Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Курно-Липовская средняя общеобразовательная школа
Согласовано Заместитель директора про УВР _________ Костюкова Е.А. 24.08.2018г. | Утверждено Директор МБОУ Курно – Липовской СОШ Приказ от 29.08. 2018 года №54/1 ____________Сорокина Т.А. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(для учащихся с ОВЗ, ЗПР)
по русскому языку
Класс: 5
Количество часов:169
Учитель: Тарасова Оксана Анатольевна
2018 год
Раздел I.
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая учебная программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы (авторы программы В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова, Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Молодцова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов, Л.Ф.Талалаева, Л.Д.Чеснокова).
Преподавание предмета «Русский язык» в 2018-2019 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016).
2. Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013).
3. Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС.
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).
5. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015).
6. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38).
7. САНПиН 2.4.2.3286 -15 «Санитарно – эмидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в ороанизациях, осуществляющих образовательному деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ».
8. Примерная АОП ООО для учащихся с ОВЗ.
9. Положение о составлении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) по МБОУ Курно – Липовской СОШ (приказ от 30.07.2018 № 52).
10.Учебный план МБОУ Курно – Липовской СОШ на 2018-2019 учебный год (приказ от 30.07.2018 №52).
11. Авторская программа по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы (авторы программы В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова, Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Молодцова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов, Л.Ф.Талалаева, Л.Д.Чеснокова).
Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащегося по русскому языку, определяемый образовательным стандартом, соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.
Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся,;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Содержание курса русского языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Коммуникативно-деятельностный подход предполагает предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.
Программа предусматривает прочное усвоение материала обучающимся, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1 – 4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.
Часы русского языка отводятся за счёт инвариантной части учебного плана МБОУ Курно – Липовской СОШ на базовом уровне.
Количество часов в год: 169
Количество часов в неделю: 5
Класс: 5
Данная рабочая программа рассчитана на 169 часов, так как 8.03-10.03, 1.05-5.05, 9-12.05, 2.11 -4.11 объявлены праздничными днями.
Учебно-методическое обеспечение.
Учебник:
Русский язык. Теория В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; Русский язык. Практика.А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Т.М. Пахнова; Русский язык. Русская речь.Е.И. Никитина, «Дрофа», 2015
Методические пособия:
Русский язык. 5 класс: Поурочные планы по программе В.В.Бабайцевой. - Волгоград, 2016.
Арбатова Е.А. Русский язык: самые сложные правила в таблицах и схемах. - СПб.,2016
Влодавская Е.А., Демина М.В. «Итоговые диктанты по русскому языку» 5-9 классы. 2015
Сычева Г.Н. Тексты изложений для 5-9 классов. ФГОС
Методическое пособие к УМК В.В. Бабайцевой. Дрофа 2016г.
Тестовые задания по русскому языку 5 класс «Просвещение» 2016г.
Новые тесты в новом формате 5 класс под редакцией Н.А. Сениной. Легион. 2015 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
http://www. philology.ru — «Филологический портал».
http://www.gramma.ru — «Культура письменной речи» (нормы современного русского языка; помощь школьникам: тестирование, сочинение, изложение, диктант; консультации, ответы на вопросы).
http://www.wikpedia.ru — универсальная энциклопедия «Википедия».
http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rubricon.ru — энциклопедия «Рубрикон».
http://www.slovari.ru — электронные словари.
http://www.gramota.ru — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
Раздел II. Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскомуязыку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Критерии оценки письменных и устных ответов учащихся
Устные ответы
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала;
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка диктантов
Нормы оценивания диктанта
Вид диктанта | оценка/количество ошибок |
«5» | «4» | «3» | «2» |
Контрольный | 1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка. | 2 орф. - 2 пункт. или 1 орф.- 3 пункт. или 0 орф. – 4 пункт. *при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные. | 4 орф. - 4 пункт. или 3 орф. - 5 пункт. или 0 орф. - 7 пункт. *в 5 классе допуск. при 5 орф. и 4 пункт. *при 6 орф. и 6 пункт., если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. | 7 орф.- 7 пункт. или 6 орф. - 8 пункт. или 5 орф.- 9 пункт. или 8 орф.- 6 пункт. |
Словарный | 0 ошибок | 1-2 ошибки | 3-4 ошибки | до 7 ошибок |
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий , учитываются при выведении отметки за диктант.
Оценка сочинений и изложений
Примерный объем текста изложений и сочинений
класс | Объем текста для |
подробного изложения | классного сочинения |
5 | 100-150 слов | 0,5 – 1,0 страницы |
6 | 150-200 слов | 1,0 – 1,5 страницы |
7 | 200-250 слов | 1,5 – 2,0 страницы |
8 | 250-350 слов | 2,0 – 3,0 страницы |
9 | 350-450 слов | 3,0 – 4,0 страницы |
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: вV классе – 70-110слов. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1стр. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2)содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.
Критерии оценивания знаний учащихся за тестовую работу
Оценка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90% - 100% от общего количества вопросов
Оценка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50% - 70% правильных ответов.
Раздел III. Содержание учебного предмета «Русский язык»
Язык – важнейшее средство общения
Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем.
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тсяи-ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Развитие речи (далее P.P.) Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
P.P. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
P.P. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.
Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
P.P. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-, -лаг-, -рос-, -раст-. Буквы ей о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
P.P. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.
Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
P.P. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких — по родам и числам.
P.P. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -тьсяи-чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е – и в корнях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.
Правописание не с глаголами.
P.P. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация изученного в 5 классе
Раздел IV.Тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела | Основные виды деятельности ученика |
1 | Введение | Ознакомительное чтение. Подбор пословиц о языке, Монологическое высказывание на заданную тему. Рассуждение на заданную (лингвистическую) тему. Анализ текстов разных стилей. Сравнение текстов на одну тему. Беседа на основе опросов. |
2 | Вводный курс. Орфография. | Рассуждения на заданную (лингвистическую) тему. Формулирование тезиса, подбор аргументов, формулирование вывода. Составление вопросов к тексту и ответов на них. Комплексный анализ слов. Подбор фразеологизмов, объяснение их значений. Орфографический и пунктуационный анализ слов и предложений. Описание и анализ речевых ситуаций, иллюстрирующий смысл пословиц. Составление текстов-описаний и текстов-рассуждений. Аналитическое чтение параграфов учебника, составление таблиц. Составление текстов по опорным словам. Продолжение текста по началу. |
3 | Морфология и орфография | Рассуждения на заданную (лингвистическую) тему. Формулирование тезиса, подбор аргументов, формулирование вывода. Составление вопросов к тексту и ответов на них. Комплексный анализ слов. Подбор фразеологизмов, объяснение их значений. Орфографический и пунктуационный анализ слов и предложений. |
4 | Синтаксис и пунктуация | Составление предложений из словосочетаний. Редактирование предложений. Нахождение грамматической основы предложения. Классификация предложений. Озаглавливание текстов. Различие главных и второстепенных членов предложения. Создание текстов по предлагаемым образцам. Повествование о собственных действиях. Описание предмета, животного. Рассуждение по учебному материалу. Сжатый пересказ небольшого по объему художественного текста. Изложение с элементами сочинения. Составления плана параграфов. Составление диалогов. Жанр личного письма. |
5 | Фонетика. Графика. Орфоэпия | Рассуждение по учебному материалу. Аналитическое чтение параграфов учебника. Составление плана параграфа. Выписки. Фонетический анализ слов. Совершенствование орфоэпических навыков. Объяснение выбора написания . Анализ текстов. Определение темы, выделение ключевых слов. Указание средств связи. Определение типа речи и стиля. Редактирование текстов и предложений. Составление словосочетаний и предложений. Составление текстов по данным словам. Составление опорных схем. Подбор однокоренных слов. Составление загадок и шарад. Разбор слов по составу. Определение стилистической роли морфем. Продолжение рассказа в форме монолога и диалога. Изложение с предварительным анализом текста. Краткое изложение с элементами сочинения. |
6 | Морфемика. Орфография. |
РАЗДЕЛ V. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Урок № | Тема | Кол-во часов | Элементы содержания | Дата проведения |
план | факт |
Введение – 2 часа |
1 | Знакомство с учебным комплексом и организацией занятий по русскому языку. | 1 | Работа с учебником, словарная работа | 03.09 | |
2 | Роль языка в жизни общества. | 1 | Русский язык как один из богатейших языков мира. | 04.09 | |
Вводный курс. Орфография. – 14 часов |
3 | Орфография. Орфограмма. | 1 | Понятие о морфологии и орфографии. Орфограмма. «Ошибкоопасные» места. | 05.09 | |
ﻐ 5 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 2 | Безударные гласные в корне слова | 06.09 07.09 | |
6 | Правописание безударных гласных в приставках. | 1 | Безударные гласные в приставках | 10.09 | |
7 | Р.р. Устная и письменная формы речи | 1 | Устная, письменная речь | 11.09 | |
8 | Гласные И, А, У после шипящих. | 1 | Гласные И,А,У после шипящих. | 12.09 | |
9 | Закрепление изученного по теме «Орфография» | | | 13.09 | |
10 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. | 1 | Звонкие и глухие согласные в корне слова | 14.09 | |
11 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | Непроизносимые согласные в корне слова | 17.09 | |
12 | Правописание удвоенных согласных. | 1 | Удвоенные согласные в корне слова. | 18.09 | |
13 | Р.р. Речь диалогическая и монологическая | 1 | Диалог, монолог, знаки препинания при диалоге | 19.09 | |
14 | Повторение и обобщение изученного по теме «Орфография» | 1 | Безударные гласные в корне, Согласные в корне, непроизносимые согласные, и, а, у после шипящих. | 20.09 | |
15 | Входной контрольный диктант с грамматическими заданиями | 1 | Безударные гласные в корне, Согласные в корне, непроизносимые согласные, и, а, у после шипящих. | 21.09 | |
16 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. | 1 | Безударные гласные в корне, Согласные в корне, непроизносимые согласные, и, а, у после шипящих. | 24.09 | |
Морфология и орфография – 28 часов |
17 | Морфология и орфография | 1 | Морфология, орфография, самостоятельные и служебные части речи, толковый словарь. | 25.09 | |
18 | Самостоятельные части речи. Имя существительное. | 1 | Морфология и орфография. Самостоятельные и служебные части речи. | 26.09 | |
19 | Самостоятельные части речи. Имя существительное. | 1 | Морфология и орфография. Самостоятельные и служебные части речи. | 27.09 | |
20 | Склонение имен существительных | 1 | Падежные окончания существительных | 28.09 | |
21 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | Имена собственные и нарицательные | 01.10 | |
22 | Р.р. Понятие о связном тексте | 1 | Основные средства грамматической связи предложений в тексте. Фрагменты текста. | 02.10 | |
23 | Имя прилагательное. | 1 | Морфологические признаки прилагательного, морфологический разбор. | 03.10 | |
24 | Закрепление изученного по теме «Самостоятельные части речи. Имя существительное. Имя прилагательное». | 1 | Грамматические признаки имени прилагательного. Словообразование прилагательных, их связь с существительным | 04.10 | |
25 | Глагол. Понятие о глаголе. | 1 | Неопределенная форма глагола. Грамматические признаки глагола. Времена глагола. | 05.10 | |
26 | Глаголы в форме прошедшего времени | 1 | Признак глагола прошедшего времени | 08.10 | |
27 | Глаголы настоящего и будущего времени. | 1 | Настоящее и будущее время глаголов | 09.10 | |
28 | Р.р. Тема. | 1 | Тема и мысль текста | 10.10 | |
29 | Правописание не с глаголами. Работа над алгоритмом применения правила правописания - тся,- -ться- в глаголах. | 1 | тся и –ться. Словообразование глагола. | 11.10 | |
30 | Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол». | 1 | Глагол, морфологические признаки. | 12.10 | |
31 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол» с грамматическим заданием | 1 | Правописание имен существительных, прилагательных, глаголов | 15.10 | |
32 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками | 1 | Правописание имен существительных, прилагательных, глаголов | 16.10 | |
33 | Р.р. Тема (продолжение) | 1 | Тема и мысль текста | 17.10 | |
34 | Наречие. Различие наречий по вопросу. | 1 | Группы наречий. Синтаксическая роль наречий | 18.10 | |
35 | Правописание наречий. | | Орфограммы наречий. | 19.10 | |
36 | Местоимение. Личные местоимения. | 1 | Грамматические признаки местоимений. Разряды местоимений. Правописание местоимений. | 22.10 | |
37 | Притяжательные, вопросительные и неопределенные местоимения. | 1 | Местоимение. Притяжательные, вопросительные и неопределенные местоимения. | 23.10 | |
38 | Служебные части речи. Предлог. | 1 | Употребление предлогов. Разграничение предлогов и приставок. | 24.10 | |
39 | Р.р. Тема (продолжение) | 1 | Тема | 25.10 | |
40 | Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях. | 1 | Употребление союзов. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях | 26.10 | |
41 | Частицы. Значения частиц. | 1 | Употребление частиц. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях. Раздельное написание частиц с другими | 29.10 | |
42 | Повторение изученного в разделе «Морфология и орфография» | 1 | Самостоятельные и служебные части речи. | 30.10 | |
43 | Контрольный диктант по теме «Морфологи. Орфография» с грамматическим заданием. | 1 | орфограммы | 31.10 | |
44 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. | 1 | Орфограммы, графическое обозначение орфограммм | 12.11 | |
45 | Р.р.Основная мысль текста. | 1 | Основная мысль и тема текста | 13.11 | |
Синтаксис и пунктуация – 50 часов |
46 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. | 1 | Значение синтаксиса и пунктуации в письменной речи; понимание значения терминов «синтаксис» и «пунктуация». Синтаксический и пунктуационный разборы предложения. | 14.11 | |
47 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. | 1 | Значение синтаксиса и пунктуации в письменной речи; понимание значения терминов «синтаксис» и «пунктуация». Синтаксический и пунктуационный разборы предложения. | 15.11 | |
48 | Пунктуационный разбор. | 1 | Синтаксический и пунктуационный разборы предложения. | 16.11 | |
49 | Предложение. | 1 | Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения. Знаки препинания в конце предложения | 19.11 | |
50 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. | 20.11 | |
51 | Р.р. Простой план | 1 | Идея текста, простой план. | 21.11 | |
52 | Невосклицательные и восклицательные предложения | 1 | Эмоциональная окраска предложений. | 22.11 | |
53 | Члены предложения | 1 | Грамматическая основа предложения. | 23.11 | |
54 | Главные члены предложения. | 1 | Подлежащее, сказуемое. | 26.11 | |
55 | Синтаксический разбор предложения. | 1 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения, | 27.11 | |
56 | Главные члены предложения. | 1 | Подлежащее, сказуемое. | 28.11 | |
57 58 | Тире между подлежащим и сказуемым | 2 | тире между подлежащим и сказуемым. | 29.11 30.11 | |
59 | Закрепление изученного по теме «Предложение. Главные члены предложения» | 1 | Алгоритм определения главных членов предложения. | 03.12 | |
60 | Р.р. Изложение близкое к тексту | 1 | Текс, тема и основная мысль текста | 04.12 | |
61 | Второстепенные члены предложения. | 1 | Определение. Дополнение. Обстоятельство. Распространенные и нераспространенные предложения | 05.12 | |
62 | Определение | 1 | Определение | 06.12 | |
63 | Дополнение | 1 | Дополнение | 07.12 | |
64 | Обстоятельство | 1 | Обстоятельство | 10.12 | |
65 | Диктант с грамматическим задание по теме «Члены предложения» | 1 | | 11.12 | |
66 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. | 1 | | 12.12 | |
67 | Словосочетание | 1 | Подчинительные и сочинительные словосочетания. Синтаксический разбор словосочетания | 13.12 | |
68 | Сочинительные словосочетания | 1 | Сочинительные Словосочетания | 14.12 | |
69 70 | Предложения с однородными членами | 2 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 17.12 18.12 | |
71 72 | Предложения с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 2 | Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения. | 19.12 20.12 | |
73 | Р. Р. Понятие о последовательной связи предложений в тексте. | 1 | последовательная связь предложений в тексте. | 21.12 | |
74 | Однородные члены предложения. Закрепление. | 1 | Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения | 24.12 | |
75 | Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» (комплексный анализ текста) | 1 | Пунктуационный разбор | 25.12 | |
76 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками | 1 | | 26.12 | |
77 78 | Предложения с обращениями. | 2 | Понятие «обращение». Знаки препинания в предложениях с обращениям | 27.12 28.12 | |
79 | Р. Р. Понятие о параллельной связи предложений в тексте. | 1 | Параллельная связь предложений | 10.01 | |
80 | Предложения с вводными словами, указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому. | 1 | Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому). Знаки препинания в предложениях с вводными словами. | 11.01 | |
81 | Предложения с вводными словами, указывающими на последовательность перечисления. | 1 | Предложения с вводными словами (указывающими на последовательность перечисления). Знаки препинания в предложениях с вводными словами. | 14.01 | |
82 | Сложное предложение | 1 | Бессоюзные и союзные сложные предложения. Запятая между частями сложного предложения | 15.01 | |
83 | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения | 1 | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Запятая между частям сложного предложения. | 16.01 | |
84 | Союзы в сложном предложении. | 1 | ССП, СПП, синтаксический разбор, сочинительные и подчинительные союзы. | 17.01 | |
85 | Простые и сложные предложения | 1 | Союзные сложные предложения, предложения с однородными членами предложения. | 18.01 | |
86 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | Синтаксический разбор | 21.01 | |
87 | Р.р. Выразительные средства связи устной речи | 1 | | 22.01 | |
88 | Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними) | 1 | Прямая речь, знаки препинания при прямой речи. | 23.01 | |
89 | Р.р. Стили речи. Характеристика разговорного стиля | 1 | Стили речи. Разговорный стиль. | 24.01 | |
90 | Предложения с прямой речью (прямая речь перед словами автора) | 1 | Прямая речь, знаки препинания при прямой речи. | 25.01 | |
91 | Диалог | 1 | Диалог | 28.01 | |
92 | Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация» | 1 | Синтаксис и пунктуация | 29.01 | |
93 | Закрепление изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | | 30.01 | |
94 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | | 31.01 | |
95 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | | 01.02 | |
96 | Р.р. Книжные стили. Характеристика научного стиля | | | 04.02 | |
Фонетика. Графика. Орфоэпия. – 20 час |
97 | Понятие о литературном языке. | 1 | | 05.02 | |
98 | Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Звуки речи и буквы. | 1 | Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Звуки речи и буквы.Алфавит. | 06.02 | |
99 | Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. | 1 | | 07.02 | |
100 | Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса. | 1 | Гласные и согласные звуки. Слог. Перенос. | 08.02 | |
101 | Р.р. Характеристика художественного стиля. | 1 | Художественный стиль, признаки худ.стиля | 11.02 | |
102 | Ударение. | 1 | Ударение, блуждающее ударение | 12.02 | |
103 | Орфография. Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция. | 1 | Орфография. Орфограмма. Сильная и слабая позиция. | 13.02 | |
104 | Орфограммы-гласные и орфограммы-согласные. | 1 | Орфограммы-гласные и орфограммы-согласные. | 14.02 | |
105 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | Безударные гласные в корне слова, способы проверки | 15.02 | |
106 | Гласные буквы после шипящих. | 1 | Гласные после шипящих | 18.02 | |
107 | Гласные буквы и- ы после ц | 1 | Гласные буквы и- ы после ц | 19.02 | |
108 | Р.р. Изложение, близкое к тексту | 1 | Описание, повествование, рассуждение | 20.02 | |
109 | Звонкие и глухие согласные звуки и их обозначение на письме | 1 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 21.02 | |
110 | Непроизносимые согласные звуки и их обозначение на письме | 1 | Непроизносимые согласные звуки и их обозначение на письме | 22.02 | |
111 | Удвоенные согласные и их обозначение на письме. | 1 | Удвоенные согласные | 25.02 | |
112 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь | 1 | Твердые и мягкие согласные звуки. | 26.02 | |
113 | Значение букв я, ю, е, е | 1 | Значение букв я, ю, е, е | 27.02 | |
114 | Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.» | 1 | Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия | 28.02 | |
115 | Контрольная работа по теме:«Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.» | 1 | | 01.03 | |
116 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками | 1 | | 04.03 | |
117 | Основные нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь. | 1 | Нормы литературного произношения Орфоэпический словарь. | 05.03 | |
Морфемика. Орфография – 51 час |
118 | Морфемика. Орфография. Понятие о морфемике. | 1 | Морфемика. Орфография. | 06.03 | |
119 | Типы речи | 1 | Повествование, описание, рассуждение | 07.03 | |
120 121 | Основа слова и окончание | 2 | Основа слова и окончание | 11.03 12.03 | |
122 | Р.р. Типы речи | 1 | | 13.03 | |
123 124 | Корень слова. Исторические изменения в составе слова. | 2 | Корень слова, лексическое значение | 14.03 15.03 | |
125 | Приставки, суффиксы. | 1 | Приставки, суффиксы, словообразование | 18.03 | |
126 | Чередование гласных звуков в корне слова | 1 | Чередование гласных звуков | 19.03 | |
127 | Р.р. . Повествовать — значит рассказывать | 1 | Повествование | 20.03 | |
128 | Чередование согласных звуков в корне слова. | 1 | Чередование согласных звуков в корне слова | 21.03 | |
129 | Полногласные и неполногласные сочетания. | 1 | Полногласные и неполногласные сочетания | 22.03 | |
130 | Чередование звуков. | 1 | Гласные, согласные звуки, полногласные и неполногласные | 01.04 | |
131 | Морфемный разбор слова. | 1 | Морфемы | 02.04 | |
132 | Р.р. Выборочное изложение. | 1 | Структура текста | 03.04 | |
133 134 135 | Правописание корней с чередованием гласных а-о | 3 | Чередование гласных А-О. | 05.04 08.04 09.04 | |
136 137 138 | Правописание корней с чередованием гласных а-о | 3 | Чередование гласных А-О. | 10.04 11.04 12.04 | |
139 | Р.р. Описание | 1 | Описание | 15.04 | |
140 141 | Правописание корней с чередованием гласных е-и | 2 | Чередование гласных Е-И. | 16.04 17.04 | |
142 143 | Правописание корней с чередованием гласных е-и | 2 | Чередование гласных Е-И. | 18.04 19.04 | |
144 | Р.р. Как описать животное? Изложение, близкое к тексту. | 1 | Простой план | 22.04 | |
145 | Закрепление изученного по теме «Морфемика. Орфография». | 1 | | 23.04 | |
146 | Контрольный диктант №1 по теме «Морфемика. Орфография» с грамматическим заданием. | 1 | Морфемы, орфограммы | 25.04 | |
147 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками | 1 | Морфемы, орфограммы | 26.04 | |
148 | Правописание согласных и гласных в приставках. | 1 | Приставка, предлог | 29.04 | |
149 | Приставка с | 1 | Неизменяемые приставки | 30.04 | |
150 | Правописание приставок, оканчивающихся на з(с) | 1 | Приставки на З- (С-). | 06.05 | |
151 | Правописание приставок роз-(рос-)-раз-(рас-) | 1 | Приставки РОЗ- (РОС-) – РАЗ-(РАС-) | 07.05 | |
152 | Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный | 1 | Буква Ы после приставок на согласный. | 08.05 | |
152 | Р.р. Подготовка к сочинению о любимом животном. | 1 | Повествование, описание | 13.05 | |
154 155 156 | Правописание приставок при- и пре- | 3 | Приставки ПРЕ- и ПРИ-, значение приставок | 14.05 | |
157 157 | Словообразование. Основные способы образования слов. Сложные и сложносокращенные слова. | 2 | Словообразование, способы словообразования, морфемы | 15.05 | |
158 | Лексика. Словарное богатство русского языка. | 1 | Лексическое и грамматическое значение слова | 16.05 | |
159 | Лексическое значение слова. | 1 | Лексическое значение слова, однозначные, многозначные слова | 17.05 | |
160 | Однозначные и многозначные слова | | | 20.05 | |
161 | Прямое и переносное значение слова. | 1 | Прямое и переносное значение слов | 21.05 | |
162 | Типы речи. Рассуждение. | 1 | Типы речи. Рассуждение | 22.05 | |
163 | Омонимы. Синонимы | 1 | Омонимы, многозначные слова, синонимы | 23.05 | |
164 | Антонимы | 1 | Лексическое значение слова, антонимы | 24.05 | |
165 | Текст. Лексические средства связи предложений в тексте. Киносценарий. | 1 | Лексический повтор, текстовые синонимы, родовидовые, киносценарий, основная мысль, идея текста | 27.05 | |
166 | Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. | 1 | Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. | 28.05 | |
167 168 169 | Историзмы, архаизмы, неологизмы. Заимствованные слова, старославянизмы, фразеологизмы Итоговый урок | 1 1 1 | Историзмы, архаизмы, неологизмы. | 29.05 30.05 31.05 | |
| | | | | |
15