СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Адаптация детей дошкольного возраста».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация - это сложный механизм приспособления организма к изменяющимся условиям окружающей среды, который имеет два спектра: биологический и психологический. Наиболее трудная  перестройка организма  с большим количеством негативных сдвигов в детском организме происходит в начальной стадии адаптации. Поступление ребёнка в детский сад – процесс сложный и для самого малыша и для его  родителей. Четкий режим дня, длительное отсутствие близких родственников, новые требования к поведению, тесное общение со сверстниками в группе, незнакомое пространство создают  стрессовую ситуацию для ребенка. Семье ребенка тоже требуется какое-то время и определенные усилия для того, чтобы подстроиться к новым жизненным обстоятельствам. Залогом сохранности здоровья и  психики  в этот момент  является четкая,   продуманная работа воспитателей, психологов и  медиков, благоприятный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимосвязь с родителями.

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.

Просмотр содержимого документа
««Адаптация детей дошкольного возраста».»

МБДОУ №52 “Детский сад общеразвивающего вида”



Подготовила воспитатель:

Мачукова Эмма Мухамедовна

«Адаптация детей дошкольного возраста».

Адаптация - это сложный механизм приспособления организма к изменяющимся условиям окружающей среды, который имеет два спектра: биологический и психологический. Наиболее трудная  перестройка организма  с большим количеством негативных сдвигов в детском организме происходит в начальной стадии адаптации. Поступление ребёнка в детский сад – процесс сложный и для самого малыша и для его  родителей. Четкий режим дня, длительное отсутствие близких родственников, новые требования к поведению, тесное общение со сверстниками в группе, незнакомое пространство создают  стрессовую ситуацию для ребенка. Семье ребенка тоже требуется какое-то время и определенные усилия для того, чтобы подстроиться к новым жизненным обстоятельствам. Залогом сохранности здоровья и  психики  в этот момент  является четкая,   продуманная работа воспитателей, психологов и  медиков, благоприятный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимосвязь с родителями.

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.

Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее:

  • Знакомство с ребенком;

  • Знакомство с семьей;

  • беседы с родителями;

  • анкетирование;

  • наблюдение за ребенком;

  • развивающие игры.


Сведения о ребенке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т.п. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации.


Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкая адаптация, адаптация средней тяжести, тяжелая адаптация.

Работа с детьми с тяжёлой степенью адаптации.


Наибольшую трудность представляют дети, отнесенные нами к 1 группе адаптации по характеру привыкания. Отсутствие близких, их внимания, ласки вызывает у таких детей тревогу, беспокойство, плач, постоянное ожидание родных. Это мешает им воспринимать окружающее и действовать в новой обстановке согласно предложениям и требованиям воспитателя.

           При поступлении в группу такого ребенка я стараюсь удовлетворить потребность, определяющую его поведение, - потребность в общении с близкими. Предлагаю маме ребенка пройти в группу вместе, ребенок перестаёт плакать. В первое время ребенок в присутствии близкого человека не захочет устанавливать контакт с воспитателем. В таком случае маму с ребенком на некоторое время оставляю одних, чтобы мать помогла освоиться ему в новой обстановке. Через некоторое время ребенок начинает интересоваться окружающим. Вот этот интерес к новому и должны поддержать родные. Объясняю родителям, что ее роль их заключается не только в том, чтобы снять эмоциональное напряжение у ребенка, но и в том, чтобы помочь установить контакт с воспитателем, чтобы он перестал бояться новой обстановки, детей, взрослых.

        Работа с детьми со средней степенью тяжести по характеру привыкания.

        Дети II группы, в поведении которых определяющей является потребность в сотрудничестве, легко воспринимают расставание с близкими в первые же дни. Однако им очень важно внимание со стороны воспитателя, проявление ласки, слова одобрения. Только убедившись в расположении воспитателя, ребенок вступает с ним в общение. Если воспитатель помогает познакомиться с предметами, которые окружают ребенка, потребность ребенка в сотрудничестве со взрослым вполне удовлетворяется.         


Работа с детьми с легкой степенью адаптации.

         Когда дети имеют определенные знания, стремятся к активным самостоятельным действиям, они обращаются к взрослым лишь в случаях, когда необходимо что-либо выяснить. Если ранее ребенок в основном только воспроизводил предметные действия, показанные воспитателем, то теперь он использует в своей игре эти действия самостоятельно, усложняя их. Например, он уже не просто поит куклу из чашки, многократно повторяя это действие, а что-то наливает в чашку, предлагает кукле попить, хвалит ее.

Важную роль в адаптации также играет коллективная работа с детьми.

Рассмотрим коллективную адаптацию на примере «песочной терапии».




Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Идея терапии с использованием песка была предложена швейцарским психологом и философом К. Г. Юнгом.

       Делаем такие упражнения:

1. отпечатки кулачков, костяшек пальцев, задание – найти сходство со знакомыми предметами (цветок, солнышко.) ;

2. скользить ладонями по поверхности песка – зигзагообразные и круговые движения, задание – показать, как едет машина, ползет змея. Тоже, поставив ладонь ребром;

3. шаги пальчиками, задание – «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой рук. Потом двумя руками одновременно;

4. «игра на пианино», задание – «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино;

5. «следы невиданных зверей», задание – оставлять следы одновременно двумя пальцами, тремя, пятью. Фантазировать вместе: чьи следы, как выглядят, где живет данное животное и т. д.


Каждый ребёнок дома выбирает любимую игрушку, которую он берет с собой в группу.

Считаю, что присутствие любимой игрушки необходимо детям раннего возраста в период адаптации к ДОУ и, особенно, для тех, у кого тяжёлая степень адаптации по характеру привыкания.

Также в период адаптации детей к ДОУ целесообразно проводить игры, направленные на развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым, а так же на сближение детей друг с другом, на развитие речевой активности, на развитие двигательной активности.

Это могут быть подвижные игры, игры с кеглями, игра в мяч, ритмичные танцы, хороводы, игры с водой и песком, игры-эксперименты, пазлы, конструкторы, мозаика.

Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.


Для этого на каждого ребенка ведется индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в детский сад (Дошкольное образовательное учреждение, ДОУ), фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода адаптационный лист передается педагогу-психологу, который прилагает его к карточке наблюдения за развитием ребенка. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.

Кроме того, в ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие.















В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется:


  • использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать);

  • предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;

  • рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;

  • использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;

  • создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.


Данная система работы, на мой взгляд, поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!