СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Абочая программа по музыке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Абочая программа по музыке»



Комитет по образованию Администрации Советского района Алтайского края

Талицкая средняя общеобразовательная школа филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Урожайненской средней общеобразовательной школы

«Рассмотрено»

на заседание ШМО



Протокол № от «___» ________2020 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

___________/Ойнина Н.Н.

«___» _________2020г.

«Утверждаю»

Директор школы

/____________/ Е.В. Штейнбрехер /

Приказ № ____ от «___» ______2020 г









НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Рабочая программа по учебному предмету

Музыка

для учащихся 3 класса

на 2020-2021 учебный год

Составитель Иванникова Евгения Викторовна

учитель первой квалификационной категории

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № от

« » августа 2020г

Талица

2020

Срок реализации один год


Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методиче­ских рекомендаций:

  • Закон об образовании;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и вве­дении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального обще­го образования»;

  • федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством обра­зования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеоб­разовательных учреждениях, н а 2018/2019 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31 марта201 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в об­разовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018/ 2019учебный год» .Список изменяющих документов ( в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от26.01.2016 №38, от 21.04.2016 №459, от29.12.2016 №1677) ;

  • учебный план образовательного учреждения на 2018/ 2019 учебный год;

  • локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей про­граммы).

Данная рабочая образовательная программа по музыке для 3 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы Челышева Т.В., Кузнецова В.В.

Перечень учебно-методического обеспечения

Авторская программа

Учебник

Методический пособия

Музыка. Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности : 1-4 кл.в 2 ч. Сост. Р.Г. Чуракова и др.– М.: Академкнига/ Учебник, 2012

.


Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. Учебник. 3 класс. – М.: Академкнига, 2014


Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка : Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник2014






Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:


  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.




Цели музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.


Личностные задачи:

формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;

развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;

развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.



Познавательные и социальные задачи:

приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;

формировать целостную художественную картину мира;

воспитывать патриотические убеждения, толерантность жизни в поликультурном обществе;

развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию.


Коммуникативные задачи:

формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Раздел 2. Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

1

Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость.

9

2

Интонация.

7

3

Развитие музыки.

10

4

Построение (формы) музыки.

8

5

Итого

34

Раздел 3. Содержание программы

1-я четверть – «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

Темы: Открываем для себя новые качества музыки. Мелодичность – значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: осознание песенности, танцевальности, маршевости как важных, содержательно значимых качеств музыки.

Песенные мелодии и песенные образы. Песенность в вокальной и инструментальной музыке. Вокализ. Танцевальные песни, отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. Песни маршевого характера. Маршевость в произведениях отечественных и зарубежных композиторов. Содержательные особенности песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыки.

Характеристика деятельности обучающихся:

- Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.

- Анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности.

- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).

- Узнавать и определять различные составы оркестров (симфонический, духовой, народных инструментов).

- Создавать музыкальные композиции в различных видах исполнительской деятельности

2-я четверть – «Интонация»

Темы: Сравниваем разговорную и музыкальную речь. Зерно-интонация в музыке. Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: осознание музыки как звучащего, интонационно осмысленного вида искусства.

Сопоставление разговорной и музыкальной речи. Общие черты: понижение и повышение интонации, усиление и ослабление звучания, акценты и паузы, знаки препинания, фразы, устремление к кульминации. Различия: возможность точной записи по высоте и по длительности музыкальной речи; отсутствие этого в разговорной речи, введение условных знаков для обозначения высоты интонации и длительности ее звучания. Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная вырази-тельность исполнения: точное и сознательное выполнение пауз, выделение наиболее важных слов и слогов во фразе, наиболее важных звуков в мелодии, движение к кульминации, деление на фразы и пр. Зерно-интонация как отражение «зародыша» всех элементов музыкальной речи. Выразительные и изобразительные интонации, их неразрывное единство. Интонация – основа музыки

Характеристика деятельности обучающихся:

- Импровизировать на заданную и свободную темы.

- Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.

- Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

- Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

- Осознавать жизненную основу музыкальных интонаций.

- Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

- Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

- Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.


3-я четверть – «Развитие музыки»

Темы: Почему развивается музыка? Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? Что такое исполнительское развитие? Развитие, заложенное в самой музыке. Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: осознание движения как постоянного состояния музыки, которая развивается во времени.

