Адаптация пятиклассников в новых условиях основной школы
Колесникова Светлана Викторовна, учитель математики ГОУ ЛНР «Вахрушевский учебно-воспитательный комплекс №3 «Рассвет»
На протяжении всей жизни человеку приходится адаптироваться к разным жизненным ситуациям, новым условиям.
Адаптация – это приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами.
Существуют различные виды адаптации пятиклассников: психологическая, социальная, учебная, адаптация к условиям школы. Если один вид адаптации не будет пройден успешно, то произойдет дезадаптация:
1. Интеллектуальная – низкий уровень мышления, несформированность познавательной мотивации, учебных умений и навыков.
2. Поведенческая – несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам, т. е. конфликтность, недисциплинированность, агрессивность, асоциальность.
3. Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми, т. е. тревожность, замкнутость, чрезмерная зависимость.
4. Эмоциональная – тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем, нежелание посещать школу.
Начало обучения в школе, переход из начальной школы в основную, считают кризисными периодами. Ребенок все время адаптируется: к детям, к учителям, к урокам, к новому режиму дня. Основными факторами, которые влияют на адаптацию, являются:
1) физиологические изменения;
2) новые условия обучения;
3) увеличение учебной нагрузки;
4) изменение социального статуса в классном коллективе.
Большинство детей переживает переход в основную школу как важный шаг в своей жизни. Для 5-классников многое становится новым: новые учителя, новые предметы, формы обучения. Разнообразие требований, предъявляемых к обучающемуся учителями, необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания – все это является серьезным испытанием для психики ребенка. Есть дети, которые легко вливаются в школьную систему требований, но есть и те, которые требуют помощи учителей, родителей, психолога. Поэтому важно, чтобы учителя-предметники не переносили методы обучения и формы взаимодействия со старшеклассниками на обучающихся 5-го класса. Необходимо постепенно вводить новое содержание и новые формы учебной деятельности. На начало учебного года они должны отвечать способам обучения детей в 4-м классе.
Период адаптации у некоторых пятиклассников может длиться не один месяц. У них может резко снизиться успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повыситься утомляемость, появиться страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т.д. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и как следствие – получение хороших результатов.
Главные задачи педагогического коллектива в адаптационный период.
1. Создание условий для успешной адаптации пятиклассников в школе (формирование и сплочение классного коллектива, выработка системы единых требований, установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями).
2. Повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению.
3. Адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям младших подростков.
В связи с этим выделяют такие направления работы:
1) организационная работа (педсоветы, совещания с представителями школьной администрации, педагогами);
2) социально-педагогическая и психологическая диагностика;
3) консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями;
4) методическая работа;
5) профилактическая работа;
6) коррекционно-развивающая работа;
7) аналитическая работа.
Выделим формы и приемы работы, которые положительно влияют на эффективность организации учебной деятельности во время адаптационного процесса:
1) проверка готовности к уроку у всех учащихся (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
2) проверка правильности оформления тетради, различных видов работ, комментировать при необходимости проверку;
3) начинать и заканчивать урок четко со звонком, поэтому важно напоминать о подготовке к уроку на перемене;
4) соблюдение культуры диалога: не перебивать ни учителя, ни ученика;
5) поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа;
6) приучать учащихся давать развернутый, полный ответ у доски;
7) сопровождать новые виды учебной деятельности четкими инструкциями (самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа с учебником и дидактическими материалами, учебные игры и т. д.);
8) уделять особое внимание поэтапному развитию навыков работы с текстом учебника, навыкам составления опорного конспекта.
Особенность всех уроков в этот период – это сочетание различных приемов организации учебной деятельности с учетом возрастных и психологических особенностей 5-классников, создание комфортных условий для адаптации, создание ситуации успеха в познавательной деятельности.
На своем опыте я убедилась, что усвоение математических знаний у пятиклассников в адаптационный период происходит более активно и осознанно, если использовать следующие средства активизации познавательной деятельности:
1. Создавать атмосферу заинтересованности, повышать мотивацию: достижение поставленной цели, оценка труда.
2. Создавать ситуацию общения, стимулировать диалог, при котором ребята должны:
– защищать свое мнение, приводить аргументы и доказательства используя полученные знания;
– задавать вопросы учителю, одноклассникам, выяснять непонятное, углублять тем самым процесс познания;
– рецензировать ответы одноклассника, вносить коррективы, давать советы;
– делиться своими знаниями с другими;
– помогать другим в затруднении, объяснять непонятое.
3. Побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько решений, причем самостоятельно.
4. Менять формы деятельности учащихся, повышая тем самым работоспособность на уроке (устная работа, самостоятельная работа, работа с классом, индивидуальные задания, тесты, игровые моменты, самопроверка и т. п.).
5. Физминутка, комфортная среда позволяющая снять напряжение, усталость.
6. Использование элементов технологии сотрудничества (сильный ученик опрашивает слабого, составление карточек-заданий друг для друга и пр.).
7. Поощрение любой познавательной активности.
8. Высокий темп урока: каждый ученик должен быть занят (ни минуты свободного времени на уроке).
В своей работе я использую приемы, методы, которые позволяют вовлечь учащихся в активную, познавательную, творческую деятельность:
– занимательные задания;
– занимательное содержание материала;
– игровой материал;
– кроссворды, ребусы;
– конкурсы, соревнования.
Очень важно не упустить момент для развития познавательного интереса к математике.
Как поддержать интерес учащихся к математике, их активность на протяжении урока? В этом мне помогают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ формируют у учащегося готовность к самостоятельной работе по сбору, обработке, анализу информации, умению самостоятельно принять решение и довести его до выполнения), технология проблемного диалога (постановка учебной проблемы и поиск ее решения), технология дифференцированного обучения (увидеть, сохранить и развить индивидуальность ребенка, помочь ему поверить в свои силы и способности); здоровьесберегающие технологии (педагогика сотрудничества, групповые и коллективные способы обучения, перспективно-опережающее обучение, проблемное обучение). Такая работа дает возможность детям привыкнуть к востребованности их знаний, убедить их в значимости образования.
Особое внимание уделяю первым урокам математики в 5 классе. Познакомила учащихся с требованиями к выполнению домашних работ, контрольных и самостоятельных работ. Оценки выставляю сразу после проверки работ и обязательно их комментирую. Помню, что оценка для пятиклассника стимулирующий фактор.
Обязательным на каждом уроке должен быть устный счет. На своих уроках я использую два вида устного счета:
Первый – числа демонстрируются перед учащимися с использованием карточек, на компьютере, записи на доске и при этом читаются. Работает зрительное, слуховое восприятие учащихся, чем существенно облегчается процесс вычисления.
Второй – учащиеся воспринимают числа и действия над ними на слух. Второй вид устного счета сложнее первого, но эффективнее в методическом смысле.
Во время работы на уроке для улучшения обучения пятиклассников стараюсь не оставлять без внимания ни одного учащегося и обращаюсь к каждому не менее 4-5 раз за урок, т. е. срабатывает постоянная обратная связь. На протяжении всего урока корректирую деятельность обучающегося на выяснение непонятного, неправильно сделанного и направляю работу на осознание материала, который изучается.
Понимание и партнерство учителя-предметника и обучающегося пятиклассника станет залогом успешной адаптации и успешного обучения, а значит, и желаемого результата.