СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Пролетарская специальная школа-интернат»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

_______А.С. Безуглова

«____» _________2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________А.Н. Поляничко

«____»_________2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

На заседании педагогического совета

Протокол №____ от __________

_______________ Е.В. Грачева

«____»____________ 2022 год




Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Юный художник»

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

ГКОУ РО Пролетарской школы-интерната

на 2022-2023 учебный год



Возраст обучающихся: 11-16лет

Срок реализации: 1 год

Составила: учитель Технологии и ИЗО Подорога С.В.




г. Пролетарск

2022 год

Нормативно-правовое обеспечение программы.

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник» составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

  • Федеральный закон от 24.07.98 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Закон Ростовской области от 14.11.2013 года № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС образования обучающихся с УО), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19.12. 2014 г. № 1599; 

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19.12.2014 г № 1598;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 (ред. от 02.12.2020) "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".

  • Устав школы-интерната;

  • Локальные акты школы-интерната


Пояснительная записка

Среди различных видов деятельности, рисование среди учащихся с ОВЗ, благодаря своей доступности, наглядности и конкретности, является наиболее наглядным. Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности. Рисуя учащийся, воспитанник формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Усиление эффективности эстетического воспитания школьников, расширение их культурного и интеллектуального кругозора, гуманизация образования- вот задачи стоящие как перед общеобразовательной, так и коррекционной школой. Но решить их только на уроках рисования практически невозможно, так как рисование ведется только по 5 класс и два часа в неделю. Широкий простор для эстетического воспитания открывает внеклассная и кружковая работа, проводимая в данном направлении.

Главная цель - эстетическое воспитание, формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задачи:

Образовательные:

- продолжить работу по овладению детьми знаний элементарных основ рисунка;

- развивать у учащихся изобразительные, творческие способности;

-дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка;
-знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
-развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Воспитательные:

- воспитание интереса и любви к искусству,

-научить трудиться в художественном коллективе,

-подчинять свои личные интересы деятельности коллектива,

-воспитание уважения к народным обычаям и традициям.

Коррекционно - развивающие:

-способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у учащихся правильного:
-восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
-находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
-содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
-ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
-исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно- двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала

Актуальность программы.

Программа «Юный художник» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Основными видами художественной деятельности учащихся являются:

- художественное восприятие,

- информационное ознакомление,

- изобразительная деятельность,

- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Учебная деятельность имеет ряд преимуществ:

-занятие времени в свободное от урочной деятельности время;

-обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

-обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятий.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества и образовательным стандартам, в формировании компетентной, творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие эмоциональной сферы и коммуникативной культуры воспитанников. Познание истоков возникновения изобразительного искусства, культуры своего народа приводит к пониманию духовных корней, эмоционально – нравственных основ художественной культуры. Приобщение к традициям своего народа способствует формированию у ребенка чувства Отечества, осознанию своих родовых корней.

Условия реализации программы. Программа «Юный художник» рассчитана на 1 год обучения (66 часов) и предназначена для учащихся, воспитанников 9-16 лет. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа, (занятие- по 45 минут.)

Программа базируется на следующих концептуальных принципах:

-единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

- нравственно-духовное развитие и потребность в самовыражении личности;

- свобода и выбор деятельности;

-психологическая помощь в адаптации ребёнка в коллективе;

-взаимопонимание между педагогом и детьми;

-формирование контроля и оценки собственной деятельности;

-уважение к правам ребёнка.

Применяются формы и методы работы:

Методы: 

-метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);

-метод сравнений (для  активизации мышления);

-метод «открытий» (творческая деятельность  порождает новую  идею);

-метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);

-метод  привлечения жизненного опыта детей;

-метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность  детей, помогает найти верное решение из возможных);

-визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);

-словесный метод;

-наглядный метод.

 Формы работы:

-индивидуально практическая деятельность на занятиях;

-коллективно - творческая деятельность детей с ОВЗ на групповых занятиях;

-проведение тематических, конкурсных   мероприятий;

-игровые формы работы – пальчиковые игры со стихами, загадки, игры в добрые и ласковые слова.


В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер - классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Основные дидактические правила:

От лёгкого – к трудному.

От простого - к сложному.

От известного – к неизвестному.

Учитывать художественные способности учащихся.

Не допускать чрезмерной нагрузки.

Структура занятий:

1.Теория (беседа, просмотр видеороликов, прослушивание музыки)

2.Основная часть (практическая работа, физ. минутка)

3.Заключительная часть (анализ выполненных работ, выявление ошибок и неточностей в рисунке, выставка работ на стенд школы)

Отличительные особенности программы

С целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, преемственности ступеней образовательной системы наряду с предметным содержанием большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. Виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом сезонных особенностей и интересов учащихся. В ходе обучения для выполнения творческих заданий учащиеся пользуются различными художественными материалами: карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки, кисть. Освоение материала по программе строится на широком использовании различных техник, формирования умения свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.

Результаты художественного труда обучающихся находят применение в оформлении развивающего пространства образовательного учреждения, а также используются как подарки при проведении массовых культурных мероприятий.

Программа «Юный художник» построена на использовании методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей младшего школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый обучающийся, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.
Условия реализации программы имеет ряд преимуществ:

— занятия в свободное время;

— обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

— детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.

Темы блоков занятий:

-Пейзаж (разные техники)

-Животные, птицы, изображение людей (разные техники).

-Нетрадиционное рисование.

-Поздравительные открытки.

Пейзаж (разные техники). На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение. Знания и умения, полученные за годы обучения, применять в создании творческих работ. Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, видеороликам, мастер-классам, натуральным материалам. Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь, цветные карандаши – свободное владение ими. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.

Животные и птицы (разные техники).

На данном этапе важной становится цель – научить умению передавать движение в композиции. Пластика форм. Рассмотреть иллюстрации животных и птиц. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности. Учить рисовать животных и птиц разными способами, передавать среду обитания, использовать выразительные средства графики. Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными композициями выдающихся художников. Развитие наблюдательности за животным миром. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки).

Нетрадиционное рисование.

Монотипия-«Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: акварель, гуашь. Ритм цветочных пятен. Набрызг – «Рисуем одуванчики». Рисование мака с применением соли.

Поздравительные открытки (23 февраля, 8Марта, День Победы).

Ожидаемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностные результаты:

- интерес к изобразительному искусству, положительное отношение к занятиям ИЗО;

- способность к восприятию искусства и окружающего мира и умение подходить к любой своей деятельности творчески; - умение сотрудничать в художественной деятельности;

- развитие воображения, наблюдательности;

- совершенствование эстетического вкуса.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- определять последовательность действий с учетом конечного результата;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- выявлять и исправлять ошибки;

- производить оценку выполненной работы.

Коммуникативные:

- обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество;

- выражать в речи свои мысли и действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; - работать в парах и группах.

Познавательные:

- выделять существенные признаки объектов, анализируя их размер, цвет и форму.

Предметные результаты:

- правильно располагать рисунок на листе бумаги;

- строить рисунок на основе геометрических форм;

- получать светлые и тёмные оттенки цвета путём добавления белого и чёрного цвета;

- получать зелёный, оранжевый и фиолетовый цвет путём смешивания красной, жёлтой и синей красок;

- овладеть техникой работы с различными художественными материалами;

- организовывать свое рабочее место, готовить необходимые для занятия материалы;

- работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте.

К концу обучения по данной программе ожидаемый результат:

Знать:

1.разные приёмы рисования;

2.понятие «стилизация»;

3. нетрадиционные техники рисования;

4. воздушную и линейную перспективу.

Уметь:

1.работать в различной технике рисования;

2. пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;

3. самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;

4. творчески подходить к выполнению работы;

5.плавно и ритмично изображать формообразующие линии;

6. использовать цвет для создания различных образов;

7.использовать разные приёмы рисования;

Возрастная категория обучающихся в объединении:

Занятия объединения «Юный художник» посещают воспитанники в возрасте 9-16 лет, учащиеся 2-9 классов


Учебно-тематический план.

п/п

Тема

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1

Пейзаж (разные техники)

38

6.5

31.5

2

Животные и птицы, человек (разные техники)


16

6

10

3

Нетрадиционное рисование

4

1

3

4

Поздравительные открытки ( 8Марта,

День Победы)

8

1.5

6.5

Итого: 66 часов

66

15

51

Календарно- тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Тео-

рия

Прак-

тика

Всего

часов

Вид занятия

Наглядные пособия и технические средства

Дата проведения


1 четверть- 16 часов

1

2

Рисуем простым карандашом, человек в горах.

0.5

1.5

2

Работа простым карандашом.

Фотографии, видеоролик мастер- класса.

07.09

07.09

3

4

Рисуем простым карандашом, простой пейзаж.

0.5

1.5

2

Работа простым карандашом.

Работы учащихся, видеоролик мастер -класса.

14.09

14.09

5

6

Рисуем простым карандашом, птички на дереве.

0.5

1.5

2

Техника рисования простым карандашом.

Видео ролик мастер-класса.

21.09

21.09

7

8

9

10

Рисуем гуашью, летний пейзаж

0.5

3.5

4

Техника рисования гуашью.

Репродукции, видео ролик мастер-класса.

28.09

28.09

05.10

05.10

11

12

13

14

Рисуем гуашью, летом в поле.


0.5

3.5

4

Техника рисования гуашью.

Репродукции картин. Видео ролик мастер-класса.

12.10

12.10

19.10.19.10

15

16

Рисуем гуашью, лягушата .

0.5

1.5

2

Техника рисования гуашью.

Видео ролик мастер-класса.

26.10

26.10

2 четверть-16 часов

17

18

Рисуем гуашью, грибы мухоморы.

0.5

1.5

2

Техника рисования гуашью.

Видео ролик мастер-класса.

09.11

09.11

19

20

Рисуем маковое поле используя соль


0.5

1.5

2

Техника рисования акварелью.



Мастер-класс, видео ролик.

16.11

16.11

21

22

23

24

Рисуем гуашью, осенний пейзаж.

0.5

3.5

4

Рисование гуашью

Фотографии, иллюстрации, работы учащихся.

Мастер-класс, видео ролик.

23.11

23.11

30.11

30.11

25

26

Рисуем акварелью, пейзаж

0.5

1.5

2

Рисование цветными карандашами.

Мастер-класс, видео ролик.

07.12

07.12

27

28

Рисуем акварелью, колибри

0.5

1.5

2

Рисование с применением разных техник

Фотографии и изображения птичек колибри.

Мастер-класс, видео ролик.

14.12

14.12

29

30

31

32

Рисование гуашью, цветущее поле.

0.5

3.5

4

Рисование гуашью.

Мастер-класс, видео ролик.

21.12

21.12

28.12

28.12

3 четверть- 16 часов

33

34


Рисуем гуашью, месяц и звезды.

0.5

1.5

2

Рисование гуашью.

Репродукции картин звездного неба.

Мастер-класс, видео ролик.

18.01

18.01


35

36

Как нарисовать зимний пейзаж акварелью

0.5

1.5

2

Рисование акварелью.

Репродукции картин с изображением зимних пейзажей. Мастер-класс, видео ролик.

25.01

25.01

37

38

Рисование гуашь, милый тигренок.

0.5

1.5

2

Рисование гуашью.

Что такое стилизация.

Изображение животных в разных техниках. Мастер-класс, видео ролик.

01.02

01.02

39

40


Рисование цветными карандашами, хомяк.

0.5

1.5

2

Рисование цветными карандашами.

Мастер-класс, видео ролик, репродукции, иллюстрации.

08.02

08.02

41

42

Рисуем цветными карандашами, попугаи.

0.5

1.5

2

Создание рисунка цветными карандашами.

Мастер-класс, видео ролик, репродукции, иллюстрации.

15.02

15.02

43

44

45

46

Рисование гуашью и акварелью, закат.

0.5

3.5

4

Рисование заката акварелью и гуашью. Что такое линейная перспектива.

Рисование пространства.

Репродукции картин с изображением заката. Изображение заката в разных техниках. Мастер-класс, видео ролик.

22.02

22.02

01.03

01.03

47

48

Рисование открыток и рисунков

к 8 Марта.

0.5

1.5

2

Рисование пейзажа акварелью.

Рисование пространства.

Иллюстрации в книгах, стихи о маме. Виды открыток. Мастер-класс, видео ролик.

15.03

15.03

4 четверть- 18 часов

49

50

Рисование акварелью и гуашью, бабочки.

0.5

1.5

2

Рисование акварелью и гуашью.

Фотографии, иллюстрации, работы учащихся.

05.04

05.04

51

52


Рисование акварелью и гуашью, горный пейзаж

0.5

1.5

2

Рисование акварелью и гуашью.

Репродукции картин с изображением гор.

Мастер-класс, видео ролик.

12.04

12.04

53

54

Рисование акварелью и гуашью, верба

0.5

1.5

2

Рисование акварелью и гуашью.

Фото цветущих вербы.

Мастер-класс, видео ролик.

19.04

19.04

55

56

57

58

Рисование гуашью, весна

0.5

3.5

4

Рисование гуашью.

Фотографии природы. Мастер-класс, видео ролик.

26.04

26.04

03.05

03.05

59

60

61

62

Рисунок гуашью на военную тему, мы помним , мы гордимся.

0.5

3.5

4

Рисование акварелью и гуашью.

Репродукции, плакаты, книжные иллюстрации.

Мастер-класс, видео ролик.

10.05

10.05

17.05

17.05

63

64

Рисование гуашью, кот и ромашки.

0.5

1.5

2

Рисование гуашью.


Изображение котят в разных техниках. Мастер-класс, видео ролик.

24.05

24.05

65

66

Монотипия.

05

1,5

2

Создание рисунка при помощи монотипии

Фотографии природы. Мастер-класс, видео ролик.

31.05

31.05

Итого- 66 часов

Оборудование, материалы и инструменты, необходимые для занятий:

-плакаты по технике безопасности, альбом, краски, цветные карандаши, восковые карандаши, баночки для воды, салфетки, ватман, простой карандаш, ластик.

Список литературы:

1. М.Михейшина «Уроки рисования для младших школьников», 2005г.

2. А.П.Фомичёва «Методика обучения рисования в школе»,2007г.

3. О.Шматова «Самоучитель по рисованию акварелью», 2007г.

Методические пособия:

1. Выставка изделий. Мастер - классы

2. Книги и иллюстрации.

3. Этапы выполнения работы.

4. Образцы изделий

5. Информация из Интернета.