Адаптация пространства и времени к нуждам аутичного ребенка
Подготовила студентка группы
ЗФ 409-101-3-2
Рогова М.,
• Жизненное пространство аутичного
ребенка требует специальной
организации
• Пространство, в котором живет и
развивается аутичный ребенок
приобретает для него особую
терапевтическую значимость
По степени удаленности от места, где
ребенок находится большую часть жизни
• Детская комната
• Квартира
• Ближайшая к дому территория
По виду деятельности
• Бытовое
• Игровое
• Учебное
• Ближайшее социальное окружение
(территория, где ребенок общается со
взрослыми и сверстниками)
Условия: детская комната
Безопасность
• Устойчивая мебель без острых углов
(отсутствует «чувство края», в состоянии аффекта
не контролирует свои движения и действия)
• Отсутствуют опасные предметы
(предупреждения увлечений с опасными
предметами; аффективных срывов)
Условия: детская комната
Обеспечение комфорта и уюта
• Неяркие успокаивающие тона
• Мягкое освещение
Наличие необходимого оборудования
• Парта или столик со стульчиком
• Игрушки
• Детские книжки
• Материалы для творчества
• Спортивное оборудование
Игрушки
• Деревянные и пластмассовые
строительные наборы и конструкторы
• Разнообразные матрешки, пирамидки,
• Звучащие игрушки и набор игрушечных
музыкальных инструментов
• Игры для развития мелкой моторики
• Развивающие настольно-печатные игры
• Игрушки для сюжетно-ролевых игр
Детские книжки
• Понятны и полезны для реального
освоения окружающего мира (избегать
слишком абстрактных фантастических
сюжетов)
• Вызывают положительные эмоции
(исключить книжки, где описаны страшные
неадекватные ситуации)
• Истории, которые нравятся ребенку
используем для поддержания интереса к
миру, для связи с повседневной жизнью
Спортивное оборудование
• Шведская стенка, кольца, канат.
• Разнообразные мячи
• Обручи
• Скакалки
• Самокат
• Велосипед
Условия: детская комната. Поддержание порядка
• Фиксируемое место у предметов, вещей
и игрушек (стереотипность поведения)
• Избегать установленной завершенности
(раскачивание стереотипов, создание
ситуаций адаптации)
Освоение бытовых навыков: квартира
• «Обживание» пространства, осознание
социальных смыслов, связанных с
обыденным течением жизни людей
• Комментирование разнообразных бытовых
моментов, объясняя смысл происходящего
• Необходимо привлекать ребенка в работу
по дому (главное не качество, а участие в
выполнение домашних обязанностей),
постепенно расширяя виды домашней
работы
Игра: квартира
• Затевать игру можно в любом месте
квартиры
• Свободное перемещение наполнит
жизнь ребенка новыми впечатлениями и
полезными знаниями
Ближайшее социальное окружение
Территория за пределами квартиры –
«вражеская территория»
• Выявить негативные эмоции страхи,
связанные с определенными местами,
предметами, людьми (могут не
проявляться, либо зацикливается на нем)
• Терапевтическая работа по коррекции
страхов, потеря остроты страха
« Обживание» нового пространства
Детская площадка
▪ Переживание положительных эмоций
▪ Помощь во взаимодействии с другими детьми и
взрослыми (озвучивание намерений, предложение
по продолжению контакта)
▪ Постоянно наблюдать и в случае опасной или
трудной ситуации подстраховать (замечания
взрослых быстро увести, объяснить причинно-
следственные связи, дать понять, что не он
«плохой», а просто возникла сложная ситуация; если
аффективный срыв – дать возможность
выплеснуть негативные эмоции, а потом
объяснить)
«Обживание» нового пространства
Магазин
• Учить выбирать необходимое и
самостоятельно покупать (знакомый продавец
другой магазин, ярмарка )
• Попросить нести сумку с продуктами
«Обживание» нового пространства
Прогулки
• Необходимо разнообразить маршруты
• Если противиться новому, можно расширять
представления о знакомом пути (светофор, дом,
дорога)
• Наблюдение за окружающим с комментариями и
описаниями
• Постепенно немного менять маршрут, мотивируя
приятными ощущениями
• Повторяться много раз разрешается
«Обживание» нового пространства
Дальние прогулки
• Может быть острая реакция (плачет,
мечется с криками «Не хочешь!», тянет за руку):
не уговаривать, не ругать, дать
успокоиться и действовать по ситуации
(остановиться, поговорить, попробовать
продолжить путь или вернуться; возвращаясь, не
напоминать о страхе, а обозначить нейтральную
причину)
• Постоянно пробовать расширять
Территорию
Правила освоения новой территории
• Осваивать пространство постепенно
• Готовиться к походу заранее
• Приучать ребенка пользоваться
общественным транспортом
• Осторожно выбирать места для посещения
• Посещая новые места ограничивать время
пребывания
• Действовать по обстановке
• Дома вспоминать и обсуждать увиденное,
смаковать интересные детали