СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация пятиклассников в новых условиях основной школы

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптация пятиклассников в новых условиях основной школы»

Адаптация пятиклассников в новых условиях основной школы

Колесникова Светлана Викторовна, учитель математики ГОУ ЛНР «Вахрушевский учебно-воспитательный комплекс №3 «Рассвет»

На протяжении всей жизни человеку приходится адаптироваться к разным жизненным ситуациям, новым условиям.

Адаптация – это приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами.

Существуют различные виды адаптации пятиклассников: психологическая, социальная, учебная, адаптация к условиям школы. Если один вид адаптации не будет пройден успешно, то произойдет дезадаптация:

1. Интеллектуальная – низкий уровень мышления, несформированность познавательной мотивации, учебных умений и навыков.

2. Поведенческая – несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам, т. е. конфликтность, недисциплинированность, агрессивность, асоциальность.

3. Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми, т. е. тревожность, замкнутость, чрезмерная зависимость.

4. Эмоциональная – тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем, нежелание посещать школу.

Начало обучения в школе, переход из начальной школы в основную, считают кризисными периодами. Ребенок все время адаптируется: к детям, к учителям, к урокам, к новому режиму дня. Основными факторами, которые влияют на адаптацию, являются:

1) физиологические изменения;

2) новые условия обучения;

3) увеличение учебной нагрузки;

4) изменение социального статуса в классном коллективе.

Большинство детей переживает переход в основную школу как важный шаг в своей жизни. Для 5-классников многое становится новым: новые учителя, новые предметы, формы обучения. Разнообразие требований, предъявляемых к обучающемуся учителями, необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания – все это является серьезным испытанием для психики ребенка. Есть дети, которые легко вливаются в школьную систему требований, но есть и те, которые требуют помощи учителей, родителей, психолога. Поэтому важно, чтобы учителя-предметники не переносили методы обучения и формы взаимодействия со старшеклассниками на обучающихся 5-го класса. Необходимо постепенно вводить новое содержание и новые формы учебной деятельности. На начало учебного года они должны отвечать способам обучения детей в 4-м классе.

Период адаптации у некоторых пятиклассников может длиться не один месяц. У них может резко снизиться успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повыситься утомляемость, появиться страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т.д. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и как следствие – получение хороших результатов.

Главные задачи педагогического коллектива в адаптационный период.

1. Создание условий для успешной адаптации пятиклассников в школе (формирование и сплочение классного коллектива, выработка системы единых требований, установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями).

2. Повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению.

3. Адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям младших подростков.

В связи с этим выделяют такие направления работы:

1) организационная работа (педсоветы, совещания с представителями школьной администрации, педагогами);

2) социально-педагогическая и психологическая диагностика;

3) консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями;

4) методическая работа;

5) профилактическая работа;

6) коррекционно-развивающая работа;

7) аналитическая работа.

Выделим формы и приемы работы, которые положительно влияют на эффективность организации учебной деятельности во время адаптационного процесса:

1) проверка готовности к уроку у всех учащихся (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);

2) проверка правильности оформления тетради, различных видов работ, комментировать при необходимости проверку;

3) начинать и заканчивать урок четко со звонком, поэтому важно напоминать о подготовке к уроку на перемене;

4) соблюдение культуры диалога: не перебивать ни учителя, ни ученика;

5) поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа;

6) приучать учащихся давать развернутый, полный ответ у доски;

7) сопровождать новые виды учебной деятельности четкими инструкциями (самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа с учебником и дидактическими материалами, учебные игры и т. д.);

8) уделять особое внимание поэтапному развитию навыков работы с текстом учебника, навыкам составления опорного конспекта.

Особенность всех уроков в этот период – это сочетание различных приемов организации учебной деятельности с учетом возрастных и психологических особенностей 5-классников, создание комфортных условий для адаптации, создание ситуации успеха в познавательной деятельности.

На своем опыте я убедилась, что усвоение математических знаний у пятиклассников в адаптационный период происходит более активно и осознанно, если использовать следующие средства активизации познавательной деятельности:

1. Создавать атмосферу заинтересованности, повышать мотивацию: достижение поставленной цели, оценка труда.

2. Создавать ситуацию общения, стимулировать диалог, при котором ребята должны:

– защищать свое мнение, приводить аргументы и доказательства используя полученные знания;

– задавать вопросы учителю, одноклассникам, выяснять непонятное, углублять тем самым процесс познания;

– рецензировать ответы одноклассника, вносить коррективы, давать советы;

– делиться своими знаниями с другими;

– помогать другим в затруднении, объяснять непонятое.

3. Побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько решений, причем самостоятельно.

4. Менять формы деятельности учащихся, повышая тем самым работоспособность на уроке (устная работа, самостоятельная работа, работа с классом, индивидуальные задания, тесты, игровые моменты, самопроверка и т. п.).

5. Физминутка, комфортная среда позволяющая снять напряжение, усталость.

6. Использование элементов технологии сотрудничества (сильный ученик опрашивает слабого, составление карточек-заданий друг для друга и пр.).

7. Поощрение любой познавательной активности.

8. Высокий темп урока: каждый ученик должен быть занят (ни минуты свободного времени на уроке).

В своей работе я использую приемы, методы, которые позволяют вовлечь учащихся в активную, познавательную, творческую деятельность:

– занимательные задания;

– занимательное содержание материала;

– игровой материал;

– кроссворды, ребусы;

– конкурсы, соревнования.

Очень важно не упустить момент для развития познавательного интереса к математике.

Как поддержать интерес учащихся к математике, их активность на протяжении урока? В этом мне помогают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ формируют у учащегося готовность к самостоятельной работе по сбору, обработке, анализу информации, умению самостоятельно принять решение и довести его до выполнения), технология проблемного диалога (постановка учебной проблемы и поиск ее решения), технология дифференцированного обучения (увидеть, сохранить и развить индивидуальность ребенка, помочь ему поверить в свои силы и способности); здоровьесберегающие технологии (педагогика сотрудничества, групповые и коллективные способы обучения, перспективно-опережающее обучение, проблемное обучение). Такая работа дает возможность детям привыкнуть к востребованности их знаний, убедить их в значимости образования.

Особое внимание уделяю первым урокам математики в 5 классе. Познакомила учащихся с требованиями к выполнению домашних работ, контрольных и самостоятельных работ. Оценки выставляю сразу после проверки работ и обязательно их комментирую. Помню, что оценка для пятиклассника стимулирующий фактор.

Обязательным на каждом уроке должен быть устный счет. На своих уроках я использую два вида устного счета:

Первый – числа демонстрируются перед учащимися с использованием карточек, на компьютере, записи на доске и при этом читаются. Работает зрительное, слуховое восприятие учащихся, чем существенно облегчается процесс вычисления.

Второй – учащиеся воспринимают числа и действия над ними на слух. Второй вид устного счета сложнее первого, но эффективнее в методическом смысле.

Во время работы на уроке для улучшения обучения пятиклассников стараюсь не оставлять без внимания ни одного учащегося и обращаюсь к каждому не менее 4-5 раз за урок, т. е. срабатывает постоянная обратная связь. На протяжении всего урока корректирую деятельность обучающегося на выяснение непонятного, неправильно сделанного и направляю работу на осознание материала, который изучается.

Понимание и партнерство учителя-предметника и обучающегося пятиклассника станет залогом успешной адаптации и успешного обучения, а значит, и желаемого результата.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!