Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Пресс-центр»
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст обучающихся: 10-16 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель (разработчик):
Зигмунт Екатерина Сергеевна,
педагог дополнительного образования
г. Красноярск
2022 г.
1. Пояснительная записка
Программа «Пресс-центр» является адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения (для детей с легкой степенью умственной отсталости).
Адаптированная общеобразовательная программа дополнительного образования «Пресс-центр» разработана в соответствии с нормативными документами в области образования РФ:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);
Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014г.№ 1726-р);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с МР по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Направленность программы –социально-гуманитарная. Данная программа ориентирована на обучающихся 10-16 лет.
Актуальность: Программа «Пресс-центр» является адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья в частности для детей с легкой степенью умственной отсталости и умеренной степенью умственной отсталости. Программа «Пресс-центр» составлена с учетом различных образовательных потребностей детей. Работа по данной Программе способствует формированию познавательной и социальной активности, развитию гуманистического, демократического, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности.
Педагогическая целесообразность и ценность программы «Пресс-центр» определяется её направленностью на создание условий по раскрытию творческого потенциала ребенка и формированию предметных компетенций. Работа по данной Программе способствует формированию познавательной и социальной активности, развитию гуманистического, демократического, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- в формах и методах обучения (смотры, проекты, событийные мероприятия);
- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, презентация проектов, событийный мониторинг).
Цель: социализация обучающихся посредством работы в пресс-центре
Задачи программы:
-ознакомление с историей журналистики;
-развитие интереса к журналистике;
-формирование первичных навыков по созданию газеты;
-формирование начальных навыков создания видеоновостей;
-способствовать развитию навыков работы в команде;
Особенность программы
Программа «Пресс-центр» является адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, для детей с легкой степенью умственной отсталости и умеренной степенью умственной отсталости. Программы направлена на социализацию ребенка. Занятия в пресс-центре развивают не только творческие способности детей, литературное творчество, но и помогают стать уверенней в себе, почувствовать себя в роли автора, режиссера, , оператора, ведущего.
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности данная программа является комплексной, так как включает в себя различные направления обучения, воспитания и развития предметных компетенций, развитие творческого воображения, сплочение детского коллектива, психологическую культуру личности.
Технологии обучения:
технология группового проектирования;
здоровьесберегающие технологии;
игровые технологии.
Методы работы: беседы, творческая работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группе, проблемный диалог, мозговой штурм.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы
Программа «Пресс-центр» рассчитана на детей 10-16 лет.
Сроки реализации программы
Срок реализации программы составляет 1 год, в объеме 136 часов в год. Недельная нагрузка составляет 3 часа в неделю. 2 раза в неделю по 2 часа, Режим занятий и отдыха корректируется в зависимости от состава группы, но не более 40 минут одно занятие, в соответствии с требованиями СанПина.
Планируемые результаты:
В результате обучения у детей сформированы следующие компетенции:
-Знание основных этапов создания видеоновостей;
Знание основных этапов создания газеты;
-Умение работать в команде;
Тематический план
тема | Часы |
всего | теория | практика |
Основы журналистики | 18 | 10 | 8 |
Печатная пресса | 24 | 12 | 12 |
Телевидение | 24 | 12 | 12 |
Газета «Школьное время» | 32 | 26 | 6 |
Видеоновости «Школьное время» | 38 | 28 | 10 |
2. Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Общее количество часов | Из них: | Формы аттестации/контроля |
теоретические | практические | |
1. | История журналистики | 8 | 4 | 4 | опрос |
2. | Техника безопасности | 6 | 4 | 2 | беседа |
3. | Интервью для газеты | 12 | 4 | 8 | оценивание |
4. | Дизайн газеты | 16 | 6 | 10 | презентация |
5. | Актуальные темы | 12 | 4 | 8 | презентация |
6. | Профессия-репортер | 8 | 2 | 6 | презентация |
7. | Идея видеорепортажа и сценарий | 8 | 3 | 5 | презентация |
8. | Интервью для видеоновостей | 12 | 4 | 8 | презентация |
9. | Профессия-телеведущий | 14 | 6 | 8 | презентация |
10. | Профессия-режиссер | 12 | 3 | 9 | презентация |
11. | Съемка и монтаж | 10 | 4 | 6 | презентация |
12. | Озвучивание | 10 | 4 | 6 | презентация |
13. | Презентация виденовостей | 4 | 0 | 4 | презентация |
14. | Событийные мероприятия | 4 | 0 | 4 | оценивание |
| Итого часов: | 136 | 48 | 88 | |
Содержание программы 1 год обучения
1 раздел. История журналистики.
Теория 4 часа: Знакомство с историей журналистики.
Зарождение журналистики, первые журналисты, профессия журналист, виды журналистики
практика 4 часа: творческие упражнения
Форма контроля: текущий
Текущий контроль: опрос
2 раздел: Техника безопасности
Теория 4 часа: основы техники безопасности, правила работы с оборудованием
Практика 2 час: практическое занятие
Текущий контроль: беседа, презентация
3 раздел: Интервью для газеты
Теория 4 часа: основы построения интервью
Практика 8 часа: Фиксация интервью, упражнение «Удочка», работа в парах.
Текущий контроль: презентация
4 раздел: Дизайн газеты
Теория 6 часа: Знакомство с дизайном, виды газет, стили оформления, шрифты, цвет, рубрики.
Практика 10 часов: практическая работа по созданию стилей, рубрик, оформление статьи.
Текущий контроль: презентация.
5 раздел: Актуальные темы
Теория 4 часа: Поиск темы для газетной статьи, работа с темой;
Практика 8 часа: постановка вопроса, «тематический штурм», разработка темы ;
Текущий контроль: презентация.
6 раздел: Профессия-репортер
Теория 2 часа: основы профессии репортера, съемка репортажа, особенности работы.
Практика 6 часа: съемка репортажа, обсуждение.
Текущий контроль: презентация.
7 раздел: Идея видеорепортажа и сценарий
Теория 3 час: Идея-основа творчества, сценарий репортажа (виды, алгоритм), , знакомство с готовыми сценариями, связь сценария и техники авторство;
Практика 5 часа: оформление идеи, практическая работа "придумай сценарий" (работа в группах);
Текущий контроль: презентация
8 раздел: Интервью для видеоновостей
Теория 4 часа: особенности видеоинтервью, свет и цвет, голос, постановка вопроса, особенности операторской работы;
Практика 8 часа: съемка видеопроб, взаимодействие друг с другом, зарисовка "Диалог" (работа в парах);
Текущий контроль: презентация.
9 раздел: Профессия-телеведущий
Теория 6 часа: особенности профессии телеведущего, работа с голосом, поза, текст, стиль.
Практика 8 часа: практические упражнение, телепробы;
Текущий контроль: оценивание.
10 раздел: Профессия-режиссер
Теория 3 час: введение в профессию, значимость работы режиссера.
Практика 9 часов: режиссерская работа над видеопроектом, работв парах, индивидуальная работа;
Текущий контроль: презентация.
11 раздел: съемка и монтаж
Теория 4 час: искусство съемки, возможности камеры, знакомство с основными программами видеомонтажа, последовательность съемки, важность работы в команде, профессии оператора и монтажера.
Практика 6 часа: пошаговая съемка видео, коррекция сценария в процессе съемки, импровизация в процессе съемки (коллективная работа), оформление идеи, предварительный просмотр;
Текущий контроль: презентация.
12 раздел: озвучивание
Теория 4 час: искусство озвучивания, темп и мотив, музыка и голос, возможность голоса, дополнительные звуки и шумы, оборудование.
Практика 6 часа: выбор музыки и озвучивание, предварительный просмотр со звуком
Текущий контроль: презентация
13 раздел: презентация видеоновостей
Практика 4 час: презентация готового выпуска видоновостей для детей, родителей, педагогов
Итоговый контроль: презентация готового продукта
14 раздел: событийные мероприятия
промежуточный контроль: оценивание
3.Требования к результатам обучения
Виды и формы контроля: Подведение итогов по результатам дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Пресс-центр» будет осуществляться в форме контроля:
Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения практических заданий в форме устного опроса, презентаций готовых продуктов, самооценивания и оценивания педагогом готовых работ.
Итоговый контроль: Презентация работ. Анализ и самоанализ уровня освоения компетенций обучающимися.
Итоги текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в журналах в форме зачет/незачет.
Оценка по результатам обучения является комплексной, учитывающей результаты текущего контроля, промежуточного контроля и итоговой аттестации.
Мониторинг обучения:
Формируемые компетенции итогового контроля:
Обучающие компетенции:
1 Знание основ создания газеты:
Стартовый уровень:
- знает некоторые этапы создания газеты (написание статьи, рубрики);
- владеет навыками работы с техническими средствами (принтер и компьютер).
Базовый уровень:
- знает некоторые этапы создания газеты и их последовательность (написание сценария, ведение интервью, работа над стилем, печать);
- владеет навыками работы с техническими средствами (принтер, компьютер, фотоаппарат).
Продвинутый уровень:
- знает основные этапы создания газеты, их последовательность и особенности (написание сценария, фотосъёмка, статья, рубрика, стиль газеты, печать);
- владеет навыками работы с техническими средствами (диктофон, компьютер, фотоаппарат, микрофон, штатив).
2 Готовность работать в команде:
Стартовый уровень:
- способен принимать участие в работе команды на уровне разработки продукта по инициативе педагога;
- способен договариваться о распределении функций и ролей в процессе совместной деятельности под контролем педагога.
Базовый уровень:
- способен принимать участие в работе команды на уровне разработки продукта и его
презентации как по инициативе педагога, так и личной, проявляя интерес к творческому
взаимодействию;
- способен договариваться о распределении функций и ролей в процессе совместной деятельности, уважительно относясь к чужому мнению.
Продвинутый уровень:
- способен принимать активное участие в работе команды на уровне разработки продукта и его презентации;
- способен договариваться о распределении функций и ролей в процессе совместной деятельности, уважительно относясь к чужому мнению, и находить компромисс при необходимости;
- готов к доброжелательному общению с товарищами по команде и педагогами, открыт к
творческому взаимодействию.
Воспитательные компетенции:
1 Готовность к формированию положительного отношения к труду и творчеству:
Стартовый уровень:
- знает технику безопасности при работе с разными материалами и инструментами;
- способен проявлять навыки трудолюбия, терпения, бережного отношения к
используемым материалам под контролем педагога;
- владеет навыками применения полученных знаний и умений для организации
индивидуального содержательного досуга.
Базовый уровень:
- знает технику безопасности при работе с разными материалами и инструментами;
- готов проявлять устойчивые навыки трудолюбия, терпения, бережного
отношения к используемым материалам;
- владеет навыками применения полученных знаний и умений для организации
содержательного досуга (индивидуального, группового).
Продвинутый уровень:
- знает технику безопасности при работе с разными материалами и инструментами;
- готов проявлять устойчивые навыки трудолюбия, усидчивости, терпения,
бережного отношения к используемым материалам;
- способен оказать помощь другим при выполнении совместной работы, умеет
ценить свой труд и труд окружающих;
- владеет навыками применения полученных знаний и умений для организации
содержательного досуга (индивидуального, группового, семейного).
Итоговая таблица мониторинга по формированию компетенций
Название программы__________________________________ Группа__________________
Педагог___________________________________________________________________
№ | Ф. И. О. обучающегося | Обучающие компетенции | Развивающие компетенции | Воспитательные компетенции | Итоговый результат Ст/Баз/Пр |
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| ИТОГО: | | | | | | | | | | | | | |
4.Условия реализации программы
Информационные
Методико-дидактические наглядные пособия, методическая литература, образцы, мультимедийные материалы.
Материально-технические
Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, в котором имеется раковина, окно с открывающейся форточкой для проветривания. Учебная мебель, доска меловая и магнитная
Выставочные стенды или экспозиционные карнизы с подвесами
Учебные пособия
Канцелярские принадлежности, изобразительные материалы и инструменты материалы
Ноутбук
колонки;
Микрофон(диктофон);
Фотоаппарат;
Штатив;
Проектор;
Экран;
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы необходимы методико-дидактические наглядные пособия, игрушки, игры, книги, альбомы, схемы, методическая литература, образцы, учебные пособия, подборка учебных фильмов,
Литература:
Литература для учителя
1) Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.:
«Народное образование». - 2000, №7
2) Проектная деятельность школьника. – М.: «Народное образование» – 2005,
№2
3) Григорьев Д.В., Степанов П.В. Методические рекомендации по
организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной
школы. Просвещение, 2010 г.
4) Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учрежденииМ.: Аркти, 2003
5) Н. В. Кашлаева «Пресс-клуб и школьная газета» 2009 г
6) Елена Вовк. “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе /
Вкладка в “БШ” №13, 15, 16. 2004 год
7) Вовк, Е. Т. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Е. Т.
Вовк // Информатика : прил. к журн. «Первое сентября». -2004.- №5.
8) Ворошилов, В. И. История журналистики в России: конспект лекций / В.
И. Ворошилов. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000.
9) Голубева Е.И. Детское чтение в России: реальность, опасения,
прогнозы//Книжное дело. - 2002. - №1. - С.60-63.
10) Кириллова И. Что читают наши дети//Библиотечная газета. - 2002. - №6.
С.3.
11) Коханова, Л. А. Экологическая журналистика, РЯ и реклама: учебное
пособие / Л. А. Коханова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -383 с. - (Серия
«Медиаобразование»).
12) Лопатина, А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах (В
помощь педагогам, воспитателям и родителям) / А. Лопатина, М. Скребцова.
- М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2002. - 352 с. -(Серия «Образование и
творчество»).
Литература для учащихся
1) Детская литература/Под ред. Е. Е. Зубаревой. - М., 2004.
12
2) Легкое перо. Пособие для начинающих литераторов. Нижний Новгород,
2000.
3) Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас...», или Речевой этике]: пособие
для учащихся / С. И. Львова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 202, [6]
с.: ил. - (Серия «Познавательно! Занимательно!»).
4) Субботина Н.Н. Детская газета в образовательном учреждении [Текст]
Н.Н.Субботина – Ярославль, 2000.
22