ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬСТВА, ТЕХНОЛОГИИ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Литература:
-
Дидманидзе О.Н. и др. Автотранспортные и тракторные перевозки. – М.: Триада, 2005.
-
Каменецкий Б.И., Кошкин И.Г. Автомобильные дороги. – М.: Транспорт, 1979.
-
Полосин-Никитин С.Н. Основы строительства и эксплуатации автомобильных дорог. – М.: Транспорт, 1979.
-
ГОСТ Р52398-2005 Классификация автомобильных дорог.
-
Карпов Б.Н. Основы строительства, ремонта и содержания АД. – М,; 2012.
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА (АД)—
транспортное инженерное сооружение для безопасного и комфортного движения автомобилей. Состоит:
1) Основные сооружения: земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть, обочины и искусственные сооружения (мосты, трубы, путепроводы, тоннели, подпорные стены);
Дорожная одежда – многослойная конструкция в пределах дороги, воспринимающая нагрузку от автоТС и передающую на грунт. Состоит из: покрытие и основание. Основ. укладывается на земляное полотно (землю). Бывает: жесткая (ц.-б). и нежесткая (а.-б) одежда.
Основание – несущий слой д.о., на который укладывают покрытие.
Покрытие – верхний слой д.о., на который непосредственно воздействуют колеса автомобилей и погодно-климатические факторы.
2)Вспомогательные – автовокзалы, СТОА, АЗС, медпункты, здания дорожной службы;
3)Обустройство - ограждения, дорожные знаки, озеленение, освещение, площадки смотровые и отдыха.
4)Полоса местности сооружений - дорожная полоса или полоса отвода. Максимальная ширина полосы федеральных и региональных АД- 50 м. 150 м в на территории лесопаркового пояса Москвы и С-Петербурга, 100 м на подъездах к центрам регионов, крупным промышленным центрам, на обходах крупных городов.
На скоростных АД встречные потоки разделяют полосой земли и устраивают две проезжие части. В отдельных случаях они размещены на расстоянии одна от другой. В местах пересечения с другими АД и ЖД - путепроводы и эстакады.
Для защиты от снежных заносов, для декоративных целей вдоль АД деревья и кустарники.
Для БД и ориентировки водителей - дорожные знаки и ограждения.
Требования к АД: прочность, ровная безопасная поверхность, удобство и безопасность движения ТС.
Классификация АД: общего и необщего пользования; федеральные магистральные (М55 «Байкал» Иркутск-Чита, М58 «Амур» Чита-Хабаровск, М60 «Уссури» Владивосток-Хабаровск),прочие федеральные (А166 Чита-Забайкальск), региональные («Дарасун-госграница», «Сретенск–Нер.Завод» и др.), межмуниципальные, местные и частные.
По условиям движения: автомагистраль; скоростная; обычная (нескоростная) АД.
В зависимости от экономического и социального значения, объема перевозок, интенсивности и скорости движения пять категорий: автомагистраль IА, скоростная АД IБ, обычная нескоростная АД - IВ, II, III, IV и V.
АД делятся на классы и категории. Класс АД - характеристика по условиям доступа на нее.
Категория – характеристика, отражающая принадлежность АД к соответствующему классу и определяющая ее технические параметры.
I категория – федеральная АД общего пользования. Интенсивность движения ≥7000 авт./сут.
II – то же, но интенсивность 3000…7000.
III – региональные и межмуниципальные. 1000…3000 авт./сут.
IV – местные. 200…1000 авт./сут.
V – то же, но
Принята Правительством РФ 28.09.2009 г. №767.
Характеристика АД
Параметры | Класс АД |
автомагистраль | скоростная АД | обычная АД |
Категории АД |
IА | IБ | IВ | II | III | IV | V |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1.Общее число полос | ≥ 4 | 4 | 2 | 1 |
2. Ширина полосы, м | 3,75 | 3,5…3,75 | 3,25… 3,5 | 3… 3,25 | 3,5… 4,5 |
3.Ширина обочины (≥ ), м | 3,75 | 3,25… 3,75 | 2,5… 3 | 2… 2,5 | 1,5… 2 | 1… 1,75 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
4.Ширина разделительной полосы, м | 6 | 5 | - |
5.Пересечение с АД | в разных уровнях | в одном уровне с АД со светофорами не чаще 5 км | в одном уровне |
6.Пересечение с ЖД | в разных уровнях | в одном уровне |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
7. Доступ к АД с примыкающей АД в одном уровне | не допускается | допускается не чаще чем через 5 км | допускается |
8.Максималь-ный уровень загрузки дороги движением в % | 60 | 65 | 70 |
9. Расчетная скорость, км/ч | 150 | 120 | 120 | 120 | 100 | 80 | 60 |
Нормативные документы при проектировании и эксплуатации АД:
-
Закон РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ»; №257-ФЗ от 12.11.2007 г.
-
ГОСТ Р52398-2005 «Классификация автомобильных дорог»;
-
СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги»;
-
СНиП 2.05.11-83 «Внутрихозяйственные автомобильные дороги в сельскохозяйственных предприятиях;
-
СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство»;
-
Постановление Правительства РФ «О классификации автомобильных дорог в РФ» №767 от 28.09.2009 г.
***