Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Цель и задачи программы.
3. Планируемый результат.
4. Учебно-тематический план.
5. Содержание учебного плана.
6. Календарный учебный график.
7. Форма аттестации.
8. Оценочные материалы. Критерии оценки.
9. Методические материалы.
10. Условия обеспечения программы, материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение.
11. Список литературы.
- Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» (далее – АДОП, Программа) имеет художественную направленность и определяет содержание и организацию работы с детьми 10-15 лет с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в рамках кружка по художественному развитию. Данная программа построена на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми и направлена на развитие речи и формирование художественно - эстетических способностей у детей с ОВЗ, на обучение учащихся шитью ручными швами мягких плоских и объемных игрушек из ткани. Более половины учебных часов составляет практическая работа, контроль осуществляется в ходе практической работы обучающихся.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года; - Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года; - СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
- Устав Областного государственного казенного общеобразовательного учреждения «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 11» города Димитровграда Ульяновской области»;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 4/15 от 22 декабря 2015 г.)
- Адаптированная основная общеобразовательная программа ОГКОУ «Школа № 11» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2023-2024 учебный год;
- Учебный план ОГКОУ «Школа №11» на 2023 - 2024 учебный год; - Годовой календарный учебный график школы на 2023 - 2024 учебный год.
Актуальность адаптированной дополнительной программы обусловлена тем, что обучающиеся с умственной отсталостью – это особая категория детей, сложная и разнохарактерная. Многочисленные исследования учёных свидетельствуют о том, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у ребенка, тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. В связи с этим очень важно развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ, так как им необходима своевременная коррекционная помощь, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение проблем со здоровьем.
Педагогическая целесообразность данной программы обеспечена педагогическими принципами, лежащими в основе образовательного процесса, подтверждается соответствием форм организации обучения, индивидуально-возрастным особенностям обучающихся, вовлеченностью в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа «Умелые ручки» ориентирована на знания, полученные на уроках профильного труда. Искусство изготовления игрушек - один из древнейших видов народного художественного творчества. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, проявляет фантазию, воспитывает трудовые навыки и умений, чувства к прекрасному. Формируется ответственное отношение к труду, к творческим заданиям.
Программа позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя трудовые навыки обучающихся. Дети активно проявляют интерес к декоративно-прикладному искусству, стремятся к самостоятельной работе.
Новизна программы заключается в том, что программой предусмотрены возможности для привлечения обучающихся к самостоятельной деятельности в использовании новых оригинальных технологий изготовления мягких игрушек, что позволяет у детей развивать стремление к познанию и творческому мышлению. Также через личный опыт и практическую деятельность у обучающихся формируется ответственное отношение к труду. Сам процесс рукоделия способен доставить учащемуся огромную радость и желание изготовить своими руками красивые и нужные вещи, что вызывает повышенный интерес детей к работе в объединении.
Педагогическая целесообразность
Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья через применение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, что позволяет обучающимся справиться с возможными трудностями при выполнении задания, повышает самостоятельность детей. Программа опирается на принципы жизненной определенности, доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ОВЗ, основанную на художественном искусстве, в первую очередь творческую деятельность. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Адресат программы: дети 10-15 лет с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Психолого-педагогические особенности АДОП
Программа «Золотая игла» строится на знании психологических особенностей и возможностей детей ОВЗ. Наши дети – обучающиеся, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, а также страдающие заболеваниями центральной нервной системы. Это отражается на их развитии следующим образом:
1.1 несформированность логического мышления
1.2 нарушение познавательной деятельности
1.3 нечеткое представление об окружающем мире
1.4 слабость смысловых связей
1.5 ограниченный кругозор
1.6 ослабленное творческое воображение
2.1 узость и недифференцированость восприятия окружающих предметов
2.2 недостаток наблюдательности
2.3 трудности в сосредоточении
-трудности припоминания и воспроизведения разученного материала
4.1 ограниченный словарный запас
4.2 нечеткое произношение некоторых звуков и отдельных слов
4.3 нарушение мотивации речи
- Несформированность эмоциональной сферы:
5.1 в эмоциях отсутствует многообразие и дифференцированность
5.2 отсутствие инициативы и самостоятельности
- Выраженное недоразвитие двигательной сферы:
6.1 нарушения координации
6.2 угловатость движений
6.3 нарушения мелкой моторики
6.4 дефекты мимики, пантомимики и жестов
- Затруднения в общении с людьми:
7.1 адекватная самооценка (заниженная или завышенная)
7.2 трудности в установлении контактов с незнакомыми людьми
Для устранения подобных отклонений в развитии детей их необходимо приобщить к таким направлениям творческой деятельности, как умение шить, кроить и любить прикладное искусство и др. Искусство способствует сохранению личностной целостности ребенка, помогает преодолеть проблемы поведенческого плана, повышает самооценку и создаёт ситуацию успеха. Одним из значимых направлений развития творческих способностей детей с отставанием в развитии является «терапия средствами искусства». Вся работа, проводимая в нем, направлена на то, чтобы ребенок, приобщаясь к искусству, развивался умственно, эмоционально и физически и впоследствии мог стать успешным в профессиональной деятельности.
