СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Абстрактное искусство"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Абстрактное искусство" презентация для 5 класс предпрофессиональной программы "Живопись" вводит учащихся в общее понятие о абстрактном искусстве.

Просмотр содержимого документа
«"Абстрактное искусство"»

Абстрактное искусство. Подготовила презентацию МБУ ДО «Южская ДШИ» преподаватель истории искусств:  Бабурина Мария Андреевна

Абстрактное искусство.

Подготовила презентацию МБУ ДО «Южская ДШИ» преподаватель

истории искусств:

Бабурина Мария Андреевна

Абстракционизм как направление в изобразительном искусстве возник в 1910-е годы в процессе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма. Одновременное появление абстракционизма сразу в нескольких странах в 1910-1913 гг. вызвано тем, что многие художники изменили представление о живописи в связи с бурным развитием фотографии.

Абстракционизм как направление в изобразительном искусстве возник в 1910-е годы в процессе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма. Одновременное появление абстракционизма сразу в нескольких странах в 1910-1913 гг. вызвано тем, что многие художники изменили представление о живописи в связи с бурным развитием фотографии.

Датой рождения абстракционизма считают 1910 г., когда В. В. Кандинский выставил в Мюнхене первое в истории искусства абстрактное произведение (акварель) и написал трактат «О духовном в искусстве», в котором обосновывал свой творческий метод открытиями науки . Основные направления абстракционизма   Геометрический , преобладают чёткие формы и линии, многие из них создают иллюзию глубины; цветовой. Мастера, придерживающиеся этого направления, активно работают с цветами и их сочетаниями — именно через них они передают эмоции, которые хотят создать у зрителей; Минималистичный , суть этого направления живописи — в полном отсутствии отсылок к реальным объектам и предельно сдержанном использовании цветов, форм и линий; Экспрессивный , художники, творящие в этом направлении, стремятся привнести в свои произведения динамику, движение, посредством которых передают эмоции и ощущения. Оттенки, линии и формы при этом отходят на второй план.   В. Кандинский «Первая абстрактная акварель»

Датой рождения абстракционизма считают 1910 г., когда В. В. Кандинский выставил в Мюнхене первое в истории искусства абстрактное произведение (акварель) и написал трактат «О духовном в искусстве», в котором обосновывал свой творческий метод открытиями науки .

Основные направления абстракционизма

  • Геометрический , преобладают чёткие формы и линии, многие из них создают иллюзию глубины; цветовой. Мастера, придерживающиеся этого направления, активно работают с цветами и их сочетаниями — именно через них они передают эмоции, которые хотят создать у зрителей;
  • Минималистичный , суть этого направления живописи — в полном отсутствии отсылок к реальным объектам и предельно сдержанном использовании цветов, форм и линий;
  • Экспрессивный , художники, творящие в этом направлении, стремятся привнести в свои произведения динамику, движение, посредством которых передают эмоции и ощущения. Оттенки, линии и формы при этом отходят на второй план.

В. Кандинский «Первая абстрактная акварель»

1. Направление «беспредметное» или «геометрическое» Первым теоретиком и художником-«беспредметником» становится Василий Кандинский. Основными средствами выражения для него стали колорит и композиция. В своих статьях Кандинский пытался изложить основные принципы абстрактного искусства. Цвет и форму художник возвел в абсолют. По его мнению, каждая форма: треугольник, квадрат или круг – обладает собственным звучанием. В. Кандинский.

1. Направление «беспредметное» или «геометрическое»

Первым теоретиком и художником-«беспредметником» становится Василий Кандинский. Основными средствами выражения для него стали колорит и композиция. В своих статьях Кандинский пытался изложить основные принципы абстрактного искусства. Цвет и форму художник возвел в абсолют. По его мнению, каждая форма: треугольник, квадрат или круг – обладает собственным звучанием.

В. Кандинский.

В. Кандинский. «Картина с красным пятном»

В. Кандинский. «Картина с красным пятном»

«Импровизвция»

«Импровизвция»

Импрессии в композициях. «Смутное» «Красная площадь» В. Кандинский. «Сумеречное»

Импрессии в композициях.

«Смутное»

«Красная площадь» В. Кандинский.

«Сумеречное»

«Композиции» ( написаны на основе подготовительных этюдов). «Композиция №218» В. Кандинский. «Композиция 8» В. Кандинский

«Композиции» ( написаны на основе подготовительных этюдов).

«Композиция №218» В. Кандинский.

«Композиция 8» В. Кандинский

Особое внимание в создании художественного впечатления Кандинский отводил цвету. Краски представлялись художнику одушевлёнными существами, обладающими своими собственным звучанием; например жёлтый цвет, по его мнению, вызывает звук флейты, синий - виолончели, красный напоминает трубу.

Особое внимание в создании художественного впечатления Кандинский отводил цвету. Краски представлялись художнику одушевлёнными существами, обладающими своими собственным звучанием; например жёлтый цвет, по его мнению, вызывает звук флейты, синий - виолончели, красный напоминает трубу.

Толчком к появлению первых образцов абстрактной живописи стали именно музыкальные произведения. «Импрессия III. Концерт» В. Кандинский

Толчком к появлению первых образцов абстрактной живописи стали именно музыкальные произведения.

«Импрессия III. Концерт»

В. Кандинский

Казимир Северинович Малевич   (23 февраля 1879, Киев - 15 мая 1935, Ленинград) российский и советский художник-авангардист, основатель супрематизма, теоретик искусства, философ.

Казимир Северинович Малевич  

(23 февраля 1879, Киев - 15 мая 1935, Ленинград) российский и советский художник-авангардист, основатель супрематизма, теоретик искусства, философ.

 У Малевича поворот к абстракционизму произошел под влиянием кубизма. Особенности своей живописи он обозначил словом супрематизм ( «наивысший, превосходный» - формалистическое направление в живописи, отрицавшее необходимость рисунка, изображения предметов и сводившее живопись к изображению различно окрашенных плоскостей), который ставил своей целью выразить высшую реальность (структуру мироздания) в наипростейших формах, которые, по мнению приверженцев супрематизма, лежат в основе всего физического мира. Таковыми были определены: прямая линия, круг, квадрат, треугольник, крест. «Черный круг» «Черный супрематический квадрат»

У Малевича поворот к абстракционизму произошел под влиянием кубизма. Особенности своей живописи он обозначил словом супрематизм ( «наивысший, превосходный» - формалистическое направление в живописи, отрицавшее необходимость рисунка, изображения предметов и сводившее живопись к изображению различно окрашенных плоскостей), который ставил своей целью выразить высшую реальность (структуру мироздания) в наипростейших формах, которые, по мнению приверженцев супрематизма, лежат в основе всего физического мира. Таковыми были определены: прямая линия, круг, квадрат, треугольник, крест.

«Черный круг»

«Черный супрематический квадрат»

  «Чёрный квадрат». Обозначает «знак экономии». Является точкой отсчёта в него супрематической системе координат т.н. «нулём форм». Так чем же гениальна картина Казимира Малевича, “Черный квадрат”? Это полотно, вызывает образ абсолютного зла. Черный цвет – самый мрачный, подавляющий (угнетающий) и “холодный” из всех цветов. Ну, а геометрические пропорции сторон квадрата (1:1) практически не встречающиеся в природе. Посмотрите на предметы, вас окружающие: дома, окна, двери, столы, шкафы, картины, экраны мониторов и телевизоров и т.п., разве они квадратные. Попробуйте найти хотя бы одну квадратную картину в Третьяковской галерее. Квадрат – самая неприятная геометрическая фигура.

«Чёрный квадрат». Обозначает «знак экономии». Является точкой отсчёта в него супрематической системе координат т.н. «нулём форм». Так чем же гениальна картина Казимира Малевича, “Черный квадрат”? Это полотно, вызывает образ абсолютного зла. Черный цвет – самый мрачный, подавляющий (угнетающий) и “холодный” из всех цветов. Ну, а геометрические пропорции сторон квадрата (1:1) практически не встречающиеся в природе. Посмотрите на предметы, вас окружающие: дома, окна, двери, столы, шкафы, картины, экраны мониторов и телевизоров и т.п., разве они квадратные. Попробуйте найти хотя бы одну квадратную картину в Третьяковской галерее. Квадрат – самая неприятная геометрическая фигура.

«Красный квадрат» — картина Казимира Малевича, написанная в 1915 году. Название на обороте «Женщина в двух измерениях». Представляет собой красный четырёхугольник на белом фоне, несколько отличающийся по форме от квадрата. Экспонировался на выставке 1915 года. В каталоге выставки 1915 года он получил второе название — «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях». В настоящее время находится в Русском музее.

«Красный квадрат» — картина Казимира Малевича, написанная в 1915 году. Название на обороте «Женщина в двух измерениях». Представляет собой красный четырёхугольник на белом фоне, несколько отличающийся по форме от квадрата. Экспонировался на выставке 1915 года. В каталоге выставки 1915 года он получил второе название — «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях». В настоящее время находится в Русском музее.

Серьёзное внимание уделял Малевич проблемам планетарного назначения живописи, старался максимально «экономично» организовать предметы на плоскости. Что должно было помочь преодолеть силу земного притяжения и выйти на иные измерения.  «Супрематические композиционные элементы»

Серьёзное внимание уделял Малевич проблемам планетарного назначения живописи, старался максимально «экономично» организовать предметы на плоскости. Что должно было помочь преодолеть силу земного притяжения и выйти на иные измерения.

«Супрематические композиционные элементы»

  «Супрематизм» пространство супрематического мира лишилось традиционных ориентиров: «верх-низ», «лево-право»; все элементы пребывают в свободном парении. «Супрематизм»

«Супрематизм» пространство супрематического мира лишилось традиционных ориентиров: «верх-низ», «лево-право»; все элементы пребывают в свободном парении.

«Супрематизм»

 В конце жизни писал «фигурные» композиции, заменив понятие «беспредметности» понятием «безликости». (Кубофутуризм) «Спортсмены» «Авиатор» К. Малевич.

В конце жизни писал «фигурные» композиции, заменив понятие «беспредметности» понятием «безликости». (Кубофутуризм)

«Спортсмены»

«Авиатор» К. Малевич.

Неопластицизм- обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917–1928 гг. в Голландии и объединяло художников, группировавшихся вокруг журнала «De Stijl» («Стиль»). Характерны чёткие прямоугольные формы в архитектуре и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра.    Пит Мондриан  Пишет свои работы в технике  неопластицизма - живопись с опорой на математику, в которой отказывается от каких- либо намёков на природную реальность. Стремясь к абстрактной «универсальной гармонии» использовал исключительно квадраты и основные цвета: синий, желтый, красный. Уделяет особое внимание пропорциям, ритму, равновесию.

Неопластицизм- обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917–1928 гг. в Голландии и объединяло художников, группировавшихся вокруг журнала «De Stijl» («Стиль»). Характерны чёткие прямоугольные формы в архитектуре и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра.

Пит Мондриан

Пишет свои работы в технике неопластицизма - живопись с опорой на математику, в которой отказывается от каких- либо намёков на природную реальность. Стремясь к абстрактной «универсальной гармонии» использовал исключительно квадраты и основные цвета: синий, желтый, красный. Уделяет особое внимание пропорциям, ритму, равновесию.

  «Бродвей буги-вуги» П.Мондриан

«Бродвей буги-вуги»

П.Мондриан

Абстрактный экспрессионизм Движение художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов,  больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое  же значение, как само рисование.

Абстрактный экспрессионизм

Движение художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов,

больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое

же значение, как само рисование.

Джексон Полок  Лидер этого направления. Лечась у врача-психоаналитика, он заинтересовался сферой бессознательного в человеческой личности и в творчестве и попытался выявить это на полотне. Свои манипуляции с красками и полотном он рассматривал как особый вариант жизни. Поллок хотел, чтобы чувство ритма и цвета изливалось из художника подобно дождю. Для этого употреблял и нехитрую технику – поливание лежащего на полу полотна краской из продырявленной банки. Хаосу, получавшемуся из цветных пятен и полос, должен был придать единство «скрытый смысл». Поллок, так же как и остальные видел в своих экспериментах выявление извечных законов природы, проявлявшихся в этих спонтанных действиях с помощью струй краски.

Джексон Полок

Лидер этого направления. Лечась у врача-психоаналитика, он заинтересовался сферой бессознательного в человеческой личности и в творчестве и попытался выявить это на полотне. Свои манипуляции с красками и полотном он рассматривал как особый вариант жизни. Поллок хотел, чтобы чувство ритма и цвета изливалось из художника подобно дождю. Для этого употреблял и нехитрую технику – поливание лежащего на полу полотна краской из продырявленной банки. Хаосу, получавшемуся из цветных пятен и полос, должен был придать единство «скрытый смысл». Поллок, так же как и остальные видел в своих экспериментах выявление извечных законов природы, проявлявшихся в этих спонтанных действиях с помощью струй краски.

Один из вариантов новейшего абстракционизма является ташизм (от французского слова «таш»- пятно). Художники пытаются создать живопись, изображающую бесформенность материи. Зритель должен сам составить любое оптическое представление из предложенных художником хаотических пятен и линий, нанесённых с помощью пульверизатора, штукатурной лопатки или выдавленных из тюбика красок.

Один из вариантов новейшего абстракционизма является ташизм (от французского слова «таш»- пятно). Художники пытаются создать живопись, изображающую бесформенность материи. Зритель должен сам составить любое оптическое представление из предложенных художником хаотических пятен и линий, нанесённых с помощью пульверизатора, штукатурной лопатки или выдавленных из тюбика красок.

Жан Фотрье  «Сара» Абстрактная трактовка женской фигуры. Поверх бумаги, наклеенной на холст, художник накладывал шпателем густые красочные мазки, создавая эффект, напоминающий мозаику, а затем покрывал их порошковой краской и закреплял поверхность лаком.

Жан Фотрье «Сара» Абстрактная трактовка женской фигуры. Поверх бумаги, наклеенной на холст, художник накладывал шпателем густые красочные мазки, создавая эффект, напоминающий мозаику, а затем покрывал их порошковой краской и закреплял поверхность лаком.

 Альберто  Бурри обратился к нетрадиционным материалам, создавал произведения из пемзы, смолы и мешковины, его полотна были практически трехмерными. Часто использовал прием, расплескивая краску по ткани, что напоминало окровавленные повязки. При выполнении своих композиций художник, используя обугленное дерево, листовое железо, пластиковые пакеты прожигая эти материалы паяльной лампой или другим способом, менял их текстуру. «Мешок»

Альберто Бурри обратился к нетрадиционным материалам, создавал произведения из пемзы, смолы и мешковины, его полотна были практически трехмерными. Часто использовал прием, расплескивая краску по ткани, что напоминало окровавленные повязки. При выполнении своих композиций художник, используя обугленное дерево, листовое железо, пластиковые пакеты прожигая эти материалы паяльной лампой или другим способом, менял их текстуру.

«Мешок»

 Абстракционизм можно любить и не любить, можно найти немало как сторонников, так и противников этого, как, впрочем, и любого другого вида искусства. Но любое искусство имеет право на существование, и его нельзя ни запрещать, ни очернять, ни скрывать.

Абстракционизм можно любить и не любить, можно найти немало как сторонников, так и противников этого, как, впрочем, и любого другого вида искусства. Но любое искусство имеет право на существование, и его нельзя ни запрещать, ни очернять, ни скрывать.

Практическая работа:  создать композицию в стиле «супрематизм» Материал: картон, ножницы, клей, цветная бумага.

Практическая работа: создать композицию в стиле «супрематизм»

Материал: картон, ножницы, клей,

цветная бумага.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!