СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптационная учебная программа по дисциплине Ботаника и основы физиологии растений

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптационная учебная программа по дисциплине "Ботаника и основы физиологии растений" разработана на основе методических рекомендаций по разработке адаптированных программ  и профессионального стандарта для профессии 13008 Овощевод.

Просмотр содержимого документа
«Адаптационная учебная программа по дисциплине Ботаника и основы физиологии растений»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»



СОГЛАСОВАНО:

Работодатель

___________________

«____» ________ 20­­­­17г.

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УМР

_______________Шараева Н.В.

«____» _______________2017г.













Адаптационная программа учебной дисциплины

Ботаника и основы физиологии растений

по профессии 13.008 «Овощевод»
































с. Кожевниково, 2018 г.

Адаптационная программа учебной дисциплины «Ботаника и основы физиологии растений» разработана на основе профессионального стандарта «Овощевод» № 33913 от 01.09.2014 года и в соответствии с «Порядком разработки адаптированных образовательных программ в ОГБПОУ «КТАБ», утвержденном приказом №____ от ___________г., Положением об особенностях организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в ОГБПОУ «КТАБ», утвержденным №_______ от_________г. по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 13.008 Овощевод.

Программа разработана с учетом особенностей психофизического развития детей и составлена с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии .





Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса»





Разработчик:

Монастырева Г.В. - преподаватель химии и биологии





Рассмотрено на заседании ПЦК

Председатель ПЦК _______А.А. Хаткевич

Протокол №_____от_______________2018 г.










.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 4

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ. 10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ 12





































1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Ботаника и основы физиологии растений»

1.1.Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Ботаника и основы физиологии растений» является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 13.008 Овощевод, разработанной в соответствии с профессиональным стандартом.

Рабочая программа по учебной дисциплины «Ботаника и основы физиологии растений» может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, при переподготовке и подготовке квалифицированных рабочих и служащих.

1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина «Ботаника и основы физиологии растений» входит в общепрофессиональный цикл.

1.3.Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Классифицировать растения;

  • Определять растения по определителю.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • Классификацию растений;

  • Строение растительных клеток и тканей;

  • Морфологические и анатомические особенности растений;

  • Физиологию растений, их размножение.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часов, в том числе

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов,

в том числе лабораторно-практических работ – 14 часов.













2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.



Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:


практические занятия

14

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2
























2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «БОТАНИКА И ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ РАСТЕНИЙ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Морфология растений


20


Введение

Ботаника – наука о растениях. Роль растений в биосфере и жизни человека. Основные разделы ботаники.

1

1

Тема 1.1. Общие положения морфологии растений

Цели и задачи морфологии растений, ее значение для агрономии. Основные органы растений. Метаморфозы органов. Вегетативные и генеративные органы.

1

2

Тема 1.2.Основные вегетативные органы растений

Стебель, его строение и функции. Побеги и его части. Почки, почкорасположение. Метаморфозы побега, стебля. Корень, его строение и связи с выполняемыми функциями. Зоны корня. Типы корневых систем. Метаморфозы корня. Микориза и клубеньки на корнях, их значение.

Лист, его функции и особенности строения. Типы жилкования. Формы листовой пластинки. Простые и сложные листья. Метаморфозы листа. Жизненные формы растений.

4

2

Практическая работа № 1.«Изучение строения листа, типов жилкования, форм листовых пластинок».

2

3

Тема 1.3. Размножение растений

Размножение растений, его типы и сущность. Вегетативное размножение, его виды и способы, значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

2

2

Практическая работа № 2 «Характеристика вегетативного размножения»

2


Тема 1.4. Генеративные органы

Цветок, его строение и функции. Формулы и диаграммы цветка. Соцветия и их типы. Опыление, типы опыления и приспособление к ним у растений. Оплодотворение растений.

Плоды и их строение. Классификация плодов.

Строение семян и всходов. Партенокарпия, партеногенезис, партеноспермия. Распространение семян и плодов.