Объём программы: 68 часов
Срок реализации программы: 1 год
Содержание и материал программы соответствуют базовому уровню.
Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планом. Занятия – групповые, индивидуальные. Состав группы – постоянный.
Режим занятий (периодичность и продолжительность занятий): 2 раза в неделю по 40 минут.
Форма обучения: очная, возможно применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн - занятий при реализации АДОП.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Наполняемость группы от 12 человек, в объединение принимаются все желающие.
Методы обучения реализуются в единстве познавательной деятельности обучаемых и педагога, усвоении обучающимися знаний, овладении навыками и умениями. Все они используются в комплексе и направлены на лучшее усвоение программы с учётом способностей обучающихся, сложности работы, скорости выполнения задания. К каждому этапу обучения применяется конкретная методика или технология.
Методы работы можно объединить по следующим признакам:
Словесные
|
Наглядные
|
Практические
|
устное изложение
|
показ видеоматериалов, иллюстраций
|
тренинг
|
беседа, пояснение, объяснение, рассказ
|
показ педагогом
приемов исполнения работы
|
показ последовательности действий,
|
диалог, тренинг
|
наблюдение
|
лабораторные работы и др.
|
инструктаж (вводный, текущий, частичный, используемый на каждом занятии)
|
таблицы, образцы, схемы, чертежи игрушек
|
различные упражнения в приобретении умений
|
Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, контрольный.
Формы проведения занятий:
беседа
|
опрос
|
презентация
|
викторина
|
конкурс
|
самостоятельная работа
|
игра-путешествие
|
игровая программа
|
размышление
|
выставка
|
объяснение
|
экскурсия
|
обсуждение
|
наблюдение
|
рассказ
|
комплексное занятие
|
открытое занятие
|
индивидуальная работа
|
коллективная работа
|
практическое занятие
|
просмотр тематических уроков в сети Интернет
|
Формы подведения итогов реализации программы
Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом занятии: отзывы детей и родителей об отношениях к занятиям, наблюдение педагога, викторины, практическая работа, зачет, выставка, опрос, самостоятельная работа.
Результативность: промежуточные и итоговые достижения детей могут быть оценены через участие работ детей в выставках и конкурсах различного уровня.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: отработка элементарных навыков, формирование и закрепление устойчивого интереса к рукоделию, развитие творческого воображения и самостоятельности у детей с ОВЗ во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.
Задачи программы:
Личностные:
- Вызывать у детей интерес к ручному труду, творческой деятельности.
- Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении коллективных работ.
- Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.
- Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям.
Метапредметные:
- Содействовать развитию у детей творческих способностей, наглядно – образному мышлению, вниманию, памяти.
- Содействовать развитию общей моторной координации и мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации.
- Содействовать развитию произвольности, усидчивости, целеустремленности.
- Способствовать формированию умения планировать, выполнять последовательную цепочку действий, развивать умение доводить работу до конца.
Образовательные:
- Формировать технические умения и навыки в работе с различными тканями и инструментами.
- Углублять и расширять знания об окружающем мире (культурных традициях страны, свойствах различных материалов).
- Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и иглой.
Коррекционные:
– развивать самостоятельность, аккуратность, ответственность, работоспособность;
- способствовать обогащению словарного запаса, активизации речи, адаптации детей в обществе, в коллективе.
При реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Принципы содержания программы:
1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянная опора на органы чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства.
4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.
5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
6. Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
7. Деятельностный принцип реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план программы
№ п/п
|
Название раздела, темы
|
Количество часов
|
Формы организации занятий
|
Формы аттестации (контроля)
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
(68 часов)
|
Раздел 1. Введение (1час)
|
1.1
|
Знакомство с программой «Умелые ручки». Инструктаж по техники безопасности.
|
1
|
1
|
|
Комплексное занятие, тренинг
|
Опрос, наблюдение,
собеседование
|
Раздел 2. Плоские комбинированные игрушки (36часов)
|
2.1
|
Леший.
|
6
|
1
|
5
|
Комплексное занятие, тренинг, практическое
|
Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий
|
2.2
|
Скоморох.
|
6
|
1
|
5
|
Комплексное занятие,
практическое, тренинг.
|
Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий,
|
2.3
|
Матрёшка.
|
6
|
1
|
5
|
Комплексное занятие,
практическое, тренинг.
|
Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий
|
2.4
|
Попугайчик.
|
6
|
1
|
5
|
Комплексное занятие, практическое, тренинг.
|
Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий
|
2.5
|
Кукла-скрутка.
|
6
|
1
|
5
|
Комплексное занятие,
практическое,
тренинг
|
Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий
|
2.6
|
Кукла. Одежда для куклы.
|
6
|
1
|
5
|
Комплексное занятие,
практическое, тренинг
|
Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий
|
Раздел 3. Объемные игрушки из меха и ткани (28 часов)
|
3.1
|
Зайчик.
|
6
|
1
|
5
|
Комплексное занятие,
практическое, тренинг.
|
Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий
|
3.2
|
Птица Каркуша.
|
6
|
1
|
5
|
Комплексное занятие,
практическое, тренинг
|
Опрос, наблюдение, тестирование
|
3.3
|
Львёнок.
|
6
|
1
|
5
|
Комплексное занятие,
практическое, тренинг
|
Опрос, наблюдение, тестирование
|
3.4
|
Бегемот.
|
6
|
1
|
5
|
Комплексное занятие,
практическое, тренинг
|
Опрос, наблюдение, тестирование
|
3.5
|
Выполнение проектов.
|
4
|
1
|
3
|
Комплексное занятие, практическое,
итоговое
|
Анализ выполнения практических заданий, зачет, творческая работа,
|
Раздел 4 Итоговое занятие (3 часа)
|
4.1
|
Экскурсии, выставки.
|
2
|
|
2
|
Комплексное занятие,
тренинг экскурсия.
|
Опрос, наблюдение,
|
4.2
|
Награждение победителей, анализ работы объединения.
|
1
|
|
1
|
Комплексное занятие, Выставка готовых работ
|
Оценка выполненной работы.
|
|
Итого:
|
68
|
12
|
56
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3.2 Содержание учебного плана
Раздел 1 «Введение» 1 час.
Теория -1 час.
Теория: Знакомство с программой «Умелые ручки». Беседы «Из истории Мягкая игрушка». Обсуждение планов на учебный год. Правила личной гигиены, правила техника безопасности при работе с инструментами. Знакомство с обуча.щимися.
Раздел 2 «Плоские комбинированные игрушки» 36 часов
Теория – 6 часов, практика - 30 часов
Теория: Плоские комбинированные игрушки. Ознакомление с историческими сведениями возникновения народной игрушки. Виды мягких игрушек. Технология изготовления игрушек из двух деталей. Принципы изготовления игрушки из ткани, набивки и декорирования. Процесс выполнения мягкой игрушки. Выбор тканей.
Практика:
- Подбор ткани и материалов.
- Раскрой деталей, работа с тканью.
- Заготовка фрагментов.
- Соединение деталей петельным стежком.
- Сметывание деталей кроя (ушки, лапки, туловище)
- Пошив и оформление игрушки.
- Изготовление игрушек: Леший, Скоморох, Матрёшка, Попугайчик, Кукла-скрутка.
- Кукла. Одежда для куклы.
Раздел 3. «Объемные игрушки из меха и ткани» 28 часов
Теория - 5 часов, практика - 23 часов
Теория: Объемные игрушки из меха и ткани. Особенности технологии выполнения объёмных игрушек. Правила раскроя и раскладки изделия из меха.
Практика:
- Выбор игрушки и ткани для изделия.
- Раскладка лекал на ткани.
- Обмеловка деталей выкроек. Припуски на швы.
- Раскрой и сметывание деталей.
- Объёмная игрушка из ткани и меха.
- Пошив игрушки.
- Набивка деталей игрушки.
- Изготовление волос, грив, хвостов.
- Сборка и оформление игрушки.
- Изготовление игрушек: Зайчик, птица Каркуша, львёнок, бегемот.
- Выполнение проектов. Просмотр готовых игрушек. Защита проекта.
Раздел 4. «Итоговое занятие» 3 часа
Практика – 3 часа:
1. Экскурсии. Оформление выставки всех работ учащихся.
2. Подведение итогов работы объединения за год, награждение, победителей, анализ работы объединения.
1.4. Планируемые результаты.
Предметные результаты:
- различать некоторые виды ткани;
- отмерять нить и вдевать ее в иглу, закреплять нить в начале и конце работы;
- овладеть технологиями швов «Вперед иголку», « Назад иголку», «Строчка»;
- знать правила техники безопасности при работе с инструментами для вышивания.
Личностные результаты:
- пришивают пуговицы с 2 и 4 отверстиями;
- вышивают «гладью». Метапредметные результаты:
- переводят рисунок на ткань;
- умеют располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки.
Планируемые результаты
Обучающиеся в результате обучения АДОП «Умелые ручки»:
- Должны знать информацию о программе «Умелые ручки»
- Будут знать историю мягкой игрушки.
- Должны знать правила техники безопасности при работе с инструментами для вышивания.
- Должны знать основы гигиены труда и производственной санитарной гигиены.
- Должны использовать в работе основы обработки и конструирования из ткани (вышивка, лоскутное шитьё, шитьё мягких игрушек).
- Будут иметь представление об изготовления игрушек из двух деталей.
- Будут иметь представление о подборе ткани и материалов.
- Будут уметь работать с иглой.
- Будут обучены отмерять нить и вдевать ее в иглу, закреплять нить в начале и конце работы.
- Будут знать, как различать виды тканей.
- Будут знать технологии швов «Вперед иголку», «Назад иголку», «Строчка».
- Будут знать средства выразительности (формат, форма, цвет, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор).
- Будут знать виды отделки: раскрашиванием, аппликационной, прямой строчкой и её вариантами.
Обучающиеся в результате обучения АДОП «Умелые ручки» должны уметь:
- выполнять экономную разметку деталей по выкройкам с опорой на образцы,
- подбирать материалы для работы,
- пришивать пуговицы с 2 и 4 отверстиями,
- вышивать «гладью»,
- располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая