Комитет по образованию Администрации Советского района Алтайского края
Талицкая средняя общеобразовательная школа филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Урожайненской средней общеобразовательной школы
«Рассмотрено» на заседание ШМО Протокол № от «___» ________2020 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР ___________/Ойнина Н.Н. «___» _________2020г. | «Утверждаю» Директор школы /____________/ Е.В. Штейнбрехер / Приказ № ____ от «___» ______2020 г |
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Рабочая программа по учебному предмету
Музыка
для учащихся 3 класса
на 2020-2021 учебный год
Составитель Иванникова Евгения Викторовна
учитель первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № от
« » августа 2020г
Талица
2020
Срок реализации один год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, н а 2018/2019 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31 марта201 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018/ 2019учебный год» .Список изменяющих документов ( в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от26.01.2016 №38, от 21.04.2016 №459, от29.12.2016 №1677) ;
учебный план образовательного учреждения на 2018/ 2019 учебный год;
локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).
Данная рабочая образовательная программа по музыке для 3 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
Перечень учебно-методического обеспечения
Авторская программа | Учебник | Методический пособия |
Музыка. Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности : 1-4 кл.в 2 ч. Сост. Р.Г. Чуракова и др.– М.: Академкнига/ Учебник, 2012 . | Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. Учебник. 3 класс. – М.: Академкнига, 2014 | Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка : Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник2014 |
Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Цели музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.
Личностные задачи:
формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;
развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.
Познавательные и социальные задачи:
приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;
формировать целостную художественную картину мира;
воспитывать патриотические убеждения, толерантность жизни в поликультурном обществе;
развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию.
Коммуникативные задачи:
формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Раздел 2. Учебно-тематический план
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость. | 9 |
2 | Интонация. | 7 |
3 | Развитие музыки. | 10 |
4 | Построение (формы) музыки. | 8 |
5 | Итого | 34 |
Раздел 3. Содержание программы
1-я четверть – «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»
Темы: Открываем для себя новые качества музыки. Мелодичность – значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание песенности, танцевальности, маршевости как важных, содержательно значимых качеств музыки.
Песенные мелодии и песенные образы. Песенность в вокальной и инструментальной музыке. Вокализ. Танцевальные песни, отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. Песни маршевого характера. Маршевость в произведениях отечественных и зарубежных композиторов. Содержательные особенности песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыки.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.
- Анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности.
- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).
- Узнавать и определять различные составы оркестров (симфонический, духовой, народных инструментов).
- Создавать музыкальные композиции в различных видах исполнительской деятельности
2-я четверть – «Интонация»
Темы: Сравниваем разговорную и музыкальную речь. Зерно-интонация в музыке. Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание музыки как звучащего, интонационно осмысленного вида искусства.
Сопоставление разговорной и музыкальной речи. Общие черты: понижение и повышение интонации, усиление и ослабление звучания, акценты и паузы, знаки препинания, фразы, устремление к кульминации. Различия: возможность точной записи по высоте и по длительности музыкальной речи; отсутствие этого в разговорной речи, введение условных знаков для обозначения высоты интонации и длительности ее звучания. Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная вырази-тельность исполнения: точное и сознательное выполнение пауз, выделение наиболее важных слов и слогов во фразе, наиболее важных звуков в мелодии, движение к кульминации, деление на фразы и пр. Зерно-интонация как отражение «зародыша» всех элементов музыкальной речи. Выразительные и изобразительные интонации, их неразрывное единство. Интонация – основа музыки
Характеристика деятельности обучающихся:
- Импровизировать на заданную и свободную темы.
- Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.
- Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.
- Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
- Осознавать жизненную основу музыкальных интонаций.
- Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
- Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
- Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.
3-я четверть – «Развитие музыки»
Темы: Почему развивается музыка? Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? Что такое исполнительское развитие? Развитие, заложенное в самой музыке. Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание движения как постоянного состояния музыки, которая развивается во времени.
Интонационное развитие музыки как отражение постоянных изменений в окружающей жизни, в чувствах, настроении, мыслях человека. Средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки. Исполнительское развитие, характерное в основном для куплетной формы. Развитие, заложенное в самой музыке – динамическое, ладовое, темповое, тембровое, фактурное
Характеристика деятельности обучающихся:
- Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл.
- Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.
- Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров.
- Распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений.
- Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
- Воплощать в исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении) эмоциональное восприятие различных музыкальных образов и их развитие
4-я четверть – «Построение (формы) музыки»
Темы: Почему музыкальные произведения бывают одночастными? Когда музыкальные произведения имеют две или три части? Рондо – интересная музыкальная форма. Как строятся вариации? О важнейших средствах построения музыки.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание музыкальной формы как структуры, композиционного строения музыкального произведения.
Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части с помощью различных элементов музыкальной речи (пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и пр.). Структурные элементы музыкального произведения: мотив, фраза, предложение, период. Содержательно-образные основы построения музыки. Зависимость смены частей в произведениях от изменения характера музыки. Одночастная, двухчастная, трехчастная формы музыки. Форма рондо и форма вариаций. Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования.
- Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение.
- Перечислять простые музыкальные формы.
- Распознавать художественный замысел различных форм (построений) музыки (одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.).
- Сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия.
- Исследовать и определять форму построения музыкального произведения.
- Сольмизировать и сольфеджировать мелодии.
- Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:
слушание музыки и размышление о ней;
пение;
инструментальное музицирование;
музыкально-пластическое движение;
драматизация музыкальных произведений.
Узловой темой 3-го года обучения является тема «Интонация». Она рассматривается в двух музыковедческих смыслах: в широком смысле – как воплощение художественного образа в музыкальных звуках; в узком смысле – как мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.
К 3 классу обучающиеся уже осознали, что мелодия – «душа музыки», а мелодичность всегда связана прежде всего с песенностью, с пением, с интонацией человеческого голоса, с интонированием. Интонационная природа мелодии свидетельствует о песенном происхождении музыки, а сама мелодия связана с речевым и вокальным интонированием. Это позволяет воспринимать мелодию как интонационное содержание музыки.
Реализация принципа сходства и различия позволяет обучающимся сравнивать разговорную и музыкальную речь, рассматривать наличие в музыке зерна-интонации, постигать особенности и взаимосвязи выразительных и изобразительных интонаций.
Если музыка – «искусство интонируемого смысла», значит, она находится в постоянном движении. Музыковедческая проблема развития музыки освещается в 3 классе на основе принципов повтора и контраста. На том, что музыка располагает множеством элементов музыкальной речи, которые по аналогии с разговорной речью делят ее на предложения, эпизоды, периоды, части и пр. – пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и т. д.
Данная проблема рассматривается с точки зрения исполнительского развития и развития, заключенного в самой музыке. Опираясь на понимание «зерна-интонации», обучающиеся могут проследить за развитием мелодии, заложенном в произведении. Например, с помощью симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Герои сказки, с темами которых школьники познакомились во 2 классе, вступают во взаимодействие. Знакомые интонации видоизменяются, развиваются, поскольку на протяжении всей сказки с героями происходят разные события.
Развитие музыки непременно требует особой ее организации, оформления, формы. Это следующая узловая музыковедческая проблема, которая нашла свое отражение в содержании программы 3 класса в смысле конструкции музыкальных произведений. Построение (формы) музыки представлены в программе одночастными, двухчастными и трехчастными произведениями; музыкой, написанной в форме рондо и вариаций. При этом в качестве важнейших средств построения музыки рассматриваются простое и измененное (варьированное) повторение и контраст.
Все эти музыковедческие проблемы раскрываются перед обучающимися в простой и доступной форме – с помощью включенных в программу музыкальных произведений для разных видов музыкально-творческой деятельности. Так, программа содержит произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, А. Алябьева, М.И. Глинки, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина,
П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, И. Стравинского, Р. Щедрина, И.С. Баха, Людвига ван Бетховена, В.А. Моцарта, К. Дебюсси, Ж. Бизе, Э. Грига, Ф. Шопена, Ф. Шуберта. А также народные песни и песни композиторов: А. Александрова, А. Аренского, И. Арсеева, С. Баневича, С. Бодренкова, Р. Бойко, Я. Дубравина, И. Дунаевского, Д. Кабалевского, М.М. Калининой, В. Калинни-кова, Е. Крылатова, Н. Метлова, М. Минкова, Славкина, С. Соснина, Г. Струве, Л. Хафизовой.
В качестве главных методов программы избраны следующие методы:
метод наблюдения за музыкой;
метод убеждения и увлечения музыкой;
метод импровизации;
метод переинтонирования;
метод «сочинения уже сочинённого»;
метод размышления о музыке;
метод междисциплинарных взаимодействий;
метод восхождения от частного к общему.
