СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация пятиклассников при переходе в среднее звено

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию можно использовать на уроках познания мира

Сейчас очень много говорится о готовности к обучению первоклассников. Разработаны специальные тесты, позволяющие эту готовность диагностировать. Это обосновано, потому что начало школьного обучения – серьезный момент в жизни любого человека и важно, чтобы этот шаг он совершил во всеоружии, поскольку от уровня сформированности готовности к школьному обучению зависит весь процесс учения.

      Но ведь в жизни каждого ученика бывает и другой важный момент – переход к обучению в средней школе – в 5-м классе. И не каждый ребенок с легкостью переходит на эту качественно новую ступень обучения.

        Приход детей в среднюю школу совпадает у них с началом кризисного периода, связанного с физиологическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Утомляемость детей, перегрузки, эмоциональное и психологическое напряжение приводит к снижению учебной результативности.

     Перешагнув порог средней школы, ребята сталкиваются с различными проблемными ситуациями:

- смена режима и ритма работы (увеличение количества уроков в неделю, объема домашних заданий);

- много времени требуется на адаптацию в новых условиях (темп урока, манера ведения различными учителями);

- несоответствие программ, требований, учебников;

- введение новой терминологии;

- резкое увеличение устных предметов и объема материала в них и т.д.

Переходный момент в жизни младших школьников требует тщательного внимания и изучения.

Поэтому необходимо:

- проследить, как осуществляется преемственность обучения и воспитания;

- разработать совместные действия учителей начальных классов и предметников;

- создать благоприятный микроклимат, для того, чтобы дети в полной мере могли применять знания, умения и навыки, полученные в начальной школе;

- разрушить психологический барьер привыкания учащихся к новым условиям.

       При переходе из начальной школы в среднее звено у значительной части учащихся наблюдается снижение успеваемости. Одной из причин возникновения рассматриваемой проблемы является неспособность учеников справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объемом домашнего задания, адаптироваться к различным требованиям учителей предметников.

Здесь надо отметить:

1.     Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностях и реальных учебных результатах.

2.     Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста, и как следствие, неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения.

3.     Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с раннее изученным в начальной школе.

4.     Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы.

5.     Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе

6.     Слабый контроль со стороны родителей и самоконтроль учащихся.

7.     Влияние изменений физиологии учащихся (наступает половое развитие).

8.     Преобладание деятельности общения над учебной деятельностью.

9.     Социальные условия, в которых находятся учащиеся.

10.                        Здоровье учащихся.

     Важно отметить, что   в решении проблемы преемственности немаловажное значение играет расстановка кадров. Необходимо учитывать психологическую характеристику класса, детей, стиль работы, личностные характеристики учителя начальной школы.

      Качество образования зависит от личности учителя и от того, как учитель владеет методикой преподавания предмета; насколько он знает детскую психологию; умеет формировать у учащихся интерес к предмету; умеет развивать потенциал каждого ученика. Переход от младшей ступени образования к основной сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся:

- повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся;

- возрастающая сложность предметного содержания обучения;

- новые отношения с учителями-предметниками;

- физиологические изменения ( первый период полового созревания);

- изменения в межличностных отношениях.

      Поэтому крайне необходимо  учитывать психофизические особенности учащихся.

         Начальное образование может быть эффективным (т.е. направленным на развитие личности ребенка, раскрытие его способностей) только в том случае, если оно исходит из учета психологических особенностей детей.

        Однако, учителя основной школы, работающие с пятиклассниками, часто недооценивают те психолого-физиологические изменения, которые происходят с младшими подростками в этот период. Дело в том, что  у них начинается первый период полового созревания, и происходящие при этом процессы (изменения в обмене веществ, усиление деятельности половых гормонов и др.) часто отрицательно сказываются на познавательной деятельности детей. Так, пятиклассники медленнее пишут, читают, им требуется больше времени на решение логических задач, несколько снижается объем памяти, внимания. Многие подростки становятся раздражительными, неадекватно реагируют на замечания старших, капризничают, проявляют упрямство. Все это учителя и родители часто считают проявлением испорченности ребенка и поэтому начинают его «воспитывать»: приказывают, спорят, наказывают, что еще больше усугубляет отрицательное поведение подростков.

         Очень важно не увеличивать сразу учебную нагрузку школьников 5-х классов, иначе, с учетом их психологического состояния, может наступить стресс и возникнуть отрицательное отношение к учебе.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сейчас очень много говорится о готовности к обучению первоклассников. Разработаны специальные тесты, позволяющие эту готовность диагностировать. Это обосновано, потому что начало школьного обучения – серьезный момент в жизни любого человека и важно, чтобы этот шаг он совершил во всеоружии, поскольку от уровня сформированности готовности к школьному обучению зависит весь процесс учения.       Но ведь в жизни каждого ученика бывает и другой важный момент – переход к обучению в средней школе – в 5-м классе. И не каждый ребенок с легкостью переходит на эту качественно новую ступень обучения.         Приход детей в среднюю школу совпадает у них с началом кризисного периода, связанного с физиологическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Утомляемость детей, перегрузки, эмоциональное и психологическое напряжение приводит к снижению учебной результативности.       Перешагнув порог средней школы, ребята сталкиваются с различными проблемными ситуациями: - смена режима и ритма работы (увеличение количества уроков в неделю, объема домашних заданий); - много времени требуется на адаптацию в новых условиях (темп урока, манера ведения различными учителями); - несоответствие программ, требований, учебников; - введение новой терминологии; - резкое увеличение устных предметов и объема материала в них и т.д. Переходный момент в жизни младших школьников требует тщательного внимания и изучения. Поэтому необходимо: - проследить, как осуществляется преемственность обучения и воспитания; - разработать совместные действия учителей начальных классов и предметников; - создать благоприятный микроклимат, для того, чтобы дети в полной мере могли применять знания, умения и навыки, полученные в начальной школе; - разрушить психологический барьер привыкания учащихся к новым условиям.        При переходе из начальной школы в среднее звено у значительной части учащихся наблюдается снижение успеваемости. Одной из причин возникновения рассматриваемой проблемы является неспособность учеников справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объемом домашнего задания, адаптироваться к различным требованиям учителей предметников. Здесь надо отметить: 1.    Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностях и реальных учебных результатах. 2.    Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста, и как следствие, неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения. 3.    Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с раннее изученным в начальной школе. 4.    Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы. 5.    Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе 6.    Слабый контроль со стороны родителей и самоконтроль учащихся. 7.    Влияние изменений физиологии учащихся (наступает половое развитие). 8.    Преобладание деятельности общения над учебной деятельностью. 9.    Социальные условия, в которых находятся учащиеся. 10.     Здоровье учащихся.      Важно отметить, что   в решении проблемы преемственности немаловажное значение играет расстановка кадров. Необходимо учитывать психологическую характеристику класса, детей, стиль работы, личностные характеристики учителя начальной школы.        Качество образования зависит от личности учителя и от того, как учитель владеет методикой преподавания предмета; насколько он знает детскую психологию; умеет формировать у учащихся интерес к предмету; умеет развивать потенциал каждого ученика. Переход от младшей ступени образования к основной сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся: - повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся; - возрастающая сложность предметного содержания обучения; - новые отношения с учителями-предметниками; - физиологические изменения ( первый период полового созревания); - изменения в межличностных отношениях.       Поэтому крайне необходимо  учитывать психофизические особенности учащихся.          Начальное образование может быть эффективным (т.е. направленным на развитие личности ребенка, раскрытие его способностей) только в том случае, если оно исходит из учета психологических особенностей детей.         Однако, учителя основной школы, работающие с пятиклассниками, часто недооценивают те психолого-физиологические изменения, которые происходят с младшими подростками в этот период. Дело в том, что  у них начинается первый период полового созревания, и происходящие при этом процессы (изменения в обмене веществ, усиление деятельности половых гормонов и др.) часто отрицательно сказываются на познавательной деятельности детей. Так, пятиклассники медленнее пишут, читают, им требуется больше времени на решение логических задач, несколько снижается объем памяти, внимания. Многие подростки становятся раздражительными, неадекватно реагируют на замечания старших, капризничают, проявляют упрямство. Все это учителя и родители часто считают проявлением испорченности ребенка и поэтому начинают его «воспитывать»: приказывают, спорят, наказывают, что еще больше усугубляет отрицательное поведение подростков.           Очень важно не увеличивать сразу учебную нагрузку школьников 5-х классов, иначе, с учетом их психологического состояния, может наступить стресс и возникнуть отрицательное отношение к учебе.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!