Об оказании психологической помощи студентам первокурсникам.
Адаптация - это приспособление человека к изменяющимся условиям.
Студенческая жизнь начинается с первого курса и, потому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в колледже является залогом развития каждого обучающегося как человека и будущего специалиста.
Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, часто оторванность от родителей, неумение распоряжаться «свободой», коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем. Постоянное умственное напряжение, а также нарушение труда, отдыха и питания часто приводят к срыву адаптации.
Для успешной адаптации первокурсников большую роль играет комплексная помощь и поддержка студентов со стороны педагогического коллектива и родителей.
На этапе выявления уровня адаптации к новому образовательному учреждению, помимо определенных диагностических исследований, педагог-психолог колледжа проводит специальные диагностические обследования, в которых оцениваются мотивация к учению, профессиональная направленность, морально-нравственные качества, уровень межличностного общения, дисциплинированность и др. В результате определяется комплекс адаптационных проблем, имеющихся у обучающихся. Далее с этими обучающимися проводится индивидуальная и групповая работа, они находятся в зоне особого внимания (отслеживаются их учебные, личные проблемы, проживание в общежитии, ведется диалог с кураторами и преподавателями). И конечно проводится дополнительная работа, направленная на профилактику различных отклонений в поведении, обучении, личностном становлении.
Признаки дезадаптации обучающегося.
Обучающийся равнодушно или отрицательно относится к образовательному учреждению;
Нередки жалобы на здоровье;
Преобладает подавленное настроение;
Наблюдаются нарушения дисциплины;
Учебный материал усваивается фрагментарно;
Затруднена самостоятельная работа, нет интереса к ее выполнению;
Домашние задания выполняет нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания;
Для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной помощи преподавателей;
Общественные поручения выполняет без особого желания, пассивен;
Близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одногруппников.
Рекомендации педагогам по адаптации первокурсников:
1. Создать у обучающихся адекватное представление о выбранной профессии, осознание общественной значимости профессии и формировании положительного отношения к ней.
2. На первых занятиях ознакомить обучающихся с системой обучения в колледже и требованиям к уровню знаний, специфике обучения, ее отличиях от школьной. Правилам и распорядку колледжа.
3. Обеспечить возможность обучающимся найти достойное место в коллективе (через поручения, поощрения малейших успехов, поиск и развитие способностей).
4. Выявить обучающихся, нуждающихся в психологической помощи, довести до сведений педагога-психолога.
5. Проводить совместные мероприятия в группе во внеурочное время, нацеленные на сплочение группы, создание комфортной психологической среды в студенческом коллективе.
6. Уделить внимание беседам о нравственности, самовоспитании, организации режима дня, профилактике заболеваний.
7. Учитывать индивидуальный подход к каждому обучающемуся при опросе, с учетом возрастных психологических особенностей.
8. Не сравнивать между собой студентов, хвалить их за успехи и достижения. Подход к анализу поведения студентов не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
Процесс адаптации направлен на достижение такого равновесия между личностью и средой, в результате которого личность может не только «приспособиться» и достичь «устойчивости», но и будет способна раскрыть свой потенциал, осуществить позитивные преобразования среды. Конечной целью процесса адаптации обучающихся колледжа является физически и психически здоровая личность, гармонично развитая, удовлетворенная жизнью в целом и различными ее аспектами, способная быстро и эффективно реагировать на любые изменения среды, а также оказывать влияние на окружающую среду.