Просмотр содержимого документа
«Адаптация детей дошкольного возраста к условиям детского сада»
МБДОУ МО г. Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 46»
МБДОУ МО г. Краснодар « Центр – детский сад №46»
Подготовила: воспитатель Мугу Татьяна Викторовна
Подготовила: воспитатель Мугу Т.В.
Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада.
Краснодар 2015
Краснодар 2015
Что такое адаптация?
Это сложный процесс приспособления организма к новым условиям, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном и конечно на психологическом.
Адаптация как процесс
с позиции ребёнка.
Приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Участники процесса адаптации:
Образовательные учреждения (воспитатели, педагог – психолог, учитель – логопед, педагоги ДПО, старший воспитатель, заведующий).
Семья (родители, бабушки, дедушки, братья, сестры и сам ребенок).
Воспитанники старших групп (старшие братья и сестры, «добровольцы» - дети старшего дошкольного возраста).
Этапы развития адаптации:
- Подготовительный;
- Основной;
- Заключительный.
Продолжительность каждого этапа зависит от многих факторов, оказывающих влияние на ребенка.
Адаптация
Степени адаптационного процесса
Легкая (2-3 недели)
Средняя (1 месяц)
Тяжелая (2 и более месяцев)
Причины тяжёлой адаптации к условиям ДОУ:
- Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;
- Несформированность автономии ребенка и его матери ( эмоциональной, телесной, игровой);
- Отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков;
- Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми;
- Наличие у ребенка своеобразных привычек;
- Патология психического развития.
Факторы, влияющие на адаптацию :
- Возраст ребенка, его уровень психического и физического развития;
- Состояние здоровья;
- Характеристика нервной системы;
- Умение общаться с взрослыми и сверстниками;
- Темперамент ребенка;
- Количество детей и форма воспитания в семье;
- Сформированность предметной и игровой деятельности;
- Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
- Другие биологические и социальные факторы.
- Взаимные установки семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
- Взаимные установки семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
- Возможность родителей посетить детский сад вместе с ребенком, чтобы посмотреть в каких условиях он будет находится, знакомство малыша с детьми, возможность познакомиться с помещением группы, с местом прогулок и т.д .
- Возможность родителей посетить детский сад вместе с ребенком, чтобы посмотреть в каких условиях он будет находится, знакомство малыша с детьми, возможность познакомиться с помещением группы, с местом прогулок и т.д .
- Знание особенностей развития и поведения детей, и при необходимости, внесение соответствующих корректив в форме совета и убеждения родителей.
- Знание особенностей развития и поведения детей, и при необходимости, внесение соответствующих корректив в форме совета и убеждения родителей.
- Пребывание детей на свежем воздухе в любое время года.
- Пребывание детей на свежем воздухе в любое время года.
- Единство требований, приемов и методов воздействия .
- Единство требований, приемов и методов воздействия .
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА
АДАПТАЦИИ
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:
- глубокий сон;
- хороший аппетит;
- бодрое эмоциональное состояние;
- полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
- соответствующая возрасту прибавка в весе.
Советы родителям
- Разговаривайте с ребенком про детский сад: поговорите с ним, как со взрослым. Чаще гуляйте около Вашего будущего детского сада. Ребенок должен сам убедиться, что здесь спокойно и безопасно;
- Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Поговорите о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду;
- В период адаптации не отучайте малыша от вредных привычек – так вы осложните привыкание;
- Выработайте единые требования к поведению ребенка с воспитателями – это облегчит ему привыкание к новым условиям;
- Обязательно поиграйте с ребенком в детский сад. Замечательно, если с вами будут «играть» любимые игрушки;
- Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет;
- Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.
- На первых порах постарайтесь уделять вашему малышу тройное внимание дома и на прогулках, напоминайте вечером ему о садике, о ребятах, о воспитательнице. Самое главное - не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе!
- Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ, не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком.
- Будьте спокойны и вежливы с ребенком и сотрудниками детского сада – ваше настроение передается малышу!
Помните, что детский сад - это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе.
««Только родители, которые считают детей высшим смыслом жизни, могут называться родителями в полном смысле этого слова. Для них интересы детей всегда стоят на первом месте, особенно тогда, когда их дети пребывают в самом драгоценном возрасте - от рождения и до шести лет.»»
(Глен Доман "Гармоничное развитие ребенка")
Спасибо за внимание!