СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптационная программа элективного курса метапредметной направленности для учащихся 6-8 классов "Основы проектно-исследовательской деятельности"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость введения курса проектной деятельности определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающимся в части проектно-исследовательской грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Адаптационная программа элективного курса метапредметной направленности для учащихся 6-8 классов "Основы проектно-исследовательской деятельности"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31








Ковалева Наталия Александровна, учитель биологии, ВКК






ОСНОВЫ

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


(34 часа)












Адаптационная программа элективного курса метапредметной направленности для учащихся 6-8 классов










Иркутск 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ.


  1. Пояснительная записка.

  2. Планируемые результаты освоения элективного курса.

  3. Cодержание элективного курса «Основы проектно-исследовательской деятельности».

  4. Учебно - тематическое планирование элективного курса «Основы проектно-исследовательской деятельности».

  5. Приложения.

  6. Литература




































  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа элективного курса «Основы проектно-исследовательской деятельности» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, направлена на реализацию междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», являющейся частью ООП ООО МБОУ СОШ № 31. Программа определяет цели, планируемые результаты, содержание и организацию процесса формирования универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность.

Необходимость введения курса проектной деятельности определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающимся в части проектно-исследовательской грамотности.

В ходе реализации программы на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений и поиску нестандартных решений и осуществлению наиболее приемлемого решения, сформируют умения презентовать полученные знания и опыт;

Содержание элективного курса составляют:

  • сведения о различных видах проектов и проектных продуктах;

  • в курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений;

  • для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты окружающие их.


Программа предназначена для закладывания основ проектно-исследовательской деятельности учащимися основной школы (6-8 классы), рассчитана на 34 часа из расчёта 1 час в неделю.


Цели программы:

  1. Научить учащихся планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме, формировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть; создать условия для становления индивидуальной образовательной траектории учащихся;


  1. Формировать навыки участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности.


  1. Овладеть приемами учебного сотрудничества в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности, сформировать умения презентовать полученные знания и опыт;


Актуальность программы заключается в приобретении навыков проектирования и исследовательской деятельности в свете требований ФГОС нового поколения обязательности использования в образовательном процессе методов проектно-исследовательской деятельности, для подготовки к процедуре защиты итоговых индивидуальных проектов в 9 классе как метода оценки достижения метапредметных результатов.

Практическая направленность содержания - содержание элективного курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.


Основными методами обучения являются: проблемный, частично - поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение.


Формы организации учебных занятий:

теоретические: семинар, комбинированное занятие, мини-конференция;

практические: игры, практические работы, эксперимент, наблюдение, творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей; урок-исследование, урок-лаборатория, урок —  учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

и т.д.

Методическое обеспечение реализации программы:

При реализации программы возможно использование методического пособия для учителей по преподаванию курса «Основы проектной деятельности школьника», авт. Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова под редакцией проф. Е.Я. Когана, Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006 г.



II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


Личностные результаты обучения:

  • Дальнейшее овладение речевыми навыками устной и письменной речи.

  • Осознание роли риторики в речи людей.

  • Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

  • Интерес к созданию собственных текстов (письма, открытки).

  • Умение работать в группе.


Метапредметные результаты обучения:

  • Овладение основными типами письменных документов, используемых в ситуации

реальной коммуникации;

  • Овладение умением создания почтовой открытки стандартного характера,

письма личного характера;

  • Освоение навыков заполнения бланка, формуляра; осмысление собственной деятельности в групповом взаимодействии и способов продуктивного выхода из конфликтов;

  • Овладение умениями согласования процедур совместного действия;

  • Освоение риторических приемов для улучшения восприятия выступления.


Предметные результаты обучения:

В результате выполнения данной программы учащиеся узнают:

  • понятие проекта;

  • понятие проектный продукт;

  • типы проектов и их проектные продукты;

  • понятие презентация проекта, ее назначение;

  • этапы выполнения проекта;

  • структуру проекта;

  • критерии оформления письменной части проекта;

  • критерии оценки проекта.

В результате изучения курса обучающиеся получат возможность узнать:

  • о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;

  • о ресурсах и их использовании;

  • о способах презентации проекта;

  • о написании отчета о ходе проекта;

  • о рисках, их возникновении и предотвращении;

  • об экспертизе деятельности.

На основе полученных знаний учащиеся получат возможность научиться:

  • определять проблему и вытекающие из неё задачи;

  • ставить цель;

  • составлять и реализовывать план проекта;

  • отбирать материал из информационных источников;

  • анализировать полученные данные;

  • делать выводы;

  • оценивать работу по критериям оценивания;

  • выбирать соответствующую форму проектного продукта;

  • оформлять результаты проектной деятельности;

  • проводить рефлексию своей деятельности;

  • работать с простейшим оборудованием и материалами;

  • работать в парах и в группах.



  1. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ОСНОВЫ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Тема 1. Понятия «Учебный проект» и «Учебное исследование» (2 часа).

  • Что такое учебный проект, учебное исследование. Основные понятия, теоретические сведения, термины.

  • Основные виды проектов. Этапы работы над проектом.

Тема 2. От проблемы к цели. Ситуация и проблема. Формулирование темы.

Постановка цели. (4 часа).

  • Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.

  • Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.

  • Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решение проблемы проекта.

  • Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».


Тема 3. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы. (З часа).

  • Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.

  • Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.

  • Написание эссе «Ступенька к проекту».


Тема 4. Работа с каталогами (3 часа)

  • Что такое каталог. Основа всех каталогов – католожная карточка. Информация с титульного листа книги.

  • Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной книги по карточному каталогу.

  • Поиск информации по самостоятельно заданному параметру.


Тема 5. Работа со справочной литературой (3 часа)

  • Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия).

  • Особенности словарных статей в разных источниках информации. Размещение информации в справочной литературе.

  • Составление справочника по теме проекта. Поиск и отбор недостающей информации.


Тема 6. Способы первичной обработки информации (5 часов)

  • Чтение текста с пометами. Составление записей по прочитанному тексту.

      • Составление таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц.

      • Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов работы в группе.

      • Работа с терминами и понятиями.

      • Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему.


Тема 7. Наблюдение и эксперимент (2 часа)

  • Описание свойств предметов. Методы сбора данных: анкетирование, интервьюирование. Проведение экспериментов. Краткосрочные и длительные эксперименты. Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента.

  • Наблюдения как способ первичной информации. Виды наблюдений. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов наблюдений (экспериментов).


Тема 8. Как работать вместе (2 часа)

    • Что такое команда? Правила групповой работы. Общение и взаимодействие в группе. Самые важные правила. Командные роли. Принятие командного решения.

    • Способы группового взаимодействия. Конфликтная ситуация. Искусство разрешения конфликта.


Тема 9. Реализация плана проекта (2 часа)

  • Работа над основной частью проекта - осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел.

Оформление результатов в виде сценария видеофильма, программы, буклета, статьи, репортажа, дизайна, рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

  • Практическая работа «Реализация плана проекта».


Тема 10. Структура проекта. Письменная часть проекта (2 часа)

  • Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение.

  • Практическая работа «Оформление письменной части проекта».


Тема 11. Оценивание проекта (2 часа)

  • Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка.

  • Практическая работа «Оценивание собственного или группового проекта».


Тема 12. Защита проекта. Презентация (2 часа.)

  • Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные способы общения. Использование средств наглядности. Критерий «Качество проведения презентации».

  • Практическая работа «Публичные пробы».


Тема 13. Анализ проекта (2 часа)

  • Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом.

  • Практическая работа «Отчет о работе над проектом».

  1. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

урока

Наименование разделов и тем

Приобретенные умения и навыки.

Тема 1. Понятия «Учебный проект» и «Учебное исследование» (2 часа).

1

Что такое учебный проект, учебное исследование. Основные понятия, теоретические сведения, термины.

Давать определение основным понятиям. Узнавать и отличать основные виды проектам

Уметь выделять этапы в готовом проекте.

2

Основные виды проектов. Этапы работы над проектом.

Тема 2. От проблемы к цели. Ситуация и проблема. Формулирование темы.

Постановка цели. (4 часа)

3

Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.

Выделять признаки ситуаций. Обосновывать желаемые ситуации . Описывать ситуации в рамках проекта. Формулировать проблемы и противоречия . Выявлять причины возникновения проблемы и путей ее решения. Ставить цели как прогнозируемый результат.

4

Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.

5

Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решение проблемы проекта.

6

Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».

Тема 3. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы. (З часа).

7

Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.

Определять и формировать задачи, адекватные целям. Планирование деятельности.. Выявление ресурсов. Умение написать эссе.

8

Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.

9

Написание эссе «Ступенька к проекту»

Тема 4. Работа с каталогами. (3 часа)

10

Что такое каталог. Основа всех каталогов – каталожная карточка. Информация с титульного листа книги.


Навыки работы с каталогами, знать основные понятия. Умение создать свой каталог Правильно сообщать информацию с титульного листа.

11

Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной книги по карточному каталогу.

12

Поиск информации по самостоятельно заданному параметру.

Тема 5. Работа со справочной литературой. (3 часа)

13

Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия).

Знать основные понятия при работе со словарной статьей. Составлять справочник по теме. Уметь работать со словарем и справочником. Знать отличия справочника со словарем.

14

Особенности словарных статей в разных источниках информации. Размещение информации в справочной литературе.

15

Составление справочника по теме проекта. Поиск и отбор недостающей информации.

Тема 6. Способы первичной обработки информации. (5 часов)

16

Чтение текста с пометами. Составление записей по прочитанному тексту.

Составлять записи по прочитанному тексту. Составлять коллаж на заданную тему. Читать и заполнять таблицы. Выделять и записывать кратко информацию в таблицу.

17

Составление таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц.

18

Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов работы в группе.

19

Работа с терминами и понятиями.

20

Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему.

Тема 7. Наблюдение и эксперимент. (2 часа)

21

Описание свойств предметов. Методы сбора данных: анкетирование, интервьюирование. Проведение экспериментов. Краткосрочные и длительные эксперименты. Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента.

Описывать свойства предмета. Проводить эксперимент по заданным критериям. Прогнозировать результаты эксперимента. Оформлять результаты исследования.

22

Наблюдения как способ первичной информации. Виды наблюдений. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов наблюдений (экспериментов).

Тема 8. Как работать вместе. (2 часа)

23

Что такое команда? Правила групповой работы. Общение и взаимодействие в группе. Самые важные правила. Командные роли. Принятие командного решения.

Основы образования эффективной команды. Основные этапы, роли участников группового взаимодействия. Продуктивное групповое взаимодействие.

24

Способы группового взаимодействия. Конфликтная ситуация. Искусство разрешения конфликта.


Тема 9. Реализация плана проекта. (2 часа)

25

Работа над основной частью проекта - осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел. Оформление результатов в виде сценария видеофильма, программы, буклета, статьи, репортажа, дизайна, рубрик газеты, альманаха, альбома и пр..

Разрабатывать план проекта, оформлять результаты в выбранном виде ( сценария видеофильма, программы, буклета, газеты, альбома, статьи, репортажа, рубрики и пр.)

26

27

Практическая работа «Реализация плана проекта».

Тема 10. Структура проекта. Письменная часть проекта.(2 часа)


28

Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение.

Оформлять персональный проект по плану ( титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, библиография, приложение).

29

Практическая работа «Оформление письменной части проекта».

Тема 11. Оценивание проекта. (2 часа)

30

Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка.

Знать основные понятия, критерии, способы экспертизы, оценки проекта. Проводить экспертизу своей деятельности.

31

Практическая работа «Оценивание собственного или группового проекта».

Тема 12. Защита проекта. Презентация. (2 часа.)

30

Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные способы общения. Использование средств наглядности. Критерий «Качество проведения презентации».

Планирование презентации, Использование средств наглядности.

32

Практическая работа «Публичные пробы».

Тема 13. Анализ проекта. (2 часа)

33

Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом

Умение писать отчет по проекту. Знать и выделять положительные и отрицательные стороны работы.

34

Практическая работа «Отчет о работе над проектом».


Итого за учебный год-34 часа





































  1. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПОНЯТИЯ


Исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении. Результат исследования заранее неизвестен, поэтому его цель и ставится соответственно – определить, изучить, получить данные. При этом практическая применимость полученных знаний не имеет определяющего значения. Исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании. Предполагается наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.


Учебное исследование. Это исследование, целью которого является приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Главное - приобретенный личностями опыт.


Научное исследование. Это получение объективно нового результата, нового знания.


Исследовательская деятельность учащихся предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлении об объекте и явлении окружающего мира, под руководством специалиста.


Проект имеет принципиально другую природу и направлен на со­здание того, чего еще не существует (например, создание нового здания, компьютерной программы, социального эффекта и т. д.) и пред­полагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта формулируется соответственно – создать, построить, достичь. При построении структуры работы необходимо помнить, что она должна соответ­ствовать проектной логике. Проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства.

Любой проект всегда направлен на решение конкретных технических, идеологических и других задач (создание сайта, разработка модели технического устройства, выработка определенного общественного мнения и т.д.), поэтому главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость.

Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате деятельности.








Приложение 2


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Критерии

Виды проектов

Способ преобладающей деятельности

Информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения)

Уровень интеграции

Монопредметный (выполняется на материале отдельного предмета), межпредметный (учитывает содержание нескольких предметов по смежной тематике), надпредметный (выполняется на основе сведений, не входящих в школьную программу)

Количество участников

Индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы)

Продолжительность

Краткосрочный, или мини-проект (несколько дней, недель), средней продолжительности (несколько месяцев), долгосрочный (в течение года).

Форма организации учебного процесса

Учебный, внеучебный.


Формулировка проектной задачи

С закрытой задачей, с открытой задачей, с частично открытой задачей

Характер управления проектом

С непосредственным управлением деятельностью учащихся, с неявным, скрытым управлением деятельностью учащихся.

Включенность проектов в тематический план учебных курсов

Текущий (на проектную деятельность выносится часть содержания); итоговый (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)

Характер контактов учащихся

Классный, школьный, региональный, международный

Использование средств обучения

С использованием классических средств обучения (печатные, наглядные, технические); с использованием информационных и коммуникативных (компьютерных) средств












Приложение 3


ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Этапы учебно-исследовательской деятельности

Ведущие умения учащихся

  1. Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы

Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств;

Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему;

Умение выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования;

Умение структурировать тексты является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций;

Умение давать определение понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.

2. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования.

Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации.

3. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария

Выделение материала, который будет использован в исследовании;

Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные);

Вопросы, предлагаемые для обсуждения и пр.

4. Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов

Умение наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; использование разных источников информации; обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям; умение делать выводы и заключения; умение классифицировать.

5. Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания включают.

Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.



Приложение 4


УМЕНИЯ И НАВЫКИ, ПОЛУЧАЕМЫЕ УЧАЩИМИСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Проект

Исследование

Умение целенаправленно про­двигаться к заранее намеченной цели, уверенно преодолевать мешающие и тормозящие обсто­ятельства

Максимально вдумчиво про­верять результаты наблюдений и экспериментов, не подтвер­ждающих заранее выдвинутую гипотезу

Оценивать успешность выполне­ния проекта по максимальному соответствию реальной и плани­ровавшейся деятельности

Оценивать успешность выпол­нения исследования по степени достоверности полученных ре­зультатов

Умение максимально широко использовать и рекламировать результат проекта. Осознавать ценность полностью завершенно­го проекта

Замечать, запоминать и следить за «второстепенными» наблюде­ниями, понимая, что это мате­риал для будущих исследований


(Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.)













Приложение 5


ПРИМЕРНЫЙ ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ПРОЕКТНО-ССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ


Критерий

Уровень сформированности навыков проектно-исследовательской деятельности

Кол-во баллов

Полученный результат в баллах

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Базовый - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрирована способность приобретать новые знания, достигать более глубокого понимания изученного.

1


Повышенный - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать и реализовывать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

2


Высокий - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления; умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать, реализовывать и апробировать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы, прогнозировать.

3


Знание предмета

Базовый - Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки.

1


Повышенный - Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой(темой) использовал имеющиеся знания и способы действий.

2


Высокий - Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы.

3


Регулятивные действия

Базовый - Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося.

1


Повышенный - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.

2


Высокий - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована. Автор продемонстрировал умение управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

3


Коммуникация

Базовый - Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

1


Повышенный - Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает некоторый интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.

2


Высокий - Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Автор владеет культурой общения с аудиторией. Работа/сообщение вызывает большой интерес. Автор свободно и аргументировано отвечает на вопросы.

3


Итого

4-12


Критерии выставления отметки

Итоговая отметка

баллы

4-6

7-9

10-12


отметка

удовлетворительно

хорошо

отлично





Подпись учителя

Расшифровка





ЛИТЕРАТУРА


  1. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.)


  1. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.)


  1. Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса ( с использованием тетрадей на печатной основе)/ Под ред. Проф. Е.Я. Когана. – Самара: Изд. «Учебная литература», 2006.


  1. Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов./ Под ред. Проф. Е.Я. Когана. – Самара: Изд. «Учебная литература», 2006.


  1. Гуров В.А., Гурова В.П. От суммы знаний, умений, навыков – к творческому исследованию: Методическое пособие по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях/ В.А. Гуров, В.П. Гурова – Калининград, КОИРО, 2012.


  1. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство «Аркти», 2006.


  1. Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.


  1. Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2008.


  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.


  1. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.




Техническое обеспечение элективного курса:


  1. Интерактивные средства обучения: интерактивная доска.

  2. Технологические карты занятий, памятки, карточки-задания.

  3. Материал и оборудование, необходимые для выполнений практических заданий.



19