представляет.
Найдите.
Первая часть повести не только оттеняет трагизм событий, но всем строем, авторской интонацией, каждой деталью подчёркивает, что девушки, озорные, весёлые ведут себя не так, как положено на войне: “днём разводили бесконечные постирушки”, беззаботно прогуливались по лесу, загорали, трещали, как сороки, вместо команды – “насмешка полная”, “сапоги на тонком чулке”, “портянки намотаны, словно шарфики”. Сначала это вызывает улыбку, даже не верится, что им придётся воевать, стрелять.
Старшина Федот Евграфыч Васков. 32 года. Образования 4 класса. Старшина Васков – командир небольшой зенитной точки, находящейся в тылу. Трудно ему пришлось с его новыми бойцами, но старался найти с ними общий язык, хотя ему, застенчивому по части женского пола, привыкшему не лясы точить, а делом доказывать свою состоятельность, очень трудно с острыми на язык женщинами. Васков не пользуется у них авторитетом, служит, скорее, лишь объектом для насмешек. Девушки не разглядели в нем очень неординарную личность, настоящего героя. Мужицкий ум, мужицкая закваска. «Твердая немногословность», «крестьянская неторопливость», особая «мужская основательность».
Но старшина Васков – наследник лучших традиций русского солдата. В каких сценах герой предстает перед нами как мастер на все руки?
Когда вы замечаете, как меняется к нему отношение зенитчиц?
Где мы видим, что они поняли лучшие качества этого человека?
В центре повествования - пять совершенно различных девичьих характеров , пять разных судеб . Сочувствие читателя вызвано именно тем, что мы узнаем о жизни девушек, об их прошлом: мечтах, событиях, людях, с которыми они были связаны до войны.
У каждой из девушек своя неповторимая жизнь, порой непростая, порой счастливая. Но для всех для них довоенное время и война – совершенно разные эпохи жизни.
Вспомните эпизоды из довоенной жизни девушек – пяти главных героинь повести.
Создание пяти различных характеров – значительное достижение Бориса Васильева в повести.
Рита имеет свой настоящий счет к немцам. У нее было подлинное счастье, о котором Лиза и Галя даже не могли мечтать. Ее муж – пограничник. До войны пограничники и летчики воспринимались почти, как небожители. Все подростки знали имена знаменитых пограничников и их не менее знаменитых собак.
Вместе с Никитой Карацупой Ингус задержал 338 нарушителей государственной границы.
Из всех довоенных событий Рита Муштакова ярче всего помнила школьный вечер — встречу с героями-пограничниками. И хоть не было на этом вечере Карацупы, а собаку звали совсем не Индус (Ингус), Рита помнила этот вечер так, словно он только-только окончился и застенчивый лейтенант Осянин все еще шагал рядом по гулким деревянным тротуарам маленького приграничного городка.
Пограничники первыми приняли бой 22 июня 1941 г. Пограничные заставы сражались с исключительным мужеством. Почти все бойцы и командиры застав погибли.
Позже Васильев напишет повесть «В списках не значился» про легендарного защитника Брестской крепости, имя которого так и осталось неизвестным.
Как построен сюжет? Куда и зачем бегала по ночам Рита, кого она увидела в лесу, что она рассказала старшине, когда вернулась?
«Дело происходит в сорок втором году, — говорил писатель Борис Васильев, — а я немцев образца сорок второго хорошо знаю, мои основные стычки с ними происходили. Сейчас такими могут быть спецназовцы. Метр восемьдесят минимум, отлично вооружённые, знающие все приёмы ближнего боя. От них не увернёшься».
Два таких десантника- уже серьезная опасность.
пистолет-пулемет MP 38/40
Кроме подготовки, десантники отлично вооружены. Васков знает вооружение немецких десантников: пистолет-пулемет MP 38 / 40 стреляет очередями, в руках опытного солдата – грозное оружие. Десантники владеют приемами рукопашного боя и ножевого.
А девушки-зенитчицы, как видит Васков, в основной массе не готовы к такому серьезному бою.
