СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация пятиклассников в среднем звене детей с ТМНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переход учащихся из класса «Особый ребенок» в среднее звено школы один из труднейших адаптационных периодов обучения. Успешность адаптации школьников к обучению в пятом классе среднего звена зависело от реализации преемственности связей.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация пятиклассников в среднем звене детей с ТМНР»

Выступление на заседании школьного ПМПк

«Адаптация пятиклассников в среднем звене детей с ТМНР»


В 5б классе обучается 3 человека: 1 девочка и 2 мальчика в возрасте 12-14 лет.

- Ф.И.

- Ф.И.

- Ф.И.

Переход учащихся из класса «Особый ребенок» в среднее звено школы один из труднейших адаптационных периодов обучения. Успешность адаптации школьников к обучению в пятом классе среднего звена зависело от реализации преемственности связей. Пятиклассникам сложно адаптироваться к новым условиям обучения. Это и:

- учебная нагрузка;

- новые предметы;

- необходимость освоения большего количества информации;

- новые, разные требования учителей;

- дискомфорт, связанный с большим количеством учителей вместо одной "классной мамы";

- трудности, связанные со сменой условий обучения;

- психологический дискомфорт;

- переход на кабинетную систему обучения;


Дети, приходя в 5 класс из начальной школы, от одного учителя, к которому они привыкают, из одного кабинета, где все учебные вещи у них лежат на одном, привычном для них месте, оказываются совершенно несамостоятельными. Им становится необходима элементарная помощь: они не знают, какой урок следующий, в какой кабинет идти, надо ли переодеваться, забывают это делать, оставляют свои вещи в кабинетах, в группах, коридоре и не могут вспомнить, где они их оставили, забывают приготовить все учебные вещи к уроку и т.д.

Воспитателю, в течение всей первой четверти приходится каждое утро начинать с элементарного алгоритма действий: проверки обуви, школьной формы, наличия учебных принадлежностей. У всех учащихся в классе есть все учебные принадлежности, но они не охотно их демонстрируют. Задача воспитателя - помогать, требовать, контролировать действия ученика. Если это элементарное требование осуществляется в системе всеми педагогами, то у детей повышается мотивация к успешному обучению, уверенность в своих силах, снижается тревожность, закрепляется алгоритм простейших учебных действий.

Очевидно, что предметная среда образовательного учреждения оказывает воздействие на процесс школьной адаптации. Смена же учителя, или учителей ставит школьника в положение экзамена, когда он, не зная требований должен соответствовать их уровню. Что, конечно, повышает тревожность ребёнка, может вызывать страх или протест. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребёнок же переживает в этих условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, условиях и особенностях обучения.

Такое состояние может сопровождаться внутренней напряжённостью, что затрудняет принятие интеллектуальных и личностных решений, может сопровождаться снижением успеваемости, быстрой утомляемостью и раздражительностью. Все перечисленные признаки характерны для ребёнка находящегося в процессе адаптации к новым условиям, в норме это может длиться от 2 недель до 2 месяцев.

Задача воспитателя - наблюдать, выявлять, принимать меры, взаимодействуя и сотрудничая с другими педагогами. А задача педагогов-предметников по всем проблемам обучения, поведения, организационным вопросам обращаться к воспитателю по возникновению конфликтных, стрессовых ситуаций, проблем.

Поэтому общей задачей педагогов среднего звена была помощь детям: проявлять терпение, внимание, гибкость, мудрость, педагогический такт, понимание, создавать такую атмосферу на уроке и на занятиях с воспитателем, которая расковывает учащихся, стимулирует их познавательную и творческую активность.

Включив в свою деятельность конкретные, эффективные мероприятия по адаптации учащихся: упражнения на снятие тревожности, напряженности, проявлений вспышек эмоциональной сферы; индивидуальную работу с детьми и их родителями, у которых также наблюдается повышенный уровень тревожности за своих детей; профилактические мероприятия по предупреждению психосоматических признаков дезаптации; досуговую и внеклассную деятельность, и другие мероприятия, помогли избежать и уменьшить влияние стрессовых факторов, снизить уровень тревожности детей. А, значит, способствовали успешной адаптации пятиклассников к новым школьным условиям!