СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях модернизации российского образования особо актуальной является проблема сохранения здоровья детей. Влияние образовательного процесса на здоровье школьников определяется уровнем их адаптации к окружающей школьной среде, изучение которого связано, прежде всего, с диагностикой функциональных состояний [1]. Они представляют собой интегральный комплекс характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают осуществление деятельности. Наибольшее влияние образовательный процесс оказывает на уровень и характер изменений работоспособности учащихся, а также их эмоциональных состояний, среди которых крайне важно выявление наличия эмоционального стресса. На основании изучения возрастно-половых и индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся, состояния их адаптация к школьной среде создаются возможности для экспертизы и коррекции учебных режимов, учебных программ, отдельных уроков  [7]. При определенных стрессовых психоэмоциональных ситуациях, используя оценочные критерии здоровья детей (анкеты, опросники), совместно с психологом можно оказать необходимую помощь или рекомендовать оздоровительные мероприятия. 

Просмотр содержимого документа
«АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Л.М. Давыдова

учитель биологии



МОУ «Прохоровская гимназия»



п.Прохоровка Белгородская область



(п.Прохоровка)





«АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ »







В условиях модернизации российского образования особо актуальной является проблема сохранения здоровья детей. Влияние образовательного процесса на здоровье школьников определяется уровнем их адаптации к окружающей школьной среде, изучение которого связано, прежде всего, с диагностикой функциональных состояний [1]. Они представляют собой интегральный комплекс характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают осуществление деятельности. Наибольшее влияние образовательный процесс оказывает на уровень и характер изменений работоспособности учащихся, а также их эмоциональных состояний, среди которых крайне важно выявление наличия эмоционального стресса. На основании изучения возрастно-половых и индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся, состояния их адаптация к школьной среде создаются возможности для экспертизы и коррекции учебных режимов, учебных программ, отдельных уроков [7]. При определенных стрессовых психоэмоциональных ситуациях, используя оценочные критерии здоровья детей (анкеты, опросники), совместно с психологом можно оказать необходимую помощь или рекомендовать оздоровительные мероприятия.

Более глубокое изучение уровня здоровья и развития учащихся, влияющего на их образовательную деятельность, дает основание для профилактики, рекреации и коррекции донозологических отклонений индивидуального здоровья. Целесообразно начинать эту работу с проведения скрининга - массового обследования, которое позволяет выявить начальные признаки нарушений состояния здоровья [4]. Важнейшая роль в жизнедеятельности организма принадлежит вегетативной нервной системе, так как это, прежде всего, резерв регуляторных и саморегуляторных механизмов, обеспечивающий адаптацию к действию факторов внешней среды. Для диагностики резервов адаптации используют в первую очередь параметры сердечно-сосудистой, респираторной, иммунной, нервной систем [8].

К эмоциональным признакам хронического стресса относятся смены настроения, повышения тревожности и антипатия к людям, появление раздражительности, усталости и рассеянности. К поведенческим проявлениям хронического стресса отнесены: появление нерешительности; нарушение сна; переедание или потеря аппетита; снижения качества работы, учащение несчастных случаев и др. [5]

К соматическим признакам стресса относятся: аритмии сердца и сердцебиение; боль и чувство сжатия грудной клетки; затрудненное дыхание; вздутие живота; боли в животе и понос; частые мочеиспускания; снижение полового влечения и импотенция; нарушение менструального цикла; покалывание в руках и ногах; боли в области головы, шеи, спины, поясницы; ощущение «комка» в горле; двоение в глазах; ухудшение зрения; кожные сыпи.

Одна из тенденций текущего столетия - неуклонный рост частоты пограничных личностных расстройств, детских и подростковых неврозов Основной причиной их возникновения являются психические переживания, моральные потрясения - стрессы. Дети и подростки в первую очередь страдают от неблагоприятного психологического климата в семье и школе (систематически конфликтующие или разведенные родители, отсутствие или крайняя недостаточность культурных семейных традиций, нервно-психические или социально неблагополучные родители, школьные конфликты).

Невротические и пограничные расстройства детей и подростков вызываются рядом внутренних (повышенная тревожность, беспокойство, сверхсенситивность, мнительность) и внешних социальных факторов. К последним относятся: неправильное воспитание в семье и школе, психологически неграмотное воздействие на ребенка, что часто приводит к неадекватной самооценке, к неумению самоутвердиться в группе, правильно строить свои отношения со взрослыми и сверстниками.

Признаки личностной тревожности можно разделить на 2 группы:

Внутренние, соматические признаки. Эти признаки известны всем из личного опыта: учащённое сердцебиение, сухость во рту, головная боль, чувство жара, слабость в ногах, дрожание рук, холодные и влажные ладони, переживание собственной неловкости и неуклюжести, неприятные ощущения (зуд, покалывание) в разных частях тела.

Поведенческие реакции. Эти признаки ещё более разнообразны , чем соматические. Это может быть враньё и фантазии, рассеянность и забывчивость, привычка грызть ногти и многое другое. Тревожные дети очень чувствительны к результатам своей деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно самим оценить итог своей деятельности. Такое отношение детей к успеху и неудачам повышает травматическую вероятность неудач, делает тревожного ребёнка крайне зависимым от взрослого, что усиливает тревожность.

Уровень личностной тревожности отражает способность организма адаптироваться к новым условиям жизни. Личностная тревожность является наиболее общим показателем эмоционального неблагополучия. Она бывает низкая, умеренная и высокая. При высокой тревожности характерны неуверенность в себе, постоянные опасения и страхи. Тревожность часто становится источником агрессивного поведения и конфликтных отношений.

Связь адаптивных возможностей организма с состоянием здоровья изучали многие исследователи [2,3,4,6]. Все они отмечают, что даже небольшие отклонения в адаптивном потенциале человека могут вызвать самые разнообразные нарушения здоровья.

На базе гимназии п. Прохоровка Белгородской области был проведен в 2015 – 2016 учебном году эксперимент по изучению адаптации школьников к учебным нагрузкам. Целью исследования было оценить уровни личностной тревожности и особенности адаптации организма учащихся Прохоровской гимназии к учебным нагрузкам. Исходя из цели были определены следующие задачи нашего исследования:

1. Оценить тревожность гимназистов в разные периоды учебного года.

2. Определить особенности адаптации детей к учебным нагрузкам в разные периоды учебного года и в зависимости от половой принадлежности.

Для решения поставленных задач использовались следующие методики:

1.Метод оценки личностной тревожности по Спилбергеру и Ханину.

2.Определение адаптационного потенциала по формуле Р.М. Баевского (1988) в модификации А.Н. Берсеневой (1989).

Всего было обследовано 57 гимназистов, в возрасте 10-12 лет в начале, середине и в конце 2010-2011 учебного года. Изучали личностную тревожность и адаптационный потенциал организма.

Уровень личностной тревожности отражает способность организма адаптироваться к условиям жизни. Низкий уровень тревожности характеризует нормальное психо-эмоциональное состояние человека и его хорошие адаптивные возможности. Умеренная тревожность означает воздействие на организм некоторых стресс факторов, что не позволяет полностью приспособиться к новой обстановке. Высокая тревожность свидетельствует о плохой адаптации, наличии эмоциональных и поведенческих признаков хронического стресса, которые нередко приводят к соматическим расстройствам и нервным срывам.

Изучали тревожность у школьников 10-12 лет с помощью теста Спилбергера и Ханина в разные периоды учебного года. Полученные результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1



Личностная тревожность у школьников в учебном году, %

Время исследования

№ группы

I группа

II группа

III группа

выс.

умер.

низ.

выс.

умер.

низ.

выс.

умер.

низ.

Начало года

10

84

6

67

33

-

24

76

-

Середина года

12

86

2

54

46

-

19

81

-

Конец года

13

87

-

21

79

-

15

85

-



Анализ полученных результатов показал, прежде всего, что у детей всех экспериментальных групп на протяжении всего года низкая тревожность практически отсутствовала. Это подтверждается тем, что только 6% детей в гр. №1 имели низкую тревожность, а в группах 2 и 3 таких детей нет. То есть школьники уже в начале учебного года испытывают нарушения процессов адаптации и у них имеются признаки эмоционального стресса.

Во все периоды учебного года у детей преобладали умеренная и высокая тревожность, что не позволило им полностью приспособиться к обстановке. Так, в группе № 1 и 3 в начале года до 76-84% детей имели умеренную тревожность. В группе №2 детей с такой тревожностью - 33%. В этой группе 67% школьников имели высокую тревожность, что означает наличие у них эмоциональных и поведенческих признаков стресса и плохой адаптации.

К середине учебного года ситуация с тревожностью у школьников ещё ухудшилась, адаптивные возможности значительно снижались. Во всех группах количество детей с умеренной и высокой тревожностью увеличилось на 2-13%. К концу учебного года во всех группах было выявлено существенное преобладание умеренной тревожности, у 79 - 87 % всех детей. Таким образом, состояние школьников в процессе учебы в разные периоды учебного года можно оценить как тревожное. При этом была выявлена тенденция нарастания основных признаков стресса к концу учебного года. Полученные результаты дают основание утверждать, что адаптация школьников к учебным нагрузкам проходит достаточно трудно.

Особенности адаптации детей изучали по состоянию их адаптационного потенциала. В таблице №2 представлены результаты изучения адаптационного потенциала у учащихся в экспериментальных группах. Среди всех возможных вариантов были обнаружены удовлетворительная адаптация и напряжение механизмов адаптации. К счастью, неудовлетворительная адаптация и срыв адаптивных механизмов у детей обнаружены не были.

Таблица 2

Адаптационный потенциал у школьников в учебном году, %

Время исследова-ний

1 группа

2 группа

3 группа

Удовлетв.

Напряж.

Удовлетв.

Напряж.

Удовлетв.

Напряж.

Начало года

93

7

95

5

96

4

Середина года

72

28

60

40

52

48

Конец года

51

49

40

60

49

51



Анализ полученных результатов показал, что в течение года количество детей с удовлетворительным адаптационным потенциалом (АП) во всех изученных группах постепенно уменьшалось. Так, в начале года таких детей было от 93 до 96%, т.е. почти все дети имели высокие или достаточные функциональными возможностями организма.

К середине учебного года количество таких детей уменьшилось на 21-44%, а к концу учебного года ещё на 3-21%. В тоже время в процессе учебного года у школьников наблюдали прирост напряжения процессов адаптации. Это означает, что функциональные возможности организма обеспечиваются за счёт его резервов. Так в начале года напряжение испытывали от 4 до 7% от всех обследованных детей. В середине их количество увеличилось на 21-44%, а в конце года – ещё на 3-21%.

Для изучения особенностей адаптации к учебным нагрузкам в зависимости от пола сравнили механизмы адаптации у девочек и мальчиков (табл. 3, рис. 1).

Таблица 3

Адаптационный потенциал у школьников в учебном году с учётом разделения их по половому признаку, %

Время исследования

Удовлетворительная адаптация

Напряжение механизмов

девочки

мальчики

девочки

мальчики

Начало года

93

95

7

5

Середина года

41

59

59

41

Конец года

38

58

62

42



В процессе учебы в течение года количество детей с удовлетворительной адаптацией уменьшалось и среди девочек, и среди мальчиков, а с напряжением механизмов адаптации – неуклонно росло.

В наших исследованиях мальчики адаптировались к учебным нагрузкам лучше. Напряжение механизмов адаптации, т.е. функциональные возможности организма, обеспечивающиеся за счёт резервов, имели 62% девочек и 42% мальчиков.

Рис. 1. Динамика количества девочек и мальчиков с удовлетворительной адаптацией в течение года, %

На рис. 1 представлена динамика количества девочек и мальчиков с удовлетворительной адаптацией в течение года. Если в начале года почти у всех девочек и мальчиков адаптация проходила удовлетворительно, к середине года различия по полу стали весьма существенными. Количество мальчиков с удовлетворительной адаптацией, т.е. с высокими и достаточными функциональными возможностями организма к середине года уменьшилось на 36%, девочек на 52%.

Данная экспериментальная работа – один из этапов научно-исследовательской работы учащихся Прохоровской гимназии Белгородской области, по изучению образа жизни, состояния здоровья, физического развития, умственной и физической работоспособности детей и подростков. Полученные результаты имеют как теоретическое значение для дальнейшей разработки проблем, связанных с адаптацией детей, так и практическое значение для организации работы по сохранению и укреплению их здоровья.

В ходе работы были сделаны следующие выводы:

1. В течение учебного года тревожность у детей нарастает. Преобладает умеренная и высокая тревожность, что означает наличие эмоциональных и поведенческих признаков стресса и плохой адаптации.

2. В процессе учебы в течение года количество детей с удовлетворительной адаптацией уменьшается и среди девочек, и среди мальчиков, а с напряжением механизмов адаптации – неуклонно растет. Это дает основание утверждать, что адаптация школьников к учебным нагрузкам проходит достаточно трудно. В наших исследованиях мальчики адаптировались к учебным нагрузкам лучше.

Результаты экспериментальных исследований представляют практическую ценность и могут быть использованы для работы по коррекции дезадаптивных состояний у школьников.

На основе полученных в данном исследовании результатов в Прохоровской гимназии ведется активная экспериментальная работа по дальнейшему изучению особенностей адаптации гимназистов разного возраста к учебному процессу. Внесены предложения по активизации пропаганды здорового образа жизни среди гимназистов и учителей, направленной на сохранение и улучшение состояния здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни /В.И. Дубровский. – М.: Флинта, 1999. – 560 с.

  2. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей /Г.К. Зайцев. - СПб.: ГУПМ, 1995. - 54 с.

  3. Ильин А.Г. Состояние здоровья подростков: тенденции и проблемы /А.Г Ильин, И.А. Рапопорт, И.В. Звездина и др. //Врач. – 1999. - №9. – С. 4-6.

  4. Косованова Л.В. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях /Л.В. Косованова, М.М. Мельникова, Р.И. Айзман. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. – 240 с.

  5. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте /В.Л. Марищук. – М.: Просвещение, 1984.

  6. Пляскина И.В. Здоровье детей, обучающихся в школах нового

типа/И.В.Пляскина //Гигиена и санитария. – 2000. - №7. – С. 62-64.

7. Сердюковская Г.Н. Окружающая среда и здоровье подростков /

Г.Н. Сердюковская, А.Д. Жилов. – М.: Медицина, 1977. –200 с.

8. Экология и здоровье детей /Под ред. М.Я. Студенткина,

А.А. Ефремовой. – М.: Медицина, 1998. – 386 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!