Интонационное развитие музыки как отражение постоянных изменений в окружающей жизни, в чувствах, настроении, мыслях человека. Средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки. Исполнительское развитие, характерное в основном для куплетной формы. Развитие, заложенное в самой музыке – динамическое, ладовое, темповое, тембровое, фактурное

Характеристика деятельности обучающихся:

- Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл.

- Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

- Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров.

- Распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений.

- Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

- Воплощать в исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении) эмоциональное восприятие различных музыкальных образов и их развитие

4-я четверть – «Построение (формы) музыки»

Темы: Почему музыкальные произведения бывают одночастными? Когда музыкальные произведения имеют две или три части? Рондоинтересная музыкальная форма. Как строятся вариации? О важнейших средствах построения музыки.

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: осознание музыкальной формы как структуры, композиционного строения музыкального произведения.

Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части с помощью различных элементов музыкальной речи (пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и пр.). Структурные элементы музыкального произведения: мотив, фраза, предложение, период. Содержательно-образные основы построения музыки. Зависимость смены частей в произведениях от изменения характера музыки. Одночастная, двухчастная, трехчастная формы музыки. Форма рондо и форма вариаций. Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки.

Характеристика деятельности обучающихся:

- Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования.

- Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение.

- Перечислять простые музыкальные формы.

- Распознавать художественный замысел различных форм (построений) музыки (одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.).

- Сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия.

- Исследовать и определять форму построения музыкального произведения.

- Сольмизировать и сольфеджировать мелодии.

- Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:

  • слушание музыки и размышление о ней;

  • пение;

  • инструментальное музицирование;

  • музыкально-пластическое движение;

  • драматизация музыкальных произведений.

Узловой темой 3-го года обучения является тема «Интонация». Она рассматривается в двух музыковедческих смыслах: в широком смысле – как воплощение художественного образа в музыкальных звуках; в узком смысле – как мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.

К 3 классу обучающиеся уже осознали, что мелодия – «душа музыки», а мелодичность всегда связана прежде всего с песенностью, с пением, с интонацией человеческого голоса, с интонированием. Интонационная природа мелодии свидетельствует о песенном происхождении музыки, а сама мелодия связана с речевым и вокальным интонированием. Это позволяет воспринимать мелодию как интонационное содержание музыки.

Реализация принципа сходства и различия позволяет обучающимся сравнивать разговорную и музыкальную речь, рассматривать наличие в музыке зерна-интонации, постигать особенности и взаимосвязи выразительных и изобразительных интонаций.

Если музыка – «искусство интонируемого смысла», значит, она находится в постоянном движении. Музыковедческая проблема развития музыки освещается в 3 классе на основе принципов повтора и контраста. На том, что музыка располагает множеством элементов музыкальной речи, которые по аналогии с разговорной речью делят ее на предложения, эпизоды, периоды, части и пр. – пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и т. д.

Данная проблема рассматривается с точки зрения исполнительского развития и развития, заключенного в самой музыке. Опираясь на понимание «зерна-интонации», обучающиеся могут проследить за развитием мелодии, заложенном в произведении. Например, с помощью симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Герои сказки, с темами которых школьники познакомились во 2 классе, вступают во взаимодействие. Знакомые интонации видоизменяются, развиваются, поскольку на протяжении всей сказки с героями происходят разные события.

Развитие музыки непременно требует особой ее организации, оформления, формы. Это следующая узловая музыковедческая проблема, которая нашла свое отражение в содержании программы 3 класса в смысле конструкции музыкальных произведений. Построение (формы) музыки представлены в программе одночастными, двухчастными и трехчастными произведениями; музыкой, написанной в форме рондо и вариаций. При этом в качестве важнейших средств построения музыки рассматриваются простое и измененное (варьированное) повторение и контраст.

Все эти музыковедческие проблемы раскрываются перед обучающимися в простой и доступной форме – с помощью включенных в программу музыкальных произведений для разных видов музыкально-творческой деятельности. Так, программа содержит произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, А. Алябьева, М.И. Глинки, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина,
П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, И. Стравинского, Р. Щедрина, И.С. Баха, Людвига ван Бетховена, В.А. Моцарта, К. Дебюсси, Ж. Бизе, Э. Грига, Ф. Шопена, Ф. Шуберта. А также народные песни и песни композиторов: А. Александрова, А. Аренского, И. Арсеева, С. Баневича, С. Бодренкова, Р. Бойко, Я. Дубравина, И. Дунаевского, Д. Кабалевского, М.М. Калининой, В. Калинни-кова, Е. Крылатова, Н. Метлова, М. Минкова, Славкина, С. Соснина, Г. Струве, Л. Хафизовой.

В качестве главных методов программы избраны следующие методы:

метод наблюдения за музыкой;

метод убеждения и увлечения музыкой;

метод импровизации;

метод переинтонирования;

метод «сочинения уже сочинённого»;

метод размышления о музыке;

метод междисциплинарных взаимодействий;

метод восхождения от частного к общему.

Формы организации учебного процесса

Изучение курса «Музыки» предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса: уроки-конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - творческие зачёты, уроки-исследования; дидактические игры, уроки-путешествия, уроки-конференции; уроки-викторины. Формированию универсальных учебных умений способствует проектная деятельность обучающихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время.

Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.

Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу

«Музыка» к концу третьего года обучения

Требования заключаются:

  • в наличии интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом самовыражении (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);

  • в умении высказывать свои размышления о музыке (определять её характер, основные интонации- вопрос, восклицание, жалость, радость, устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, жизненными проявлениями);

  • в узнавании некоторых музыкальных произведений, изученных в 3-м классе (не менее трёх);

  • в знании имён выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П.Чайковский, В.А. Моцарт, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А.Бородин, С. Прокофьев);

  • в знании музыкальных инструментов;

  • в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия-подголоски)





Обоснование изменений в программе

Тема

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Пояснения

1

«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

9

9


2

«Интонация»

7

7


3

«Развитие музыки»

10

10


4

«Построение (формы) музыки»

8

8



ИТОГО

34

34















Календарно-тематическое планирование

3 КЛАСС (34 ч)

«Музыка – искусство интонируемого смысла»

п/п

Тема урока

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)


1. «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»-8 часов

Первая четверть-8ч


1.1

«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»


04.09.18



1.2

Открываем для себя новые качества музыки.


11.09.18



1.3

Мелодичность – значит песенность?


18.09.18



1.4

Танцевальность бывает не только в танцах.



25.09.18



1.5

Где слышится маршевость?


02.10.18



1.6

Что значит танцевальность, песенность, маршевость?


09.10.18



1.7

Встречи с песенно-танцевальной музыкой.


16.10.18



1.8

Встречи с песенно-маршевой музыкой.


23.10.18



Вторая четверть7 ч


1.9

Обобщение темы «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость».




06.11.18









2. «Интонация» (7 ч)


2.1

«Интонация»



13.11.18



2.2

Сравниваем разговорную и музыкальную речь.



20.11.18



2.3

Зерно-интонация в музыке.



27.11.18



2.4

Выразительные интонации.



04.12.18



2.5

Изобразительные интонации.




11.12.18



2.6

Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?



18.12.18



2.7

Обобщение темы «Интонация»

25.12.18







3. «Развитие музыки» - 10 часов

Третья четверть-10ч


3.1

«Развитие музыки»

15.01.19


3.2

Почему развивается музыка?

22.01.19


3.3

Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке?


29.01.19


3.4

Что такое исполнительское развитие?

05.02.19


3.5

Виды развития музыки: повтор и контраст.


12.02.19


3.6

Развитие, заложенное в самой музыке.


19.02.19


3.7

Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».

26.02.19


3.8

Тембровое развитие в музыкальной сказке «Петя и волк».


05.03.19


3.9

Музыкальные инструменты в музыкальной сказке «Петя и волк».


12.03.19


3.10

Обобщение темы четверти «Интонация».


19.03.19






4. «Построение (формы) музыки» 8 часов

Четвертая четверть-9 ч

4.1

«Построение (формы) музыки»


02.04.19


4.2

Почему музыкальные произведения бывают одночастными?



09.04.19


4.3

Когда музыкальные произведения имеют две или три части?


16.04.19


4.4

Рондо – интересная музыкальная форма.



23.04.19


4.5

Как строятся вариации?


30.04.19


4.6

О важнейших средствах построения музыки.


07.05.19


4.7

Куплетная музыкальная форма.


14.05.19


4.8

Обобщение «Музыка – искусство интонируемого смысла».


21.05.19






Лист корректировки календарно-тематического планирования


Предмет-музыка

Класс-3

Учитель- Иванникова Евгения Викторовна.

2020-2021 учебный год


урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки



по плану

дано