СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширение представлений родителей о важных аспектах готовности детей к школе, факторах, влияющих на успешность обучения; развитие умения создавать условия для формирования аспектов готовности к школе

Просмотр содержимого документа
«Адаптация первоклассников»

Круглый стол  «Адаптация первоклассников» Педагог- психолог Л.Н. Логинова

Круглый стол «Адаптация первоклассников»

Педагог- психолог

Л.Н. Логинова

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Приход в  первый класс  – один из самый важных и сложных периодов в жизни ребёнка. Поступление в школу часто является причиной эмоционально-стрессовой ситуации, потому как ребёнок в связи со сменой обстановки вынужден изменить своё обычное поведение, благодаря чему увеличивается его психоэмоциональная нагрузка

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка.

  • Приход в  первый класс  – один из самый важных и сложных периодов в жизни ребёнка. Поступление в школу часто является причиной эмоционально-стрессовой ситуации, потому как ребёнок в связи со сменой обстановки вынужден изменить своё обычное поведение, благодаря чему увеличивается его психоэмоциональная нагрузка
2 группа детей адаптируется к концу первого полугодия 1 группа детей адаптируется в течении первых двух месяцев обучения 3 группа детей не адаптируются. Дезадаптация. ПО СТЕПЕНИ АДАПТИРОВАННОСТИ

2 группа детей адаптируется к концу первого полугодия

1 группа детей

адаптируется в течении первых двух месяцев обучения

3 группа детей не адаптируются. Дезадаптация.

ПО СТЕПЕНИ АДАПТИРОВАННОСТИ

Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка .
  • Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка .
Физиологическая адаптация Острая адаптация (первые 2-3 недели) - это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют. Неустойчивое приспособление - организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. Период относительно устойчивого приспособления - организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Физиологическая адаптация

  • Острая адаптация (первые 2-3 недели) - это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.
  • Неустойчивое приспособление - организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
  • Период относительно устойчивого приспособления - организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
НЕЛЬЗЯ!!!! Будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу; Кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами; Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания; Заставлять ребёнка спать днём после уроков или лишать его этого права; Ждать папу и маму, чтобы начать выполнение домашних заданий; Сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день; Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

НЕЛЬЗЯ!!!!

  • Будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу;
  • Кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами;
  • Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
  • Заставлять ребёнка спать днём после уроков или лишать его этого права;
  • Ждать папу и маму, чтобы начать выполнение домашних заданий;
  • Сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;
  • Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
Психологическая адаптация.   Последние дни перед 1 сентября и начало учебы - трудное время для ребенка. Да, он хочет в школу или, по крайней мере, не возражает против школы. Но вдруг ни с того ни с сего начинаются капризы, даже истерики. Это кажется нам совершенно непонятным, ведь никто не обижает, общий фон положительный, трудностей пока никаких. А у первоклассника тем не менее откуда-то возникают резкие перепады настроения. Даже у самых послушных детей могут начаться капризы. Хочу - не хочу, буду - не буду, пойду - не пойду. Что же происходит? У вашего ребенка – стресс. Стресс - любое сильное воздействие, не переходящее границ адаптивных возможностей нервной системы . Стресс может быть физиологическим, например, холодное обливание, оно стимулирует организм, и психологическим, например, смена работы или переезд в другой город. У вашего ребенка психологический стресс, он вступил в новую, неизвестную жизнь. А все капризы ребенка – это лишь крик о помощи, так как просто сказать об этом ребенок не может, он и сам не понимает, что с ним происходит.

Психологическая адаптация.

  • Последние дни перед 1 сентября и начало учебы - трудное время для ребенка. Да, он хочет в школу или, по крайней мере, не возражает против школы. Но вдруг ни с того ни с сего начинаются капризы, даже истерики. Это кажется нам совершенно непонятным, ведь никто не обижает, общий фон положительный, трудностей пока никаких. А у первоклассника тем не менее откуда-то возникают резкие перепады настроения. Даже у самых послушных детей могут начаться капризы. Хочу - не хочу, буду - не буду, пойду - не пойду. Что же происходит? У вашего ребенка – стресс. Стресс - любое сильное воздействие, не переходящее границ адаптивных возможностей нервной системы . Стресс может быть физиологическим, например, холодное обливание, оно стимулирует организм, и психологическим, например, смена работы или переезд в другой город. У вашего ребенка психологический стресс, он вступил в новую, неизвестную жизнь. А все капризы ребенка – это лишь крик о помощи, так как просто сказать об этом ребенок не может, он и сам не понимает, что с ним происходит.
НЕЛЬЗЯ!!! Требовать от ребёнка только отличных хороших результатов в школе, если он к ним не готов; Кричать на ребёнка вообще и во время домашних заданий в частности; Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика; Ругать ребёнка перед сном; Разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно; Не прощать ошибки и неудачи ребёнка.

НЕЛЬЗЯ!!!

  • Требовать от ребёнка только отличных хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
  • Кричать на ребёнка вообще и во время домашних заданий в частности;
  • Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
  • Ругать ребёнка перед сном;
  • Разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно;
  • Не прощать ошибки и неудачи ребёнка.
Социальная адаптация Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьника и достигается целым рядом условий. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть практически, и т д.) - то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.

Социальная адаптация

  • Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьника и достигается целым рядом условий.
  • Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
  • Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.
  • Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть практически, и т д.) - то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.
Что необходимо делать в период адаптации ребенка 1. соблюдение режима дня (ложиться спать не позднее 21.00) 2. питание (сбалансированное, много витаминов) 3. организация рабочего места ребенка 4. если ребенок ослаблен – кружки попозже ( не раньше чем через 2 месяца) 5. доброжелательное отношение родителей к ребенку 6. привлечение ребенка к домашнему труду

Что необходимо делать в период адаптации ребенка

  • 1. соблюдение режима дня (ложиться спать не позднее 21.00)
  • 2. питание (сбалансированное, много витаминов)
  • 3. организация рабочего места ребенка
  • 4. если ребенок ослаблен – кружки попозже ( не раньше чем через 2 месяца)
  • 5. доброжелательное отношение родителей к ребенку
  • 6. привлечение ребенка к домашнему труду
Хотелось бы остановиться на рекомендациях . Избегайте чрезмерных требований  Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться Не думайте за ребенка Не пропустите первые трудности Устраивайте праздники

Хотелось бы остановиться на рекомендациях .

  • Избегайте чрезмерных требований
  • Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться
  • Не думайте за ребенка
  • Не пропустите первые трудности
  • Устраивайте праздники
 Желаю вам удачи в этом не простом, но очень увлекательном деле! Спасибо за внимание!

Желаю вам удачи в этом не простом, но очень увлекательном деле!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!