Чеши с такими лес, лови немцев с автоматами! А у них, между прочим, одни родимые, образца 1891-го дробь 30-го года... Они и вооружены винтовками Мосина, бывшими на вооружении у Русской армии еще в 1891 г. Усовершенствованы в 1930 г. После каждого выстрела – перезарядка, в обойме – пять патронов. За то время, пока девушки перезарядят винтовку для очередного выстрела, немец успеет выпустить не одну очередь. А при перезаряжании бойцом обоймы, немцы совершенно точно успеют убить вооруженного винтовкой бойца Сам Васков вооружен наганом и у него есть две гранаты и финский трофейный нож.
Ставя перед собой задачу показать героев в момент выбора, Борис Васильев отделяет их от регулярной армии, превращая, по сути, в партизанский отряд, окруженный врагом.
И это решение приводит к тому, писатель, словно воспроизводя древний мифологический сюжет о путешествии в загробный мир, вводит в текст дорогу, границу (болото) и полный опасности берег за границей болота.
Таким образом произведение стало не только рассказывать о событиях Великой Отечественной войны, но обрело черты мирового сюжета: путь, пересечение некой черты, испытания, столкновение со смертью, подвиг, бессмертие.
Это черты «Илиады» и «Одиссеи», «Капитанской дочки» и «Войны и мира», это черты лучших произведений мировой литературы..
Первоначальный план Васкова таков «Положит своих девчат за камни, укроет понадежнее, пальнет разок для бодрости, а там и поговорит. В конце концов одного и прикончить можно, а с немцем один на один Васков схватки не боялся».
Ни одна девушка, по первоначальному плану Васкова, не должна была участвовать в схватке с сильным и опытным противником.
Он взял пятерых девушек не только потому, что вышестоящий начальник это сказал, а потому что был согласен с этим решением: пять винтовок будут направлены на двух, а, может быть, на одного немца, если одного придется убить.
Можно ли было взять больше девушек в лес и на болото?
Больше бойцов –больше сложностей, пятерым нелегко дался переход болота, а если бы их было семь, девять?
Меньше тоже нельзя было – и поддержка, и больше винтовок.
Так автор приготовил один из самых трагических сюжетов литературы о войне.
Второе решение автора - За бросок к Вопь-озеру Васков не беспокоился: прямую дорогу туда немцы знать не могли, потому что дорогу эту он открыл сам еще в финскую. На всех картах здесь топи обозначались, и у немцев был один путь: в обход, по лесам, а потом к озеру на Синюхину гряду, и миновать гряду эту им было никак невозможно.
Васков поведет их напрямую, через болото. Тем самым они окажутся отрезанными на время от своих. Они попадут в ситуацию партизанского отряда, подполья. Так готовится важнейшая тема всей послевоенной литературы о войне – тема выбора.
«Я всегда старался писать о человеке. Человеке в экстремальных условиях. Когда нет ни штабов, ни командиров, ни выполнения приказов, ни тылов, ни всей этой огромной гигантской военной машины, которая ведет сражение. Когда речь идет о сражениях, я могу сказать: да, это военная проза. Но когда речь идет о человеке, который принимает решение сам, когда всё сваливается на него, когда он и командир, и участник боя, и всё что хотите, когда нет никого, кто может отдать ему приказ сверху, — тогда это для меня превращается просто в историю человека, попавшего в экстремальные условия. Ему надо самому принимать решение на базе своего нравственного багажа. Ему не на кого свалить ответственность».
Женя Комелькова была любимицей самого автора, по его словам.
Она была из привилегированной семьи, отец – офицер, жили они в Эстонии, только за год до войны присоединенной к СССР. Немцы захватили Эстонию очень быстро, отец Жени, вероятно, погиб. А вот семья погибла так, как об этом рассказала сама Женя.
А я одна теперь. Маму, сестру, братишку — всех из пулемета уложили.
— Обстрел был?
— Расстрел. Семьи комсостава захватили и — под пулемет. А меня эстонка спрятала в доме напротив, и я видела все. Все! Сестренка последней упала — специально добивали...
Массовые казни на оккупированной территории начались сразу после прихода немцев. Семьи комсостава (командного состава) расстреливали по указке ненавидевших СССР местных жителей, по спискам, захваченным в штабах, хватали в домах, на дорогах –скрыться было очень трудно. Стремительное продвижение врага приводило к тому, что уйти не успевали.
Женю спрятала эстонка. Таких во время войны тоже было немало. Люди оставались людьми в нечеловеческих условиях.
Лиза, Галя, Соня – у всех у них свои судьбы. Этим трем девушкам не успело улыбнуться настоящее счастье до войны.
Лиза мечтала о таком, казалось бы, простом деле – техникум с общежитием. Но для нее, девушки выросшей в лесу, это настоящий прорыв. Война перечеркнула планы. Гость остался в памяти, а встреча со старшиной Васковым была реальной. И могло бы у них состояться счастье. Старшина ее выделил, они оба- деревенские, понимают друг друга. Она стала бы хорошей женой и матерью, но война и это губит. Она так торопилась сообщить о постигшей их маленький отряд беде.
Прощаясь. Она хотела, чтобы он хотя бы взглянул на нее.
«Лиза молча покивала, отодвинулась. Прислонила винтовку к камню, стала патронташ с ремня снимать, все время ожидаючи поглядывая на старшину. Но Васков смотрел на немцев и так и не увидел ее растревоженных глаз. Лиза осторожно вздохнула, затянула потуже ремень и, пригнувшись, побежала к сосняку, чуть приволакивая ноги, как это делают все женщины на свете».
Соня уже было нашла свою судьбу, но война забрала, вероятно, юношу в очках, а потом и саму девушку.
«…вместо танцев бегала в читалку(читальный зал Библиотеки им. Ленина) и во МХАТ, если удавалось достать билет на галерку. А заметила, сообразив, что очкастый сосед по лекциям совсем не случайно пропадает вместе с ней в читальном зале. Это было уже спустя год, летом. А через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха имени Горького сосед подарил ей тоненькую книжечку Блока и ушел добровольцем на фронт».
Васков заметил, как тяжело тащить винтовку Соне Гурвич. Именно в разговоре с ней возникает тема «тихих зорь». Тем страшней будут по контрасту с «тихими зорями» события.
— Кому читаешь-то? — спросил он, подойдя, Переводчица смутилась (все ж таки наблюдать приказано, наблюдать!), отложила книжку, хотела встать. Старшина махнул рукой.
— Кому, спрашиваю, читаешь?
— Никому. Себе.
— А чего же в голос?
— Так ведь стихи.
Старшина не успел доучиться в школе, не понимает зачем читать самой себе стихи. Но он – настоящий человек. Он заботится о своих бойцах.
И вот что, ты на камнях-то не сиди. Они остынут скоро, начнут из тебя тепло тянуть, а ты и не заметишь. Ты шинельку подстилай.
— Хорошо, товарищ старшина. Спасибо.
— А в голос, все-таки не читай. Ввечеру воздух сырой тут, плотный, а зори здесь тихие, и потому слышно аж за пять верст.
— Тятя с маманей живы у тебя? Или сиротствуешь?
— Сиротствую?.. — Она улыбнулась: — Пожалуй, знаете, сиротствую.
— Сама, что ль, не уверена?
— А кто теперь в этом уверен, товарищ старшина?
— Резон...
— В Минске мои родители. — Она подергала тощим плечом, поправляя винтовку.
— Я в Москве училась, готовилась к сессии, а тут...
— Известия имеешь?
— Ну, что вы...
— Да... — Федот Евграфыч еще покосился: прикинул, не обидит ли. — Родители еврейской нации?
— Естественно.
— Естественно... — Комендант сердито посопел. — Было бы естественно, так и не спрашивал бы.
По ее внешности, он понял, что девушка из еврейской семьи. К тому времени уже было известно, что происходило с еврейским населением на оккупированной территории. И хотя самые страшные факты – массовое уничтожение еврейского населения в печах концлагерей - откроются позже, когда Красная армия освободит концлагерь Освенцим под Краковом, в Польше, в 1945 г. а союзники другие концлагеря, Васков понимает, что произошло с сониной семьей.
Смерть Сони поражает уже с этих слов:
В части ее почти не знали: она была незаметной и исполнительной — и попала в зенитчицы случайно…. И, наверно, поэтому голос ее услыхал один старшина.
— Вроде Гурвич крикнула?..
Прислушались: тишина висела над грядой, только чуть посвистывал ветер.
— Нет, — сказала Рита. — Показалось.
