СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Цель и задачи программы. 

3. Планируемый результат.

4. Учебно-тематический план.

5. Содержание учебного плана.

6. Календарный учебный график.

7. Форма аттестации.

8. Оценочные материалы. Критерии оценки.

 9. Методические материалы.

10. Условия обеспечения программы, материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение.

 11. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пояснительная записка

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» (далее – АДОП, Программа) имеет художественную направленность и  определяет содержание и организацию работы с детьми 10-15 лет с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в рамках  кружка по художественному развитию.  Данная программа построена на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми и направлена на развитие речи и формирование художественно - эстетических способностей у детей с ОВЗ, на обучение учащихся шитью ручными швами мягких плоских и объемных игрушек из ткани. Более половины учебных часов составляет практическая работа, контроль осуществляется в ходе практической работы обучающихся.

        Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;                                                                                                                                          - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;                                                                                                                            - Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;                                                   

 - Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;                                                                                                                  - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;                                           - СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;                 

- Устав Областного государственного казенного общеобразовательного учреждения «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 11» города Димитровграда Ульяновской области»;

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 4/15 от 22 декабря 2015 г.)

 - Адаптированная основная общеобразовательная программа ОГКОУ «Школа № 11» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2023-2024 учебный год;     

- Учебный план ОГКОУ «Школа №11» на 2023 - 2024 учебный год;                           - Годовой календарный учебный график школы на 2023 - 2024 учебный год.

Актуальность адаптированной дополнительной программы обусловлена тем, что обучающиеся с умственной отсталостью – это особая категория детей, сложная и разнохарактерная. Многочисленные исследования учёных свидетельствуют о том, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у ребенка, тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. В связи с этим очень важно развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ, так как им необходима своевременная коррекционная помощь, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение проблем со здоровьем.

Педагогическая целесообразность данной программы обеспечена педагогическими принципами, лежащими в основе образовательного процесса, подтверждается соответствием форм организации обучения, индивидуально-возрастным особенностям обучающихся, вовлеченностью в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья.

          Программа «Умелые ручки» ориентирована на знания, полученные на уроках профильного труда. Искусство изготовления игрушек - один из древнейших видов народного художественного творчества. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, проявляет фантазию, воспитывает трудовые навыки и умений, чувства к прекрасному. Формируется ответственное отношение к труду, к творческим заданиям.

        Программа позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя трудовые навыки обучающихся. Дети активно проявляют интерес к  декоративно-прикладному искусству, стремятся к самостоятельной работе.

       Новизна программы заключается в том, что программой предусмотрены возможности для привлечения обучающихся к самостоятельной деятельности в использовании новых оригинальных технологий изготовления мягких игрушек,  что позволяет у детей развивать стремление к познанию и творческому мышлению. Также через личный опыт и практическую деятельность у обучающихся формируется ответственное отношение к труду. Сам процесс рукоделия способен доставить учащемуся огромную радость и желание изготовить своими руками красивые и нужные вещи, что вызывает повышенный интерес детей к работе в объединении.  

      Педагогическая целесообразность

      Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья через применение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, что позволяет обучающимся справиться с возможными трудностями при выполнении задания, повышает самостоятельность детей. Программа опирается на принципы жизненной определенности, доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ОВЗ, основанную на художественном искусстве, в первую очередь творческую деятельность. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Адресат программы: дети 10-15 лет с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

        Психолого-педагогические особенности АДОП

       Программа «Золотая игла» строится на знании психологических особенностей и возможностей детей ОВЗ.    Наши дети – обучающиеся, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, а также страдающие заболеваниями центральной нервной системы. Это отражается на их развитии следующим образом:

  • Дефекты мышления:

1.1 несформированность логического мышления  

1.2 нарушение познавательной деятельности

1.3 нечеткое представление об окружающем мире                                                                            

1.4 слабость смысловых связей

1.5 ограниченный кругозор

1.6 ослабленное творческое воображение

  • Нарушения внимания:

2.1 узость и недифференцированость восприятия окружающих предметов    

2.2 недостаток наблюдательности

2.3 трудности в сосредоточении                                                                                                                                                                                                                                                                    

  • Нарушения памяти:

-трудности припоминания и воспроизведения разученного материала

  • Недоразвитие речи:

4.1 ограниченный словарный запас

4.2 нечеткое произношение некоторых звуков и отдельных слов

4.3 нарушение мотивации речи

  • Несформированность эмоциональной сферы:

5.1 в эмоциях отсутствует многообразие и дифференцированность

5.2 отсутствие инициативы и самостоятельности

  • Выраженное недоразвитие двигательной сферы:

6.1 нарушения координации

6.2 угловатость движений

6.3 нарушения мелкой моторики

6.4 дефекты мимики, пантомимики и жестов

  • Затруднения в общении с людьми:

7.1 адекватная самооценка (заниженная или завышенная)

7.2 трудности в установлении контактов с незнакомыми людьми

       Для устранения подобных отклонений в развитии детей их необходимо приобщить к таким направлениям творческой деятельности, как умение шить, кроить и любить прикладное искусство и др.  Искусство способствует сохранению личностной целостности ребенка, помогает преодолеть проблемы поведенческого плана, повышает самооценку и создаёт ситуацию успеха.                                                                                                                                               Одним из значимых направлений развития творческих способностей детей с отставанием в развитии является «терапия средствами искусства».  Вся работа, проводимая в нем, направлена на то, чтобы ребенок, приобщаясь к искусству, развивался умственно, эмоционально и физически и впоследствии мог стать успешным в профессиональной деятельности.

Объём программы: 68 часов

Срок реализации программы: 1 год

Содержание и материал программы соответствуют базовому уровню.

Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планом. Занятия – групповые, индивидуальные. Состав группы – постоянный.

Режим занятий (периодичность и продолжительность занятий): 2 раза в неделю по 40 минут.

Форма обучения:  очная, возможно применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн - занятий при реализации АДОП.

Формы организации образовательного процесса: групповая.

Наполняемость группы от 12 человек, в объединение принимаются все желающие.

Методы обучения реализуются в единстве познавательной деятельности обучаемых и педагога, усвоении обучающимися знаний, овладении навыками и умениями. Все они используются в комплексе и направлены на лучшее усвоение программы с учётом способностей обучающихся, сложности работы, скорости выполнения задания. К каждому этапу обучения применяется конкретная методика или технология.

Методы работы можно объединить по следующим признакам:

Словесные

Наглядные

Практические

устное изложение

показ видеоматериалов, иллюстраций

тренинг

беседа, пояснение,  объяснение, рассказ

показ педагогом

приемов исполнения работы

показ последовательности действий,

диалог, тренинг

наблюдение

лабораторные работы и др.

инструктаж (вводный, текущий, частичный, используемый на каждом занятии)

таблицы, образцы, схемы,  чертежи игрушек

различные упражнения в приобретении умений

 

Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, контрольный.

Формы проведения занятий:

беседа

опрос

презентация

викторина

конкурс

самостоятельная работа

игра-путешествие

игровая программа

размышление

выставка

объяснение

экскурсия

обсуждение

наблюдение

рассказ

комплексное занятие

открытое занятие

индивидуальная работа

коллективная работа

практическое занятие

просмотр тематических уроков в сети Интернет

 

Формы подведения итогов реализации программы

        Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом занятии: отзывы детей и родителей об отношениях к занятиям, наблюдение педагога, викторины, практическая работа, зачет, выставка, опрос, самостоятельная работа.

       Результативность: промежуточные и итоговые достижения детей могут быть оценены через участие работ детей в выставках и конкурсах различного уровня.

 

1.2. Цель и задачи программы

  Цель программы: отработка элементарных навыков, формирование и закрепление устойчивого интереса к рукоделию, развитие творческого воображения и самостоятельности у детей с ОВЗ во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.

Задачи программы:

Личностные:

- Вызывать у детей интерес к ручному труду, творческой деятельности.

- Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении коллективных работ.

- Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.

- Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям.

Метапредметные:

- Содействовать развитию у детей творческих способностей, наглядно – образному мышлению, вниманию, памяти.

- Содействовать развитию общей моторной координации и мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации.

- Содействовать развитию произвольности, усидчивости, целеустремленности.

- Способствовать формированию умения планировать, выполнять последовательную цепочку действий, развивать умение доводить работу до конца.

 Образовательные:

- Формировать технические умения и навыки в работе с различными тканями и инструментами.

- Углублять и расширять знания об окружающем мире (культурных традициях страны, свойствах различных материалов).

- Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и иглой.

Коррекционные:

– развивать самостоятельность, аккуратность, ответственность, работоспособность;

- способствовать обогащению словарного запаса, активизации речи, адаптации детей в обществе, в коллективе.

      При реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

    Принципы содержания программы:

1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянная опора на органы чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

2.  Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства.

4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.

5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

6.  Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

7. Деятельностный принцип реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.

 

1.3. Содержание программы

 

 

 

 

 

1.3.1. Учебный план программы

 

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

 

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

 (68 часов)

 

Раздел 1. Введение (1час)

1.1

Знакомство с программой «Умелые ручки». Инструктаж по техники безопасности. 

1

1

 

Комплексное занятие, тренинг

Опрос, наблюдение,

собеседование

 

Раздел 2. Плоские комбинированные игрушки (36часов)

2.1

Леший.

6

1

5

 

Комплексное занятие, тренинг, практическое

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

2.2

Скоморох.

6

1

5

Комплексное занятие,

практическое, тренинг.

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий,

2.3

Матрёшка.

 

6

1

 

5

 

Комплексное занятие,

практическое, тренинг.

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

2.4

Попугайчик.

 

6

1

 

5

 

Комплексное занятие, практическое, тренинг.

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

2.5

Кукла-скрутка.

 

6

1

 

5

 

Комплексное занятие,

практическое,

тренинг

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

2.6

Кукла. Одежда для куклы.

 

6

 

1

5

 

Комплексное занятие,

практическое, тренинг

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

 

Раздел 3. Объемные игрушки из меха и ткани (28 часов)

3.1

Зайчик.

6

1

5

Комплексное занятие,

практическое, тренинг.

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

3.2

Птица Каркуша.

6

1

5

 

Комплексное занятие,

практическое, тренинг

Опрос, наблюдение, тестирование

3.3

Львёнок.

6

1

5

 

Комплексное занятие,

практическое, тренинг

Опрос, наблюдение, тестирование

3.4

Бегемот.

6

1

5

 

Комплексное занятие,

практическое, тренинг

Опрос, наблюдение, тестирование

3.5

Выполнение проектов.

4

1

 

3

Комплексное занятие, практическое,

итоговое

Анализ выполнения практических заданий, зачет, творческая работа,

Раздел 4 Итоговое занятие (3 часа)

4.1

Экскурсии, выставки.

2

 

2

Комплексное занятие,

тренинг экскурсия.

Опрос, наблюдение,

4.2

Награждение победителей, анализ работы объединения.

1

 

1

Комплексное занятие, Выставка готовых работ

Оценка выполненной работы.

 

Итого:

68

12

56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

1.3.2 Содержание учебного плана

 

Раздел 1 «Введение» 1 час.

Теория -1 час.

Теория: Знакомство с программой «Умелые ручки». Беседы «Из истории Мягкая игрушка». Обсуждение планов на учебный год. Правила личной гигиены, правила техника безопасности при работе с инструментами. Знакомство с обуча.щимися.

 

Раздел 2 «Плоские комбинированные игрушки»  36 часов

 Теория – 6 часов, практика - 30 часов

Теория: Плоские комбинированные игрушки. Ознакомление с историческими сведениями возникновения народной игрушки. Виды мягких игрушек. Технология изготовления игрушек из двух деталей. Принципы изготовления игрушки из ткани, набивки и декорирования. Процесс выполнения мягкой игрушки. Выбор тканей.

Практика:

  1. Подбор ткани и материалов.
  2. Раскрой деталей, работа с тканью.
  3. Заготовка фрагментов.
  4. Соединение деталей петельным стежком.
  5. Сметывание деталей кроя (ушки, лапки, туловище)
  6. Пошив и оформление игрушки.
  7. Изготовление игрушек: Леший, Скоморох, Матрёшка, Попугайчик, Кукла-скрутка.
  8. Кукла. Одежда для куклы.

 

Раздел 3. «Объемные игрушки из меха и ткани» 28 часов

Теория - 5 часов, практика - 23 часов

Теория: Объемные игрушки из меха и ткани. Особенности технологии выполнения объёмных игрушек. Правила раскроя и раскладки изделия из меха.

Практика:

  1. Выбор игрушки и ткани для изделия.
  2. Раскладка лекал на ткани.
  3. Обмеловка деталей выкроек. Припуски на швы.
  4. Раскрой и сметывание деталей.
  5. Объёмная игрушка из ткани и меха.
  6. Пошив игрушки.
  7. Набивка деталей игрушки.
  8. Изготовление волос, грив, хвостов.
  9. Сборка и оформление игрушки.
  10. Изготовление игрушек: Зайчик, птица Каркуша, львёнок, бегемот.
  11. Выполнение проектов. Просмотр готовых игрушек. Защита проекта.

 

Раздел 4. «Итоговое занятие» 3 часа

Практика – 3 часа:

1. Экскурсии. Оформление выставки всех работ учащихся.

2. Подведение итогов работы объединения за год, награждение, победителей, анализ работы объединения.

 

1.4. Планируемые результаты.

 Предметные результаты:

-   различать некоторые виды ткани;

-  отмерять нить и вдевать ее в иглу, закреплять нить в начале и конце работы;

- овладеть  технологиями швов «Вперед  иголку», « Назад иголку»,  «Строчка»;

- знать правила техники безопасности при работе с инструментами для вышивания.

 Личностные  результаты:

- пришивают пуговицы с 2 и 4 отверстиями;

- вышивают «гладью».                                                                                                                                Метапредметные  результаты:

 - переводят рисунок на ткань;

- умеют располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки.

Планируемые результаты

           Обучающиеся в результате обучения АДОП «Умелые ручки»:

  1. Должны знать информацию о программе «Умелые ручки»
  2. Будут знать историю мягкой игрушки.
  3. Должны знать правила техники безопасности при работе с инструментами для вышивания.
  4. Должны знать основы гигиены труда и производственной санитарной гигиены.
  5. Должны использовать в работе основы обработки и конструирования из ткани (вышивка, лоскутное шитьё, шитьё мягких игрушек).
  6. Будут иметь представление об изготовления игрушек из двух деталей.
  7. Будут иметь представление о подборе ткани и материалов.
  8. Будут уметь работать с иглой.
  9. Будут обучены отмерять нить и вдевать ее в иглу, закреплять нить в начале и конце работы.
  10.  Будут знать, как различать виды тканей.
  11.  Будут знать технологии швов «Вперед иголку», «Назад иголку», «Строчка».
  12.  Будут знать средства выразительности (формат, форма, цвет, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор).
  13.  Будут знать виды отделки: раскрашиванием, аппликационной, прямой строчкой и её вариантами.

Обучающиеся в результате обучения АДОП «Умелые ручки» должны уметь:

  1. выполнять экономную разметку деталей по выкройкам с опорой на образцы,
  2.  подбирать материалы для работы,
  3.  пришивать пуговицы с 2 и 4 отверстиями,
  4. вышивать «гладью»,
  5. располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая