СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация студентов-первокурсников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация на стенд педагога-психолога

Просмотр содержимого документа
«Адаптация студентов-первокурсников»

Об оказании психологической помощи студентам первокурсникам.




Адаптация - это приспособление человека к изменяющимся условиям.

Студенческая жизнь начинается с первого курса и, потому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в колледже является залогом развития каждого обучающегося как человека и будущего специалиста.

Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, часто оторванность от родителей, неумение распоряжаться «свободой», коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем. Постоянное умственное напряжение, а также нарушение труда, отдыха и питания часто приводят к срыву адаптации.

Для успешной адаптации первокурсников большую роль играет комплексная помощь и поддержка студентов со стороны педагогического коллектива и родителей.

На этапе выявления уровня адаптации к новому образовательному учреждению, помимо определенных диагностических исследований, педагог-психолог колледжа проводит специальные диагностические обследования, в которых оцениваются мотивация к учению, профессиональная направленность, морально-нравственные качества, уровень межличностного общения, дисциплинированность и др. В результате определяется комплекс адаптационных проблем, имеющихся у обучающихся. Далее с этими обучающимися проводится индивидуальная и групповая работа, они находятся в зоне особого внимания (отслеживаются их учебные, личные проблемы, проживание в общежитии, ведется диалог с кураторами и преподавателями). И конечно проводится дополнительная работа, направленная на профилактику различных отклонений в поведении, обучении, личностном становлении.


Признаки дезадаптации обучающегося.

  1. Обучающийся равнодушно или отрицательно относится к образовательному учреждению;

  2. Нередки жалобы на здоровье;

  3. Преобладает подавленное настроение;

  4. Наблюдаются нарушения дисциплины;

  5. Учебный материал усваивается фрагментарно;

  6. Затруднена самостоятельная работа, нет интереса к ее выполнению;

  7. Домашние задания выполняет нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания;

  8. Для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной помощи преподавателей;

  9. Общественные поручения выполняет без особого желания, пассивен;

  10. Близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одногруппников.

Рекомендации педагогам по адаптации первокурсников:

1. Создать у обучающихся адекватное представление о выбранной профессии, осознание общественной значимости профессии и формировании положительного отношения к ней.

2. На первых занятиях ознакомить обучающихся с системой обучения в колледже и требованиям к уровню знаний, специфике обучения, ее отличиях от школьной. Правилам и распорядку колледжа.

3. Обеспечить возможность обучающимся найти достойное место в коллективе (через поручения, поощрения малейших успехов, поиск и развитие способностей).

4. Выявить обучающихся, нуждающихся в психологической помощи, довести до сведений педагога-психолога.

5. Проводить совместные мероприятия в группе во внеурочное время, нацеленные на сплочение группы, создание комфортной психологической среды в студенческом коллективе.

6. Уделить внимание беседам о нравственности, самовоспитании, организации режима дня, профилактике заболеваний.

7. Учитывать индивидуальный подход к каждому обучающемуся при опросе, с учетом возрастных психологических особенностей.

8. Не сравнивать между собой студентов, хвалить их за успехи и достижения. Подход к анализу поведения студентов не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.

Процесс адаптации направлен на достижение такого равновесия между личностью и средой, в результате которого личность может не только «приспособиться» и достичь «устойчивости», но и будет способна раскрыть свой потенциал, осуществить позитивные преобразования среды. Конечной целью процесса адаптации обучающихся колледжа является физически и психически здоровая личность, гармонично развитая, удовлетворенная жизнью в целом и различными ее аспектами, способная быстро и эффективно реагировать на любые изменения среды, а также оказывать влияние на окружающую среду.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!