Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Пролетарская специальная школа-интернат»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _______А.С. Безуглова «____» _________2022 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________А.Н. Поляничко «____»_________2022 г. | УТВЕРЖДЕНО На заседании педагогического совета Протокол №____ от __________ _______________ Е.В. Грачева «____»____________ 2022 год |
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Юный художник»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
ГКОУ РО Пролетарской школы-интерната
на 2022-2023 учебный год
Возраст обучающихся: 11-16лет
Срок реализации: 1 год
Составила: учитель Технологии и ИЗО Подорога С.В.
г. Пролетарск
2022 год
Нормативно-правовое обеспечение программы.
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник» составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
Федеральный закон от 24.07.98 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Закон Ростовской области от 14.11.2013 года № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС образования обучающихся с УО), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19.12. 2014 г. № 1599;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19.12.2014 г № 1598;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 (ред. от 02.12.2020) "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Устав школы-интерната;
Локальные акты школы-интерната
Пояснительная записка
Среди различных видов деятельности, рисование среди учащихся с ОВЗ, благодаря своей доступности, наглядности и конкретности, является наиболее наглядным. Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности. Рисуя учащийся, воспитанник формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Усиление эффективности эстетического воспитания школьников, расширение их культурного и интеллектуального кругозора, гуманизация образования- вот задачи стоящие как перед общеобразовательной, так и коррекционной школой. Но решить их только на уроках рисования практически невозможно, так как рисование ведется только по 5 класс и два часа в неделю. Широкий простор для эстетического воспитания открывает внеклассная и кружковая работа, проводимая в данном направлении.
Главная цель - эстетическое воспитание, формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Задачи:
Образовательные:
- продолжить работу по овладению детьми знаний элементарных основ рисунка;
- развивать у учащихся изобразительные, творческие способности;
-дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка;
-знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
-развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Воспитательные:
- воспитание интереса и любви к искусству,
-научить трудиться в художественном коллективе,
-подчинять свои личные интересы деятельности коллектива,
-воспитание уважения к народным обычаям и традициям.
Коррекционно - развивающие:
-способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у учащихся правильного:
-восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
-находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
-содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
-ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
-исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно- двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала
Актуальность программы.
Программа «Юный художник» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Учебная деятельность имеет ряд преимуществ:
-занятие времени в свободное от урочной деятельности время;
-обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
-обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятий.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества и образовательным стандартам, в формировании компетентной, творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие эмоциональной сферы и коммуникативной культуры воспитанников. Познание истоков возникновения изобразительного искусства, культуры своего народа приводит к пониманию духовных корней, эмоционально – нравственных основ художественной культуры. Приобщение к традициям своего народа способствует формированию у ребенка чувства Отечества, осознанию своих родовых корней.
Условия реализации программы. Программа «Юный художник» рассчитана на 1 год обучения (66 часов) и предназначена для учащихся, воспитанников 9-16 лет. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа, (занятие- по 45 минут.)
Программа базируется на следующих концептуальных принципах:
-единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- нравственно-духовное развитие и потребность в самовыражении личности;
- свобода и выбор деятельности;
-психологическая помощь в адаптации ребёнка в коллективе;
-взаимопонимание между педагогом и детьми;
-формирование контроля и оценки собственной деятельности;
-уважение к правам ребёнка.
Применяются формы и методы работы:
Методы:
-метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);
-метод сравнений (для активизации мышления);
-метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);
-метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);
-метод привлечения жизненного опыта детей;
-метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность детей, помогает найти верное решение из возможных);
-визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);
-словесный метод;
-наглядный метод.
Формы работы:
-индивидуально практическая деятельность на занятиях;
-коллективно - творческая деятельность детей с ОВЗ на групповых занятиях;
-проведение тематических, конкурсных мероприятий;
-игровые формы работы – пальчиковые игры со стихами, загадки, игры в добрые и ласковые слова.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер - классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Основные дидактические правила:
От лёгкого – к трудному.
От простого - к сложному.
От известного – к неизвестному.
Учитывать художественные способности учащихся.
Не допускать чрезмерной нагрузки.
Структура занятий:
1.Теория (беседа, просмотр видеороликов, прослушивание музыки)
2.Основная часть (практическая работа, физ. минутка)
3.Заключительная часть (анализ выполненных работ, выявление ошибок и неточностей в рисунке, выставка работ на стенд школы)
Отличительные особенности программы
С целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, преемственности ступеней образовательной системы наряду с предметным содержанием большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. Виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом сезонных особенностей и интересов учащихся. В ходе обучения для выполнения творческих заданий учащиеся пользуются различными художественными материалами: карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки, кисть. Освоение материала по программе строится на широком использовании различных техник, формирования умения свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.
Результаты художественного труда обучающихся находят применение в оформлении развивающего пространства образовательного учреждения, а также используются как подарки при проведении массовых культурных мероприятий.
Программа «Юный художник» построена на использовании методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей младшего школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый обучающийся, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.
Условия реализации программы имеет ряд преимуществ:
— занятия в свободное время;
— обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
— детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
Темы блоков занятий:
-Пейзаж (разные техники)
-Животные, птицы, изображение людей (разные техники).
-Нетрадиционное рисование.
-Поздравительные открытки.
Пейзаж (разные техники). На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение. Знания и умения, полученные за годы обучения, применять в создании творческих работ. Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, видеороликам, мастер-классам, натуральным материалам. Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь, цветные карандаши – свободное владение ими. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
Животные и птицы (разные техники).
На данном этапе важной становится цель – научить умению передавать движение в композиции. Пластика форм. Рассмотреть иллюстрации животных и птиц. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности. Учить рисовать животных и птиц разными способами, передавать среду обитания, использовать выразительные средства графики. Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными композициями выдающихся художников. Развитие наблюдательности за животным миром. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки).
Нетрадиционное рисование.
Монотипия-«Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: акварель, гуашь. Ритм цветочных пятен. Набрызг – «Рисуем одуванчики». Рисование мака с применением соли.
Поздравительные открытки (23 февраля, 8Марта, День Победы).
Ожидаемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты:
- интерес к изобразительному искусству, положительное отношение к занятиям ИЗО;
- способность к восприятию искусства и окружающего мира и умение подходить к любой своей деятельности творчески; - умение сотрудничать в художественной деятельности;
- развитие воображения, наблюдательности;
- совершенствование эстетического вкуса.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- определять последовательность действий с учетом конечного результата;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- выявлять и исправлять ошибки;
- производить оценку выполненной работы.
Коммуникативные:
- обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество;
- выражать в речи свои мысли и действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; - работать в парах и группах.
Познавательные:
- выделять существенные признаки объектов, анализируя их размер, цвет и форму.
Предметные результаты:
- правильно располагать рисунок на листе бумаги;
- строить рисунок на основе геометрических форм;
- получать светлые и тёмные оттенки цвета путём добавления белого и чёрного цвета;
- получать зелёный, оранжевый и фиолетовый цвет путём смешивания красной, жёлтой и синей красок;
- овладеть техникой работы с различными художественными материалами;
- организовывать свое рабочее место, готовить необходимые для занятия материалы;
- работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте.
К концу обучения по данной программе ожидаемый результат:
Знать:
1.разные приёмы рисования;
2.понятие «стилизация»;
3. нетрадиционные техники рисования;
4. воздушную и линейную перспективу.
Уметь:
1.работать в различной технике рисования;
2. пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;
3. самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;
4. творчески подходить к выполнению работы;
5.плавно и ритмично изображать формообразующие линии;
6. использовать цвет для создания различных образов;
7.использовать разные приёмы рисования;
Возрастная категория обучающихся в объединении:
Занятия объединения «Юный художник» посещают воспитанники в возрасте 9-16 лет, учащиеся 2-9 классов
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего часов | Теория | Практика |
1 | Пейзаж (разные техники) | 38 | 6.5 | 31.5 |
2 | Животные и птицы, человек (разные техники) | 16 | 6 | 10 |
3 | Нетрадиционное рисование | 4 | 1 | 3 |
4 | Поздравительные открытки ( 8Марта, День Победы) | 8 | 1.5 | 6.5 |
Итого: 66 часов | 66 | 15 | 51 |
Календарно- тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Тео- рия | Прак- тика | Всего часов | Вид занятия | Наглядные пособия и технические средства | Дата проведения |
1 четверть- 16 часов |
1 2 | Рисуем простым карандашом, человек в горах. | 0.5 | 1.5 | 2 | Работа простым карандашом. | Фотографии, видеоролик мастер- класса. | 07.09 07.09 |
3 4 | Рисуем простым карандашом, простой пейзаж. | 0.5 | 1.5 | 2 | Работа простым карандашом. | Работы учащихся, видеоролик мастер -класса. | 14.09 14.09 |
5 6 | Рисуем простым карандашом, птички на дереве. | 0.5 | 1.5 | 2 | Техника рисования простым карандашом. | Видео ролик мастер-класса. | 21.09 21.09 |
7 8 9 10 | Рисуем гуашью, летний пейзаж | 0.5 | 3.5 | 4 | Техника рисования гуашью. | Репродукции, видео ролик мастер-класса. | 28.09 28.09 05.10 05.10 |
11 12 13 14 | Рисуем гуашью, летом в поле. | 0.5 | 3.5 | 4 | Техника рисования гуашью. | Репродукции картин. Видео ролик мастер-класса. | 12.10 12.10 19.10.19.10 |
15 16 | Рисуем гуашью, лягушата . | 0.5 | 1.5 | 2 | Техника рисования гуашью. | Видео ролик мастер-класса. | 26.10 26.10 |
2 четверть-16 часов |
17 18 | Рисуем гуашью, грибы мухоморы. | 0.5 | 1.5 | 2 | Техника рисования гуашью. | Видео ролик мастер-класса. | 09.11 09.11 |
19 20 | Рисуем маковое поле используя соль | 0.5 | 1.5 | 2 | Техника рисования акварелью. | Мастер-класс, видео ролик. | 16.11 16.11 |
21 22 23 24 | Рисуем гуашью, осенний пейзаж. | 0.5 | 3.5 | 4 | Рисование гуашью | Фотографии, иллюстрации, работы учащихся. Мастер-класс, видео ролик. | 23.11 23.11 30.11 30.11 |
25 26 | Рисуем акварелью, пейзаж | 0.5 | 1.5 | 2 | Рисование цветными карандашами. | Мастер-класс, видео ролик. | 07.12 07.12 |
27 28 | Рисуем акварелью, колибри | 0.5 | 1.5 | 2 | Рисование с применением разных техник | Фотографии и изображения птичек колибри. Мастер-класс, видео ролик. | 14.12 14.12 |
29 30 31 32 | Рисование гуашью, цветущее поле. | 0.5 | 3.5 | 4 | Рисование гуашью. | Мастер-класс, видео ролик. | 21.12 21.12 28.12 28.12 |
3 четверть- 16 часов |
33 34 | Рисуем гуашью, месяц и звезды. | 0.5 | 1.5 | 2 | Рисование гуашью. | Репродукции картин звездного неба. Мастер-класс, видео ролик. | 18.01 18.01 |
35 36 | Как нарисовать зимний пейзаж акварелью | 0.5 | 1.5 | 2 | Рисование акварелью. | Репродукции картин с изображением зимних пейзажей. Мастер-класс, видео ролик. | 25.01 25.01 |
37 38 | Рисование гуашь, милый тигренок. | 0.5 | 1.5 | 2 | Рисование гуашью. | Что такое стилизация. Изображение животных в разных техниках. Мастер-класс, видео ролик. | 01.02 01.02 |
39 40 | Рисование цветными карандашами, хомяк. | 0.5 | 1.5 | 2 | Рисование цветными карандашами. | Мастер-класс, видео ролик, репродукции, иллюстрации. | 08.02 08.02 |
41 42 | Рисуем цветными карандашами, попугаи. | 0.5 | 1.5 | 2 | Создание рисунка цветными карандашами. | Мастер-класс, видео ролик, репродукции, иллюстрации. | 15.02 15.02 |
43 44 45 46 | Рисование гуашью и акварелью, закат. | 0.5 | 3.5 | 4 | Рисование заката акварелью и гуашью. Что такое линейная перспектива. Рисование пространства. | Репродукции картин с изображением заката. Изображение заката в разных техниках. Мастер-класс, видео ролик. | 22.02 22.02 01.03 01.03 |
47 48 | Рисование открыток и рисунков к 8 Марта. | 0.5 | 1.5 | 2 | Рисование пейзажа акварелью. Рисование пространства. | Иллюстрации в книгах, стихи о маме. Виды открыток. Мастер-класс, видео ролик. | 15.03 15.03 |
4 четверть- 18 часов |
49 50 | Рисование акварелью и гуашью, бабочки. | 0.5 | 1.5 | 2 | Рисование акварелью и гуашью. | Фотографии, иллюстрации, работы учащихся. | 05.04 05.04 |
51 52 | Рисование акварелью и гуашью, горный пейзаж | 0.5 | 1.5 | 2 | Рисование акварелью и гуашью. | Репродукции картин с изображением гор. Мастер-класс, видео ролик. | 12.04 12.04 |
53 54 | Рисование акварелью и гуашью, верба | 0.5 | 1.5 | 2 | Рисование акварелью и гуашью. | Фото цветущих вербы. Мастер-класс, видео ролик. | 19.04 19.04 |
55 56 57 58 | Рисование гуашью, весна | 0.5 | 3.5 | 4 | Рисование гуашью. | Фотографии природы. Мастер-класс, видео ролик. | 26.04 26.04 03.05 03.05 |
59 60 61 62 | Рисунок гуашью на военную тему, мы помним , мы гордимся. | 0.5 | 3.5 | 4 | Рисование акварелью и гуашью. | Репродукции, плакаты, книжные иллюстрации. Мастер-класс, видео ролик. | 10.05 10.05 17.05 17.05 |
63 64 | Рисование гуашью, кот и ромашки. | 0.5 | 1.5 | 2 | Рисование гуашью. | Изображение котят в разных техниках. Мастер-класс, видео ролик. | 24.05 24.05 |
65 66 | Монотипия. | 05 | 1,5 | 2 | Создание рисунка при помощи монотипии | Фотографии природы. Мастер-класс, видео ролик. | 31.05 31.05 |
Итого- 66 часов |
Оборудование, материалы и инструменты, необходимые для занятий:
-плакаты по технике безопасности, альбом, краски, цветные карандаши, восковые карандаши, баночки для воды, салфетки, ватман, простой карандаш, ластик.
Список литературы:
1. М.Михейшина «Уроки рисования для младших школьников», 2005г.
2. А.П.Фомичёва «Методика обучения рисования в школе»,2007г.
3. О.Шматова «Самоучитель по рисованию акварелью», 2007г.
Методические пособия:
1. Выставка изделий. Мастер - классы
2. Книги и иллюстрации.
3. Этапы выполнения работы.
4. Образцы изделий
5. Информация из Интернета.