СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация и методы развития самостоятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптация и методы развития самостоятельности»

10


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №72 «Колокольчик» города Смоленска







Родительская встреча

«Адаптация и методы развития самостоятельности»






Подготовила: педагог-психолог

Ковалева В.И.


















2018 г.




Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению.



Вопрос о помещении ребенка в ясли, как правило, встаёт перед родителями в связи с окончанием оплачиваемого отпуска матери по уходу за ребёнком, а именно по достижении им возраста 1,5 лет. Но с психологической точки зрения именно этот возраст наименее благоприятный для столь радикальной перемены. Ребёнок этого возраста чрезвычайно привязан к матери, болезненно реагирует на её отсутствие. Попав в руки других взрослых, он испытывает беспокойство даже при самом благожелательном отношении к себе (что тоже наблюдается далеко не всегда). Первоначальное возбуждение ребёнка по происшествии некоторого времени, сменяется заторможенностью эмоциональных и познавательных процессов, что чревато общим замедлением темпа психического развития.

В эмоциональном плане это усугубляется повышенной тревожностью, склонностью к страхам, навязчивым действиям и другим невротическим симптомам. Таким образом, отчасти решив свои бытовые проблемы, родители рискуют столкнуться с иными проблемами - психологическими.

Нередки вспышки заболеваемости у детей. Отчасти это объясняется инфицированием от сверстников. Но главная причина - эмоциональный шок, который резко снижает защитные силы организма.

Если семейные обстоятельства диктуют необходимость помещения ребёнка в ясли, отдавать его туда следует не ранее, чем по достижении 2-х летнего возраста. У двух летних детей привязанность к маме уже не сопровождается обострённой зависимостью от неё, а страх пред незнакомыми взрослыми отсутствует или, по крайней мере, выражен слабее, чем раньше. Поэтому адаптация к условиям детского сада происходит без серьёзных осложнений. Но это не касается физически и нервно ослабленных детей; их помещение в ясли вообще едва ли целесообразно.



ФАКТОРЫ, ОТ КОТОРЫХ ЗАВИСИТ ТЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА:

1. возраст ребенка (самый неблагоприятный в плане заболеваемости до 2 лет 3 месяцев);

  1. состояние здоровья;

  2. своеобразные привычки (соска, укачивание и т.д.);

  3. умение общаться со взрослыми и сверстниками;

  4. сформированность предметной и игровой деятельности (умение занять себя игрушкой)

  5. приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

  6. сформированность элементарных культурно - гигиенических навыков. Об этом мы и поговорим на нашей сегодняшней встрече.



Развитие самостоятельности у ребенка 2-3-х лет

В наше время самостоятельность считается одним из важнейших качеств современного человека – причем самостоятельность в данном случае подразумевается в широком смысле: умение решать свои проблемы (включая бытовые), не взваливая их на чужие плечи, способность принимать решения самому, не перекладывая ответственность на друзей и родных.
              Безусловно, это ценные качества. Однако по наследству, как цвет глаз, они не передаются и с неба не падают. Следовательно, самостоятельность надо воспитывать. Как?
              Для развития умения решать проблемы самостоятельно и уметь отделить себя от родителей, осознать себя способным к самостоятельным поступкам и моментам в жизни (понятно, что речь не идет о глобальном) существуют сензитивные (благоприятные) периоды: возраст «Я сам» (2-3 года), вступление в школьный возраст (7 лет), начало подросткового периода (11-12 лет) и вступление в юношество (16-17 лет). Причем в семилетнем возрасте это иногда даже более безопасно — гормоны не гасят разум, как у подростков; а 16-17 лет — это вообще последний шанс, и если человек в этом возрасте не научается решать вопросы самостоятельно в пределах своей компетенции (а часто так и не научается, особенно если это в свое время подавили на предыдущих этапах), то ему уже и не захочется, и будут родители им руководить до пенсии.
       
      Впервые с проблемой самостоятельности родители сталкиваются, когда малышу исполняется 2 года. Период 2-3 лет называют кризисом «Я сам», и неспроста: именно в этом возрасте ребенок впервые осознает, что он — отдельная от родителей личность, что он — не продолжение, не часть мамы или папы, — а самостоятельный человек. Самостоятельный! И границы этой самостоятельности ребенок начинает с энтузиазмом проверять: что он может сам, и что ему за это будет?
       
      Вопреки расхожему мнению, ребенок не издевается над родителями — он лишь экспериментально проверяет границы дозволенного: «Я сделаю так — что будет? А если — так? А еще вот это? Так, мама ругается… А я все равно продолжу — интересно, что будет? Ой-ой-ой, теперь все, стоп, я уже понял, что мне будет и этого не хочу!»


В первые 3 года малыш овладевает многими навыками и привычками тем успешнее, чем аккуратнее соблюдается при этом ряд правил.

  • Во-первых, для закрепления навыков важно, чтобы все действия ребенок выполнял в одной и той же последовательности.

  • Во-вторых, действия с самого начала должны выполняться правильно (приобретенный навык очень устойчив, изменить его потом трудно).

  • В-третьих, учить ребенка нужно терпеливо, помогая ему освоить каждое отдельное движение. Например, обучая его мыть руки, надо показать, как смочить мыло, намылить руки, потереть одной рукой о другую, положить мыло на место, смыть пену, вытереть руки полотенцем, повесить его. Трехлетнему ребенку все это сделать очень и очень непросто.



Приобретая навык, малыш получает возможность умело выполнять то или иное действие. Но это еще не значит, что он будет это делать всегда, когда понадобится. Он может хорошо научиться мыть руки без посторонней помощи, но, чтобы делать это всякий раз перед едой, нужна соответствующая привычка. Привычки, как и навыки, очень устойчивы, поэтому легче предупредить дурную привычку, чем избавиться от нее.

Родители часто недоумевают, откуда у малыша берутся плохие привычки. Ведь он рождается, ничего не умея, а взрослые ничему плохому его не учат. Причина появления вредных привычек чаще всего в отсутствии целенаправленного воспитания. Так, папа принес дочке новую игру, она все рассмотрела, поиграла, потом аккуратно сложила и спросила, куда ее убрать. Она поступила так, потому что ее приучили каждую вещь класть на место. Естественно, что разбрасывать игрушки ребенка никто не учит, но не всегда его учат собирать их.

Какие же навыки и привычки следует воспитывать у детей в первые 3 года жизни? Их немало. Одна их самых важных – привычка к режиму. Если режим дня соответствует физиологическим возможностям малыша, он легко привыкает к нему, спокойно и быстро засыпает, охотно ест, у него хорошее настроение в течение дня.

Значение режима велико, хотя не все родители это понимают. Дело в том, что правильное чередование сна и бодрствования предупреждает переутомление, способствует физическому развитию. А ведь во многих случаях плохое настроение детей, их капризы объясняются недосыпанием, переутомлением. Соблюдение распорядка дня имеет и воспитательное значение: приучает малыша к организованности, дисциплине.

Возраст, когда малыш начнет самостоятельно есть, зависит от родителей. Многие дети пытаются делать это в год и, если им не мешают, довольно быстро осваивают все приемы.

Ребенок быстро обнаруживает, что донести ложку до рта – совсем не такое простое дело. Очень скоро он устает от этих попыток и принимается играть с едой. Если он упорно и старательно продолжает свои попытки, то непременно испачкается сам и перепачкает все вокруг. Ругать малыша ни в коем случае не надо – лучше запасти для него побольше передников и не стелить на стол скатерть, которую трудно будет отстирать. Одновременно следует воспитывать у маленьких привычку к опрятности. Трудности с этим бывают у тех родителей, которые не спешили менять пеленки сыну или дочери еще в грудном возрасте, приучив тем самым спокойно переносить ощущение сырости.

Ребенок в 2 – 3 года уже должен уметь достойно себя вести за столом. Важно помнить истину: хорошие манеры появляются естественным путем. Бессмысленно требовать от ребенка, чтобы в положенных ситуациях он говорил слова вежливости. Сначала в нем нужно воспитывать уважение, любовь к взрослым людям вообще.

Другое непременное условие – взрослым в семье самим быть вежливыми и предупредительными. Когда такой пример перед глазами изо дня в день, ребенку легче ему подражать. Он быстро научится говорить спасибо, здороваться и прощаться, потому что так поступают родители, и будет делать это искренне и доброжелательно. Стремитесь воспитывать малыша так, чтобы он вызывал симпатию у окружающих. Если к ребенку хорошо относятся, то и сам он будет стараться быть хорошим, захочет нравиться. И нет ничего удивительного в том, что в один прекрасный день такой ребенок без родительской подсказки поднимет и подаст гостю оброненную им вещь, поделится конфетами с соседскими детьми, ни разу не прервет разговаривающих взрослых...

Очень ценно стремление маленького человека к самостоятельности. Если постоянно подавлять это стремление, ребенок может вырасти пассивным, не готовым к трудностям. Самостоятельные действия малыша всегда нуждаются в одобрении и совете взрослых. Нельзя смеяться или иронизировать по поводу неумелых действий: то, что нам кажется простым, от него требует немалых усилий.

Воспитание самостоятельности тесно связано с формированием у малыша навыков и привычек самообслуживания не только за столом, но и во время умывания, одевания. Обычно это происходит в начале 2-го года жизни. Довольно быстро ребенку удается раздеть себя, и он усваивает эту «технику» без труда. Затем он пробует одеться и сразу же запутывается в предметах туалета. Ничего страшного, если застегивание пуговиц он осилит к 4 годам, а никак не раньше. Важно проявлять максимум такта, помогая ребенку в самом для него «трудном деле», а посильные процессы одевания предоставить ему полностью. Иногда достаточно бывает разложить одежду перед ребенком так, чтобы он смог ее сам надеть, не перепутав верх и низ. Естественно, родители должны иметь при этом терпение.

Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется на 3-м году жизни, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!» Он уже может оказывать небольшую помощь взрослым: накрыть на стол, поставить хлеб, разложить приборы. Не следует просить ребенка расставлять бьющуюся посуду: он еще недостаточно ловок и может нечаянно разбить тарелку. Это не только чревато опасностью, но и доставит огорчение малышу, у него может пропасть желание заниматься этим и в дальнейшем. Под руководством взрослых ребенок может поддерживать порядок в своем уголке, расставлять игрушки на полочках.

Постоянно приучайте маленького ребенка к тому, чтобы он понимал, где игра, а где труд, и не превращал его в забаву и веселье. Если малышу поручили вытереть разлитую им на столе воду, нужно проследить, чтобы он выполнил задание аккуратно и старательно, а не бегал по кухне, размахивая тряпкой.

Самостоятельность ребенка проявляется не только в умении выполнить то или иное дело без посторонней помощи, но и в том, что он может взяться за него по собственной инициативе. Этому помогает закрепление за малышом постоянных обязанностей по дому. Возможности его не так уж велики, но, к примеру, приготовление стола к обеду, поддержание порядка в игровом уголке, кормление рыбок в аквариуме могут быть его постоянными обязанностями. Воспитывайте в ребенке сознание того, что он должен выполнить поручение, доверенное ему взрослыми. Так малыш учится с раннего возраста заботиться о других, привыкает к мысли, что не всегда можно делать только то, что хочется. Иногда приходится думать и заботиться о других. Предупреждение любых заболеваний, освобождение от каких бы то ни было поручений, от необходимости затрачивать усилия, напротив, воспитывают у малыша лень, равнодушие, эгоизм.

Большую ошибку совершают те родители, которые наказывают ребенка трудом. Трехлетний сынишка слишком шумел в гостях, и мама наказывает его тем, что он должен помогать ей мыть посуду. В следующий раз, когда мама, давно забывшая это происшествие, предлагает сыну помочь ей, мальчик протестует и, плача, говорит, что ничего плохого не сделал. Дети не должны рассматривать труд как наказание за некрасивый поступок, провинность.

Вообще когда речь заходит о том, нужно ли наказывать ребенка, мнения разделяются. Одним удается воспитывать, не наказывая, другие вынуждены изредка или часто это делать. Но суть в том, что наказание не должно быть главным «гарантом» дисциплины. Это лишь дополнительное средство, чтобы напомнить ребенку о необходимости выполнения тех или иных правил, обязанностей.

Понять, нужно ли наказание ребенку, могут все родители, обратив внимание на его эффект. Если наказание только ожесточило малыша, вызвало обратную реакцию, значит, оно неэффективно. Если малыш напуган, горько плачет и переживает, следовательно, это слишком сильное средство воздействия, что тоже нежелательно. Словом, у каждого ребенка своя реакция на наказания, и это следует всегда учитывать.

Повседневная жизнь предоставляет много возможностей для воспитания у детей сознательности, самостоятельности. На прогулке можно обратить внимание ребенка на проявление этих качеств у других детей, а читая книжку – у персонажей литературных произведений.



Однако опыт показывает, что ребёнок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к поступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к чужому для него взрослому или другому ребёнку.





Поэтому чтобы ребенок вступил в новую жизнь радостным, общительным, повзрослевшим, постарайтесь, помимо развития навыков самообслуживания:



  • Создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.

  • Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.

  • Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.

  • Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.

  • Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).

  • Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.

  • Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?»

  • Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.

  • Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте…

  • Поощряйте любопытство.

  • Не скупитесь на похвалу.

  • Будьте терпеливы.



Ковалева В.И.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!