Далекий, слабый, как вздох, голос больше не слышался, но Васков, напрягшись, все ловил и ловил его, медленно каменея лицом.
Один из самых важных моментов повести .
— Отличница была, — сказала Осянина. — Круглая отличница — и в школе и в университете.
— Да, — сказал старшина. — Стихи читала. А про себя подумал: не это главное. А главное, что могла нарожать Соня детишек, а те бы — внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом...
Галя Четвертак, лишенная в жизни всего, что дает семья и радостное детство, так и не научилась отделять романтические мечты и фантазии от реальности. А когда поняла, что вокруг страшный реальный мир, было поздно. Она была самая молодая, по-детски радовалась, что ее взяли на ответственное задание.
Но пока настоящей опасности не было, она справлялась, а вот когда война взглянула в упор, ей стало страшно.
Сначала она теряет сапог на болоте, потом простудилась и должна была по приказу старшины пить спирт. Попыталась возразить, но в армии приказы не обсуждаются.
Васков дает ей сапоги с убитой Сони.
Это страшно напугало Галю, которая все время видит перед собой погибшую от немецкого ножа Соню.
Снова попытка возразить, с истерикой, но она должна подчиниться.
Старшина хотел перевоспитать испугавшегося первого боя бойца, но Галя уже ничего не видела, кроме стального немецкого ножа. И погибла она от страха, а старшина предупреждал: в бегущего человека из автомата попасть – сплошное удовольствие.
Моменты выбора.
Соображать некогда было. Не было уже времени, и Федот Евграфыч только главное решил: увести немцев. Увлечь их за собой, заманить, оттянуть от последних своих бойцов. А решив это, не таясь уже, вскочил, шарахнул по двум фигурам, что над Галей склонились, полоснул очередью по топоту в кустах и, пригнувшись, бросился подальше от Синюхиной гряды, к лесу.
Он не видел, попал ли в кого: не до того было. Сейчас сквозь немцев прорваться надо было, себя в целости до леса донести и девчат уберечь. Уж их-то, последних, непременно уберечь он был должен, обязан был перед совестью своей мужской и командирской. Хватит тех, что погибли. По горло хватит, до конца жизни.
… А в нашу сторону, в ту, что к разъезду вела, прямо к Марии Никифоровне, в ту сторону Федот Евграфыч особо не глядел. В той стороне опасностей никаких не было, в той стороне, наоборот, жизнь была: спирта полкружечки, яишенка с салом да ласковая хозяйка.
… А когда отдышался, рассвело уже достаточно, и понял он, что чернеет в болотной топи. Понял и сразу вспомнил, что у приметной сосны осталось теперь пять вырубленных им слег. Пять — значит, боец Бричкина полезла в топь эту, трижды клятую, без опоры...
И осталось от нее армейская юбка. А больше ничего не осталось — даже надежд, что помощь придет...
И вспомнил вдруг Васков утро, когда диверсантов считал, что из лесу выходили. Вспомнил шепот Сони у левого плеча, растопыренные глаза Лизы Бричкиной, Четвертак в чуне из бересты. Вспомнил и громко, вслух сказал:
— Не дошла, значит, Бричкина...
Старшина, раньше пользовавшийся словами преимущественно из устава, теперь говорит совсем другим языком.
И сам чуть слезы сдержал. Совсем уж с ресниц свисали: ослаб, видно. Обнял девчат своих за плечи, да так они втроем и пошли на ту сторону. А Комелькова все прижаться норовила, по щеке колючей погладить.
— Эх, девчонки вы мои, девчоночки! Съели-то хоть кусочек, спали-то хоть вполглазика?
— Не хотелось, товарищ старшина...
— Да какой я вам теперь старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат. Вот так Федотом и зовите. Или Федей, как маманя звала...
В не окончательно проявила себя человеческая натура, лучшее. Что было в старшине, теперь уже отчетливо видно и его двум оставшимся в живых подчиненным. Старшина сказал девушкам, что Галка погибла в перестрелке, не стал им говорить, что она испугалась до смерти и побежала. Он, сам смелый и честный, словно бы хочет, чтобы и все вокруг были такими же.
После потери запала для гранаты у них - Отстреливаться — три винтаря, два автомата да наган. Не очень-то разгуляешься, как с десятка полоснут. Но, надо полагать, свой лес выручит. Лес да речка.
Последние слова очень важны.
« И когда я столкнул их (десантников) с девушками, я с тоской подумал, что девочки обречены. Потому что если я напишу, что хоть одна осталась в живых, это будет жуткой неправдой. Там может выжить только Васков. Который в родных местах воюет. Он нюхом чует, он здесь вырос. Они не могут выиграть у этой страны, когда нас защищает ландшафт, болота, валуны», - писал Борис Васильев.
Но девушки были обречены.
Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцу ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно — держать. Держать эту позицию, а то сомнут — и все тогда. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Васков, был сейчас ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия.
И Женя сделала свой выбор.
И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет.
А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее гордое и прекрасное лицо...
Смерть Риты – последней из девушек, особенно написана автором. Главное – забота не о себе.
Холодная черная бездна распахивалась у ее ног, и Рита мужественно и сурово смотрела в нее.
Она не жалела себя, своей жизни и молодости, потому что все время думала о том, что было куда важнее, чем она сама. Сын ее оставался сиротой, оставался совсем один на руках у болезненной матери, и Рита гадала сейчас, как переживет он войну и как потом сложится его жизнь.
Перед смертью у нее с Васковым состоялся последний разговор. И оказалось, что автор смотрел далеко в будущее, в наше время.
— Здесь у меня болит. — Он ткнул в грудь: — Здесь свербит, Рита. Так свербит!.. Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?
— Ну зачем так... Все же понятно, война...
— Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли!
В наше время многие задают эти вопросы, а ответ на них дало поколение, которому пришлось воевать. Для них понятие Родина, Россия, как говорил Васков, долг, не были пустыми словами. Они знали, за что шли умирать.
Но повесть поражает своим трагизмом.
Опытный, находчивый, заботливый, Васков не сумел уберечь от пуль ни строгую Осянину, ни озорную Женьку, погибли Лиза Бричкина, Галка Четвертак, Соня Гурвич. И эти смерти «черным ужасом» обожгли сердце Васкова. Ярость, которая прежде вела его, вызрела в «холодную и расчетливую ненависть»: он ощущал, что «именно за его спиной вся Россия сошлась». Он «рычал и плакал», «обессилев вконец», добивая фашистов. Кровавой сути войны, трагически противоестественной для человека, «совестью своей мужской и командирской» противостоит старшина Васков.
— Погоди! — Рита глядела куда-то мимо его лица, в перекрытое ветвями небо. — Помнишь, на немцев я у разъезда наткнулась? Я тогда к маме в город бегала. Сыночек у меня там, три годика. Аликом зовут — Альбертом. Мама больна очень, долго не проживет, а отец мой без вести пропал.
— Не тревожься, Рита, понял я все,
— Спасибо тебе. — Она улыбнулась бесцветными губами. — Просьбу мою последнюю выполнишь?
— Нет, — сказал он.
— Бессмысленно это, все равно ведь умру. Только намучаюсь.
О чем просит Рита? Что это за последняя просьба? Она хотела его попросить, чтобы он сам убил ее. Он этого сделать уже не может. Понимает, что все, ничем не поможешь, но переступить последнюю черту – не может.
И тогда она делает свой последний выбор.
Но повесть не заканчивается победой Васкова. Эпилог произведения переносит читателя в другое время, когда давно отгремела война, и выросло новое поколение, не знавшее её.
Но и они, молодые люди со своим молодежным лексиконом, проводящие время в райском уголке, вдали от цивилизации, там, где тихие зори, начинают что-то понимать.
Это и за их сегодняшнюю безмятежную жизнь воевали в этих местах.
А мы узнаем, что сын Риты стал военным, что Васков выжил, усыновил Альберта, дал ему свое отчество, что память о тех, кто сражался, не должна никогда исчезнуть.
Эпилог повести вновь обращает внимание читателя на его название. Заглавие повести ёмко и многозначно. Тема зорь, рассвета, тихого утра проходит через всё произведение. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные для развития сюжета события. Тихие зори подчёркивают красоту и торжественность суровой северной природы, покой и тишину, когда трудно представить себе, что где–то рядом — война, кровь, смерть.