СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Пресс-центр»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Пресс-центр»»




















Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

«Пресс-центр»

Направленность: социально-гуманитарная

Возраст обучающихся: 10-16 лет

Срок реализации программы: 1 год




Автор-составитель (разработчик):

Зигмунт Екатерина Сергеевна,

педагог дополнительного образования








г. Красноярск

2022 г.

1. Пояснительная записка

Программа «Пресс-центр» является адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения (для детей с легкой степенью умственной отсталости).

Адаптированная общеобразовательная программа дополнительного образования «Пресс-центр» разработана в соответствии с нормативными документами в области образования РФ:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);

  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014г.№ 1726-р);

  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008);

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;

  5. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с МР по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);

  6. Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);

  7. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Направленность программы –социально-гуманитарная. Данная программа ориентирована на обучающихся 10-16 лет.

Актуальность: Программа «Пресс-центр» является адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья в частности для детей с легкой степенью умственной отсталости и умеренной степенью умственной отсталости. Программа «Пресс-центр» составлена с учетом различных образовательных потребностей детей. Работа по данной Программе способствует формированию познавательной и социальной активности, развитию гуманистического, демократического, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности.


Педагогическая целесообразность и ценность программы «Пресс-центр» определяется её направленностью на создание условий по раскрытию творческого потенциала ребенка и формированию предметных компетенций. Работа по данной Программе способствует формированию познавательной и социальной активности, развитию гуманистического, демократического, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности.

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);

- в формах и методах обучения (смотры, проекты, событийные мероприятия);

- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, презентация проектов, событийный мониторинг).

Цель: социализация обучающихся посредством работы в пресс-центре

Задачи программы:

-ознакомление с историей журналистики;

-развитие интереса к журналистике;

-формирование первичных навыков по созданию газеты;

-формирование начальных навыков создания видеоновостей;

-способствовать развитию навыков работы в команде;


Особенность программы

Программа «Пресс-центр» является адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, для детей с легкой степенью умственной отсталости и умеренной степенью умственной отсталости. Программы направлена на социализацию ребенка. Занятия в пресс-центре развивают не только творческие способности детей, литературное творчество, но и помогают стать уверенней в себе, почувствовать себя в роли автора, режиссера, , оператора, ведущего.

По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности данная программа является комплексной, так как включает в себя различные направления обучения, воспитания и развития предметных компетенций, развитие творческого воображения, сплочение детского коллектива, психологическую культуру личности.

Технологии обучения:

  1. технология группового проектирования;

  2. здоровьесберегающие технологии;

  3. игровые технологии.

Методы работы: беседы, творческая работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группе, проблемный диалог, мозговой штурм.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы

Программа «Пресс-центр» рассчитана на детей 10-16 лет.

Сроки реализации программы

Срок реализации программы составляет 1 год, в объеме 136 часов в год. Недельная нагрузка составляет 3 часа в неделю. 2 раза в неделю по 2 часа, Режим занятий и отдыха корректируется в зависимости от состава группы, но не более 40 минут одно занятие, в соответствии с требованиями СанПина.

Планируемые результаты:

В результате обучения у детей сформированы следующие компетенции:

-Знание основных этапов создания видеоновостей;

Знание основных этапов создания газеты;

-Умение работать в команде;



Тематический план

тема

Часы

всего

теория

практика

Основы журналистики

18

10

8

Печатная пресса

24

12

12

Телевидение

24

12

12

Газета «Школьное время»

32

26

6

Видеоновости «Школьное время»

38

28

10





2. Учебно-тематический план

1 год обучения

Наименование раздела, темы

Общее количество часов

Из них:

Формы аттестации/контроля

теоретические

практические


1.

История журналистики

8

4

4

опрос

2.

Техника безопасности

6

4

2

беседа

3.

Интервью для газеты

12

4

8

оценивание

4.

Дизайн газеты

16

6

10

презентация

5.

Актуальные темы

12

4

8

презентация

6.

Профессия-репортер

8

2

6

презентация

7.

Идея видеорепортажа и сценарий

8

3

5

презентация

8.

Интервью для видеоновостей

12

4

8

презентация

9.

Профессия-телеведущий

14

6

8

презентация

10.

Профессия-режиссер

12

3

9

презентация

11.

Съемка и монтаж

10

4

6

презентация

12.

Озвучивание

10

4

6

презентация

13.

Презентация виденовостей

4

0

4

презентация

14.

Событийные мероприятия

4

0

4

оценивание


Итого часов:

136

48

88








  1. Содержание программы 1 год обучения

1 раздел. История журналистики.

Теория 4 часа: Знакомство с историей журналистики.

Зарождение журналистики, первые журналисты, профессия журналист, виды журналистики

практика 4 часа: творческие упражнения

Форма контроля: текущий

Текущий контроль: опрос

2 раздел: Техника безопасности

Теория 4 часа: основы техники безопасности, правила работы с оборудованием

Практика 2 час: практическое занятие

Текущий контроль: беседа, презентация

3 раздел: Интервью для газеты

Теория 4 часа: основы построения интервью

Практика 8 часа: Фиксация интервью, упражнение «Удочка», работа в парах.

Текущий контроль: презентация

4 раздел: Дизайн газеты

Теория 6 часа: Знакомство с дизайном, виды газет, стили оформления, шрифты, цвет, рубрики.

Практика 10 часов: практическая работа по созданию стилей, рубрик, оформление статьи.

Текущий контроль: презентация.

5 раздел: Актуальные темы

Теория 4 часа: Поиск темы для газетной статьи, работа с темой;

Практика 8 часа: постановка вопроса, «тематический штурм», разработка темы ;

Текущий контроль: презентация.

6 раздел: Профессия-репортер

Теория 2 часа: основы профессии репортера, съемка репортажа, особенности работы.

Практика 6 часа: съемка репортажа, обсуждение.

Текущий контроль: презентация.

7 раздел: Идея видеорепортажа и сценарий

Теория 3 час: Идея-основа творчества, сценарий репортажа (виды, алгоритм), , знакомство с готовыми сценариями, связь сценария и техники авторство;

Практика 5 часа: оформление идеи, практическая работа "придумай сценарий" (работа в группах);

Текущий контроль: презентация

8 раздел: Интервью для видеоновостей

Теория 4 часа: особенности видеоинтервью, свет и цвет, голос, постановка вопроса, особенности операторской работы;

Практика 8 часа: съемка видеопроб, взаимодействие друг с другом, зарисовка "Диалог" (работа в парах);

Текущий контроль: презентация.



9 раздел: Профессия-телеведущий

Теория 6 часа: особенности профессии телеведущего, работа с голосом, поза, текст, стиль.

Практика 8 часа: практические упражнение, телепробы;

Текущий контроль: оценивание.

10 раздел: Профессия-режиссер

Теория 3 час: введение в профессию, значимость работы режиссера.

Практика 9 часов: режиссерская работа над видеопроектом, работв парах, индивидуальная работа;

Текущий контроль: презентация.

11 раздел: съемка и монтаж

Теория 4 час: искусство съемки, возможности камеры, знакомство с основными программами видеомонтажа, последовательность съемки, важность работы в команде, профессии оператора и монтажера.

Практика 6 часа: пошаговая съемка видео, коррекция сценария в процессе съемки, импровизация в процессе съемки (коллективная работа), оформление идеи, предварительный просмотр;

Текущий контроль: презентация.

12 раздел: озвучивание

Теория 4 час: искусство озвучивания, темп и мотив, музыка и голос, возможность голоса, дополнительные звуки и шумы, оборудование.

Практика 6 часа: выбор музыки и озвучивание, предварительный просмотр со звуком

Текущий контроль: презентация

13 раздел: презентация видеоновостей

Практика 4 час: презентация готового выпуска видоновостей для детей, родителей, педагогов

Итоговый контроль: презентация готового продукта

14 раздел: событийные мероприятия

промежуточный контроль: оценивание



3.Требования к результатам обучения

Виды и формы контроля: Подведение итогов по результатам дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы «Пресс-центр» будет осуществляться в форме контроля:

Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения практических заданий в форме устного опроса, презентаций готовых продуктов, самооценивания и оценивания педагогом готовых работ.

Итоговый контроль: Презентация работ. Анализ и самоанализ уровня освоения компетенций обучающимися.

Итоги текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в журналах в форме зачет/незачет.

Оценка по результатам обучения является комплексной, учитывающей результаты текущего контроля, промежуточного контроля и итоговой аттестации.

Мониторинг обучения:

Формируемые компетенции итогового контроля:

Обучающие компетенции:

1 Знание основ создания газеты:

Стартовый уровень:

- знает некоторые этапы создания газеты (написание статьи, рубрики);

- владеет навыками работы с техническими средствами (принтер и компьютер).

Базовый уровень:

- знает некоторые этапы создания газеты и их последовательность (написание сценария, ведение интервью, работа над стилем, печать);

- владеет навыками работы с техническими средствами (принтер, компьютер, фотоаппарат).

Продвинутый уровень:

- знает основные этапы создания газеты, их последовательность и особенности (написание сценария, фотосъёмка, статья, рубрика, стиль газеты, печать);

- владеет навыками работы с техническими средствами (диктофон, компьютер, фотоаппарат, микрофон, штатив).

2 Готовность работать в команде:

Стартовый уровень:

- способен принимать участие в работе команды на уровне разработки продукта по инициативе педагога;

- способен договариваться о распределении функций и ролей в процессе совместной деятельности под контролем педагога.

Базовый уровень:

- способен принимать участие в работе команды на уровне разработки продукта и его

презентации как по инициативе педагога, так и личной, проявляя интерес к творческому

взаимодействию;

- способен договариваться о распределении функций и ролей в процессе совместной деятельности, уважительно относясь к чужому мнению.

Продвинутый уровень:

- способен принимать активное участие в работе команды на уровне разработки продукта и его презентации;

- способен договариваться о распределении функций и ролей в процессе совместной деятельности, уважительно относясь к чужому мнению, и находить компромисс при необходимости;

- готов к доброжелательному общению с товарищами по команде и педагогами, открыт к

творческому взаимодействию.

Воспитательные компетенции:

1 Готовность к формированию положительного отношения к труду и творчеству:

Стартовый уровень:

- знает технику безопасности при работе с разными материалами и инструментами;

- способен проявлять навыки трудолюбия, терпения, бережного отношения к

используемым материалам под контролем педагога;

- владеет навыками применения полученных знаний и умений для организации

индивидуального содержательного досуга.

Базовый уровень:

- знает технику безопасности при работе с разными материалами и инструментами;

- готов проявлять устойчивые навыки трудолюбия, терпения, бережного

отношения к используемым материалам;

- владеет навыками применения полученных знаний и умений для организации

содержательного досуга (индивидуального, группового).

Продвинутый уровень:

- знает технику безопасности при работе с разными материалами и инструментами;

- готов проявлять устойчивые навыки трудолюбия, усидчивости, терпения,

бережного отношения к используемым материалам;

- способен оказать помощь другим при выполнении совместной работы, умеет

ценить свой труд и труд окружающих;

- владеет навыками применения полученных знаний и умений для организации

содержательного досуга (индивидуального, группового, семейного).


Итоговая таблица мониторинга по формированию компетенций

Название программы__________________________________ Группа__________________

Педагог___________________________________________________________________








Ф. И. О.

обучающегося

Обучающие

компетенции

Развивающие компетенции

Воспитательные

компетенции

Итоговый результат

Ст/Баз/Пр

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4




































































































































































































































ИТОГО:




















4.Условия реализации программы


Информационные


  • Методико-дидактические наглядные пособия, методическая литература, образцы, мультимедийные материалы.


Материально-технические

  • Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, в котором имеется раковина, окно с открывающейся форточкой для проветривания. Учебная мебель, доска меловая и магнитная

  • Выставочные стенды или экспозиционные карнизы с подвесами

  • Учебные пособия

  • Канцелярские принадлежности, изобразительные материалы и инструменты материалы

  • Ноутбук

  • колонки;

  • Микрофон(диктофон);

  • Фотоаппарат;

  • Штатив;

  • Проектор;

  • Экран;



  1. Методическое обеспечение программы

Для реализации программы необходимы методико-дидактические наглядные пособия, игрушки, игры, книги, альбомы, схемы, методическая литература, образцы, учебные пособия, подборка учебных фильмов,








Литература:

Литература для учителя

1) Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.:

«Народное образование». - 2000, №7

2) Проектная деятельность школьника. – М.: «Народное образование» – 2005,

№2

3) Григорьев Д.В., Степанов П.В. Методические рекомендации по

организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной

школы. Просвещение, 2010 г.

4) Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учрежденииМ.: Аркти, 2003

5) Н. В. Кашлаева «Пресс-клуб и школьная газета» 2009 г

6) Елена Вовк. “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе /

Вкладка в “БШ” №13, 15, 16. 2004 год

7) Вовк, Е. Т. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Е. Т.

Вовк // Информатика : прил. к журн. «Первое сентября». -2004.- №5.

8) Ворошилов, В. И. История журналистики в России: конспект лекций / В.

И. Ворошилов. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000.

9) Голубева Е.И. Детское чтение в России: реальность, опасения,

прогнозы//Книжное дело. - 2002. - №1. - С.60-63.

10) Кириллова И. Что читают наши дети//Библиотечная газета. - 2002. - №6.

С.3.

11) Коханова, Л. А. Экологическая журналистика, РЯ и реклама: учебное

пособие / Л. А. Коханова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -383 с. - (Серия

«Медиаобразование»).

12) Лопатина, А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах (В

помощь педагогам, воспитателям и родителям) / А. Лопатина, М. Скребцова.

- М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2002. - 352 с. -(Серия «Образование и

творчество»).

Литература для учащихся

1) Детская литература/Под ред. Е. Е. Зубаревой. - М., 2004.

12

2) Легкое перо. Пособие для начинающих литераторов. Нижний Новгород,

2000.

3) Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас...», или Речевой этике]: пособие

для учащихся / С. И. Львова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 202, [6]

с.: ил. - (Серия «Познавательно! Занимательно!»).

4) Субботина Н.Н. Детская газета в образовательном учреждении [Текст]

Н.Н.Субботина – Ярославль, 2000.

















22