УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ЖУКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЖУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА БОРИСА ВАСИЛЬЕВИЧА БЕЛЯВСКОГО
242700, Брянская обл., г. Жуковка, пер. Школьный, д.9, тел.3-21-71, 3-19-32
факс: 8 - 48334 -3-21-71
Педагогический совет
«Адаптация первоклассников, пятиклассников, десятиклассников
к новым условиям обучения»
Выступление
«Преемственность в обучении и адаптации предметного обучения учащихся 5-го класса»
классного руководителя 5а класса
Васюткиной Ирины Васильевны
29.10.2021
Соблюдение правила преемственности в обучении, воспитании и развитии – одно из важнейших составляющих систематичности и последовательности в обучении и единства педагогического воздействия в воспитании обучающихся.
Несоблюдение правила преемственности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагополучно отразиться на прохождении периода адаптации ребенка в новых условиях, что в свою очередь может привести к ухудшению уровня успеваемости, но и здоровья ученика.
Поэтому, как классный руководитель я поставила перед собой ряд задач:
1. Изучение классного коллектива.
2. Знакомство с родительским коллективом.
3. Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.
4. Организация внеклассной работы в классном коллективе.
5. Активное участие классного коллектива в школьной жизни.
1. Изучение классного коллектива.
Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:
1. Разговор с учителем начальных классов Петрушиной Ириной Ивановной о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, увлечениях. Получила подробную информацию об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми учащимися.
2. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.
Проведены классные часы: «Первый раз в пятый класс», «Вместе весело шагать».
3. По результатам наблюдений можно охарактеризовать уровень адаптации 5а класса по следующим показателям:
Произвольность психических процессов. Большая часть учащиеся может самостоятельно организовать выполнение учебных заданий. Во время урока они показывают средний уровень сосредоточенности и поддержания внимания на учебной задаче.
Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Часть учащихся не способна работать в одном темпе со всем классом, но в целом темп работы в классе можно охарактеризовать как средний. Некоторые учащиеся часто отвлекаются.
Мотивационная сфера. Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности можно охарактеризовать на достаточном уровне.
Особенности поведения. Учащиеся показывают средний уровень саморегуляции: часть детей не умеет сдерживать непроизвольные эмоции и желания, порой не принимают и не соблюдают классные и школьные социальные нормы. Следует обратить внимание учителей-предметников на поведение Терехова Д., Кузьмина М..
Особенности общения со сверстниками. Учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию. Так, с 1 сентября в классе пришли новые ученики (Кузьмин М., Панова М., Саматёсов А., Хакимов Д.), которые легко влились в коллектив класса. Есть некоторые нарекания во взаимодействии коллектива с Кузьминым М.
Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогами.
Эмоциональное состояние. С нашей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.
Знакомство с родительским коллективом.
Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:
Проведено анкетирование родителей в начале учебного года.
Проведено организационное родительское собрание «Как помочь детям организованно начать учебный год» 9 сентября 2021 года.
На собрании обсуждались следующие вопросы:
Знакомство с родителями
Адаптация пятиклассников к новым образовательным и воспитательным условиям.
Выбор родительского комитета класса.
Планирование воспитательной работы на учебный год.
Текущая успеваемость учащихся.
Требование учителей-предметников.
Организационные вопросы.
Прошли личные встречи с некоторыми родителями по вопросам успеваемости и поведения, учащихся класса.
Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.
В начале учебного года с учениками были проведены беседы, они познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, На мой взгляд, тот факт, что дети в течение дня находятся в одной классной комнате, несколько облегчил процесс адаптации. Хотя учащиеся хорошо ориентируются по школе. В содружестве с учителями-предметниками следили за успеваемостью учащихся.
Результатом стало следующее:
Особенности класса: Активный, дружный, творческий, с хорошей подготовкой из начальной школы. Добродушные, приветливые и ответственные дети. Легко вовлекаются во все виды деятельности. Учащиеся готовятся к занятиям, с интересом относятся к предметам, но есть ученики, которые систематически приходят с невыполненными или списанными с ГДЗ заданиями: Кузьмин М., Терехов Д., Рыбакин Т.
На уроках работа с этим классом проходит продуктивно, подготовка домашних заданий на достаточном уровне. Есть некоторые проблемы в дисциплине в связи с поведение некоторых учеников.
Активное участие классного коллектива в школьной жизни
За первые два месяца, прошедшие с начала учебного года ученики класса активно участвовали в различных мероприятиях: РДШ, ВШДА.
Таким образом, исходя из наблюдения за учащимися, можно оценить уровень адаптации 5а класса к новым условиям обучения как достаточный.
Анализ мониторинга показал, что наиболее любимыми предметами у детей являются: русский язык, литература, математика, англ. язык, технология. Они рады видеть многих учителей.
В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно.
Таким образом, можно подвести итог по вопросу адаптации учащихся 5а класса к процессу обучения в средней школе:
- у большинства учащихся есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже, что на данном этапе обучения является нормой;
- с некоторыми учащимися «группа риска» (Кузьминым М., Рыбакиным Т., Марчук М.) и учащимся с ОВЗ Тереховым Д. необходима индивидуальная коррекционная педагогическая работа с привлечением внимания родителей к данной проблеме.