СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация и обучение первоклассника в музыкальной школе.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поступление ребенка в музыкальную школу является новым этапом его жизни. Главная задача родителей в период адаптации - поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация и обучение первоклассника в музыкальной школе.»

Переверзева С.А.

Учитель 13 категории

Специальность-фортепиано

2020 г


Методическая работа

Адаптация и обучение первоклассника в музыкальной школе.


Адаптация - это временной отрезок, в течение которого происходит привыкание первоклассника к условиям, требованиям, системе обучения в музыкальной школе.

Значительная часть детей адаптируется в течение первых двух-трёх месяцев, у них хорошее настроение, активное отношение к учёбе, желание посещать школу.

Другим детям требуется больше времени для привыкания, у них бывают трудности в усвоении программ.


Основными критериями адаптированного первоклассника являются:

-положительное отношение к школе

-умение входить в контакт с учителем

-лёгкое усвоение учебного материала

-проявление самостоятельности.



Поступление ребенка в музыкальную школу – это принципиально новый этап его жизни.


Главная забота родителей в период адаптации первоклассника – поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Их участие и интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребёнка. Важно не сравнивать и уважать индивидуальность, любить и принимать ребенка таким, какой он есть.

Он не сможет сразу научиться играть. Это долгий и кропотливый совместный процесс. Важно поддерживать и подбадривать.


Все поступающие дети, а в большинстве случае и родители относятся к обучению в музыкальной школе, как к некоему кружку или секции. Да, музыкальная школа является дополнительным образованием, но это не кружок, а именно школа.



Не все понимают, что процесс обучения имеет массу трудностей, начиная от вступительных прослушиваний заканчивая государственными экзаменами. К сожалению, до «финала» доходят далеко не многие учащиеся.

В музыкальном обучении любого юного музыканта наступает критический своего рода переломный момент, когда ребёнок не хочет продолжать своё обучение.

В этот момент важно попробовать заинтересовать – самому полюбить музыку: вместе с ребенком разбирать текст, слушать музыку, посещать концерты как своего ребенка, так и других музыкантов.

Горящие глаза родителей – что может быть лучше для ребенка!


Обучение музыке – сложный и многогранный процесс, требующий усидчивости, долгого и упорного труда. Когда дети это понимают- начинаются настоящие трудности. Одни дети не готовы упорно трудиться, другие – наоборот, проявляют интерес к учебе.

Когда ребёнок начинает учиться в музыкальной школе, ответственность, должна ложиться на плечи родителей. Именно они должны контролировать посещение уроков и регулярные домашние занятия. Хорошо, если родитель может в первое время присутствовать на уроке, так ребенку легче и спокойнее.


Процесс обучения в целом должен идти от простого к сложному. Чем глубже основа, заложенная в детстве, тем плодотворнее идёт работа.

Чем шире основание пирамиды, тем выше может быть её вершина. Основание – это, прежде всего интеллект и творческое развитие. И в этом огромную роль играет работа семьи-беседы, посещения театров, концертов, музеев, чтение книг вместе с ребенком. Чем более он будет вовлечен в культурную жизнь, тем легче и интереснее начнется его обучение в музыкальной школе.



Одна из проблем музыкального образования в том, что дети хотят посещать только занятия специальности-фортепиано, игнорируя другие дисциплины, что неправильно. Они не понимают, что все предметы взаимосвязаны и пропуск, одного из них обязательно оставит пробел в другом. К сожалению этого часто не понимают и родители учеников. Задача педагога убедить их в обратном.


Необходимо заниматься музыкой каждый день.

В первом классе для этого достаточно 20-30 минут. Можно устраивать семейные концерты и хвалить за новые достижения
Не следует все время делать уроки вместе с ребенком. Важнее научить его самостоятельно и ответственно относиться к выполнению заданий.


Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов.



Главная особенность детей-первоклассников – первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Ребенок убежден в том, что у него все должно получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.


На самых первых уроках главная задача – заинтересовать, подавать материал так, чтобы он не казался сложным, не форсировать события.

Необходимо также разнообразие на уроке: слушание, теория, ритм, посадка, отвлечение на иные темы, использование музыкальных игр (развивает анализаторские способности, ритм, внимательность), чередование работы за инструментом и без него, стараться давать меньше теории, предпочитать больше показа, а для малышей также необходима и творческая работа (рисование, чтение стихов, игры, фантазирование).




В донотный период, длящийся ориентировочно от двух недель до двух месяцев, педагог получает представление об индивидуальных особенностях ребёнка, его темпераменте, одаренности, общем развитии, во многом определяется степень интенсивности  дальнейших занятий с учащимся.

От того насколько увлекательно и плодотворно пройдёт этот период зависит то, как сложиться дальнейшее обучение.


Одной из важнейших задач обучения игре на фортепиано является постепенное приучение ребёнка с первых шагов к самостоятельной работе на инструменте и развитие его творческой инициативы.

Большую роль в этом играет подбор по слуху.


В процессе этой работы развивается слух, чувство ритма, обогащается память, вырабатывается хорошая ориентация на клавиатуре, закрепляются игровые навыки и развивается творческое мышление.

Этот процесс должен проходить на материале легких, детских песен. Они легче запоминаются и подбираются по слуху.


Ансамбль- прекрасный способ ввести маленького музыканта к выступлению на публику. Партнером может выступить сам педагог или ученик.

Совместное музицирование вызывает у учащихся неподдельный интерес. Испытав радость игры в ансамбле, он начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста.

Это особенно актуально для первоклассников, так как у них еще нет практики выступления на публике и опыта музицирования. Именно игра в ансамбле помогает побороть первый страх выступления юного музыканта.

При этом участие в концертах является одним из мощнейших стимулов поддержания интереса к дальнейшему обучению. 

Младшими школьниками считаются учащиеся 1-3 классов. Работая с ними педагогу очень важно учитывать особенности:

-часто переключающееся внимание;

-быструю утомляемость;

-отсутствие музыкальных навыков;


Они не умеют анализировать, им присуще яркая эмоциональность. Лучше развито непроизвольное внимание, направленное на все новое.

Внимание удерживается лишь 35 мин.

Весь материал следует преподносить в форме игры.


Психологи не советуют проводить занятия  музыкой  сразу непосредственно после занятий в общеобразовательной школе. Чтобы занятия музыкой приносили  радость и вдохновение ученик должен сделать как минимум двухчасовой перерыв перед посещением музыкальной школы.

Таким образом, даже неправильно составленное расписание занятий становиться причиной отсутствия интереса к занятиям. 


Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость.

Она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное – и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную.

Музыка облагораживает эмоционально; обогащает умственно.



Занимаясь музыкой, ребенок получает всестороннее развитие. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует звуковыми фигурами, запоминая нотный текст.

Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.


Дети помимо общеобразовательной школы посещают много других школ и секций. Родителей можно понимать, они хотят разностороннего развития своих детей, но не стоит забывать, что детям тяжело совмещать столько дел.

Обязательно, что - то, но будет страдать, будь, то музыкальная школа или танцы. 

И конечно хотелось бы, чтобы после обязательной общеобразовательной школы, ребёнок приходил в музыкальную школу отдохнуть, получить удовольствие и новые положительные эмоции, а не порцию стрессов и нотаций. Хотелось бы хоть немного облегчить «трудовые» будни наших детей.



Не следует все время делать уроки вместе с ребенком. Иначе потом, когда вы придете с работы, окажется что он не занимался, т.к. взрослых не было дома.


Не стоит регулярно проверять домашнее задание.

Если вы сами окончили музыкальную школу, то ваша помощь может понадобиться, но это не должно быть систематически, потому что ребенок переложит ответственность за свои ошибки на ваши плечи.




Неправильно интересоваться только отметками,

лучше спросить, что сегодня было в школе нового и интересного.

Ни в коем случае нельзя превращать занятия в наказание, это формирует негативное отношения к музыке.


Как говорил К.Ушинский «Педагогика – «искусство самое обширное, сложное, самое необходимое из всех искусств – это искусство, опирающееся на данные наук. Музыкальная педагогика – это вдвойне искусство, вдвойне творчество, опирающееся на данные двойного ряда наук. Следовательно, здесь не должно быть ничего шаблонного, «застывшего».


Вот несколько фактов о важности занятия музыкой:

 положительно влияет на развитие мозговой деятельности;

 улучшает восприятие нового материала;

 стимулирует память;

 нормализует эмоциональное состояние

 развивает творческое и логическое мышление;

 формирует коммуникабельные навыки;

 воспитывает силу воли, целеустремленность, терпеливость, усидчивость, любовь к труду;


Занятия музыкой определенно содействуют более активному умственному и творческому развитию детей.

Музыка, оказывает заметное влияние на чувства и образ мышления ребенка. Вот почему так важно уделить вопросу музыкального воспитания больше значения в жизни наших детей.






***

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души, и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Аристотель

***

Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович