СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Ежели вы вежливы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

 «Ежели вы вежливы»

для детей с ОВЗ (нарушение речи, вид 5.1)

(стартовый уровень)

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Ежели вы вежливы».»





Адаптированная дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Ежели вы вежливы»

для детей с ОВЗ (нарушение речи, вид 5.1)

(стартовый уровень)


































Информационная карта программы


  1. Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ржаксинская СОШ № 2 имени Героя Советского Союза Г.А. Пономарёва»

  1. Полное название программы

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Ежели вы вежливы»

  1. Сведения об авторах:

    1. Ф.И.О., должность

Калмыкова Наталия Борисовна, педагог дополнительного образования

  1. Сведения о программе:

    1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Устав МБОУ «Ржаксинская СОШ № 2 имени Героя Советского Союза Г.А. Пономарёва»

    1. Область применения

дополнительное образование

    1. Направленность

социально-педагогическая

    1. Тип программы

адаптированная

    1. Вид программы

модифицированная

    1. Возраст учащихся по программе

9 – 11 лет

    1. Продолжительность обучения

1 год

1. «Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»


1.1Пояснительная записка

Направленность программы

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ежели вы вежливы» стартового уровня, рассчитана на 1 год обучения. Направленность программы социально-педагогическая.

Программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. С каждым годом, в рамках инклюзивного образования, в школу приходит все больше и больше детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения, и задача современного образовательного процесса помочь таким детям в усвоении школьной программы и развитии личностных качеств.

С самого рождения человек овладевает речью. Вначале произносит звуки, отдельные слова, потом короткие предложения и тексты. Каждый человек стремится к тому, чтобы его речь стала разнообразней, ярче, чище, правильнее. Этому помогает такая наука, как риторика. В основе изучения риторики лежит коммуникативный принцип. Занятия по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе «Ежели вы вежливы…» направлены на формирование интеллектуально-речевых умений, необходимых в самостоятельной речевой деятельности.


Новизна программы

Новизна адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стартового уровня «Ежели вы вежливы» заключается в том, что риторика призвана развивать у детей прежде всего личностные качества: культуру речи, мышления, поведения, общения, способствует развитию словесного творчества, пробуждает нравственные чувства, помогает в социальном, культурном самоопределении, формирует личность адаптирующуюся в любых жизненных ситуациях.


Актуальность

В настоящее время современное поколение детей живет в эпоху недооценки духовно-нравственных ценностей. В обществе ощущается дефицит сердечности, доброты, того чуткого и деликатного отношения к окружающим, которые обязательны для каждого человека. Поэтому, с правилами хорошего тона, культурой поведения необходимо знакомить детей как можно раньше.

Также актуальной проблемой в наше время является развитие речи детей. Дети порой умеют пользоваться сложной, современной техникой, а связно изложить свои мысли не могут. Стоит отметить, что с каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ, имеющих различные речевые нарушения. Родители с детьми стали реже посещать библиотеки, читать книги, рассматривать иллюстрации и рассуждать о прочитанном. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи. Риторика дает возможность учащимся, имеющим нарушения речи, познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

В связи с вышеизложенным и была разработана адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ежели вы вежливы».


Педагогическая целесообразность программы

Программа дает возможность создания ситуации успеха для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Предвидя возможные трудности учащихся при выполнении задания, педагог планирует оказание индивидуальной помощи, с целью обеспечения продвижения в процессе обучения, повышения самостоятельности детей.


Отличительные особенности программы

Учитывая, что по данной программе занимаются дети младшего школьного возраста с ТНР (тяжёлым нарушением речи), содержание учебного курса строится на игровых технологиях, преобладающими формами организаций занятий являются: занятия-беседы, занятия-викторины, занятия-игры.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем достаточное количество времени занимает практическая часть.

Занятие содержит следующие основные компоненты:

- введение теоретических сведений практическим путем через анализ текстов, живое общение;

- риторическую практику, практику общения.

Кроме запланированного программного материала, в занятие могут быть включены следующие виды работы:

- речевые разминки, пятиминутки речевой гимнастики;

- физкультминутки;

- импровизированные задачи, т. е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную (неподготовленную) речь.

Эти упражнения, обеспечивая формирование определенных умений и навыков, позволяют переключить ребят с одного вида деятельности на другой, помогают снимать усталость. Поэтому они проводятся живо, интересно, с использованием стихотворений, песенок, музыки.

Адресат программы

Программа «Ежели вы вежливы» адресована детям с ТНР (тяжёлое нарушение речи, вид 5.1) 9 – 11 лет. Это обучающиеся 3 – 4-х классов, имеющие речевые нарушения.

Обучающиеся с выраженными речевыми/языковыми (коммуникативными) расстройствами – представляют собой разнородную группу не только по степени выраженности речевого дефекта, но и по механизму его возникновения, уровню общего и речевого развития, наличию/отсутствию сопутствующих нарушений.

Различия механизмов и структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР, с различным уровнем речевого развития, определяют необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования.

Специфика содержания и методов обучения учащихся с речевыми нарушениями является особенно существенной в младших классах (на ступени начального общего образования), где формируются предпосылки для овладения программой дальнейшего школьного обучения, в значительной мере обеспечивается коррекция речевого и психофизического развития.


Условия набора учащихся.

Для обучения по адаптированной дополнительной образовательной программе «Ежели вы вежливы» учащиеся принимаются по направлению медико-психолого-педагогической комиссии только с согласия родителей (законных представителей).


Объем и срок проведения программы

Программа «Ежели вы вежливы» рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 36.



Формы обучения

Основной формой учебной работы является групповое занятие. На каждом занятии в комплексе решаются коррекционно-развивающие и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей учащегося.

Состав группы – постоянный.

Режим занятий

Занятия с обучающимися проводятся после уроков, 1 раз в неделю, по 40 минут.

Наполняемость учебных групп - 3 человека.








Схема возрастного и количественного распределения учащихся по группам, количество занятий в неделю, их продолжительность


Год

обучения

Количество

детей

в группах

Общее

количество

занятий

в неделю

Продолжительность

занятия, час

Общее

количество

часов

в неделю

Общее

количество

часов

в год

1

3

1

1x1(40мин)

1

36



1.2.Цель и задачи программы

Цель программы: развитие коммуникативных умений и навыков, способствующих успешной социализации детей.


Задачи программы:


Обучающие:

  • формировать коммуникативно-речевые умения и навыки;

  • формировать умения говорить, слушать

  • формировать у обучающихся самоконтроль и самоорганизацию поведения при общении с одноклассниками, взрослыми;


Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, речевые навыки и мышление у детей с ТНР;

  • развивать эмоционально-волевую сферу детей с ТНР;

  • развивать коммуникативные навыки;

  • повышать уровень познавательных процессов.

Воспитательные:

  • воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать знания в повседневной жизни;

  • воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;

  • формировать дружеские, товарищеские отношения, толерантность, умение сочетать индивидуальную работу с коллективной.



1.3 Содержание программы


Учебный план программы


№п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

  1. «Введение» -1ч.

1.

Введение. Что такое риторика.

1

0,5

0,5

Текущий

  1. «Культура устного общения» -15ч.


2

Что нужно для общения? Речевой этикет: формы обращения.

1

1

-

Практический

3

Я – такой, а ты какой? Установление доброжелательных взаимоотношений.

1

0,5

0,5

Практический

4

«Это – я» – я рисую свой портрет.

1

-

1

Практический

5

«Что означают наши имена?»

1

-

1

Практический

6

Устная и письменная речь.

1

1

-

Практический

7

Культура устного общения. Будьте вежливы.

1

0,5

0,5

Практический

8

Мимика и жесты.

1

0,5

0,5

Практический

9

Правила разговора по телефону.

1

0,5

0,5

Практический

10

Как надо прощаться.

1

0,5

0,5

Практический

11

Умей благодарить.

1

0,5

0,5

Практический

12

Извинение.

1

0,5

0,5

Практический

13

Культура спора.

1

0,5

0,5

Практический

14

Давайте говорить друг другу комплименты.

1

0,5

0,5

Практический

15

Правила поведения дома и в гостях.

1

0,5

0,5

Практический

16

Повторение. «В мире вежливых слов».

1

0,5

0,5

Практический

  1. «Речевой этикет в письменной речи -14ч.


17

Правила письменной речи.

1

0,5

0,5

Практический

18

Этика написания письма.

1

1

-

Практический

19

Письмо другу.

1

0,5

0,5

Практический

20

Письмо Деду Морозу.

1

-

1

Практический

21

Письмо Деду Морозу.

1

-

1

Практический

22

Диалог и монолог.

1

0,5

0,5

Практический

23

Сетевой этикет.

1

0,5

0,5

Практический

24

Как вести переписку в групповом чате.

1

1

-

Практический

25

Поздравления с 8 марта!

1

-

1

Практический

26

«Поздравительная открытка».

1

-

1

Практический

27

Пожелания ко дню рождения.

1

0,5

0,5

Практический

28

Комплимент и похвальное слово.

1

0,5

0,5

Практический

29

Объявления. О чём пишут в объявлениях?

1

1

-

Практический

30

Шуточная викторина «Сказочная доска объявлений»

1

-

1

Практический

  1. «Уроки самовоспитания» - 6 ч.

31

Мои достоинства и недостатки (хорошие и дурные привычки).

1

0,5

0,5

Практический

32

Красота человека внешняя и внутренняя.

1

0,5

0,5

Практический

33

Быть человеком!

1

0,5

0,5

Практический

34

Если добрый ты…

1

0,5

0,5

Практический

35

Раз, два, три –снова повтори.

1

-

1

Практический

36

Итоговое занятие. Турнир вежливых и учтивых.

1

-

1

Практический



36

16

20



Содержание учебного плана

Курс программы состоит из 4 разделов.

1. «Введение» - 1 ч.

1.Введение. Что такое риторика.

Теория. Понятие о риторике.

Практика. Разнообразие речевых ситуаций: умение восстанавливать и описывать речевую ситуацию на основе текста рисунка, фрагмента фильма.



2. « Культура устного общения» -15ч.

2.Что нужно для общения? Речевой этикет: формы обращения.

Теория. Создание доброжелательной атмосферы для сотрудничества, раскрытие основных понятий: общение, цель общения, речевой этикет.


3.Я – такой, а ты какой? Установление доброжелательных взаимоотношений.

Теория. Понятия: «дружба», «друг», «настоящий друг»; качества, помогающие и мешающие дружбе.

Практика. Чтение и анализ произведения В. Осеева «Три товарища». Прослушивание песни «Настоящий друг». Составление рассказов о своих друзьях.


4.«Это – я» – я рисую свой портрет.

Практика. Игра: «Кто я? Какой я?»


5. «Что означают наши имена?»

Практика. Презентация: «Что означают наши имена?»


6. Устная и письменная речь.

Теория. Беседа о видах общения. Понятия «устная» и «письменная» речь.

7.Культура устного общения. Будьте вежливы.

Теория. Беседа об основных правилах вежливого поведения во время разговора.

Практика. Чтение и обсуждение стихотворения «Вежливый индюк». Обсуждение и анализ проблемных ситуаций. Составление описательных рассказов по картинкам с развивающимся сюжетом.


8. Мимика и жесты.

Теория. Понятие «мимика», «жесты». Способы определения разных эмоциональных состояний человека по внешним признакам. Правило: дари улыбки другим, и ты сам будешь чувствовать радость.

Практика. Определение различных эмоциональных состояний человека на картинках и фотографиях. Игра – беседа: «Объясни с помощью жестов».


9.Правила разговора по телефону.

Теория. Научить основным правилам разговора по телефону.

Практика. Инсценировка разговора по телефону, выстраивание диалога.


10. Как надо прощаться.

Теория. Объяснение значений приветствия и прощания, их значимость, выражение вежливости.

Практика. Инсценировка диалога в различных способах прощания.


11.Умей благодарить.

Теория. Объяснение значения жеста благодарности, изучение способов выражения благодарности.

Практика. Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». Дидактическая игра «Озвучь картинку». Реализация речевых форм выражения просьбы и благодарности в игровых ситуациях.


12.Извинение.

Теория. Различные формы выражения извинения, сочувствия.

Практика. Тренинг «Умей найти нужные слова». Смысл пословицы «Сумел провиниться - сумей и извиниться».


13. Культура спора.

Теория. Участники спора. Способы доказательств. Культура спора.

Практика. Умение находить свои аргументы и способы доказательств; пользоваться выражениями согласия и вежливого возражения.



14. Давайте говорить друг другу комплименты.

Теория. Что такое комплимент.

Практика. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты».



15. Правила поведения дома и в гостях.

Теория. Изучение правил поведения дома и в гостях.

Практика. Чтение и анализ произведений из книги «Весёлый этикет».

Проведение викторины на тему: «Гость в доме – хозяину радость».


16. Повторение: «В мире вежливых слов».

Теория. Смысл пословицы «Вежливым открываются все двери»; вежливые слова, обладающие «волшебством».

Практика. Чтение и анализ стихотворения Э. Мошковская «Вежливые слова». Викторина: «В мире вежливых слов».


3. «Речевой этикет в письменной речи - 14ч.


17. Правила письменной речи.

Теория. Беседа о том, что речь должна быть вежливой, грамотной, с этикетными формами обращения.

Практика. Каллиграфический почерк.


18. Этика написания письма.

Теория. Понятие этики в письменной речи.



19. Письмо другу.

Теория. Понятие об эпистолярном жанре. Виды личных писем.

Практика. Определять структурно-смысловые особенности личного письма. Научиться писать письмо другу.


20. Письмо Деду Морозу.

Практика. Умение писать письмо Деду Морозу.


21. Письмо Деду Морозу.

Практика. Оформление письма.

22.Диалог и монолог.

Теория. Рассказать о различиях диалога и монолога.

Практика. Уметь участвовать в диалоге, следуя коммуникативной задаче. Составлять монологическое высказывание на заданную тему.


23.Сетевой этикет.

Теория. Понятие «Сетевой этикет». Беседа «Как вести себя при переписках в мессенеджерах».

Практика. Правила СМС этикета.


24.Как вести переписку в групповом чате.

Теория. Понятия «групповой чат». Беседа о правилах приличия и этикета в СМС –переписке.


25.Поздравления с 8 марта!

Практика. Составление поздравительного текста к празднику.


26. «Поздравительная открытка».

Практика. Оформление поздравительной открытки.


27. Пожелания ко дню рождения.

Теория. Гостевой этикет. Как выбрать подарок. Как дарить и принимать подарки.

Практика. Составление текста с пожеланиями.

28. Комплимент и похвальное слово.

Теория. Стилистические особенности похвального слова, его отличие от комплимента. Компоненты похвального слова.

Практика. Создавать похвальное слово (различные его разновидности).

29.Объявления. О чём пишут в объявлениях?

Теория. Что такое объявление.


30.Шуточная викторина: «Сказочная доска объявлений».

Практика. Шуточная викторина: «Сказочная доска объявлений».


4.«Уроки самовоспитания» -6ч.


31. Мои достоинства и недостатки (хорошие и дурные привычки).

Теория. За что мы иногда сами себя же не любим. Дурные привычки. Больше всего мне нравиться в себе…(перечисление достоинств, хороших привычек). Путешествие в мир сказок и литературных произведений: На кого я хочу быть похожим, каким бы я хотел быть.

Практика. Беседа – диалог с детьми. Игра на воображение: если бы к вам в руки попала шапка-невидимка на 30 минут, как бы ты ее использовал за это время.

32.Красота человека внешняя и внутренняя.

Теория. Что для людей важнее: красота лица (внешняя) и красота души, сердца (внутренняя). Путешествие в мир сказок, где у сказочных героев с красивой внешностью было злое сердце. Чтение рассказа В.Осеевой «Сыновья». Практика. Анализ прочитанного, решение проблемных ситуаций. Дидактическая игра «Свет мой зеркальце, скажи».


33. Быть человеком!

Теория. Воспитание чувства долга, воли, понимания того, что из маленьких поступков получается большое дело; если дело хорошее – вырастет Человек. Формирование понятий: «Я» и «Мы».

Практика. Беседа – диалог с использованием игровых элементов. Чтение с последующим обсуждением рассказа А. Раскина Поступок», стих. В. Орлова «Я и Мы».


34.Если добрый ты…

Теория. По-настоящему добрый человек помогает знакомым и незнакомым людям, ничего не требуя взамен. Подкрепление этой мысли примерами из детских произведений: С. Михалков «Дядя Степа», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое». Добрые дела могут быть большими и малыми, повседневными. Даже самая «маленькая доброта» нужна и приятна людям.

Практика. Чтение и анализ литературных произведений. Прослушивание и анализ слов из песни «Если добрый ты»…(из м/ф «Кот Леопольд»).


35. Раз, два, три – снова повтори!

Практика. Игры – упражнения на закрепление полученных знаний. Дидактическая игра «Лото вежливости».


36. Турнир вежливых и учтивых.

Практика. Итоговое занятие – выявление нравственных представлений детей о вежливости. Подведение итогов.




















1.4 Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.



Предметные результаты:

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий;

-учиться высказывать своё предположение (версию);

-учиться работать по предложенному учителем плану;

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.


Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.


Коммуникативные УУД:

-использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

-строить монологическое высказывание;

-владеть диалогической формой коммуникации;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


К концу года обучения обучающиеся должны

знать:

- правила речевого поведения и этикетные выражения в различных жизненных ситуациях;

- элементарные правила этикета и другие основные нормы взаимодействия с окружающими;

-основные средства устного общения, учиться общаться с одноклассниками при помощи мимики и жестов;

- о культурном безопасном поведении на улице, в городском транспорте и других общественных местах;

- что такое «хорошо» и что такое «плохо».

- этикетные выражения;

-основные правила разговора по телефону;

- основы мужественности мальчиков и женственности девочек;

- что такое «добро» и «зло», о красоте добра и безобразии зла;

- о таких человеческих качествах, как «ложь – правда», «щедрость – жадность» и их роли в межличностном общении;

- о красоте в природе, искусстве, быту, человеческих отношениях;

- о своих хороших и дурных привычках, о необходимости самовоспитания.


уметь:

-«прочитывать» эмоции в мимике, интонации речи и соответственно реагировать на них;

-следить за своим внешним видом;

-согласовывать свои действия с другими детьми и взрослыми в играх, реальных жизненных ситуациях, договариваться в конфликтной ситуации;

-проявлять заботу, доброту к своим родным, близким, друзьям;

-оказывать элементарную посильную помощь нуждающимся людям и сверстникам;

-употреблять общепринятые этикетные выражения при разговоре по телефону, во время знакомства;

-мальчикам, проявлять свои рыцарские качества, девочкам быть похожими на Золушек и сказочных принцесс;

-проявлять доброту к окружающим знакомым и незнакомым людям, ничего не требуя взамен;

-быть щедрым и честным человеком и ценить эти качества;

-видеть красоту во всех её проявлениях, стремиться к ней;

-оценивать себя и свои поступки, избавляться от плохого и вырабатывать положительный образ своего «Я».




















































2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Годовой календарный учебный график

МБОУ «Ржаксинская СОШ №2 им. Г.А. Пономарёва»

на 2021 – 2022учебный год (34 учебные недели)

1 триместр


1 семестр

1 сентября – 3 октября

(5 недель)

Творческие

каникулы


2 семестр

11 октября – 14 ноября

(5 недель)

Каникулы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Пн


6

13

20

27

Пн


4

11

18

25

Пн

1

8

15

22

Вт


7

14

21

28

Вт


5

12

19

26

Вт

2

9

16

23

Ср

1

8

15

22

29

Ср


6

13

20

27

Ср

3

10

17

24

Чт

2

9

16

23

30

Чт


7

14

21

28

Чт

4

11

18

25

Пт

3

10

17

24


Пт

1

8

15

22

29

Пт

5

12

19

26

Сб

4

11

18

25


Сб

2

9

16

23

30

Сб

6

13

20

27

Вс

5

12

19

26


Вс

3

10

17

24

31

Вс

7

14

21

28

2 триместр

3 семестр

22 ноября – 31 декабря

(6 недель )


Каникулы







4 семестр

10 января - 20 февраля

(6 недель)

Творческие

каникулы

Декабрь

Январь

Февраль

Пн

29

6

13

20

27

Пн


3

10

17

24

Пн

31

7

14

21

Вт

30

7

14

21

28

Вт


4

11

18

25

Вт

1

8

15

22

Ср

1

8

15

22

29

Ср


5

12

19

26

Ср

2

9

16

23

Чт

2

9

16

23

30

Чт


6

13

20

27

Чт

3

10

17

24

Пт

3

10

17

24

31

Пт


7

14

21

28

Пт

4

11

18

25

Сб

4

11

18

25


Сб

1

8

15

22

29

Сб

5

12

19

26

Вс

5

12

19

26


Вс

2

9

16

23

30

Вс

6

13

20

27

3 триместр


5 семестр

28 февраля– 10 апреля

(6 недель)

Творческие

каникулы


6 семестр

18 апреля – 31 мая

(6 недель)

Март

Апрель

Май

Пн

28

7

14

21

28

Пн


4

11

18

25

Пн

2

9

16

23/30

Вт

1

8

15

22

29

Вт


5

12

19

26

Вт

3

10

17

24/31

Ср

2

9

16

23

30

Ср


6

13

20

27

Ср

4

11

18

25

Чт

3

10

17

24

31

Чт


7

14

21

28

Чт

5

12

19

26

Пт

4

11

18

25


Пт

1

8

15

22

29

Пт

6

13

20

27

Сб

5

12

19

26


Сб

2

9

16

23

30

Сб

7

14

21

28

Вс

6

13

20

27


Вс

3

10

17

24

1

Вс

8

15

22

29


Каникулы


Школьный мониторинг качества обучения(вводный, промежуточный, итоговый контроль)


Промежуточная аттестация







2.2 Условия реализации программы


Материально-технические условия


Санитарно-гигиенические требования

Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.


Кадровое обеспечение

Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю организации, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.


Учебно-методический комплект

Для успешной реализации программы разработано методическое обеспечение: календарно-тематическое планирование, подобраны и разработаны конспекты занятий, методики аттестации обучающихся, изготовлен необходимый наглядный и раздаточный материал.


Материально-техническое обеспечение

Для успешной реализации содержания программы необходимо материально-техническое обеспечение: аудитория, парты со стульями, шкаф для хранения методической литературы и раздаточного материала, компьютер, МФУ, проектор, магнитно-маркерная доска.


2.3 Формы аттестации

Виды и формы контроля освоения программы

Оценка качества реализации программы включает в себя начальную диагностику, вводный, промежуточный и итоговый контроль обучающихся.

Вводный контроль (начальная диагностика): определение исходного уровня знаний и умений осуществляется в начале года. Вводный контроль проводится в виде небольшой проверочной работы.

Промежуточный контроль: осуществляется в конце третьего триместра. Цель: определение уровня усвоения знаний и степень развития практических умений.

Итоговый контроль: проводится в конце учебного года. Для определения уровня освоения программы обучающимися разработаны специальные занятия.

Формы оценки и контроля результатов: наблюдение, викторины, устные и письменные опросы, познавательные игры.

2.4. Оценочные материалы

При оценивании учебных достижений учащегося по дополнительной адаптированной образовательной программе «Ежели вы вежливы» используется диагностика усвоения материала, в процессе обучения по дополнительной адаптированной образовательной программе «Ежели вы вежливы»


2.5 Методические материалы

Принципы построения программы

  1. Принцип индивидуализации – учитываются интересы, потребности, возможности, особенности психофизического развития детей.

  2. Принцип практикоориентированности – обеспечивает направленность работы на решение коррекционных задач.

  3. Принцип стимулирования – поощрение, стимулирование, публичное признание достижений детей.

  4. Принцип согласованности – совместное решение задач в группе, в коллективе.

  5. Принцип самоопределения – осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле.

  6. Принцип «Выращивания» - пошаговое развитие личности.

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:

  • занятия – объяснения

  • занятия обобщения и систематизации знаний

  • итоговые занятия, проверочные занятия

  • комбинированные занятия

  • занятия – игра

  • конкурсы, познавательные игры, викторины.

Применяются методы, выполняющие обучающую, развивающую, воспитательную, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную функции. На занятиях с учащимся с ограниченными возможностями здоровья основными методами являются объяснительно–иллюстративный метод, репродуктивный, игровой.












Методическое обеспечение программы


№п/п

Тема занятия

Формы занятий

Методы и приемы

Дидактичес

кий материал, техническое оснащение

Формы

контроля

  1. «Введение» - 1ч.


1

Введение. Что такое риторика.

Занятие- беседа

Словесные:

рассказ, беседа, объяснение.

Наглядные: фрагменты фильмов.

Диафильм

Опрос

  1. «Культура устного общения» -15ч.

2

Что нужно для общения? Речевой этикет: формы обращения.

Занятие-беседа

Словесные:

рассказ, беседа, объяснение.

Дидактические картинки

Опрос

3

Я – такой, а ты какой? Установление доброжелательных взаимоотношений.

Занятие-беседа

Комбинированный

Ноутбук, колонки,

предметные картинки,

Произведение В. Осеева «Три товарища».

Составление рассказов о своих друзьях.


4

«Это – я» – я рисую свой портрет.

Занятие-беседа, практический

Комбиниро

ванный

Альбом, цветные карандаши

Игра: «Кто я? Какой я?»

5

«Что означают наши имена?»

Практический

Комбинированный

Презентация

Презентация

6

Устная и письменная речь.

Занятие-беседа

Словесные:

рассказ, беседа, объяснение.

Дидактические картинки

Опрос

7

Культура устного общения. Будьте вежливы.

Практическое занятие

Комбиниро

ванный

Сюжетные картинки,

Стихотворение «Вежливый индюк».

Составление описательных рассказов по картинкам с развивающимся сюжетом.

8

Мимика и жесты.

Практическое занятие

Игровой

Дидактические картинки

Игра – беседа «Объясни с помощью жестов».


9

Правила разговора по телефону.

Занятие –объяснение, практичес

кая работа

Комбинированный


Дидактический материал (наглядные пособия на различных носителях)


Инсценировка разговора,

выстраивание диалога.


10

Как надо прощаться.

Беседа,

практичес

кая работа

Комбинированный

Предметные картинки

Инсценировка диалога в различных способах прощания.

11

Умей благодарить.

Беседа, практичес

кая работа.

Игровой

Дидактическая игра,

рассказ В. Осеевой «Волшебное слово».

Обсуждение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». Дидактичес

кая игра «Озвучь картинку».

12

Извинение.

Беседа,

практичес

кая работа

Комбиниро

ванный


Дидактический материал, презентация

Тренинг

«Умей найти нужные слова».

13

Культура спора.

Занятие -беседа

Объяснитель

но-иллюстратив

ный,

Дидактические картинки

Собеседова

ние

14

Давайте говорить друг другу комплименты.

Занятие -беседа

Игровой

Дидактическая игра.

Игра «Давайте говорить друг другу компли

менты».

15

Правила поведения дома и в гостях.

Занятие -беседа

Объяснитель

но-иллюстратив

ный,

Книга «Весёлый этикет».

Анализ произведений из книги «Весёлый этикет».

Викторина: «Гость в доме – хозяину радость».

16

Повторение. «В мире вежливых слов».

Занятие -беседа

Комбинированный

Книга Э. Мошковской

«Вежливые слова».

Викторина: «В мире вежливых слов».

3. «Речевой этикет в письменной речи - 14ч.


17

Правила письменной речи.

Практическая работа

Объяснитель

но-иллюстратив

ный

Презентация

Составление памятки.


18

Этика написания письма.

Беседа, демонстра

ция, практичес

кая работа

Объяснитель

но-иллюстратив

ный

Книга «Весёлый этикет».

Письменная работа.

19

Письмо другу.

Практическая работа

Комбинированный

Словарь вежливых слов.

Письмо.

20

Письмо Деду Морозу.

Практическая работа

Комбиниро

ванный

Книга «Весёлый этикет».

Письмо.

21

Письмо Деду Морозу.

Практическая работа

Объяснитель

но-иллюстратив

ный

Презентация, дидактические картинки, цветные карандаши.

Письмо.

22

Диалог и монолог.

Беседа, демонстра

ция, практичес

кая работа

Комбинированный

Дидактические картинки.

Монологическое высказывание

23

Сетевой этикет.

Занятие –беседа.

Комбинированный

Презентация

Памятка:

«Правила СМС этикета».

24

Как вести переписку в групповом чате.

Беседа, демонстра

ция, практичес

кая работа

Комбинированный


Презентация

Собеседова

ние.

25

Поздравления с 8 марта!

Занятие –беседа, объяснение

Комбиниро

ванный

Презентация

Открытка.

26

«Поздравительная открытка».

Занятие –беседа

Комбинированный

Дидактические картинки

Открытка.

27

Пожелания ко дню рождения.

Практическое занятие

Комбинированный


Дидактические картинки

Текст с пожеланиями.

28

Комплимент и похвальное слово.

Занятие –беседа, практическое занятие

Словесные: рассказ беседа, объяснение, пояснение.

Наглядные: демонстрация картинок.

Презентация

Похвальное письмо.

29

Объявления. О чём пишут в объявлениях?

Занятие –беседа, объяснение.

Комбиниро

ванный

Презентация

Опрос.

30

Шуточная викторина «Сказочная доска объявлений»

Практическая работа


Комбиниро

ванный

Презентация

Викторина.


4.«Уроки самовоспитания» -6ч.


31

Мои достоинства и недостатки (хорошие и дурные привычки).

Занятие –беседа.


Комбинированный

Дидактические картинки

Игра.

32

Красота человека внешняя и внутренняя.

Занятие –беседа


Комбинированный

Рассказ В.Осеевой «Сыновья», дидактическая игра: «Свет мой, зеркальце ,скажи»

Игра.

33

Быть человеком!

Занятие –беседа


Объяснитель

но-иллюстратив

ный: презентация

Рассказ А. Раскина Поступок», стих. В. Орлова «Я и Мы».


Обсуждение рассказа А. Раскина Поступок», стих. В. Орлова «Я и Мы».


34

Если добрый ты…

Практическая работа

Комбиниро

ванный

Произведения С. Михалкова «Дядя Степа», С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», ноутбук,колонки.

Анализ произведений

35

Раз, два, три –снова повтори.

Практическая работа

Комбинированный

Дидактическая игра «Лото вежливости».

Игра.

36

Итоговое занятие. Турнир вежливых и учтивых.

Практическая работа

Игровой

Ноутбук, дидактическая игра.

Турнир.






















Литература для учителя


Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., Просвещение, 1992.

Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет, Екатеринбург, АРТЛТД, 1997.

Вакса О, Потапов С. Уроки вежливости, М., Аст-Пресс, 2001.

Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости, М., Педагогика, 1984.

Насонкина С.А. Уроки этикета, СПб., 1996.

Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками, М., Владос, 1999.

Пикулева Н.В. Слово на ладошке, М., Новая школа, 1994.

Стрелкова Л.П. Войди в тридесятое царство, М., Новая школа, 1995.

Фесюкова Л.Б. Я и другие. Социально-личностное развитие: Наглядное пособие для воспитателей, учителей начальной школы, психолога, Издательство:ТЦ Сфера Ранок, 2008 г



Литература для детей и родителей

Бокова Т.В. Хорошие манеры. – Москва: Эксмо, 20011.

Дмитриева В. Уроки вежливости для самых умных малышей. – Москва: Астрель, 2008.

Дмитриева В. Уроки вежливости для мальчиков. Москва: Астрель, 2008.

Миллер Ллуэллин. Энциклопедия этикета. Все о правилах хорошего тона. – Москва: Центрполиграф, 2004.

Сказова И.В. Котенок Тимка учится вежливости. -Украина: Ранок, 2004.

Насонкина С.А. Уроки этикета. – Санкт- Петербург: Детство-Пресс, 2006.











ГЛОССАРИЙ


Вежливая речь – спокойная, грамотная, с использованием «волшебных» слов.


Диало́г (греч. Διάλογος — «разговор») — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами, вопросами и ответами) между двумя и более людьми, также бывает письменный диалог между двумя или более людьми посредством написания текста.


Жест (от лат. gestus «движение тела») — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.


Ми́мика (от др.-греч. μιμικός «мимический, актёрский», далее из. μιμέομαι «подражать») — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека» или «движения мускулатуры в координированных комплексах.


Открытка —лист бумаги, обычно плотный, одна сторона которого чистая, вторая содержит рисунок или фотографию определенного содержания, иногда адреса отправителя и получателя.


Пожелание - высказанное желание об осуществлении чего-л. для кого-л. Пожелание успеха. Добрые пожелания.


Речь - это средство общения друг с другом, язык в работе, в действии.


Речевой этикет – правила речевого общения.


Рито́рика («ораторское искусство») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, мировоззрение и красноречие.


Самовоспитание предполагает умение анализировать собственную деятельность, нести ответственность за свои поступки, осознанно расставлять приоритеты.


Сетево́й этике́т - правила поведения, общения в Сети Интернет.





Методические рекомендации по коррекционной работе с учащимися с недостаточным уровнем речевого развития.


Коррекционная работа с данной категорией детей на занятиях по программе «Ежели вы вежливы» имеет позитивное влияние на формирование психических функций ребенка, его развитие в целом. При этом учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого ребенка.


Рекомендуемые коррекционные упражнения:


  1. Упражнения на развитие моторики.

  • Движения, сопровождаемые словами (лучше стихами, т.к. они имеют четкий ритм, лучше запоминаются детьми и более эмоциональны).

  1. Гимнастика:

  • Метод пассивной гимнастики. Массаж лицевой мускулатуры.

  • Метод активной гимнастики. Артикуляционная гимнастика.

  • Дыхательная гимнастика проводится в начале занятия.

  • Голосовая гимнастика (хоровое и индивидуальное произношение слов, фраз, чистоговорок и скороговорок в разном темпе, с разной интонацией, высотой и громкостью звучания).

  • Пальчиковая гимнастика (показать форму, величину, предмет и т.д., имитация движения, приемов, работа с самим тестом).

  1. Развитие связной речи:

  • Все действия сопровождать речью, многократно повторяя новые слова, термины, по ходу работы задавать детям вопросы.

  • Формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию.

  • Формирование умения внятно выражать свои просьбы и желания.

  • Услышать и понять собеседника, выполнить несложные инструкции, ответить на вопросы.

  • Узнавание и называние конкретных предметов.

  • Узнавание и называние данных предметов, изображенных на рисунках.

  • Работа с ситуативной картинкой; моделирование ситуации; составление простой фразы на основе предложенного рисунка.

  • Составление простых предложений по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.

  • Скороговорки со звуками.

  • Хоровое произнесение новых слов совместно с педагогом.

  • Звуко – слоговый анализ слова: творческое задание – слепить предмет, в названии которого присутствует данный звук.

  • Рассуждение, анализ своей работы и работы своих товарищей.

  1. Формирование фонематического восприятия.

  • Выработка умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы.

  1. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки (для обучения чтению и письму).

  • Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).

  • Выработка умения показывать и называть изображения предметов последовательном порядке: слева направо, в горизонтальном положении.

  • Выделение предметов из группы данных.

  • Выделение предметов из группы однородных.

  • Группировка предметов по основным признакам (цвету, форме, величине).

  • Выбор и группировка геометрических форм (брусочки, шарики, пирамидки).

  • Конструирование из данных геометрических форм.

  1. Развитие и координация движений кисти руки и пальцев (для подготовки руки к письму).

  • Лепка.

  • Обведение по шаблону или трафарету простейших фигур или знакомых детям предметов (яблоко, груша и др.), раскрашивание и штриховка.

  • Рисование знакомых предметов и их раскрашивание.


Методические рекомендации по проведению физкультминуток для учащихся с ТНР

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития- это достаточно сложный, своеобразный контингент.

В характеристике детей, с ТМНР, имеются следующие особенности: большинство  детей значительно ограничены в движениях или неподвижны  . Двигательные расстройства обычно приводят к невозможности самостоятельно передвигаться, грубые нарушения сенсорно- перцептивной сферы приводят к невозможности воспринимать движущийся объект, воспринимать  пространственное положение собственного тела

Главное отличие таких детей заключается в том что результаты их обучения  педагоги ждут  достаточно долго , а могут так и не  дождаться.

Одним из направлений современных здоровьесберегающих технологий является физкультминутка, которую мы все используем на повседневных занятиях и уроках

Физкультминутка - это кратковременное мероприятие, для проведения которого используется комплекс упражнений (преимущественно физических). Рекомендуется для всей детей и взрослых в качестве профилактики утомления.

Проведение физкультминуток целесообразно на всех занятиях и уроках. Энергичные движения во время выполнения упражнений активизируют мозговое кровообращение, меняют ритм дыхания, что в свою очередь приводит к вентиляции легких, улучшению работы сердечнососудистой системы. Двигательные упражнения помогают снять усталость, мышечное напряжение, успокаивают нервную систему, вносят  эмоциональный заряд, развивают общую моторику, переключают внимание.

Несложные кратковременные  упражнения, которые сопровождаются веселыми стихотворными текстами, потешками с  радостью воспринимаются  детьми. При выполнении физкультминутки дети меняют положение своего тела, у них есть возможность подвигаться, отвлечься или отдохнуть .. Помимо этого у ребят улучшается координация движений, формируются двигательные навыки, улучшается психоэмоциональный фон.

Условия для оптимального проведения физкультминутки:

-Длительность физкультминутки  от 2 до 5 минут.

-Проводится на начальном этапе утомления.

- Физкультминутка должна соответствовать физическим возможностям детей.

- Проводится в проветренном помещение.

-Важен эмоционально положительный настрой педагога и детей.

-Правильный выбор места  проведения физкультминутки в структуре занятия или урока.

-Упражнения должны быть просты по выполнению  и знакомы детям.

-Содержание физкультминутки надо варьировать в зависимости от характера и условий проведения конкретного занятия или урока.

-Совсем необязательно проводить лишь одну физкультминутку, больший эффект будет от сочетания физкультминуток различного вида.

Опираясь на все вышесказанное, рассмотрим виды физкультминуток, которые мы применяем в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития:

 - упражнения для снятия общего и локального утомления,

-  упражнения для кистей рук,

-  гимнастика для глаз,

-  гимнастика для слуха,

-  упражнения направленные на коррекцию осанки,

-  дыхательная гимнастика.

В своей работе  мы используем релаксацию.

Релаксация - это мышечное и психологическое расслабление, снятие напряжения.

Известно, что когда ребенок сильно возбужден, взволнован, возникает избыточное напряжение  отдельных групп мышц. Самостоятельно детям сложно избавиться от этого состояния. Релаксационная пауза помогает снять физическое и эмоциональное напряжение.

При проведении релаксационной паузы,  мы используем адаптированные кинезиологические упражнения например: «Лобно- затылочный обхват», «Телесный контакт». Упражнения сопровождаются музыкой, спокойными текстами, аромотерапией.

Все здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми, позволяют оказывать существенное влияние на качество их жизни.

 






















Памятка для родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья


Как поддержать ребёнка. Психологическая поддержка - это процесс, в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребёнка с целью укрепления его самооценки, помогает ребёнку поверить в себя и свои возможности, поддерживает при неудачах. Родители, имеющие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, должны помнить, что от их отношения к ребёнку, от правильного выбора собственного поведения, от внутрисемейного психологического климата будут зависеть уверенность, комфортность подрастающей личности, удовлетворен­ность собой и другими людьми.

Поддерживать можно посредством:

  • - отдельных слов, высказываний: «Прекрасно», «Здорово», «Отлично», «Я рад твоей помощи», «Ты молодец» и т. п.;

  • - прикосновений, совместных действий: обнять, погладить, подержать за руку;

  • - мимики: улыбка, кивок головой, подмигивание.

Укрепление уверенности - самый надёжный способ уберечь своего ребёнка от глубоких психологи­ческих потрясений - укрепить его уверенность, что родители всегда рядом и готовы помочь ему в любых неудачах и проблемных ситуациях, что он любим и его ценят как личность. Слова поддержки: «Зная тебя, я уверен, что у тебя это получится»; «Да, это трудно, но я думаю, ты справишься».

Выражение одобрения - всегда очень полезно наградить ребёнка словами одобрения за достигнутые успехи, которые он сам считает важными. Одобрение вызывает чувство удовлетворения собой, подкрепляет стремление к достижению новых высот, формирует позицию победителя: «Я горжусь тобой»; «Здорово у тебя получилось»; «Ты хорошо справился».

Положительная ориентация на других людей - если ребёнок воспринимает похвалу только в свой адрес, этого недостаточно. Научите его замечать хорошее в других людях. Чаще собирайтесь всей семьей и обсуждайте успехи всех её членов.

Поощрение дружеских отношений - поиск друга - важная проблема для ребёнка. Дружба даёт возможность испытать драгоценное сознание того, что ты нужен другим. Ребёнку важно находиться в кругу сверстников, чувствовать себя принятым группой - будь то учебный класс или детское творческое объединение. Если ваш сын (или дочь) в силу объективных причин большую часть времени проводит в стенах собственной квартиры, пусть её двери всегда будут открыты для друзей. По возможности помогите ему расширить круг общения со сверстниками, которые навещали бы его дома, проводили время в совместных занятиях.

Организация взаимодействия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с окружающей средой

  • - Не забудьте о необходимости подготовить ребёнка к встрече с незнакомыми людьми. Если он может понять ваши рассказы, поясните, куда придёте, чем люди (дети) будут отличаться от старых знакомых. Если ребёнок не воспринимает ваших пояснений, особые усилия приложите к подготовке людей, с которыми будете встречаться.

  • - Не упустите из виду особую эмоциональную восприимчивость своего ребёнка. Приготовьтесь к тому, что возможно он будет стремиться спрятаться, не отходить от вас. Найдите в себе силы выдержать некоторое время. Общение с внешним окружением необходимо разумно ограничивать. Начинайте с нескольких минут, постепенно увеличивая время.

  • - Не «навязывайте» своего ребёнка, если в данный момент кто-либо его не воспринимает. Это не его вина, просто предлагаемая среда для игры или общения пока не готова его принять, попробуйте ещё раз найти способы подготовить окружение к приходу «особого» ребёнка, а в случае, если почувствуете нереальность поставленных задач, не отчаивайтесь, ищите других людей, других сверстников. Надёжным, проверенным способом является приглашение людей к себе в дом или объединения семей, имеющих таких же «особых» детей.