ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»
СОГЛАСОВАНО: Работодатель ___________________________________ «_____» ______________________ 2021г. | УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по УПР _____________ М. Н. Мочалова «____» ________________2021г. |
АДАПТАЦИОННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03 Производство продукции растениеводства
по профессии
16668 «Плодоовощевод»
с. Кожевниково, 2021г.
Адаптационная программа Учебной практики профессионального модуля ПМ.03 «Производство продукции растениеводства» разработана в соответствии с «Порядком разработки адаптационных образовательных программ в ОГБПОУ КТАБ», «Положением об особенностях организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в ОГБПОУ «КТАБ», утвержденным от 28.04.2017 г.
Программа разработана с учетом особенностей психофизического развития обучающихся.
Программа составлена с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса»
Разработчики:
Новикова Ирина Михайловна, старший мастер
Хаткевич Ольга Анатольевна, методист
Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии технического профиля
Протокол № ____ «_____»_______ 2021 год.
Председатель ПЦК ___________ Хаткевич А.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИОННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 4 |
2. СТРУКТУРА и содержание АДАПТАЦИОННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
3. условия реализации АДАПТАЦИОННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 11 |
4. Контроль и оценка результатов освоения АДАПТАЦИОННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (вида профессиональной деятельности) | 14 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИОННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03 Производство продукции растениеводства
1.1. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения.
Адаптационная рабочая программа учебной практики профессионального модуля является частью адаптированной программы профессионального обучения по профессии 16668 «Плодоовощевод».
Адаптационная рабочая программа учебной практики профессионального модуля направлена на подготовку к виду профессиональной деятельности: «Производство продукции растениеводства».
Планируемые результаты обучения.
В результате освоения профессионального модуля слушатель должен обладать следующими общими компетенциями (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
ПК 3.1. Производить посев, посадку сельскохозяйственных культур.
ПК 3.2. Выполнять работы по уходу за посевами и посадками сельскохозяйственных культур.
ПК 3.3. Проводить мероприятия по защите растений от вредителей, болезней, сорняков.
ПК 3.4. Собирать урожай и транспортировать к местам хранения.
Адаптационная рабочая программа учебной практики профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, профессиональной подготовке и повышении квалификации плодоовощеводов при наличии среднего общего образования. Опыт работы не требуется.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями слушатель в ходе освоения программы учебной практики профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- посева, посадки и ухода за посадками сельскохозяйственных культур (обязательно - плодов и овощей, в соответствии с профессией).
уметь:
- выполнять агротехнические приемы посева, посадки и ухода за растениями с соблюдением правил безопасности (обязательно - полив, подкормку, рыхление, удаление сорняков в посевах и посадках, в соответствии с профессией);
- формирование и способы прививки плодовых культур;
- пикировать рассаду овощных растений;
- подчистку, вершкование и пасынкование растений.
знать:
- морфобиологические особенности выращиваемых плодов и овощей (в соответствии с природной зоной);
- агротехнические приемы возделывания сельскохозяйственных культур и плодовых растений (в соответствии с природной зоной);
- способы уборки и транспортировки урожая.
1.2. Рекомендуемое количество часов на освоение Адаптационной рабочей программы учебной практики профессионального модуля
всего – 534 часа.
2. СТРУКТУРА и содержание АДАПТАЦИОННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03 Производство продукции растениеводства
2.1. Тематический план учебной практики
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов | Обязательная аудиторная учебная нагрузка | Практика |
Учебная, часов | Производственная часов |
Всего, часов | в т. ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ПК 3.1- 3.4 | МДК.03.01 Технология производства продукции растениеводства | | | | | |
ПК 3.1- 3.4 | Учебная практика | 534 | | | 534 | |
| Всего: | 534 | | | 534 | |
2.2. Содержание обучения по учебной практике профессионального модуля:
ПМ.03 Производство продукции растениеводства
Наименование разделов и тем учебной практики | Содержание материала учебной практики | Объём часов |
МДК.03.01 Технология производства продукции растениеводства | | |
Тема 1 Размножение плодово-ягодных культур. | Содержание | 18 |
Осенние виды работ Прикапывание побегов смородины, крыжовника. Посадка черенков смородины | 6 |
Выкопка и сортировка саженцев. Прикопка и упаковка саженцев на зиму. | 6 |
Подготовка семян к посеву в теплице | 6 |
Тема 2 Работа в открытом грунте | Содержание | 18 |
Посев и посадка овощных культур в открытом грунте. | 6 |
Уборка овощей (свеклы, моркови, картофеля, капусты) | 6 |
Сортировка овощных культур перед хранением. | 6 |
Тема 3 Подготовка и улучшение почвы | Содержание | 18 |
Внесения минеральных удобрений | 6 |
Внесения органических удобрений | 6 |
Перекопка почвы. | 6 |
Тема 4 Заготовка грунта | Содержание | 6 |
Заготовка дерновой земли | 6 |
Тема 5 Подготовка тары и хранения семян. | Содержание | 12 |
Подготовка тары Сбор семян | 6 |
Сортировка и сушка семян Хранение семян. | 6 |
Тема 6 Работа в теплицах в осенний период | Содержание | 6 |
Дезинфекция и замена грунта | 6 |
Итого за 1 семестр | 78 |
Тема 7 Работы в теплицах в зимний период | Содержание | 42 |
Подготовка семян к посеву | 6 |
Посев семян | 6 |
Уход за посевами. | 6 |
Подготовка луковиц к посадке Посадка луковиц на зелень | 6 |
Уход за посадками | 6 |
Выращивание огурцов и томатов (подкормка, рыхление). | 12 |
Тема 8 Работы в теплицах в весенний период | Содержание | 42 |
Подготовка теплиц к использованию | 6 |
Подготовка семян к посеву | 6 |
Уход за растениями Выращивание ранних овощей | 6 |
Выращивание рассады для открытого грунта. | 6 |
Посев семян, уход за рассадой | 6 |
Приготовление смеси для горшочков Посев семян (огурцы, томаты, перцы, баклажаны) | 6 |
Пикировка сеянцев, уход за сеянцами Полив и рыхление | 6 |
Тема 9 Работы в открытом грунте в весенний период | Содержание | 42 |
Подкормка овощных и ягодных культур | 6 |
Подготовка посадочных мест Посев семян овощных культур в открытый грунт (морковь, свекла, лук, чеснок) | 12 |
Посадка картофеля | 12 |
Высадка капусты, кабачков, тыквы в открытый грунт. | 12 |
Тема 10 Весенние работы в плодовом саду | Содержание | 36 |
Разбивка участка, посадка черенков. | 6 |
Уход за сеянцами, саженцами и черенками на участке. | 12 |
Посадка саженцев (сливы, яблони разных сортов) | 12 |
Подкормка ягодных культур | 6 |
Итого за 2 семестр | 162 |
Тема 11 Осенние работы уборка урожая | Содержание | 24 |
Уборка картофеля, капусты | 6 |
Уборка урожая кабачков, тыквы | 6 |
Уборка урожая (морковь, свекла, лук, чеснок) . | 6 |
Съем плодов осенних и зимних сортов. | 6 |
Итого за 3 семестр | 24 |
Тема 12 Уход за овощными культурами в открытом грунте | Содержание | 84 |
Рыхление почвы в рядах и окучивание, подкормка | 18 |
Прореживание всходов, прополка | 18 |
Борьба с вредителями и болезнями | 18 |
Пасынкованние томатов | 12 |
Полив | 18 |
Тема 13 Весенние работы в плодовом саду | Содержание | 54 |
Защита от вредителей плодовых саженцев. | 18 |
Защита от заморозков. | 12 |
Подкормки, полив, рыхление междурядий. | 24 |
Тема 14 Закладка плодового сада и ягодных плантаций | Содержание | 66 |
Копка ям, внесение удобрений. | 18 |
Подготовка саженцев к посадке, их посадка. | 24 |
Уход за саженцами. | 24 |
Тема 15 Весенние работы на ягодных плантациях | Содержание | 60 |
Вырезка сухих ветвей, подвязка кустов малины к шпалере | 24 |
Борьба с вредителями и болезнями | 18 |
Получение отводков, черенкование смородины, крыжовника | 18 |
Дифференцированный зачет | 6 |
Итого за 4 семестр | 270 |
ВСЕГО: | 534 |
3. условия реализации АДАПТАЦИОННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Наименование помещения | Вид занятий | Наименование оборудования, программного обеспечения |
1 | 2 | 3 |
Аудитория | Практические занятия, Дифференцированный зачет. | Плакаты (морфологические признаки почвы, классификация сорняков, приемы обработки почвы, технологии возделывания культурных растений). Комплект учебно-методической документации; раздаточный материал: гербарии сорных растений, образцы семян сорняков, образцы удобрений (набор из 5 видов), образцы семян овощных и плодовых культур. |
Лаборатория | Учебная практика Производственная практика Выпускная практическая квалификационная работа (ВПКР) | Лабораторное оборудование (монолиты, набор семян культурных растений, разборные доски, шпатели, лупы, соцветия культурных растений, живые или законсервированные части культурных растений); расходные материалы, стеллажи для рассады цветов и овощей, осветительное оборудование, наборы заготовок, инструментов, приспособлений, комплект плакатов, комплект учебно-методической документации. |
Полигоны | Учебная практика Производственная практика Выпускная практическая квалификационная работа (ВПКР) | Опытные участки, учебно-производственное хозяйство, расходные материалы, стеллажи для рассады цветов и овощей, осветительное оборудование, наборы заготовок, инструментов, приспособлений. |
Компьютерный класс | практические занятия | Компьютеры с лицензионным программным обеспечением. |
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
Гриценко В.В. Вредители и болезни сельскохозяйственных культур / Под ред. Стройкова Ю.М. (3-е изд., стер.) учеб. пособие.- М.: Академия, 2018
Котов В.П. Овощеводство открытого грунта: учебное пособие – СПб.: «Лань», 2017. – 360 с
Ториков В.Е., Сычев С.М. Овощеводство. Уч.пособие, 2-изд., стер. – С.-П.:Лань,2018.
Трисвятский Л.А., Кудрина В.Н., Лесик Б.В. Хранение и технология сельскохозяйственных продуктов: учебное пособие. – С.-П.:Лань,2018
Дополнительная литература:
Верещагин Н.И. Организация и технология механизированных работ в растениеводстве. ПрофОбриздат 2015г.
Захарченко Г.Г. Основы овощеводства: учеб. пособие для 10-11 кл. Издат. «Академия», 2014г.
Ганиев М.М. Химические средства защиты растений. Уч. пособие.-СПб.: «Лань», 2013 г.
Соколовская О.Б. Садово-парковое искусство. Формирование и развитие. Уч. пособие. - СПб.:»Лань», 2015.
Третьяков Н.Н. Основы агрономии Издат. «Академия», 2014 г.
Тургиев А.К., Луковников А.В. Охрана труда в сельском хозяйстве. Издат. «Академия» 2014г.
Осипова Г.С. Овощеводство защищенного грунта: учебное пособие – СПб. : Проспект науки, 2014.
Интернет-ресурсы:
Российская сельская информационная сеть www.fadr.msu.ru (открытый доступ)
Виртуальная библиотека по сельскому хозяйству www.fadr.msu.ru/rin/library/index.html (открытый доступ)
Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ) - http://elibrary.rsl.ru/ (открытый доступ)
Ассоциация «Теплицы России» http://rusteplica.ru/ (открытый доступ)
Теплицы.ру – промышленные теплицы, тепличные технологии http://www.greenhouses.ru/agrotech (открытый доступ)
3.3. Организация образовательного процесса
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме обучения составляет 30 часов в неделю. Предусматривается пятидневная учебная неделя. Продолжительность учебных занятий составляет 90 минут (2 академических часа).
При реализации профессионального обучения предусматриваются следующие виды практик: учебная практика и производственная практика. Практика является обязательным разделом профессионального обучения. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся.
Учебная практика проводится рассредоточено. Учебная практика проводится образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуется путем чередования теоретических занятий и занятий учебной практикой.
Реализация программы предполагает обязательную производственную практику, которая проводится концентрированно. Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля ПМ.03 «Производство продукции растениеводства» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
В процессе преподавания МДК и проведения учебной и производственной практики преподаватели и мастера производственного обучения должны развивать у обучающихся технологическое и экономическое мышление, формировать навыки высокопроизводительного труда, планирования и самоконтроля. Особое внимание следует обратить на обучение обучающихся наиболее эффективным приемам организации работы, детальное рассмотрение путей повышения производительности труда в данной профессии и меры по строжайшей экономии трудовых, сырьевых и энергетических ресурсов.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: высшее или среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Руководители практики: представители администрации образовательного учреждения, представитель педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивающий обучение по междисциплинарному курсу (курсам) профессионального модуля.
Инженерно-педагогический состав: Инженерно-педагогический состав: высшее или среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля.
Мастера: наличие 4–5 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
4. Контроль и оценка результатов освоения АДАПТАЦИОННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (вида профессиональной деятельности)
4.1 Формы итоговой аттестации
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля осуществляются преподавателем и мастером производственного обучения в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных работ.
Преподаватель и мастер производственного обучения обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний и умений.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме дифференцированных зачетов. При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время на подготовку к дифференцированным зачетам, а также предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на дифференцированном зачете.
Формы и методы текущего контроля и промежуточной аттестации по профессиональному модулю доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения по адаптированной профессиональной образовательной программе.
Итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по профессии, является обязательной и осуществляется после освоения адаптированной образовательной программы в полном объеме.
Итоговая аттестация выпускников-инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии с Порядком организации и проведения итоговой аттестации слушателей очного отделения, обучающихся за счет средств областного бюджета в ОГБПОУ «КТАБ»
Обучение по профессиональному модулю завершается итоговой аттестацией в форме экзамена (квалификационного), который проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить социальные партнёры образовательного учреждения, представители общественных организаций обучающихся.
Для итоговой аттестации и текущего контроля преподавателем и мастером производственного обучения созданы комплекты оценочных средств.
4.2 Результаты освоения программы и их показатели
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата |
ПК 3.1. Производить посев, посадку сельскохозяйственных культур. | Выполнять агротехнические приемы посева, посадки и ухода за растениями с соблюдением правил безопасности (обязательно - полив, подкормку, рыхление, удаление сорняков в посевах и посадках, в соответствии с профессией) |
ПК 3.2. Выполнять работы по уходу за посевами и посадками сельскохозяйственных культур. | Знание методов и приёмов выполнения агротехнических и агрохимических работ: рыхление почвы, окучивание, прореживание всходов, борьба с сорняками, полив, подкормки, мульчирование, хирургические приёмы ухода, борьба с болезнями и вредителями, закаливание растений. |
ПК 3.3. Проводить мероприятия по защите растений от вредителей, болезней, сорняков. | Знание основных видов химикатов, используемых в растениеводстве для борьбы с болезнями, вредителями, сорняками; знание правил безопасности при работе с химическими удобрениями. |
ПК 3.4. Собирать урожай и транспортировать к местам хранения. | Знание степеней зрелости овощей; знание машин и оборудования для уборки овощных культур; знание методов и приёмов регулирования плодоношения овощных растений; знание способов уборки, механизации уборочных работ; знание упаковочных материалов; умение определять пути и средства борьбы с потерями урожая. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата |
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - демонстрация интереса к будущей профессии. |
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. | - обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов; - демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач. |
ОК.3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | -обоснованность принятого решения, своевременность оценки и коррекции деятельности. -ответственность за выполненную работу. |
ОК.4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | - нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК.5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК.6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения. |
ОК.7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. | - демонстрация организации собственной деятельности с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. |
Результаты (освоенные знания, умения) | Основные показатели оценки результата |
Знания | Знать |
- морфобиологических особенностей выращиваемых плодов и овощей (в соответствии с природной зоной); | - морфобиологические особенности выращиваемых плодов и овощей (в соответствии с природной зоной); |
- агротехнических приемов возделывания сельскохозяйственных культур и плодовых растений (в соответствии с природной зоной); | - агротехнические приемы возделывания сельскохозяйственных культур и плодовых растений (в соответствии с природной зоной); |
- способов уборки и транспортировки урожая. | - способы уборки и транспортировки урожая. |
Умения | Уметь |
- выполнять агротехнические приемы посева, посадки и ухода за растениями с соблюдением правил безопасности (обязательно - полив, подкормку, рыхление, удаление сорняков в посевах и посадках, в соответствии с профессией); | - выполнять агротехнические приемы посева, посадки и ухода за растениями с соблюдением правил безопасности (обязательно - полив, подкормку, рыхление, удаление сорняков в посевах и посадках, в соответствии с профессией); |
- формирование и способы прививки плодовых культур; | - формирование и способы прививки плодовых культур; |
- пикировать рассаду овощных растений; | - пикировать рассаду овощных растений; |
- подчистку, вершкование и пасынкование растений. | - подчистку, вершкование и пасынкование растений. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
Балл (отметка) | Вербальный аналог |
100 ÷ 85 | 5 | Отлично |
84 ÷ 68 | 4 | Хорошо |
67 ÷ 50 | 3 | Удовлетворительно |
менее 49 | 2 | Неудовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем и экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по профессиональному модулю.
*