СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация пятиклассников в рамках ФГОС.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переход в пятый класс-это своеобразное испытание не только для школьников, но и для педагогов.  "Учитель-человек, который может делать трудные вещи легкими".(Р.Эмерсон)

Просмотр содержимого документа
«Адаптация пятиклассников в рамках ФГОС.»

Адаптация пятиклассников.

Переход в пятый класс – это своеобразное испытание не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники – это уже младшие подростки, и подходы к их обучению следует строить в соответствии с этим возрастным периодом.

В начале первой триместра, на мой взгляд, нужно немного завысить оценку учащимся, чтобы стимулировать творческую активность ребенка, чтобы «тройки» не убивали интереса к учению, чаще похвалой поощрять ученика, то есть создавать ситуацию успеха.

На своих уроках стараюсь использовать игровые моменты. Игра активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. На уроках русского языка провожу речевые разминки с целью обогащения словарного запаса, развития речи, памяти.

При изучении звуков и букв занимательные упражнения помогают детям еще до изучения орфографических правил узнавать «опасные» места в написании слова, а в дальнейшем сознательно усваивать орфограммы.

Практика показывает, что доступность и целесообразность введения игр и использование их в среднем звене вызывает интерес к изучению нового материала и повышает качество знаний учащихся.

Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.

На мой взгляд, очень важно сохранять традиции, которые учащиеся вместе с учителем начальной школы создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, выпуск тематических классных газет, консультаций для слабоуспевающих, совместные поездки и т.д.

Большинство школьников быстро адаптируются и легко преодолевают все сложности. При переходе в среднее звено в 5 «б» классе трудности с адаптацией не возникли, так как работа с данным классом осуществляется мной второй год. Уже в 4 классе выявила школьников, обучавшихся в начальной школе, в основном на «4», «5», имеющих одну тройку; а также школьников, развивающихся медленно, однако имеющих неплохие потенциальные возможности; учащихся со слабым здоровьем; выявляла детей с элементами социальной и педагогической запущенности, активно велась работа с родителями, постоянный контроль за детьми, склонными к пропуску учебных занятий по неуважительной причине.

Однако, стоит отметить и отрицательную сторону такой «ранней» адаптации: учащимся очень сложно привыкнуть к разным учителям, их требованиям.

Возникающие проблемы:

  • очень много разных учителей;

  • непривычное расписание;

  • много новых кабинетов;

  • новые дети в классе;

  • новый классный руководитель;

  • проблемы со старшеклассниками;

  • возросший темп работы;

  • возросший объем работ в классе и д/з;

  • рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;

  • ослабление или отсутствие контроля;

  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;

  • несамостоятельность в работе с текстами;

  • низкий уровень развития речи;

  • слабое развитие навыков самостоятельной работы;

  • своеобразие данного возраста.

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;

  • ребенок легко справляется с программой;

  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

 Признаки дезадаптации:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

  • Нежелания выполнять домашние задания.

  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

  • Беспокойный сон.

  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.

  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Возможные реакции:

Интеллектуальная — нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.

Поведенческая — несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

Соматическая — отклонения в здоровье ребёнка.

Эмоциональная — эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.



В самом начале учебного года в 4 классе дети путались в расписании, кабинетах, теряли вещи и т.д. Когда уроки в 4 «б» классе стали проходить стационарно - в одном кабине, то процесс адаптации у учащихся осуществлялся менее болезненно. Также хотелось отметить в начальной школе стоит больше внимания уделять изучению синтаксиса и морфологии, орфографии. Например, в 4 классе на уроках было выявлено, что дети не знают второстепенных членов предложения, путают части речи и члены предложения, формообразующие суффиксы глаголов выделяют как флексию и т.д. Считаю, что необходимо учителям начальной школы совместно с учителями среднего звена провести работу по устранению выявленных разногласий, разработке методических рекомендаций по основным предметам.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ

1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.

2. Уделять особое влияние организации учебного процесса школьника:

- готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);

- Правильность оформления тетради, различных видов работ;

- требования к ведению дневника.

3. Урок заканчивается со звонком, не задерживаем детей.

4. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока – его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению.

Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.

5. Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включая физминутку.

6. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться чёткими инструкциями.

7. Учащиеся должны стать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности.

8. Задача учителя – знать затруднения учащихся в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.

9. Не забывайте: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».

На основе вышеизложенного, можно сделать вывод: цель адаптационного периода в 5 «б» классе достигнута, ребята познакомились друг с другом, с новыми учениками, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами. Главная задача адаптационного периода реализована, так как обеспечен плавный и мягкий переход учащихся в основное звено школы.

Р. Эмерсон: «Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими».