Адаптация пятиклассников в условиях перехода из начальной школы в основную
Малый педагогический совет
Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. (Плутарх, древнегреческий философ)
приспособления
к конкретным условиям.
- Преемственность – взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем
Из начальной школы в основную
- смена социальной обстановки;
- изменение роли учащегося;
- увеличением учебной нагрузки;
- изменением режима дня;
- разностью систем и форм обучения;
- нестыковка программ начальной и основной школы;
- различие требований со стороны учителей-предметников;
- изменение стиля общения учителей с детьми.
Сравнительный анализ качества обученности
Класс
Отличники
4 А
С одной «4»
5 А
Писарева В,
С одной «3»
Ходюкова О.,
нет
4 Б
Крикян А.
нет
5 Б
Крикян А.
Биндокас Д. (р я),
4 В
Комарова А. (мат),
Попкова З. (мат)
нет
Граблина В. (инф),
Керимбаев Э. (мат)
Керимбаева Э (био),
Учаева А. (мат),
5 В
нет
Пугачев Б.,
4 Г
нет
Коханова Д. (р я)
Шляпников П. (лит),
Тютюков Н. (р я)
Комарова А. (био),
Шорохова Е. (информ)
Василинич Я. (р я)
Якущенко М. (инф)
5 Г
нет
нет
нет
Саидов Р. (муз),
нет
Сыромолотова Д. (гео)
Рынова Т. (мат)
Ильина Е (мат)
Безруков К. (гео),
Зенькова А. (мат),
Салман К. (англ)
Класс
4 А – 5 А
Кол-во отличников
3 - 1
4 Б – 5 Б
Кол-во ударников
9 - 8
0 - 0
4 В – 5 В
15 - 12
1 - 0
4 Г – 5 Г
12 - 9
0 - 0
10 - 8
Я хочу, чтобы мой учитель знал…
Работа с мотивированными детьми
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников:
- Русский язык – 24 участника
- Математика – 23 участника
- Литература – 10 участников
- Английский язык – 4 участника
Работа с мотивированными детьми
- Всероссийский конкурс сочинений – 2 участника;
- Краевой конкурс рисунка «Красноярск рисует Поздеева» - 6 участников;
- городской конкурс «Грамотей» - 1 участник;
- Открытая математическая олимпиада им. В. И. Арнольда для младших школьников – 4 участника;
- Соревнования по шахматам среди команд общеобразовательных учреждений Ленинского района «Школьная спортивная лига» - 1 участник
ФГОС:
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами , формирование универсальных действий , обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций , позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне, т. е. формирование умения учиться.
ФГОС:
Переход из начальной школы в основную предъявляет особые требования к психологической зрелости ребенка Конкретно это предполагает наличие учебно-познавательной мотивации , умение определять (ставить) цель предстоящей деятельности и планировать ее, а также оперировать логическими приемами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями.
Цель начальной школы – учить ученика учиться
Цель основного общего образования – учить ученика учиться в общении
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ
1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
2. Уделять особое внимание организации учебного процесса школьника:
- готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
- правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.
3.Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.
4.Домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению.
Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.
.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ
5.Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включая физминутку
6.Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
7.Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. 8.Задача учителя - знать затруднения учащихся в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.
9.Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».
Решение
- Признать период адаптации учащихся 5-ых классов удовлетворительным.
- Продолжить работу учителей-предметников по предъявлению единых требований к учащимся 5-ых классов.
- Учителям - предметникам с целью предупреждения перегрузок строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока, уделять внимание здоровьесберегающим технологиям на уроках.
- Классным руководителям и учителям-предметникам изучать результаты психологической диагностики обучающихся 5 классов для построения эффективной работы с детьми.
- Учителям, работающим в 5 классе вести работу по адаптации учащихся, учитывая результаты анкетирования, психолого-возрастные, индивидуальные особенности и личностные качества учащихся.
- Соблюдать преемственность форм и методов организации учебной деятельности ( учителя начальной школы и учителя-предметники основной школы)
Напоследок…
Учитель – наш советчик, друг,
Он от души добра желает,
А если мы споткнемся вдруг,
Всегда подняться помогает.
Учитель светит нам в пути,
Как факел, жизнь нам освещает,
И чтоб до цели всем дойти,
Уверенности прибавляет.
Галина Векслер