Уважаемый председатель! Уважаемая комиссия!
Вашему вниманию представляется работа на тему: Разработка программы по психологическому сопровождению и адаптации детей старшего дошкольного возраста к занятиям карате.
Актуальность: В современной жизни детей отдают в различные секции по единоборствам и игровым видам спорта с ранних лет с 4-х с 5-ти и даже с 3-х, но мало кто уделяет внимания психологическому сопровождению по адаптации детей к восточным единоборствам в нашей работе карате.
Научный аппарат. Методологической основы нашего исследования являются работы по проблеме теоретических и практических аспектов к психологическому сопровождению Битяновой М.Р. и Дубровина И.В. По проблеме адаптации Андреевой Г.М., Бодаль А.А., Заводчикова О.Г., Лисина М.И. По проблеме развития детей дошкольного возраста Выгодский Л.С., Цукерман П.А.
Гипотеза: мы предполагаем, что программа направленная на психологическое сопровождение по адаптации детей старшего дошкольного возраста к занятиям карате будет эффективной, если её содержание будет построено с учётом выявленных проблем, в ней будут содержаться задания на снятие напряжения, тревожности, повышение самооценки, помогающие дошкольникам входить в мир спорта.
Наша практическая часть состояла из следующих исследований -оценка уровня тревожности;- исследование личностных особенностей;- измерение уровня притязаний;- физическая подготовка;- анкета для родителей, изучение родительского отношения к спорту.
Введение: Вхождение человека в любую организацию связано с периодом приспособления, привыкания. Это всегда является некоторым переломным моментом в жизни. Насколько быстро и положительно произойдут переходные моменты адаптационные процессы, настолько легко можно выработать оптимальный режим любой деятельности. Адаптация поступления детей в спортивные группы и адаптация их к спортивным занятиям является важным вопросом при оказании им психологической помощи. Необходимость адаптации старшего дошкольного возраста к занятиям спортом показывает практика ранней спортивной подготовки и спортивной специализации, а также социально-экономические сдвиги, происходящие как в обществе, так и в спорте. Многие специалисты по дошкольному образованию детей отмечают необходимость создания новых видов и форм учреждений для дошкольников, в том числе и спортивных групп.
В психологии изучается такой феномен как адаптация. Адаптация-состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и поддерживания физического гомеостаза
Карате́ — японское боевое искусство, система защиты и нападения. В отличие от других единоборств Японии, в карате степень непосредственного контакта между участниками схватки минимальна, а для сокрушения противника используются точно нацеленные мощные удары руками или ногами, наносимые в жизненно важные точки его тела. На начальном этапе карате представляло собой систему рукопашного боя, предназначавшуюся исключительно для самообороны. Сегодня карате приобрело большую известность благодаря показательным выступлениям, демонстрирующим разбивание предметов и очень зрелищных соревнований.
Прежде чем приступить к разработке нашей программы мы проанализировали различные подходы к программам по адаптации детей к ДОУ, к школе, к различным видам спорта. Основная задача в спорте адаптировать ребёнка к физическим нагрузкам и специфической работе данного направления. Мы обнаружили, что очень мало внимания уделяется именно психологическому сопровождению по адаптации. И так.
В трудах Марины Ростиславовны Битяновой психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка . Сопровождение — это определенная идеология работы, это самый первый и самый важный ответ на вопрос, зачем нужен психолог.
Как мы уже говорили, что программа направленная на психологическое сопровождение по адаптации детей старшего дошкольного возраста к занятиям карате будет эффективной, если её содержание будет построено с учётом выявленных проблем, в ней будут содержаться задания на снятие напряжения, тревожности, повышение самооценки, помогающие дошкольникам входить в мир спорта.
Для проведения нашего эксперимента определена база исследования - МУ ДЮСШ №1 «Каратэ» г. Наро-Фоминск, группа детей дошкольного возраста, возраст 5-6 лет, количество-15 чел. Продолжительность реализации программы 3 месяца. Время проведения три раза в неделю по 20 мин, перед каждым занятием основной тренировки.
1 Начальный этап - включает в себя диагностику. Продолжительность три раза в неделю по 20 мин, и диагностика физического развития 1,5 часа.
2 . Основной этап - включает в себя снятие эмоционального напряжения, повышение самооценки, формирование новой Я-концепции и повышение волевых качеств.
Наша работа состояла из 3-х этапов:
1-Диагностикой: личностных особенностей.
2-Разработка программы по психологическому сопровождению по адаптации к занятиям карате.
3-Проверка эффективности программы.
Для нашей диагностики мы использовали следующий комплекс методик:
1. Диагностика личностных особенностей:
1.1. Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена
Тест предназначен для выявления тревожности по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций, общения с другими людьми.
2. Методика «Маски» ( Н. Л. Белопольской)
Предназначена для определения уровня общительности и выявление причин малообщительного поведения.
3. Тест «Лесенка» (В.Щур и С. Якобсона)
Предназначен для определения самооценки ребёнка и выявление причин такой оценки.
4. Тест «Собери картинку» (С.Д.Забрамная)
Предназначен для определения уровня притязаний в познавательной деятельности.
5 Методика «Домик» Н.И. Гудкиной [18]
Предназначена для определение волевой сферы ребёнка.
2. Диагностика уровня физического развития
«Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста» авторы Н.Н.Бойнович, Л.И.Казьмина, Н.А.Ноткина.
Цель: оценка физического развития детей на начальном этапе обучения.
Обработка: 1- Показатель выносливости КВ=П*10\ПД, где П-пульс ,ПД-пульсовое давление.
2- Показатель физической работоспособности W=P*n*h, где W- объём работы, Р-масса тела ребёнка, n-число подъёмов на ступеньку, h-высота ступеньки.
3-Показатели физического развития такие показатели как быстрота, сила, ловкость, гибкость и выносливость.
4-Общее физическое развитие тела по индексу Пинье.
ИП=рост-(масса+ОКГ), ОКГ-окружность грудной клетки. Чем меньше индекс Пинье по сравнению состандартными тем крепче телосложение.
3. Диагностика родительского отношения к занятиям каратэ.
Авторская анкета для родителей (Приложение 1).
Состоит из15 вопросов.
Обработка проводилась по следующим критериям: 1) Отношение к спорту, 2) Отношение к ребёнку, 3) Отношение к здоровью.
. Результаты диагностики констатирующего эксперимента
Для достижения цели нашей работы нами было проведено исследование физического развития. Результаты представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Общие показатели результатов физического развития детей дошкольного возраста.
Показатели | Низкий | Средний | Высокий |
Показатель выносливости | 5 | 7 | 3 |
Показатель уровня физической работоспособности. | 4 | 9 | 2 |
Показатели физического развития | 1 | 7 | 7 |
Показатели общего физического развития по индексу Пинье. | 1 | 7 | 7 |
Проверяя уровень физической подготовки мы приходим к выводу что физически дети развиты следующим образом, по уровню выносливости три человека выполняют нормативы для своего возраста, остальные слабый или средний уровень выносливости, по показателям физической работоспособности два человека выполняют заданный норматив, остальные средний или низкий уровень работоспособности. По показателям физического развития, семь человек развиты в соответствии своего возраста и семь человек средний уровень физического развития, один ребёнок со слабым уровнем физического развития. Показатели физического развития по индексу Пинье соответственно семь человек с хорошим показателем, семь со средним и один с низким.
Далее нами было проведено исследования отношения родителей к спорту по анкете. Проведение анкетирования родителей и личное общение с родителями детей. В основном приводят детей для того чтобы не сидел дома и занимался спортом, отвлечь от компьютера, был более собранным и организованным, мог постаять за себя. Данные анкеты представлены в таблице 2.2.
Данные обработки анкет родителей.
Таблица 2.2.
Отношение родителей |
К спорту | 10 | | |
К ребёнку | | 4 | |
К здоровью | | | 16 |
Из результата опроса по анкетам мы понимаем отношение родителей к своим детям, в опросе участвовали и мамы и папы. Десять родителей хотят чтобы ребёнок занимался именно карате, в основном это папы наших малышей, 16 родителей хотят чтобы ребёнок был здоров , вёл здоровый образ жизни занимался спортом любым, не обязательно карате. Четверо родителей привели по рекомендации друзей.
Далее нами было проведено исследование личностных особенностей. Результаты представлены в таблице 2.3
Таблица 2.3.
Показатели личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста в начале нашей программы.
Показатель | Результат эксперимента |
| Низкий | Сред | Выс |
Уровень тревожности | 0 | 9 | 6 |
Уровень общения | 2 | 7 | 6 |
Уровень самооценки | 2 | 10 | 3 |
Уровень самопритязаний | 2 | 10 | 3 |
Волевая сфера | 3 | 9 | 3 |
Физическое состояние | 5 | 8 | 2 |
Из результатов тестирования мы видим что все дети переживают тревогу и волнения. Некоторые дети сильно зажаты и плохо идут на контакт с тренером.
Из результатов тестирования и личного общения с детьми мы понимаем, что большинство детей достаточно общительны. В нашей группе два человека имеют низкий уровень общения, на них стоит обратить более пристальное внимание.
Из результатов опять видим, что основная масса адекватно оценивает свои возможности. Три человека имеют завышенную самооценку и два человека с низким уровнем самооценки.
По результатам данного тестирования мы опять выявили детей с низким уровнем притязаний три человека и с завышенным 2 человека.
По результатам видим 2 ребёнка с низкой волевой сферой. Волевая сфера формируется к концу старшего дошкольного возраста поэтому мы её корректируем в ходе наших занятий.
Планируемые мероприятия | Сроки | Примечание |
1.Проведение родительского собрания. Раздача анкет для родителей. 2.Определяем уровень эмоциональной тревожности при помощи теста Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена. 3 Знакомство «Имя-факт о себе». | 2 сентября 2013 | 1.Анкеты родители заполняют дома к следующему занятию. 2.Тестирование проводим в отдельном кабинете школы за 20-30мин.до начала основной тренировки. |
1.Определяем уровень самооценки тест «Лесенка». 2. Через 20 мин. после начала тренировки проводим игру «Мяч желаний». | 4 сентября | За 30мин. до начала основной тренировки. В конце разминки нужно включать игры например на снятие эмоционального напряжения, согласно плану занятий. |
1. Проводим тестирование на определение уровня притязаний тест «Собери картинку». 2. Через 20 мин после начала тренировки проводим игру «Мы готовим капусту». | 6 сентября | За 20-30 мин. до начала основной тренировки в отдельном классе проводим тестирование. |
1. Определение волевой сферы ребёнка методика Н.И Гудкиной «Домик». 2. Просмотр мультфильма про карате. | 9 сентября | Тестирование 30 мин Основная тренировка 1ч. 30 мин. |
| 1. Определяем уровень физического развития по следующим показателям: выносливость, физической работоспособностью, физическое развитие. | 11 сентября | Используем время всей тренировки. 1ч. 30 мин. |
| 1. Игра "Зайки и слоники" на снятие эмоционального напряжения и застенчивости. 2. После разминки проводим игру «Назови себя ласково». | 13 сентября | Игру проводим два раза, перед основной тренировкой за 20 мин и в середине тренировки |
| 1.Игра на повышение самооценки «Имя», Я-это кто? 2. После разминки проводим игру «Мартышки» | 16 сентября | Игру проводим за 20 мин до основной тренировки, и после проведения разминки. |
| 1. Беседа о воле. | 18 сентября | Рассказ о сильной воле. 20 мин. |
| 1. Беседа о воле. | 20 сентября | Рассказ о сильной воле. 20 мин. |
| 1. Проводим игру «Отряхивающийся щенок» на снятие эмоционального напряжения и застенчивости. | 23 сентября | Игру проводим два раза, перед основной тренировкой за 20 мин и в середине тренировки |
| 1.Игра на повышение самооценки , Я-это кто? | 25 сентября | Игру проводим за 20 мин до основной тренировки. |
| 1. Проводим игры на повышение уровня самопритязания. «Я лев» . | 28 сентября | Так же проверяем задание которое давали неделю назад. Хвалим ребёнка. |
| 1. Проводим игру «Доброе животное» на снятие эмоционального напряжения и застенчивости. | 30 сентября | За 20 мин до тренировки. |
| 1.Беседа о воле. | 2 октября | За 20 мин до тренировки. |
| 1. Проводим игры на повышение уровня самооценки «Я очень хороший». | 4 октября | За 20 мин до тренировки. |
| 1 Открытая тренировка. | 7 октября | Вся тренировка. |
| 1. Проводим игру «Отряхивающийся щенок» на снятие эмоционального напряжения и застенчивости. | 9 октября | За 20 мин до тренировки. |
| 1.Игра на повышение самооценки , Я-это кто? Повторение 4-х недельного цикла. | 11октября | За 20 мин до тренировки. |
| 1. игра "Зайки и слоники" на снятие эмоционального напряжения и застенчивости. 2. После разминки проводим игру «Назови себя ласково». | 14 октября | За 20 мин до тренировки. |
| 1.Игра на повышение самооценки «Имя», Я-это кто? 2. После разминки проводим игру «Мартышки» | 16 октября | За 20 мин до тренировки. |
| 1. Беседа о воле. | 18 октября | За 20 мин до тренировки. |
| 1. Беседа о воле. | 21октября | За 20 мин до тренировки. |
| 1. Проводим игру «Отряхивающийся щенок» на снятие эмоционального напряжения и застенчивости. | 23 октября | За 20 мин до тренировки. |
| 1.Игра на повышение самооценки , Я-это кто? | 25 октября | За 20 мин до тренировки. |
| 1. Проводим игры на повышение уровня самопритязания. «Я лев» . | 28 октября | За 20 мин до тренировки. |
| 1. Проводим игру «Доброе животное» на снятие эмоционального напряжения и застенчивости. | 30 октября | За 20 мин до тренировки. |
| 1.Беседа о воле. | 1 ноября | За 20 мин до тренировки. |
| 1. Проводим игры на повышение уровня самооценки «Я очень хороший». | 4 ноября | За 20 мин до тренировки. |
| 1 Открытая тренировка. | 6 ноября | За 20 мин до тренировки. |
| 1. Проводим игру «Отряхивающийся щенок» на снятие эмоционального напряжения и застенчивости. | 8 ноября | За 20 мин до тренировки. |
| 1. Проводим игру «Отряхивающийся щенок» на снятие эмоционального напряжения и застенчивости. 2 | 11 ноября | За 20 мин до тренировки. |
| 1.Игра на повышение самооценки , Я-это кто? | 13 ноября | За 20 мин до тренировки. |
| 1. Проводим игры на повышение уровня самопритязания. | 15 ноября | За 20 мин до тренировки. |
| 1. Определяем уровень эмоциональной тревожности при помощи теста Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена. . | 18 ноября | За 20-30 мин до начала основной тренировки. |
| 1.Определяем уровень самооценки тест «Лесенка». | 20 ноября | За 20-30 мин до начала основной тренировки. |
| 1. Проводим тестирование на определение уровня притязаний тест «Собери картинку». | 22 ноября | За 20-30 мин до начала основной тренировки. |
| 1. Определение волевой сферы ребёнка методика Н.И Гудкиной называется «Домик». | 25 ноября | За 20-30 мин до начала основной тренировки. |
| 1. Определяем уровень физического развития по следующим показателям: выносливость, физической работоспособностью, физическое развитие. | 27 ноября | Во время тренировки. |
2.4. Результаты эффективности программы
После прохождения периода адаптации мы провели повторные тестирования и результаты приведённые в таблице 2.4 показывают прирост по всем показателям нашего эксперимента. На основании этого можно сделать вывод, что данная программа работает, детям нравится необычный подход к проведению занятий и работы вне тренировочное время.
Таблица 2.4
Показатели личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста до и по окончанию нашего эксперимента.
Показатель | Результат в начале эксперимента | Результат в конце эксперимента |
| Низкий | Сред | Выс | Низкий | Сред | Выс |
Уровень тревожности | 0 | 9 | 6 | 7 | 8 | 0 |
Уровень общения | 2 | 7 | 6 | 0 | 7 | 8 |
Уровень самооценки | 2 | 10 | 3 | 1 | 12 | 2 |
Уровень самопритязаний | 2 | 10 | 3 | 0 | 12 | 3 |
Волевая сфера | 3 | 9 | 3 | 1 | 8 | 6 |
Физическое состояние | 5 | 8 | 2 | 1 | 9 | 5 |
Изучение мотивов родителей при выборе для своего ребенка секции каратэ показало следующее. Большинство родителей приводят в секцию карате своих детей для укрепления здоровья, формирования характера, способностью постоять за себя. Через 3-4 месяца мы наблюдаем смещение интересов в сторону спортивной составляющей. Родители стремятся к показателям в спорте. Дети в свою очередь показали положительную динамику в формировании личностных качеств. Уровень физического развития вырос, даже дети со слабым уровнем физического развития смелее берутся за выполнение сложных заданий, активно помогают дома родителям.
Заключение
Проведя теоретический анализ по данной проблеме, мы пришли к выводу, что изучение адаптации детей старшего дошкольного возраста к занятиям карате изучена не достаточно глубоко. Из практической части делаем выводы что все дети пришедшие на занятия по карате в спортивный клуб остались заниматься и дальше после адаптационного периода. Двое мальчиков бросили заниматься по состоянию здоровья, 13 человек успешно продолжают заниматься. Таким образом, цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи решены. Нами была разработана программа по адаптации детей старшего дошкольного возраста к занятиям карате. Очень важно заинтересовать ребёнка, сделать тренировку интересной.
Рисуночный тест даёт возможность увидеть на что замотевирован ребёнок. Кто-то рисует тренера, спортзал или своих товарищей, а кто-то олимпийские кольца и пьедестал.
Я считаю что у ребёнка нужно развивать интерес к данному виду спорта или другому виду спортивной деятельности. Тогда процесс будет идти более продуктивно и результаты будут выше.