Лечебная верховая езда (ЛВЕ)

Категория: Физкультура

Лечебная верховая езда (ЛВЕ) – это индивидуально подобранные, активные, специальные упражнения на лошади, применяемые в специальных дозировках с разными аллюрами лошади и только с терапевтическим эффектом.

Иппотерапия – метод богатый возможностями воздействия на организм человека, из которых можно выделить две группы: специфические и специальные.

  1. Специальные возможности – плюс к посадке, нуждается в особой организации специальных упражнений, последовательности их предъявления, применении дополнительных приспособлений, создании специальных  условий для активизации средовых факторов воздействия.
  2. Специфические возможности – оказывают воздействие постоянно, не требующие для своей активизации  создания каких-либо специальных условий, кроме одного – собственно посадки верхом на лошадь. Они базируются на механизме воздействия иппотерапии на организм больного, основанном на концепции лечебно-профилактического влияния двух мощных факторов: биомеханического и психогенного.
  1. Биомеханический фактор (физиологическая сфера человека).

При движении шагом лошадь передает всаднику около  100 разнонаправленных двигательных импульсов в минуту и колебаний, идущих от спины лошади в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, аналогичных движению человека при ходьбе. Импульсы, передаваемые лошадью, вызывают ответную реакцию пациента, формируя динамический стереотип, который всадник-инвалид переносит из верховой езды в жизнь.

При верховой езде обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц, сухожилий, связок, суставов тела. Причем происходит это на рефлекторном уровне, поскольку, сидя на лошади и двигаясь, вместе с нею, он инстинктивно старается сохранить равновесие, тем самым, побуждая к активной работе как здоровые, так и пораженные болезнью мышцы своего тела.

Процесс иппотерапии совмещает в себе воздействие ритма движения лошади и специально подобранные упражнения. Данные упражнения относятся к области физиотерапии, т.к. температура лошади 1-1,5 градуса (37-38С) выше тела человека. За счет биологического тепла, излучаемого лошадью, глубоко прогреваются ткани, разогреваются и массируются спазмированные мышцы всадника, усиливая кровоток в конечностях и во всем организме. Стимулируется развитие мелкой моторики, формирование сложных и точных движений (сочетание действий разных частей тела, т.е. всадник «вынужден» совершать различные действия  одновременно руками и двумя ногами), улучшению зрительно-моторной и слухо-моторной координации, равновесия, тренировке вестибулярного аппарата, координация движений.

Развитие равновесия сопровождается в человеческом организме развитием симметрий, а именно симметричного развития мышц туловища, конечностей, суставно-связочного аппарата, т.е. всего опорно-двигательного аппарата, а также симметричных внутренних органов. В то же время, выработка баланса всадника на лошади, на разных аллюрах, способствует возникновению и закреплению  новых условных и безусловных рефлексов. Все это вместе взятое способствует формированию нового двигательного навыка.

Во время занятий пациент получает постоянный поток сенсорных стимулов, в том числе тактильные, проприоцептивные,  вестибюлярные (вращательные и прямые движения), визуальные, слуховые, обонятельные.

2. Психогенный фактор (Психосоциальная сфера человека).

Психогенный фактор складывается из общения с живым организмом – лошадью, крупным, темпераментным и сильным животным.

Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям как эмоции, восприятие, мышление, память, процессы саморегуляции и т.д. Правильно  подобранные упражнения активизируют, восстанавливают и простраивают взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности (все виды деятельности, осуществляемые с участием различных форм сознания). Необходимые при верховой езде концентрация внимания и самоорганизация помогают запоминать и планировать последовательность действий. В результате, происходит развитие слуховой и зрительно-моторной координации, изменяется психо-эмоциональное состояние, повышается способность адекватно реагировать на внешние раздражители, что приводит к ускорению развития коммуникативных навыков, расширяет площадь осваиваемого пространства и в целом положительно сказываться на психическом здоровье.

Специфическое воздействие иппотерапии, как психомоторного процесса – это развитие высших психических функций (восприятие, память, мышление, речь). 

Управление лошадью во время занятий по иппотерапии требует интенсивного обмена информацией с окружающим миром. Всадник должен отдавать лошади команды, анализировать ее ответные реакции, корректировать свое поведение в зависимости от реакции лошади. Необходимость быть чутким к движениям лошади убыстряет реакцию всадника на изменения окружающей среды.

Кроме того, ни один из спортивных снарядов не обладает возможностью возбуждать у пациента такую сильнейшую, разнонаправленную мотивацию, которая сопутствует занятиям ЛВЕ: ребенок испытывает огромное желание сесть  на лошадь, почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. Эта мотивация способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, с помощью которой достигается не только подавление чувства страха, но и одновременно уменьшение количества   и   объема   гиперкинеза (непроизвольные движения, вызванные сокращением мышц лица, туловища, конечностей) при  (ДЦП), что, в свою очередь, дает возможность обучать пациента правильному построению основного поведенческого фона.

В иппотерапии существует три основных направления ведения работы с реабилитантом. Основные направления терапии задают специалисту рамки, в которых он оценивает нужды и потребности пациента. По каждому из трёх направлений можно ставить перед собой определённые цели. Вокруг них можно группировать ценные диагностические данные, собранные терапевтической командой, об изменении состояния пациента. Направления используются также для создания программы, учитывающей будущее пациента.

1 Основное направление: сенсомоторные навыки. Сюда входит широкий спектр сенсорно-двигательных и перцептуально-двигательных навыков. Конкретные цели, которые ставятся перед пациентом, должны научить его движениям в контексте грубой и тонкой моторики.

2 Основное направление: развитие когнитивных способностей (психические процессы, направлены на прием и обработку информации, на решение задач и генерирование новых идей).

3 Основное направление: эмоциональное развитие.

Цели эмоционального развития – личные, отношения с терапевтической командой, отношения со сверстниками. Для обучения эмоциональным навыкам используются игры, трудные моменты занятия, упражнения, развивающие самоконтроль, эмпатию, сотрудничество и усидчивость.

Лошадь выступает в качестве терапевтического посредника между внутренним миром аутиста и окружающей действительностью. Взаимодействие с лошадью происходит на невербальном уровне, что позволяет ребенку как бы оставаться внутри своего комфортного мира и одновременно выходить из состояния изоляции от окружающей действительности, адаптироваться в ней. Дети с аутизмом с удовольствием занимаются физически активной деятельностью, когда не требуется использования речи, предпочитают общаться жестами. Для общения с лошадью жестов вполне достаточно, поэтому ребенок чувствует себя комфортно со своим четвероногим другом. 

Программа реабилитации разрабатывается индивидуально, в зависимости от психо-физического развития ребенка. Обращается внимание на то, что нравится ребенку, что он может делать самостоятельно, а в чем ему требуется помощь, как реагирует на вербальные инструкции, физическую помощь. Определяются средства, способные привлечь внимание ребенка. Выбираются те из них, которые в дальнейшем будут использоваться для поощрения на занятиях. Программа построена для того, чтобы постепенно переносить освоенные навыки в повседневную жизнь ребенка. Для успешной ее реализации необходимо проходить несколько курсов реабилитации в год с  определенным перерывом от 3х до 6 месяцев.

Весь курс состоит из 10 занятий по иппотерапии и делится на вводную, основную и заключительную части. Количество занятий на каждом этапе определить сложно, все зависит от реакции ребенка.

Для занятий с аутичными детьми соблюдаются основные принципы: единство места и действующих лиц, времени и действий. Привлекается внимание ребенка к интересным аспектам занятия, не допуская попыток «запрета» аутостимуляций. В этом случае их роль будет подкрепляющая, позволяющая ребенку получать возможность релаксации, когда это необходимо.

Во вводной части основные задачи - установление, эмоционального контакта с ребенком. Большое внимание уделяется этапу адаптации в новой обстановке.

Работа начинается с освоения внутреннего пространства учреждения, его территорией.  Далее происходит  знакомство с лошадью, на которой предстоит заниматься, с инструктором по иппотерапии и его ассистентами. Правилами поведения рядом с лошадью и на ней, а так же порядком посадки и спешивания.

При совершении всех действий инструктором комментируется  все, что происходит вокруг ребенка. Комментарий направлен на характеристику поведения при перемещении в пространстве как технологического процесса. Дается информация, которая имеет значение для ребенка «здесь и сейчас», представляется как техника безопасности при обращении с данной средой. Формально установленный контакт предполагает, что ребенок почувствовал «неопасность» ситуации и может быть готов к сотрудничеству.

Каждое занятие по иппотерапии включает в себя:

  1. Посадка на лошадь. Разминка: «присиживание», приноравливание к движениям животного;
  2. Выполнение упражнений, игры;
  3. Свободная езда, расслабление всех групп мышц тела.
  4. Спешивание.

На первом занятии по иппотерапии перед ребенком стоит задача – преодолеть страх перед огромным существом – лошадью. При сильном страхе рекомендуется приезжать  по несколько раз, понемногу уменьшая дистанцию с объектом страха. Даже просто наблюдение за лошадью уже дает терапевтический эффект. Также предлагается «подержать лошадку» за длинный повод (совместно с инструктором). Главное здесь не спешить, от первого контакта зависит весь дальнейший процесс.

В начале проведения занятия инструктор вместе с ребенком подходит к лошади, оглаживает ее, угощает лакомством и вызывает ребенка на аналогичные действия. Каждое занятие заканчивается угощением лошади, тем самым способствуя формированию более целостного представления о ней. Угощение с руки связано с сильными сенсорными переживаниями. Ритуальное угощение способствует выработке полезных поведенческих стереотипов в общении с животным. На более поздних этапах угощение становится средством развития эмоционального самоконтроля у ребенка.

Как доверительное отношение возникло, инструктор вместе с ребенком подходит к лошади со стороны монтуара, поднимается с ним и предлагает погладить ее «большую, широкую» спину, облокотиться на нее, то есть дает ребенку ощутить надежность и спокойствие лошади, и безопасность ситуации. После некоторой паузы предлагается ребенку сесть на лошадь.  Посадив ребенка на лошадь первый раз, движение  не начинают до того момента, когда он будет полностью готов и согласен на это. Движение начинается медленно – это залог успеха. Сразу же после посадки переходят непосредственно к занятию. При этом формируется целенаправленное поведение.

Занятие начинается с определенного действия с всадником, это может быть рукопожатие и этим же действием он заканчивается. Получается своеобразная рамка из знакомых движений. Инструктор дает короткие четкие и ясные указания, старается установить визуальный контакт.

В работе с детьми многие упражнения  «переводятся» в игровую форму. Это стимулирует их активность, направленную на взаимодействие.

В основной части курса активно пополняются запас навыков и автоматизмов ребенка. Его сначала обучают основному комплексу упражнений, включающему в себя умения правильно держать осанку на лошади и сохранять равновесие. Далее вводятся основные исходные положения. Предлагается ребенку лечь животом на шею лошади, обхватив ее руками,  а затем – спиной на круп.  Формирование адаптивных механизмов с освоением различных положений вырабатывает у детей определенные привычные реакции на изменение условий среды, которые помогают им в постоянно усложняющейся ситуации поддерживать ощущение внутреннего спокойствия. Таким образом, постепенно готовят ребенка к более сложным заданиям.

Важным условием успешной коррекционной работы является тесное сотрудничество с родителями. Лошадь в этом случае является как бы «проводником» между родителем и ребенком. Зачастую родителям, предпочтительнее маме,  приходится садиться на лошадь вместе с ребенком. Мама находится за спиной у ребенка, при этом он чувствует себя в безопасности и помогает выполнять упражнения, рекомендованные инструктором. Сначала мама берет руки ребенка в свои и действует вместе с ним. Постепенно помощь мамы сводится к подталкиванию локтя малыша, чтобы он начал действовать самостоятельно. По мере укрепления эмоционального контакта с инструктором, роль мамы на занятии начинает уменьшаться.

Когда ребёнок начинает достаточно уверенно чувствовать себя на лошади, его, по мере физических сил, обучают поворотам, наклонам, свободной езде шагом со страховкой. Езда в различных исходных положениях относительно вертикали (сидя и лежа), направления движения (лицом, спиной или боком по направлению движения), с изменение точек опоры (с опорой на ладони, на локти), езда с закрытыми глазами. При этом ребенку необходимо самостоятельно пересесть (либо со страховкой) в новое исходное положение. Езда с закрытыми глазами в удобном исходном положении.

За счет разнообразия исходных положений  и успешного выполнения заданий дети начинают проще соглашаться на изменения условий езды, появляются новые ощущения и переживания, приобретают необходимый навык работы с собственным телом. После закрепления навыка выполнения задания дети с радостью и желанием его выполняют.

Далее проводятся упражнения на активизацию дистантных анализаторных систем и пространственных представлений, связанных с освоением пространства за пределами собственного тела, развитие способности к вербализации пространственных представлений на уровне тела. Упражнения двумя руками (двуручные) с ездой в статичных положениях. Выполняются задания на нахождение частей тела лошади относительно собственных из разных исходных положений.

На этом этапе также активизируются непроизвольные познавательные функции. Ребенку рассказывается о его ощущениях, наблюдениях. Рукой ребенка поглаживают лошадь, ставят его ладони на шею, плечи, круп лошади и предлагается ему сделать это самостоятельно, особо не акцентируя внимания на этих действиях. Ребенок на лошади старается дотянуться до различных частей ее тела.

Применяются задания с применением дополнительного оборудования – кегли, стойки, мячи, различного размера, цвета, массы, формы, фактуры поверхности, звучащие предметы и т.д. позволяют делать его более увлекательными и максимально полезными для всадников, поскольку эмоциональная составляющая мотивации наиболее важна в детском возрасте.

Все упражнения сначала выполняются на стоящей лошади потом на шагу. Это помогает в снижении страхов у аутичных детей.

В середине упражнения делается небольшой перерыв. Во время такого перерыва лошадь переводят в прибавленный шаг. Внимание ребенка «переключается», он получает иную стимуляцию, а затем сможет эффективнее закончить упражнение.

На заключительном этапе курса основная задача – активизация произвольной познавательной деятельности, введение сложных, в грамматическом плане, инструкций. В зависимости от возможностей ребенка и при автоматизированных навыках, его обучают элементам управления лошадью. Управление отрабатывается на командах типа: стой, шагом, налево, направо. Таким образом, развиваются словесные обозначения пространственных представлений, речь и мышление.

На этом этапе также инициируется совместное выполнение заданий всадниками в малых группах, так как ребенку необходимо соотносить свое поведение с действиями окружающих.

В конце курса проводятся игры-эстафеты,  совершаются прогулки по территории. Это делается для создания позитивного эмоционального фона, внутренней мотивации и достижения новых результатов.

Нагрузка на каждом занятии рассчитывается от настроя ребенка, его восприятия на данный момент и психо-эмоционального состояния. Инструктор четко следит за восприятием ребенка, чтобы избежать «насыщенность» и отказ. Вовремя меняет задание и отвлекает от негативных моментов, стараясь замещать стереотипы на действия, требующие осмысленного подхода. Повторение одного и того же упражнения дает хорошие результаты. У многих детей появляются свои любимые занятия являющиеся почвой для формирования интеллекта, способностей, развития поведения.

         При выполнении заданий каждое успешное действие ребенка эмоционально окрашивается и всегда поощряется. Так ребенок удерживается в рамках структурированной деятельности и с положительным чувством завершенности работы.

Для того чтобы определить эффективность программы и динамику каждого клиента используются методика Торренса и наблюдение за свободным поведением  и спонтанной деятельностью ребенка. Все полученные данные фиксируются и заносятся в реабилитационную карту до и после курса.

За период с 2011 по 2013гг. в «Центре «Иппотерапия» прошли курс реабилитации 60 детей с диагнозом ранний детский аутизм в возрасте от 3х до 13 лет. Количество курсов составило 125. Анализ данных по методике Торренса за три года показал, что  наибольший прогресс наблюдается в психическом состоянии клиента, соответствующее показателю S – социо-эмоциональные функции: эмоциональное благополучие и социальная активность и в способности к самообслуживанию и различным формам повседневной жизнедеятельности, соответствующее показателю R – повседневная жизнедеятельность: самообслуживание и другие формы повседневной жизнедеятельности. Рост по остальным признакам считаются вторичными, так как они отражают индивидуальные особенности ребёнка, в частности возможности обучения.

По итогам наблюдений у детей отмечается:

  1. Общая нормализация эмоционального состояния, снижение психо-эмоционального напряжения;
  2. Снижение уровня тревожности в восприятии внешнего мира и проявлении беспокойного поведения (плач, крик);
  3. Уменьшение количества случаев высказывания агрессии, негативизма к окружающим;
  4. Улучшение коммуникативных возможностей. Появление мотива к общению и готовность к контакту, инициатором которого они сами выступают и устойчивому визуальному контакту;
  5. Увеличение исследовательской активности;
  6. Значительное увеличение объема произвольных действий, в том числе подражания и интереса к внешним объектам, а также усложнение схем действий;
  7. Улучшение памяти и внимания;
  8. Наметились позитивные тенденции в сфере жизнедеятельности. Для многих детей появилась возможность посещения специализированных учебных заведений. У учащихся улучшилось обучение в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лечебная верховая езда (ЛВЕ) – это индивидуально подобранные, активные, специальные упражнения на лошади, применяемые в специальных дозировках с разными аллюрами лошади и только с терапевтическим эффектом.

Иппотерапия – метод богатый возможностями воздействия на организм человека, из которых можно выделить две группы: специфические и специальные.

  1. Специальные возможности – плюс к посадке, нуждается в особой организации специальных упражнений, последовательности их предъявления, применении дополнительных приспособлений, создании специальных  условий для активизации средовых факторов воздействия.
  2. Специфические возможности – оказывают воздействие постоянно, не требующие для своей активизации  создания каких-либо специальных условий, кроме одного – собственно посадки верхом на лошадь. Они базируются на механизме воздействия иппотерапии на организм больного, основанном на концепции лечебно-профилактического влияния двух мощных факторов: биомеханического и психогенного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Лечебная верховая езда (ЛВЕ)»

Лечебная верховая езда (ЛВЕ) – это индивидуально подобранные, активные, специальные упражнения на лошади, применяемые в специальных дозировках с разными аллюрами лошади и только с терапевтическим эффектом.

Иппотерапия – метод богатый возможностями воздействия на организм человека, из которых можно выделить две группы: специфические и специальные.

  1. Специальные возможности – плюс к посадке, нуждается в особой организации специальных упражнений, последовательности их предъявления, применении дополнительных приспособлений, создании специальных условий для активизации средовых факторов воздействия.

  2. Специфические возможности – оказывают воздействие постоянно, не требующие для своей активизации создания каких-либо специальных условий, кроме одного – собственно посадки верхом на лошадь. Они базируются на механизме воздействия иппотерапии на организм больного, основанном на концепции лечебно-профилактического влияния двух мощных факторов: биомеханического и психогенного.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей