СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Абай Кунанбаев "Осень". Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..." (Сравнительный анализ стихотворений)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этому анализу лет двадцать))) Работа выполнена мной на курсах повышения квалификации учителей (было проведено нечто вроде конкурса). Решила опубликовать здесь, может, кому-то пригодится.

Просмотр содержимого документа
«Абай Кунанбаев "Осень". Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..." (Сравнительный анализ стихотворений)»

Осень в изображении Абая и Тютчева
(сравнительный анализ стихотворений)



Абай Кунанбаев


ОСЕНЬ


Тучи мрачно окутали весь небосвод –

Это осень в дождях и туманах ползёт,

И застывшую землю, от стужи дрожа,

Кобылица напрасно копытом скребёт.


Нет уж больше травы на просторе степей,

Смеха больше не слышно и гама детей,

А деревья, иссохшие, как старики,

Тянут к небу безлистые руки ветвей.


Уж дымится с овечьими шкурами чан –

Износилась одежда, весь в дырках чапан,

Чинят женщины юрту, заплаты кладут,

И старухи свой ткацкий наладили стан.


Журавли в теплый край вереницей летят,

Голодают верблюды и грустно глядят,

Приуныли аулы – куда ни пойдешь,

Не услышишь весёлого смеха ребят.


Старики над остывшей поникли золой,

Молча слушают ветер, холодный и злой,

Рыщут по степи псы, ищут в норах мышей –

Дома косточки им не дадут ни одной.


И уже ни травинки вокруг не найти,

Пылью ветер заносит дороги в степи.

Будь ты проклят, обычай глухой старины,

Что мешает нам в юртах огонь развести!

1888 г.

(Перевод А.Готова)


Федор Иванович Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

1857 г.



Эти два стихотворения объединены только темой – осень, в остальном они абсолютно различны.

Осень у Абая (перевод А. Готова) окрашена в мрачные тона, вызывает у автора (а стало быть, и у читателя) печальные мысли и чувства. Обратим внимание на лексику стихотворения: «тучи мрачно окутали весь небосвод», «осень… ползёт», «застывшая земля», «смеха не слышно», «деревья, иссохшие, как старики, тянут к небу безлистые руки ветвей» и т.д.

Абай видит осень глазами бедного казаха-степняка. Это время года несёт в аулы уныние, холод и голод, новые, не очень радостные хлопоты и заботы: «износилась одежда», «весь в дырках чапан» – нужно чинить, латать: впереди долгая, холодная зима.

Времена года у Абая неотделимы от быта степных казахов-кочевников, чья жизнь целиком зависела от капризов погоды.

То ли дело летом! Сочные травы джайляу, сытый скот, довольные старики, веселые, резвящиеся под жарким солнцем ребятишки…

А осень… Грустное настроение, вызванное описанием этого неприветливого времени года, усиливается под влиянием несколько монотонного, однообразно бесконечного (шесть строф) ритма стиха с характерной рифмовкой «а, а, б, а», т.е. рифмуются первая, вторая и четвертая строки, третья же остается «одинокой». Притом все строки у Абая с мужскими окончаниями: ударение падает на последний слог, придавая звучанию стиха некую настойчивость, категоричность, звучат однообразно-назойливо, как холодный осенний дождь.

Поскольку в этом стихотворении значительное место занимает описание быта казахов, то, естественно, здесь много лексических средств, передающих национальный колорит: кобылица, верблюды, юрты; и ещё, тоже очень характерное: «рыщут по степи псы».

На мой взгляд, пронзительно по силе своей выразительности такое сравнение: «и деревья, иссохшие, как старики, тянут к небу безлистые руки ветвей». Щемящее чувство жалости к деревьям (старикам?), умоляюще тянущим свои ветви (руки?) к небу… Выражение «безлистые руки» вообще очень сильное, рождает различные ассоциации. Возникает образ молчаливых стариков с потухшими глазами, иссохших, как степной саксаул.

В предпоследней строфе вновь появляется образ этих стариков, «поникших над остывшей золой». Остывшая зола, иссохшие деревья, безлистые руки – Абай усиливает чувство безысходности, конца, вызванное этим временем года.

Композиция стихотворения линейная, в нём не звучит тема весеннего возрождения природы, и единственный восклицательный знак в конце стихотворения – это знак не благословения, но проклятия.

У Тютчева же картина осени несёт в себе какое-то умиротворение, покой. Несмотря на то, что во второй строфе и в начале третьей нарисована картина пустоты, нет чувства грусти и покинутости. Отчего же? Давайте слушаемся в текст стихотворения:

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.


Вид опустевшего поля не вызывает грусти, т.к. «простор везде». Слово «простор» перекрывает собой слово «пусто», притом же серп назван «бодрым», а паутина «блестит». Отчего же тут взяться грусти?

Да, но слово «пустеет» в начале третьей строфы, можете вы сказать, всё-таки навевает грусть, ведь и «птиц не слышно боле» (у Абая «не слышен детский смех»). А полноте, скажу я вам, ведь у Тютчева дальше (видите?) союз но! «Но далеко ещё до первых зимних бурь», – уверяет нас автор. А потому – наслаждайтесь красотой, ведь эта пора столь же короткая, сколь дивная:

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…


А теперь оставьте анализ и просто прочтите стихотворение – как и положено, вслух. Слышите: оно звонкое! Оно лёгкое, звонкое, само какое-то хрустальное. Отчего же? А посмотрите: в нём очень много переливов, рожденных волшебным сочетанием сонорных звуков, чередованием [л] и [р]: первоначальной, короткая, дивная пора, хрустальный, лучезарны, вечера, бодрый, простор, блестит, первых, бурь, льётся, лазурь, поле.

Мягкому, тёплому тону стихотворения соответствуют и многоточия, дважды употреблённые…



Скачать

© 2023 54 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!