6

2


Практическая работа № 3 «Изучение строения плодов, морфологического строения семян».

2

3

Раздел 2.

Физиология растений


34


Тема 2.1.Физиология растительной клетки

Химический состав клетки. Состав, структура и функции белков. Ферменты, их общее свойство и особенности действия в живой системе.

Нуклеиновые кислоты и их роль. Функции липидов и углеводов. Минеральный состав клетки.

4

2

Тема 2.2.Основы физиологии растительной клетки

Свойства живой материи. Проникновение веществ и воды в клетку. Сосущая сила клетки. Строение цитоплазмы, её избирательная проницаемость.

2

2

Тема 2.3.Водный режим растений.

Содержание, свойства и роль воды в растении. Потребность растений в воде. Понятие о водном балансе растений. Корневое давление, его проявления, размеры, зависимость от внутренних и внешних условий. Устойчивость растений к неблагоприятным условиям среды.

2

2

Практическая работа № 4 Составить таблицу «Свойства и роль воды в растении»

2

3

Тема 2.4. Процессы ассимиляции и диссимиляции в растениях.

Сущность процесса фотосинтеза. Хлорофилл, его химическая природа, физические свойства и роль в фотосинтезе. Влияние внешних и внутренних факторов на фотосинтез. Связь фотосинтеза с урожаем. Хемосинтез. Химическая и энергетическая сторона процессов.

2

2

Тема 2.5. Дыхание растений.

Дыхание. Значение дыхания в жизни растений. Анаэробная фаза дыхания. Повреждение и гибель растений в анаэробных условиях.

Аэробная фаза дыхания. Энергетическая эффективность дыхания.

Брожение, его виды.

2

2

Тема 2.6. Физиологические основы корневого питания растений.

Физиологические основы корневого питания растений.

Микро- и макроэлементы, их усвояемые соединения, физиологическая роль в растении.

Некорневое питание растений. Особенности нитратного и аммонийного питания растений. Причины накопления избыточного количества нитратов и пути их снижения в растениеводческой продукции.

4

2

Практическая работа № 5 Составить таблицу «Роль макро и микроэлементов в растении»

2

3

Тема 2.7. Рост и развитие. Онтогенез растения.

Рост растений. Оптимальные графики роста важнейших сельскохозяйственных растений. Влияние внутренних и внешних факторов на рост растений.

Развитие растений. Онтогенез и его периодизация. Фотопериодизм.

4

2

Практическая работа № 6 « Посев семян и выращивание рассады»

2

3

Тема 2.8. Приспособление и устойчивость растений к неблагоприятным факторам среды.

Влияние внешних условий на развитие растений. Устойчивость растений к неблагоприятным внешним условиям.

2

2

Тема 2.9. Элементы географии растений

Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Учение о флоре. Краткая история возделывания растений. Биологические особенности культурных растений.

2

2

Тема 2.10. Физиология формирования семян, плодов и других продуктивных частей растений.

Физиология формирования семян, плодов. Спелость, зрелость дозревание. Созревание сочных плодов. Физиологические основы хранения семян, плодов.

2

2

Практическая работа № 7 Составить таблицу «Физиологические основы хранения семян и плодов».

2

3

Итоговая аттестация

Дифференцированного зачёт

2


Всего


56


Для характеристики уровня освоения учебного материала используем следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)





3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличие учебной лаборатории “Ботаника и основы физиологии растений”

Оборудование учебной лаборатории:

-комплект таблиц, плакатов по разделам программы;

- муляжи, коллекции и гербарии растений;

- материалы, оборудование для проведения практических занятий, микроскопы и инструменты.

Стенды и витрины: эволюционное развитие растительного мира по историческим эпохам; двойное оплодотворение; вегетативные органы растений; генеративные органы растений; строение клетки; цикл развития растения, практика по ботанике; образцы лучших работ обучающихся; правила техники безопасности при выполнении практических занятий; экран биологических новинок.

Плакаты: морфология растений; систематика растений; лекарственные растения; анатомия растений; типы размножения растений; корень – орган поглощения и хранения запасов питания; метаморфозы корней; типы строения стеблей растения; лист и типы его жилкования; форма листовой пластины; метаморфозы листьев; строение клетки; строение цветка; строение растительной клетки; плазмолиз в клетках; ткани растений;

Таблицы: размножение растений; строение растений; развитие растительного мира; типы плодов; влияние степени освещенности на интенсивность фотосинтеза.

Муляжи: корни и корнеплоды; фрукты; строение клетки.

Коллекции: семена,

Гербарии: гербарии по систематике растений.

Оборудование: Листья комнатных и цветковых растений; живые и засушенные цветки; клубень картофеля и луковица лука; наборы микропрепаратов; микроскопы; скальпели; препаровальные иглы; предметные стекла, покровные стекла, пинцеты, колбы стеклянные разные, каучуковые трубки, чашки Петри, штативы для пробирок, пробирки, фарфоровые ступки, стеклянные воронки, спиртовки, ножницы, прибор для наблюдения газообмена при дыхании растений. Простые карандаши, бланки этикеток, горшочки для цветов, аквариум, установка для выращиваний растений, удобрения для растений.

Реактивы: глицерин, йод, едкий калий, бензин, хлористый цинк, соляная кислота.

Технические средства обучения:

- ноутбук с лицензионным программным обеспечением и проектор,

Оборудование рабочих мест:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебные стенды по дисциплине;


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Родионова А.С. Ботаника. М.: Академия 2015г.

Дополнительные источники:

2. Веретенников А.В Физиология растений с основами биохимии Воронеж 2012г.

4. Научный редактор Огуреева Г. Энциклопедия «Ботаника» изд «Астрель» 2011г.

5. Еленевский А.Г. Ботаника. М.: Академия 2015

6. Боброва Т.А. Ботаника. Учебное пособие. М.:Терра,2012

7. Интернет ресурсы:

  • www.avanta.ru (Дата обращения: 21.04.2018 г.)

  • http://ru.wikipedia.org (Дата обращения: 12.05.2018 г.)

  • http//dic.academic.ru (Дата обращения: 24.05.2018 г.)




























4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ


Техникум, реализующий подготовку по учебной дисциплине обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися освоенных умений и усвоенных знаний.

Текущий контроль осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, выполнения упражнений, тестирования, а также при оценивании результатов выполнения обучающимися индивидуальных заданий, творческих заданий. Завершается обучение по дисциплине дифференцированным зачётом.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся в соответствии со сроками, установленными Положением о текущей и промежуточной аттестации в техникуме.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля преподавателем создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, которую проводит преподаватель по результатам текущего контроля.


Результаты обучения

(освоение умения, усвоение знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


- Классифицировать растения ;

Текущий контроль:

практическая работа/наблюдение

Итоговый контроль: дифференцированный зачёт

- Определять растения по определителю ;

Текущий контроль:

практическая работа/наблюдение

Итоговый контроль: дифференцированный зачёт

Знания:


- Классификацию растений ;

Текущий контроль:

тестирование

контрольная работа,

устный опрос

фронтальная беседа

Итоговый контроль: дифференцированный зачёт

- Строение растительных клеток и тканей ;

Текущий контроль:

тестирование

контрольная работа,

устный опрос

фронтальная беседа

Итоговый контроль: дифференцированный зачёт

- Морфологические и анатомические особенности растений

Текущий контроль:

тестирование

контрольная работа,

устный опрос

фронтальная беседа

Итоговый контроль: дифференцированный зачёт

- Физиологию растений , их размножение ;

Текущий контроль:

тестирование

контрольная работа,

устный опрос

фронтальная беседа

Итоговый контроль: дифференцированный зачёт



Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица 2).

Таблица 2

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно



На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка освоенных обучающимися знаний по учебной дисциплине.