СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация пространства и времени к нуждам аутичного ребенка

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптация пространства и времени к нуждам аутичного ребенка»

Адаптация пространства и времени к нуждам аутичного ребенка Подготовила студентка группы  ЗФ 409-101-3-2 Рогова М.,

Адаптация пространства и времени к нуждам аутичного ребенка

Подготовила студентка группы

ЗФ 409-101-3-2

Рогова М.,

• Жизненное пространство аутичного ребенка требует специальной организации • Пространство, в котором живет и развивается аутичный ребенок приобретает для него особую терапевтическую значимость По степени удаленности от места, где ребенок находится большую часть жизни • Детская комната • Квартира • Ближайшая к дому территория

• Жизненное пространство аутичного

ребенка требует специальной

организации

• Пространство, в котором живет и

развивается аутичный ребенок

приобретает для него особую

терапевтическую значимость

По степени удаленности от места, где

ребенок находится большую часть жизни

• Детская комната

• Квартира

• Ближайшая к дому территория

По виду деятельности • Бытовое • Игровое • Учебное • Ближайшее социальное окружение (территория, где ребенок общается со взрослыми и сверстниками) Условия: детская комната Безопасность • Устойчивая мебель без острых углов (отсутствует «чувство края», в состоянии аффекта не контролирует свои движения и действия) • Отсутствуют опасные предметы (предупреждения увлечений с опасными предметами; аффективных срывов)

По виду деятельности

• Бытовое

• Игровое

• Учебное

• Ближайшее социальное окружение

(территория, где ребенок общается со

взрослыми и сверстниками)

Условия: детская комната

Безопасность

• Устойчивая мебель без острых углов

(отсутствует «чувство края», в состоянии аффекта

не контролирует свои движения и действия)

• Отсутствуют опасные предметы

(предупреждения увлечений с опасными

предметами; аффективных срывов)

Условия: детская комната Обеспечение комфорта и уюта • Неяркие успокаивающие тона • Мягкое освещение Наличие необходимого оборудования • Парта или столик со стульчиком • Игрушки • Детские книжки • Материалы для творчества • Спортивное оборудование Игрушки • Деревянные и пластмассовые строительные наборы и конструкторы • Разнообразные матрешки, пирамидки, • Звучащие игрушки и набор игрушечных музыкальных инструментов • Игры для развития мелкой моторики • Развивающие настольно-печатные игры • Игрушки для сюжетно-ролевых игр

Условия: детская комната

Обеспечение комфорта и уюта

• Неяркие успокаивающие тона

• Мягкое освещение

Наличие необходимого оборудования

• Парта или столик со стульчиком

• Игрушки

• Детские книжки

• Материалы для творчества

• Спортивное оборудование

Игрушки

• Деревянные и пластмассовые

строительные наборы и конструкторы

• Разнообразные матрешки, пирамидки,

• Звучащие игрушки и набор игрушечных

музыкальных инструментов

• Игры для развития мелкой моторики

• Развивающие настольно-печатные игры

• Игрушки для сюжетно-ролевых игр

Детские книжки • Понятны и полезны для реального освоения окружающего мира (избегать слишком абстрактных фантастических сюжетов) • Вызывают положительные эмоции (исключить книжки, где описаны страшные неадекватные ситуации) • Истории, которые нравятся ребенку используем для поддержания интереса к миру, для связи с повседневной жизнью Спортивное оборудование • Шведская стенка, кольца, канат. • Разнообразные мячи • Обручи • Скакалки • Самокат • Велосипед

Детские книжки

• Понятны и полезны для реального

освоения окружающего мира (избегать

слишком абстрактных фантастических

сюжетов)

• Вызывают положительные эмоции

(исключить книжки, где описаны страшные

неадекватные ситуации)

• Истории, которые нравятся ребенку

используем для поддержания интереса к

миру, для связи с повседневной жизнью

Спортивное оборудование

• Шведская стенка, кольца, канат.

• Разнообразные мячи

• Обручи

• Скакалки

• Самокат

• Велосипед

Условия: детская комната. Поддержание порядка • Фиксируемое место у предметов, вещей и игрушек (стереотипность поведения) • Избегать установленной завершенности (раскачивание стереотипов, создание ситуаций адаптации) Освоение бытовых навыков: квартира • «Обживание» пространства, осознание социальных смыслов, связанных с обыденным течением жизни людей • Комментирование разнообразных бытовых моментов, объясняя смысл происходящего • Необходимо привлекать ребенка в работу по дому (главное не качество, а участие в выполнение домашних обязанностей), постепенно расширяя виды домашней работы

Условия: детская комната. Поддержание порядка

• Фиксируемое место у предметов, вещей

и игрушек (стереотипность поведения)

• Избегать установленной завершенности

(раскачивание стереотипов, создание

ситуаций адаптации)

Освоение бытовых навыков: квартира

• «Обживание» пространства, осознание

социальных смыслов, связанных с

обыденным течением жизни людей

• Комментирование разнообразных бытовых

моментов, объясняя смысл происходящего

• Необходимо привлекать ребенка в работу

по дому (главное не качество, а участие в

выполнение домашних обязанностей),

постепенно расширяя виды домашней

работы

Игра: квартира • Затевать игру можно в любом месте квартиры • Свободное перемещение наполнит жизнь ребенка новыми впечатлениями и полезными знаниями Ближайшее социальное окружение Территория за пределами квартиры – «вражеская территория» • Выявить негативные эмоции страхи, связанные с определенными местами, предметами, людьми (могут не проявляться, либо зацикливается на нем) • Терапевтическая работа по коррекции страхов, потеря остроты страха

Игра: квартира

• Затевать игру можно в любом месте

квартиры

• Свободное перемещение наполнит

жизнь ребенка новыми впечатлениями и

полезными знаниями

Ближайшее социальное окружение

Территория за пределами квартиры –

«вражеская территория»

• Выявить негативные эмоции страхи,

связанные с определенными местами,

предметами, людьми (могут не

проявляться, либо зацикливается на нем)

• Терапевтическая работа по коррекции

страхов, потеря остроты страха

« Обживание» нового пространства Детская площадка ▪ Переживание положительных эмоций ▪ Помощь во взаимодействии с другими детьми и взрослыми (озвучивание намерений, предложение по продолжению контакта) ▪ Постоянно наблюдать и в случае опасной или трудной ситуации подстраховать (замечания взрослых быстро увести, объяснить причинно- следственные связи, дать понять, что не он «плохой», а просто возникла сложная ситуация; если аффективный срыв – дать возможность выплеснуть негативные эмоции, а потом объяснить)

« Обживание» нового пространства

Детская площадка

▪ Переживание положительных эмоций

▪ Помощь во взаимодействии с другими детьми и

взрослыми (озвучивание намерений, предложение

по продолжению контакта)

▪ Постоянно наблюдать и в случае опасной или

трудной ситуации подстраховать (замечания

взрослых быстро увести, объяснить причинно-

следственные связи, дать понять, что не он

«плохой», а просто возникла сложная ситуация; если

аффективный срыв – дать возможность

выплеснуть негативные эмоции, а потом

объяснить)

«Обживание» нового пространства Магазин • Учить выбирать необходимое и самостоятельно покупать (знакомый продавец другой магазин, ярмарка ) • Попросить нести сумку с продуктами «Обживание» нового пространства  Прогулки • Необходимо разнообразить маршруты • Если противиться новому, можно расширять представления о знакомом пути (светофор, дом, дорога) • Наблюдение за окружающим с комментариями и описаниями • Постепенно немного менять маршрут, мотивируя приятными ощущениями • Повторяться много раз разрешается

«Обживание» нового пространства

Магазин

• Учить выбирать необходимое и

самостоятельно покупать (знакомый продавец

другой магазин, ярмарка )

• Попросить нести сумку с продуктами

«Обживание» нового пространства

Прогулки

• Необходимо разнообразить маршруты

• Если противиться новому, можно расширять

представления о знакомом пути (светофор, дом,

дорога)

• Наблюдение за окружающим с комментариями и

описаниями

• Постепенно немного менять маршрут, мотивируя

приятными ощущениями

• Повторяться много раз разрешается

«Обживание» нового пространства Дальние прогулки • Может быть острая реакция (плачет, мечется с криками «Не хочешь!», тянет за руку): не уговаривать, не ругать, дать успокоиться и действовать по ситуации (остановиться, поговорить, попробовать продолжить путь или вернуться; возвращаясь, не напоминать о страхе, а обозначить нейтральную причину) • Постоянно пробовать расширять Территорию Правила освоения новой территории • Осваивать пространство постепенно • Готовиться к походу заранее • Приучать ребенка пользоваться общественным транспортом • Осторожно выбирать места для посещения • Посещая новые места ограничивать время пребывания • Действовать по обстановке • Дома вспоминать и обсуждать увиденное, смаковать интересные детали

«Обживание» нового пространства

Дальние прогулки

• Может быть острая реакция (плачет,

мечется с криками «Не хочешь!», тянет за руку):

не уговаривать, не ругать, дать

успокоиться и действовать по ситуации

(остановиться, поговорить, попробовать

продолжить путь или вернуться; возвращаясь, не

напоминать о страхе, а обозначить нейтральную

причину)

• Постоянно пробовать расширять

Территорию

Правила освоения новой территории

• Осваивать пространство постепенно

• Готовиться к походу заранее

• Приучать ребенка пользоваться

общественным транспортом

• Осторожно выбирать места для посещения

• Посещая новые места ограничивать время

пребывания

• Действовать по обстановке

• Дома вспоминать и обсуждать увиденное,

смаковать интересные детали


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!