СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар: сопровождение процесса адаптации пятиклассников при переходе к обучению в среднем звене. Создание условий для успешной школьной адаптации пятиклассников с учетом изменяющейся социально-педагогической ситуации. В работе представлены как теоретическая информация, так и результаты исследовательской работы.

Просмотр содержимого документа
«Адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено.»

ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

Сопровождение процесса адаптации школьников при переходе из начальной школы в среднее звено Автор: Тимошенко Г.Н. МАОУ СОШ № 23 г.Волчанск

Сопровождение процесса адаптации школьников при переходе из начальной школы в среднее звено

Автор: Тимошенко Г.Н.

МАОУ СОШ № 23

г.Волчанск

Цель семинара: Создание условий для успешной школьной адаптации пятиклассников с учетом изменяющейся социально- педагогической ситуации.

Цель семинара:

Создание условий для успешной школьной адаптации пятиклассников с учетом изменяющейся социально- педагогической ситуации.

Задачи: Просветительская – информирование педагогов о психологических особенностях адаптации учащихся к пятому классу и их проявлениях у наших пятиклассников; Психопрофилактическая  – выработка системы единых педагогических требований к пятиклассникам.

Задачи:

  • Просветительская – информирование педагогов о психологических особенностях адаптации учащихся к пятому классу и их проявлениях у наших пятиклассников;
  • Психопрофилактическая – выработка системы единых педагогических требований к пятиклассникам.
Адаптация -   процесс приспособления к   изменяющимся условиям среды .

Адаптация -

процесс приспособления к изменяющимся условиям среды .

Периоды адаптации  Первый год жизни ребенка;  2.  Ребенок  учится говорить;  3.  Вхождение  ребенка в коллектив;  4. Обучение в школе (1, 5 и 10 классы);  5.  Вхождение  в студенческую среду ;   6.Рабочий коллектив;  7.Образование  семьи.

Периоды адаптации

  • Первый год жизни ребенка;

2. Ребенок учится говорить;

3. Вхождение ребенка в коллектив; 4. Обучение в школе (1, 5 и 10 классы); 5. Вхождение в студенческую среду ; 6.Рабочий коллектив;

7.Образование семьи.

Уровни адапдации 1. Высокий  2. Средний  3. Низкий   4. Дезадаптированные

Уровни адапдации

1. Высокий

2. Средний

3. Низкий

4. Дезадаптированные

Уровни адапдации ВЫСОКИЙ   положительно относится к школе;  прилежен;  предъявляемые требования воспринимает адекватно;  учебный материал усваивает легко;  полно овладевает программой;  внимательно слушает указания учителя;  выполняет поручения без внешнего контроля;  проявляет интерес ко всем предметам; поручения выполняет охотно; занимает благоприятное статусное положение в классе .

Уровни адапдации

ВЫСОКИЙ

  • положительно относится к школе;
  • прилежен;
  • предъявляемые требования воспринимает адекватно;
  • учебный материал усваивает легко;
  • полно овладевает программой;
  • внимательно слушает указания учителя;
  • выполняет поручения без внешнего контроля;
  • проявляет интерес ко всем предметам;
  • поручения выполняет охотно;
  • занимает благоприятное статусное положение в классе .
СРЕДНИЙ  положительно относится к школе;  понимает учебный материал; усваивает основное в программе;  самостоятельно решает типовые задачи;  внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля со стороны; сосредоточен по интересу;  к урокам готовиться;  поручения выполняет;  дружит со многими в классе.

СРЕДНИЙ

  • положительно относится к школе;
  • понимает учебный материал;
  • усваивает основное в программе;
  • самостоятельно решает типовые задачи;
  • внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля со стороны;
  • сосредоточен по интересу;
  • к урокам готовиться;
  • поручения выполняет;
  • дружит со многими в классе.
 НИЗКИЙ   к школе относится отрицательно или безразлично;  жалуется на нездоровье;  преобладает плохое настроение;  нарушает дисциплину; учебный материал усваивает фрагментарно;  к самостоятельным заданиям не проявляет интереса;  к урокам готовиться нерегулярно;  требует контроля и помощи;  нуждается в паузах; пассивен;  близких друзей в классе не имеет.  ДЕЗАДАПТИРОВАННЫЕ

НИЗКИЙ

  • к школе относится отрицательно или безразлично;
  • жалуется на нездоровье;
  • преобладает плохое настроение;
  • нарушает дисциплину; учебный материал усваивает фрагментарно;
  • к самостоятельным заданиям не проявляет интереса;
  • к урокам готовиться нерегулярно;
  • требует контроля и помощи;
  • нуждается в паузах; пассивен;
  • близких друзей в классе не имеет.

ДЕЗАДАПТИРОВАННЫЕ

Трудности адаптации: Непонимание детьми специфической позиции учителя, его профессиональной роли; Недостаточное развитие общения и способности взаимодействовать с другими детьми; Неправильное отношение ребенка к самому себе, своим возможностям, способностям, своей деятельности и ее результатам; Обучаемость школьника – способность ребенка к усвоению знаний и способов учебной деятельности; Низкая активность личности. Отсутствие познавательной активности приводит к снижению психических функций (памяти, внимания и т. п.); Мотивационная сфера.

Трудности адаптации:

  • Непонимание детьми специфической позиции учителя, его профессиональной роли;
  • Недостаточное развитие общения и способности взаимодействовать с другими детьми;
  • Неправильное отношение ребенка к самому себе, своим возможностям, способностям, своей деятельности и ее результатам;
  • Обучаемость школьника – способность ребенка к усвоению знаний и способов учебной деятельности;
  • Низкая активность личности. Отсутствие познавательной активности приводит к снижению психических функций (памяти, внимания и т. п.);
  • Мотивационная сфера.
Портрет выпускника начальной школы. Саморегуляция в целом сформирована у 100% уч-ся.(65%-хорошо 27%-средний уровень, 8% низкий уровень). Низкая спонтанная грамотность Невысокие речевые способности Недостаточно развиты логические операции. Зрительная память у уч-ся развита лучше, чем слуховая и смысловая. У= 4-5 обьектов. Низкий: Силин, Рямов, Лахин, Васютин, Пуряева. Социометрический статус в группе благоприятный Мотивация внешняя преобладает Внимание в основном среднеустойчивое, больше непроизвольное Самооценка у большинства адекватная

Портрет выпускника начальной школы.

Саморегуляция в целом сформирована у 100% уч-ся.(65%-хорошо 27%-средний уровень, 8% низкий уровень).

Низкая спонтанная грамотность

Невысокие речевые способности

Недостаточно развиты логические операции.

Зрительная память у уч-ся развита лучше, чем слуховая и смысловая. У= 4-5 обьектов.

Низкий: Силин, Рямов, Лахин, Васютин, Пуряева.

Социометрический статус в группе благоприятный

Мотивация внешняя преобладает

Внимание в основном среднеустойчивое, больше непроизвольное

Самооценка у большинства адекватная

Портрет пятиклассника. Мотивация: учебная – 17, социальная – 8, оценочная -5, внешняя -12 Самооценка в основном адекватная, завышенная- Богдан, Медведева, Новаков, Бургарт. Заниженная- Якимов, Клипов, Малаев, Штейнмец, Рямов Внимание среднеустойчивое, но более произвольное. Высокий уровень тревожности. Зрительная память преобладает. V = 5-6 объектов

Портрет пятиклассника.

Мотивация: учебная – 17, социальная – 8, оценочная -5, внешняя -12

Самооценка в основном адекватная, завышенная- Богдан, Медведева, Новаков, Бургарт.

Заниженная- Якимов, Клипов, Малаев, Штейнмец, Рямов

Внимание среднеустойчивое, но более произвольное.

Высокий уровень тревожности.

Зрительная память преобладает. V = 5-6 объектов

Уровень тревожности

Уровень тревожности

Единые требования взаимодействия  учащихся 5-х классов и учителей  1. Ученик приходит на занятия со всеми необходимыми учебниками и канцелярскими принадлежностями, находящимися в полной готовности для использования. Они должны лежать в начале урока на краю стола .

Единые требования взаимодействия учащихся 5-х классов и учителей

1. Ученик приходит на занятия со всеми необходимыми учебниками и канцелярскими принадлежностями, находящимися в полной готовности для использования. Они должны лежать в начале урока на краю стола .

Единые требования взаимодействия  учащихся 5-х классов и учителей 2. Любой урок начинать с приветствия учителя и учеников. 2. Любой урок начинать с приветствия учителя и учеников. 2. Любой урок начинать с приветствия учителя и учеников.

Единые требования взаимодействия учащихся 5-х классов и учителей

2. Любой урок начинать с приветствия учителя и учеников.

  • 2. Любой урок начинать с приветствия учителя и учеников.
  • 2. Любой урок начинать с приветствия учителя и учеников.

Единые требования взаимодействия  учащихся 5-х классов и учителей 3.  Если ученик опоздал на урок, ему следует постучаться, извиниться, молча, не мешая ходу урока, сесть за парту и включиться в работу. Причина опоздания выясняется после урока в индивидуальном порядке.

Единые требования взаимодействия учащихся 5-х классов и учителей

3. Если ученик опоздал на урок, ему следует постучаться, извиниться, молча, не мешая ходу урока, сесть за парту и включиться в работу. Причина опоздания выясняется после урока в индивидуальном порядке.

Единые требования взаимодействия  учащихся 5-х классов и учителей  4. Ученик приходит на урок с выполненным домашним заданием. В случае невыполнения задания он сообщает об этом учителю до начала урока, что гарантирует ему отсутствие неудовлетворительной оценки. Необходимо помнить, что злоупотреблять этим нельзя.

Единые требования взаимодействия учащихся 5-х классов и учителей

4. Ученик приходит на урок с выполненным домашним заданием. В случае невыполнения задания он сообщает об этом учителю до начала урока, что гарантирует ему отсутствие неудовлетворительной оценки. Необходимо помнить, что злоупотреблять этим нельзя.

Единые требования взаимодействия  учащихся 5-х классов и учителей 5. Свою готовность отвечать ученик демонстрирует поднятием руки.

Единые требования взаимодействия учащихся 5-х классов и учителей

5. Свою готовность отвечать ученик демонстрирует поднятием руки.

Единые требования взаимодействия  учащихся 5-х классов и учителей 6. Домашнее задание необходимо записывать в дневник. Нельзя уйти с урока, не выяснив, что задано на дом.

Единые требования взаимодействия учащихся 5-х классов и учителей

6. Домашнее задание необходимо записывать в дневник. Нельзя уйти с урока, не выяснив, что задано на дом.

Единые требования взаимодействия  учащихся 5-х классов и учителей 7. Урок заканчивается с разрешения учителя. Ученики уходят из класса, оставив рабочее место в порядке.

Единые требования взаимодействия учащихся 5-х классов и учителей

7. Урок заканчивается с разрешения учителя. Ученики уходят из класса, оставив рабочее место в порядке.

Единые требования взаимодействия  учащихся 5-х классов и учителей 8. Каждый ребенок на уроке должен быть замечен учителем и отмечен его вниманием.

Единые требования взаимодействия учащихся 5-х классов и учителей

8. Каждый ребенок на уроке должен быть замечен учителем и отмечен его вниманием.

Единые требования взаимодействия  учащихся 5-х классов и учителей 9. Необходимо анализировать и  комментировать оценки на каждом уроке

Единые требования взаимодействия учащихся 5-х классов и учителей

9. Необходимо анализировать и

комментировать оценки на каждом уроке

Единые требования взаимодействия  учащихся 5-х классов и учителей 10. Во время урока нельзя выходить.

Единые требования взаимодействия учащихся 5-х классов и учителей

10. Во время урока нельзя выходить.

Единые требования взаимодействия  учащихся 5-х классов и учителей 11. Стремиться к тому, чтобы задание  повторять не более двух раз.

Единые требования взаимодействия учащихся 5-х классов и учителей

11. Стремиться к тому, чтобы задание

повторять не более двух раз.

Единые требования взаимодействия  учащихся 5-х классов и учителей  12. Довести до сведений родителей расписание звонков на урок и с урока. Звонки ребенку на мобильные телефоны разрешаются только во внеурочное время или в экстренном случае и лучше учителю.

Единые требования взаимодействия учащихся 5-х классов и учителей

12. Довести до сведений родителей расписание звонков на урок и с урока. Звонки ребенку на мобильные телефоны разрешаются только во внеурочное время или в экстренном случае и лучше учителю.

Единые требования взаимодействия учащихся 5-х классов и учителей

  • Ученик приходит на занятия со всеми необходимыми учебниками и канцелярскими принадлежностями, находящимися в полной готовности для использования. Они должны лежать в начале урока на краю стола.
  • Любой урок начинать с приветствия учителя и учеников.
  • Если ученик опоздал на урок, ему следует постучаться, извиниться, молча, не мешая ходу урока, сесть за парту и включиться в работу. Причина опоздания выясняется после урока в индивидуальном порядке.
  • Ученик приходит на урок с выполненным домашним заданием. В случае невыполнения задания он сообщает об этом учителю до начала урока, что гарантирует ему отсутствие неудовлетворительной оценки. Необходимо помнить, что злоупотреблять этим нельзя.
  • Свою готовность отвечать ученик демонстрирует поднятием руки.
  • Домашнее задание необходимо записывать в дневник. Нельзя уйти с урока, не выяснив, что задано на дом.
  • Урок заканчивается с разрешения учителя. Ученики уходят из класса, оставив рабочее место в порядке.
  • Каждый ребенок на уроке должен быть замечен учителем и отмечен его вниманием.
  • Необходимо анализировать и комментировать оценки на каждом уроке.
  • Во время урока нельзя выходить.
  • Стремиться к тому, чтобы задание повторять не более двух раз.

12. Довести до сведений родителей расписание звонков на урок и с урока. Звонки ребенку на мобильные телефоны разрешаются только во внеурочное время или в экстренном случае и лучше учителю.

1. При обучении необходимо учитывать группу риска:  - воспитывать сосредоточенность, активность, нагрузить поручениями. 2. За счет развития положительных сторон личности (старательности, работоспособности, упорства) создавать условия компенсации пониженной обучаемости. 3. Организовать коррекционные занятия с детьми, имеющими высокий уровень тревожности. 4. Продолжить работу по изучению причин неуспеваемости школьников.

1. При обучении необходимо учитывать группу риска:

- воспитывать сосредоточенность, активность, нагрузить поручениями.

2. За счет развития положительных сторон личности (старательности, работоспособности, упорства) создавать условия компенсации пониженной обучаемости.

3. Организовать коррекционные занятия с детьми, имеющими высокий уровень тревожности.

4. Продолжить работу по изучению причин неуспеваемости школьников.