СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптационные занятия для обучающихся 1-х классов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптационные занятия для обучающихся 1-х классов»

Пояснительная записка

Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей учебной деятельности ребенка.

Особенность психологии ребёнка младшего школьного возраста заключается в том, что он ещё мало осознаёт свои переживания и далеко не всегда способен понять причины их вызывающие. На трудности в школе ребёнок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой.

Что бы ребёнок мог сознательно регулировать своё поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребёнка, создавая всё новые субъективные трудности.

В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Поэтому именно на этом этапе ребёнок может успешно овладеть средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей.

Одной из форм работы помогающей детям осознать своё поведение и поведение других, является сказкотерапия. Сказкотерапия – направление в психологии, которое использует сказку, как архетипическую метафору в целях: психодиагностики (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы), психокоррекции (развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений), психотерапии и психологического консультирования (исцеление с помощью сказки).

Сказка представляется «как средство трансляции опыта жизни от одного поколения к другому. Сказка – необходимый элемент воспитания ребенка. Она простым и доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, развлекает и утешает, мастерски пряча нравоучения и назидания под яркими красками сказочных историй. Сказка первый ориентир, по которому ребенок, учиться строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Она действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств, но, тем не менее, точно и прямолинейно ведет его по намеченному пути познания себя и окружающего мира.

Одним из психолого-педагогических методов, помогающих сформировать у обучающихся первых классов произвольное поведение, являются подвижные игры с правилами. Они позволяют постепенно формировать у детей способность к построению собственной программы поведения, развивают произвольную саморегуляцию, контроль над собой и происходящим вокруг.

На основании выше сказанного, наиболее адекватными возрастному периоду формами работы педагога-психолога с первоклассниками, являются подвижные игры с правилами и сказкотерапия. Они включены в психологический практикум по адаптации первоклассников.

Психологический практикум включает в себя 8 занятий, продолжительностью 40 минут.

Цель психологического практикума по адаптации: развитие конструктивного взаимодействия в системе «учитель - ученик», формирование положительного отношения детей к правилам поведения в школе, развитие рефлексивной позиции, внимательного отношения детей друг к другу.

Задачи практикума:

  1. Помочь детям осознать и принять правила поведения в школе, на уроке, по отношению к людям.

  2. Учить навыкам конструктивного общения: развитие навыков слушанья собеседника, формирование конструктивного способа привлечения внимания, развитие уважения и интереса к личности другого человека, развитие рефлексивной позиции.

  3. Формировать произвольную регуляцию поведения.

Результаты освоения практикума:

Личностными результатами являются следующие умения и качества:

- эмоциональность - умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

  • умение сохранять заданную цель;

  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

  • умение контролировать свою деятельность по результату;

  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД:

  • потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

  • приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;

  • ориентация на партнера по общению;

  • умение слушать собеседника и высказывать свою точку зрения.
















Тематическое планирование психологического практикума

п/п

Тема

Краткая аннотация

Формы и виды учебной деятельности

Виды деятельности учащихся


1.

Я теперь школьник! Правила школьной жизни

Формирование положительного отношения к правилам поведения в школе у младших школьников.

Развитие умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми в игре правилами

Упражнения, способствующие созданию положительного эмоционального настроя в группе; сказкотерапия;

подвижные игры с правилами, способствующие развитию умения контролировать себя

  1. Работа со сказкой «История Незнайки. Нужны ли нам правила».

  2. Игра в кругу «Передай хлопок».

  3. Подвижная игра «Колобок»

2.

Мы за чистоту и порядок!

Формирование положительного отношения к чистоте, порядку, аккуратности.

Развитие умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми в игре правилами

Упражнения, способствующие созданию положительного эмоционального настроя в группе; сказкотерапия;

подвижные игры с правилами, способствующие развитию умения контролировать себя

  1. Работа со сказкой «Сказка о котенке - грязнуле».

  2. Подвижная игра «Колобок».

  3. Игра «Весёлый колокольчик».

3.

«Чего боюсь я, чего боятся другие?»

Снятие тревоги и беспокойства, связанных с отрывом от семьи и вхождением в детский коллектив (школьный класс), снятие общей боязливости.

Развитие умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми в игре правилами

Упражнения, способствующие созданию положительного эмоционального настроя в группе; сказкотерапия;

подвижные игры с правилами, способствующие развитию умения контролировать себя

1. Работа со сказкой «Сказка о подсолнечном семечке».

2. Подвижная игра «Угадай чей голосок».

3. Подвижная игра «передай игрушку».

4.

Мир общения. Чем мы отличаемся друг от друга?

Преодоление трудностей общения со сверстниками. Обучение умению устанавливать контакты, профилактика зажатости и скованности.

Развитие умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми в игре правилами

Упражнения, способствующие созданию положительного эмоционального настроя в группе; сказкотерапия;

подвижные игры с правилами, способствующие развитию умения контролировать себя

1. Работа со сказкой «Сказка про Енота».

2. Подвижная игра «Море волнуется раз».

3. Упражнение под музыку «Выполни правило».

5.

Мир общения. «Можно и не ссориться!»

Преодоление трудностей общения со свертстниками. Снятие чувства неполноценности. Обучение умению ценить дружбу.

Развитие умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми в игре правилами

Упражнения, способствующие созданию положительного эмоционального настроя в группе; сказкотерапия;

подвижные игры с правилами, способствующие развитию умения контролировать себя

1. Работа со сказкой «Сказка про Ёжика Витю».

2. Подвижная игра «Волк и зайцы».

3. Подвижная игра «Жмурки».

6.

Я учусь владеть собой!

Профилактика нарушений поведения: агрессивности и деструктивного поведения, вызванного нехваткой внимания в семье.

Развитие умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми в игре правилами

Упражнения, способствующие созданию положительного эмоционального настроя в группе; сказкотерапия;

подвижные игры с правилами, способствующие развитию умения контролировать себя

1. Работа со сказкой «Сказка о Ёжике, который хотел, чтобы на него обращали внимание».

2. Подвижная игра «Водяной».

3. Подвижная игра «Неправильные жмурки».

7.

Я люблю учиться! Развитие мотивации к обучению

Профилактика нежелания учиться, негативного отношения к обучению.

Развитие умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми в игре правилами

Упражнения, способствующие созданию положительного эмоционального настроя в группе; сказкотерапия;

подвижные игры с правилами, способствующие развитию умения контролировать себя

1. Работа со сказкой «Кораблик».

2. Подвижная игра «Путаница».

3. Игра по кругу «Передай хлопок».

8.

Что мне нравится в школе?

Профилактика стрессовых ситуаций в школе. Профилактика «нежелания» учиться и отрицательного отношения к школе.

Развитие умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми в игре правилами

Упражнения, способствующие созданию положительного эмоционального настроя в группе; сказкотерапия;

подвижные игры с правилами, способствующие развитию умения контролировать себя

1. Работа со сказкой «Котёнок Маша».

2. Подвижная игра «Водяной».

3. Подвижная игра «Мыши и мышеловка».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!