Формы организации учебного процесса
Изучение курса «Музыки» предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса: уроки-конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - творческие зачёты, уроки-исследования; дидактические игры, уроки-путешествия, уроки-конференции; уроки-викторины. Формированию универсальных учебных умений способствует проектная деятельность обучающихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время.
Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.
Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу
«Музыка» к концу третьего года обучения
Требования заключаются:
в наличии интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом самовыражении (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);
в умении высказывать свои размышления о музыке (определять её характер, основные интонации- вопрос, восклицание, жалость, радость, устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, жизненными проявлениями);
в узнавании некоторых музыкальных произведений, изученных в 3-м классе (не менее трёх);
в знании имён выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П.Чайковский, В.А. Моцарт, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А.Бородин, С. Прокофьев);
в знании музыкальных инструментов;
в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия-подголоски)
Обоснование изменений в программе
№ | Тема | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе | Пояснения |
1 | «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» | 9 | 9 | |
2 | «Интонация» | 7 | 7 | |
3 | «Развитие музыки» | 10 | 10 | |
4 | «Построение (формы) музыки» | 8 | 8 | |
| ИТОГО | 34 | 34 | |
Календарно-тематическое планирование
3 КЛАСС (34 ч)
«Музыка – искусство интонируемого смысла»
№п/п | Тема урока | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) | |
1. «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»-8 часов Первая четверть-8ч | |
1.1 | «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» | 04.09.18 | | |
1.2 | Открываем для себя новые качества музыки. | 11.09.18 | | |
1.3 | Мелодичность – значит песенность? | 18.09.18 | | |
1.4 | Танцевальность бывает не только в танцах. | 25.09.18 | | |
1.5 | Где слышится маршевость? | 02.10.18 | | |
1.6 | Что значит танцевальность, песенность, маршевость? | 09.10.18 | | |
1.7 | Встречи с песенно-танцевальной музыкой. | 16.10.18 | | |
1.8 | Встречи с песенно-маршевой музыкой. | 23.10.18 | | |
Вторая четверть7 ч | |
1.9 | Обобщение темы «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость». | 06.11.18 | | |
| | |
| | |
2. «Интонация» (7 ч) | |
2.1 | «Интонация» | 13.11.18 | | |
2.2 | Сравниваем разговорную и музыкальную речь. | 20.11.18 | | |
2.3 | Зерно-интонация в музыке. | 27.11.18 | | |
2.4 | Выразительные интонации. | 04.12.18 | | |
2.5 | Изобразительные интонации. | 11.12.18 | | |
2.6 | Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации? | 18.12.18 | | |
2.7 | Обобщение темы «Интонация» | 25.12.18 | | |
| | | |
3. «Развитие музыки» - 10 часов
Третья четверть-10ч |
3.1 | «Развитие музыки» | 15.01.19 | |
3.2 | Почему развивается музыка? | 22.01.19 | |
3.3 | Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? | 29.01.19 | |
3.4 | Что такое исполнительское развитие? | 05.02.19 | |
3.5 | Виды развития музыки: повтор и контраст. | 12.02.19 | |
3.6 | Развитие, заложенное в самой музыке. | 19.02.19 | |
3.7 | Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк». | 26.02.19 | |
3.8 | Тембровое развитие в музыкальной сказке «Петя и волк». | 05.03.19 | |
3.9 | Музыкальные инструменты в музыкальной сказке «Петя и волк». | 12.03.19 | |
3.10 | Обобщение темы четверти «Интонация». | 19.03.19 | |
| |
4. «Построение (формы) музыки» 8 часов Четвертая четверть-9 ч |
4.1 | «Построение (формы) музыки» | 02.04.19 | |
4.2 | Почему музыкальные произведения бывают одночастными? | 09.04.19 | |
4.3 | Когда музыкальные произведения имеют две или три части? | 16.04.19 | |
4.4 | Рондо – интересная музыкальная форма. | 23.04.19 | |
4.5 | Как строятся вариации? | 30.04.19 | |
4.6 | О важнейших средствах построения музыки. | 07.05.19 | |
4.7 | Куплетная музыкальная форма. | 14.05.19 | |
4.8 | Обобщение «Музыка – искусство интонируемого смысла». | 21.05.19 | |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет-музыка
Класс-3
Учитель- Иванникова Евгения Викторовна.
2020-2021 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
| по плану | дано | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |