Выступление на заседании школьного ПМПк
«Адаптация пятиклассников в среднем звене детей с ТМНР»
В 5б классе обучается 3 человека: 1 девочка и 2 мальчика в возрасте 12-14 лет.
- Ф.И.
- Ф.И.
- Ф.И.
Переход учащихся из класса «Особый ребенок» в среднее звено школы один из труднейших адаптационных периодов обучения. Успешность адаптации школьников к обучению в пятом классе среднего звена зависело от реализации преемственности связей. Пятиклассникам сложно адаптироваться к новым условиям обучения. Это и:
- учебная нагрузка;
- новые предметы;
- необходимость освоения большего количества информации;
- новые, разные требования учителей;
- дискомфорт, связанный с большим количеством учителей вместо одной "классной мамы";
- трудности, связанные со сменой условий обучения;
- психологический дискомфорт;
- переход на кабинетную систему обучения;
Дети, приходя в 5 класс из начальной школы, от одного учителя, к которому они привыкают, из одного кабинета, где все учебные вещи у них лежат на одном, привычном для них месте, оказываются совершенно несамостоятельными. Им становится необходима элементарная помощь: они не знают, какой урок следующий, в какой кабинет идти, надо ли переодеваться, забывают это делать, оставляют свои вещи в кабинетах, в группах, коридоре и не могут вспомнить, где они их оставили, забывают приготовить все учебные вещи к уроку и т.д.
Воспитателю, в течение всей первой четверти приходится каждое утро начинать с элементарного алгоритма действий: проверки обуви, школьной формы, наличия учебных принадлежностей. У всех учащихся в классе есть все учебные принадлежности, но они не охотно их демонстрируют. Задача воспитателя - помогать, требовать, контролировать действия ученика. Если это элементарное требование осуществляется в системе всеми педагогами, то у детей повышается мотивация к успешному обучению, уверенность в своих силах, снижается тревожность, закрепляется алгоритм простейших учебных действий.
Очевидно, что предметная среда образовательного учреждения оказывает воздействие на процесс школьной адаптации. Смена же учителя, или учителей ставит школьника в положение экзамена, когда он, не зная требований должен соответствовать их уровню. Что, конечно, повышает тревожность ребёнка, может вызывать страх или протест. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребёнок же переживает в этих условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, условиях и особенностях обучения.
Такое состояние может сопровождаться внутренней напряжённостью, что затрудняет принятие интеллектуальных и личностных решений, может сопровождаться снижением успеваемости, быстрой утомляемостью и раздражительностью. Все перечисленные признаки характерны для ребёнка находящегося в процессе адаптации к новым условиям, в норме это может длиться от 2 недель до 2 месяцев.
Задача воспитателя - наблюдать, выявлять, принимать меры, взаимодействуя и сотрудничая с другими педагогами. А задача педагогов-предметников по всем проблемам обучения, поведения, организационным вопросам обращаться к воспитателю по возникновению конфликтных, стрессовых ситуаций, проблем.
Поэтому общей задачей педагогов среднего звена была помощь детям: проявлять терпение, внимание, гибкость, мудрость, педагогический такт, понимание, создавать такую атмосферу на уроке и на занятиях с воспитателем, которая расковывает учащихся, стимулирует их познавательную и творческую активность.
Включив в свою деятельность конкретные, эффективные мероприятия по адаптации учащихся: упражнения на снятие тревожности, напряженности, проявлений вспышек эмоциональной сферы; индивидуальную работу с детьми и их родителями, у которых также наблюдается повышенный уровень тревожности за своих детей; профилактические мероприятия по предупреждению психосоматических признаков дезаптации; досуговую и внеклассную деятельность, и другие мероприятия, помогли избежать и уменьшить влияние стрессовых факторов, снизить уровень тревожности детей. А, значит, способствовали успешной адаптации пятиклассников к новым школьным условиям!