СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты адаптации первоклассников к школьной жизни

Просмотр содержимого документа
«Адаптация первоклассников»

Отчёт по адаптационному периоду учащихся 1 класса 2017-2018 уч.год.

Кл.руководитель Волкова Н.В.

Адаптационный период для первоклассников длился с 1 сентября по 29 декабря. На начало учебного года было 9 человек: 6 девочек и 3 мальчика, все дети до школы посещали детский сад.

Для того, чтобы выявить уровень адаптации первоклассников, в сентябре была проведена входная диагностика по методикам педагогов-психологов: копирование с соблюдением пропорций между элементами фигуры; ориентирование на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз); умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; выявление интуитивных топологических представлений, понимание терминов «внутри», «вне»; выявление умения сравнивать множества по числу элементов; умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация; проверка состояния фонематического слуха, фонематического восприятия; выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества /звуков в слове.

Задания, которые не вызвали трудности у большинства детей: умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация; умение сравнивать множества по числу элементов. Задания, вызвавшие затруднения у большинства детей – состояние фонематического слуха, фонематического восприятия, выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Путём психологических исследований у детей изучалась устойчивость, объём и сосредоточенность внимания, зрительной памяти, переключение и распределение внимания, слуховая память, а также выявлялось развитие мелкой моторики руки. Слабо подготовлена рука у 2 учеников. Проблемы каллиграфии прослеживаются и сейчас в прописях учащихся. Слабо развита речь, бедный речевой запас, дети с трудом строят предложения, не всегда могут ответить на вопросы учителя полным предложением, составить рассказ по картинке, пересказать. У нескольких детей в классе есть дефекты речи (невыговаривание сонорных звуков, шипелявость), что чревато ошибками в записи и прочтении слов, предложений. Слабая слуховая и зрительная память. Не могут переключать и распределять внимание практически все дети.

Также было проведено анкетирование родителей (опрошено 9 родителей). Вопросы были такими: с каким настроением ваш ребёнок идёт в школу – 8 чел. ответили - с радостью, 1 чел. - равнодушно; вполне ли приспособился к школьному режиму — 7 чел. - да, 2 чел. — затруднились ответить; переживает ли свои учебные успехи и неудачи - 5 чел. - да, 1 чел. – нет, 3 чел - затрудняются ответить; часто ли делится школьными впечатлениями - 8 чел. - да. 1 чел.- иногда; каков преобладающий характер этих впечатлений - 7 чел. (положительные впечатления), 1 чел (как положительные, так и отрицательные), 1 чел – в основном отрицательные; нуждается ли ваш ребёнок в вашей помощи при выполнении домашних заданий - 4 чел. - иногда, 5 чел. - довольно часто; как преодолевает трудности в работе - 8 чел. - обращается за помощью, 1 чел. - настойчива в преодолении трудностей; часто ли жалуются на товарищей по классу - 2 чел. -такого практически не бывает, 7 чел. — бывает, но редко.

Положительные ответы родителей и учащихся указывают на успешную адаптацию, отрицательные - на возможную дезадаптацию, но таких ответов мало.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что адаптация для большинства детей прошла успешно. Неусидчивость характерна для большинства учеников.

Во время адаптационного периода проводились уроки в форме игр, соревнований, сказок, путешествий, уроки с использованием ИКТ. Принцип слогового чтения первой поняли практически сразу 3 человека, далее начала еще одна ученица читать, с помощью учителя читает один ученик, т.к. путает буквы, два ученика пришли в школу, умея читать. Практически половине класса необходима помощь учителя и по математике: об этом свидетельствуют результаты анализа проверочных работ по математике - с трудом ориентируются по натуральному ряду чисел, не запоминают цифры, не могут выполнить элементарные вычисления, сравнить числа.

Дети воспринимают учёбу как новый, более серьёзный вид игры, с новыми правилами, ограничениями, условиями. Наряду с этим у них есть желание учиться. Чтобы развивать это желание, на уроках создавались ситуации успеха; ситуации, в которых каждый ребёнок мог проявить себя, свои возможности, способности и таланты, проводились дидактические игры, использовались элементы инновационных технологий. Такие приёмы, применяемые на уроках, позволяли снизить эмоциональную нагрузку. Каждые 10-15 минут менялись виды деятельности, чередуя их с физкультминутками, пальчиковой гимнастикой.

У детей 6-7 летнего возраста преобладает зрительно – образная память, поэтому на уроках использовалось много наглядно-демонстрационных пособий, предметных картинок, сюжетных рисунков. На уроках русского языка и литературного чтения использовались загадки, скороговорки, творческие задания на развитие воображения, обогащение словарного запаса.

Для ознакомления детей с окружающим миром проводились экскурсии, прогулки. Во время прогулок особое внимание отводилось подвижным играм, которые способствовали укреплению здоровья, формированию спортивных навыков, развитию чувства коллективизма, сопереживания.

Регулярно проводились беседы с детьми по безопасности жизнедеятельности.

На уроках и во внеурочное время формировались навыки толерантного отношения к другим, правила поведения и общения, доверия и понимания.

Тематика внеклассных мероприятий была направлена на ознакомление детей со школой, друг с другом в коллективе, режимом дня школьника. Проведена индивидуальная работа (беседы, консультации) с детьми, у которых возникли трудности во время адаптационного периода на такие темы:

«Я и коллектив»;

«Мои права и обязанности»;

«Мои друзья»;

«Режим дня школьника».

К концу адаптационного периода все дети к процессу обучения относились положительно, в школу идут охотно, обучаются с интересом.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!