© 2024, Турова Светлана Андреевна 146 4
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная программа позволяет работать с детьми ОВЗ совместно с детьми которые учаться по основной программе.
АДМИНИСТРАЦИЯ ЗДВИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗДВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
Рассмотрено: на заседании педагогического Совета МКОУ СОШ №1 «_____» _______20___ года Протокол № ___________
| Утверждена: Приказом от «______» ________ 20___ года директор МКОУ СОШ №1 _________________________Останина Н. А
|
(АДОПТИРОВАННАЯ) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Учусь создавать проекты»
социально-гуманитарной направленности
(разноуровневая, базовый уровень)
возраст учащихся 11-15 лет
срок реализации программы 1 год
Составитель программы:
Турова Светлана Андреевна,
учитель
Здвинск, 2023
Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом (методическом) совете учреждения.
Зам. директора ВР __________/____Квашнина Е.С_______
Подпись ФИО
«____»___________2023г.
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» 4
1.1. Пояснительная записка 4
1.2. Цель и задачи программы 5
1.3. Содержание программы 5
1.4. Планируемые результаты 7
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 7
2.1 Календарный учебный график (см. Приложение №1) 7
2.2. Условия реализации программы 7
2.4. Оценочные материалы (см. приложение 2) 8
2.5. Методические материалы 9
2.6 Рабочая программа воспитания 9
2.7. Календарный план воспитательной работы 10
Список литературы 10
Приложения 12
Дополнительная общеобразовательная программа социально - гуманитарной направленности «Учусь создавать проекты» основывается на интересе, потребностях обучающихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Новизна программы
Программа построена на основе защиты индивидуальных проектов, обучающихся 10-11 классов. Преимущество данной программы в том, что проекты могут писать не только обучающиеся 10-11 классов, но учащиеся с 5-9 классы. Практические задания программы «Учусь создавать проекты» способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать в дальнейшем самостоятельно индивидуальные проекты.
Адресат программы
Программа адресована для обучающихся среднего звена детей основной программы и детей ОВЗ.
Предполагаемый состав – детей 11-15 лет (5-9 класс).
Условия приема детей –принцип набора в группы свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний.
Количество обучающихся – занятия для обучающихся проводятся в группах до 10 человек, при необходимости группа разбивается на подгруппы.
Психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста
Особенность подросткового возраста в том и есть, что внешне он взрослеет, а по внутренним особенностям и возможностям остается ребенком, которому необходима ласка, внимание, игры и т.п. В подростковом возрасте пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство достоинства, осознание половой принадлежности. Начинается переоценка давно знакомого и привычного, формируется свое мнение и нередко очень прямолинейное, категоричное и бескомпромиссное.
В этот период формируются взгляды, принципы, идеалы, жизненные цели, усваиваются правила поведения, которые позволяют моделировать реальные общественные отношения, что способствует потребности подростка войти в активную жизнь общества.
Вхождение подростка в активную общественную или социальную жизнь общества сопровождается обильным потоком информации, связи с эти активизируются и начинают развиваться познавательные процессы, такие как ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь.
Объем программы
Объем и срок освоения программы- 1 год, общее количество учебных часов- 34.
Форма обучения – очная.
Уровень данной программы – базовый.
Особенности организации образовательного процесса – учебные занятия могут проводиться со всем составом объединения, группами, а также индивидуально с наиболее способными детьми при подготовке к конкурсным мероприятиям или с детьми с особыми возможностями здоровья.
Данная программа предполагает дифференцированную помощь для обучающихся с
ОВЗ:
инструкция учителя для освоения работы с книгами,
переконструирование содержания ближайшего развития ученика, опора на жизненный опыт ребёнка,
использование наглядных, дидактических материалов,
итог выступления учащихся обсуждают по алгоритму-сличения, сильный ученик
самостоятельно отвечает на итоговые вопросы, слабым даётся опорная схема-алгоритм,
реконструкция урока с ориентиром на включение разнообразных индивидуальных форм преподнесения заданий,
использование более широкой наглядности и словесной конкретизации общих
положений большим количеством наглядных примеров и упражнений, дидактических
материалов,
использование при преобразовании дополнительных источников знаний опорной карты- сличения, опорной схемы алгоритма,
использование заданий индивидуального содержания,
при ответе на итоговые вопросы использование опорной схемы-алгоритмы, наглядные,
дидактические материалы,
адаптирование текста задания (более крупныи шрифт, четкое отграничение одного
Задания от другого; упрощение формулировок семантическому оформлению и др.),
увеличение времени на выполнение задании,
организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка
проявлении утомления, истощения.
Принцип организации занятий – групповой и индивидуальный.
Состав группы – постоянный.
Цель: формирование у обучающихся умений и навыков исследовательской деятельности.
Задачи программы:
Личностные:
формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные:
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные (образовательные):
Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;
Создавать рисунки в графическом редакторе;
Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.
Коррекционные задачи:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие речи, владение техникой речи;
обогащение и уточнение словарного запаса;
развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
расширение представлений об окружающем мире;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Учебный план
№ п/п | Раздел | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||||||
Всего | Теория | Практика | |||||||
| Проект.Введение | 6 | 4 | 2 | Входной контроль | ||||
| Методологический аппарат исследования | 7 | 4 | 3 | Творческое задание
Промежуточный контроль | ||||
| Анкетирование | 2 | 1 | 1 | Творческое задание, наблюдение Промежуточный контроль | ||||
| Библиотечный каталог | 5 | 2 | 3 | Тест/ творческое задание | ||||
| Логические операции | 8 | 4 | 4 | Творческое задание | ||||
| Конференция | 6 | 2 | 4 | Проект
Итоговый контроль | ||||
Итого: | 34 | 17 | 17 |
|
Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь –6 ч.
Теория: Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.
Практика: Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Формы контроля: Входной контроль
Тема 2.Методологический аппарат исследования– 7ч.
Теория: Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез. План проекта, правила составления плана работы над проектом. Познакомить с методами и предметами исследования. Предмет исследования в проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Практика: научиться ставить цели, задачи, выдвигать гипотезы, составление плана работы над проектом. Определить предмет исследования в своём проекте. Определить методы в проекте.
Формы контроля: творческое задание, презентация.
Тема 3. Анкетирование – 2ч.
Теория: Что такое анкета? Правила анкетирования, опроса. Интервью плюсы и минусы.
Практика: Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Форма контроля: Творческое задание, наблюдение
Тема 4.Библиотечный каталог. -5 ч.
Теория: Что такое список литературы? Правильное написание литературы в проекте.
Практика: Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.
Форма контроля: Тест/ творческое задание
Тема 5. Логические операции. – 8ч.
Теория: Анализ и синтез, суждения, умозаключения, выводы. Как сделать сообщение о результатах исследования.
Практика: Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. Составление плана работы. Требования к сообщению.
Форма контроля: Творческое задание.
Тема 6. Конференция– 6ч.
Теория: Правила оформления работы. План выступления и защиты своего проекта (исследования).
Практика: Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ своей проектной деятельности.
Формы контроля: проект.
После окончания обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Учусь создавать проекты» обучающиеся покажут следующие результаты:
Личностные результаты:
Будет сформирована у детей мотивация к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Будут развиты познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты:
Будут планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Будут сформированы умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
Будут уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные (образовательные) результаты:
Будут использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;
Будут создавать рисунки в графическом редакторе;
Будут пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
Будут использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.
Материалы – техническое обеспечение
Для эффективной реализации программы имеются:
Учебный кабинет, оснащенный школьный мебелью и оргтехникой, компьютер. Методические комплексы, состоящие из информационного материала и конспектов, презентаций PowerPoint, технологических и инструкционных карт; методических разработок и планов конспектов занятий; методических указаний и рекомендаций к практическим занятием;
Цифровые образовательные ресурсы
www.researcher.ru — Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т.
www.vernadsky.dnttm.ru — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.
www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника»..
Информационное обеспечение
http://www.proshkolu.ru/user/Svetlana2866/file/1652108/Всероссийском интернет - портале ProШколу.ru
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/materialy-dlya- zabotlivykh-roditelei-letnyaya-shkola-mate/ Социальный сайт работников образования nsportal. ru
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/195.html/Всероссийский Образовательный Портал «Продлёнка». Портал для школьников, педагогов и родителей.
2.3. Формы аттестации
Для определения результативности обученности обучающихся предусмотрены следующие виды контроля: (входная диагностика, текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестации)
Входной (начальный) – выявление уровня мотивации изучения предмета на начало учебного года;
Текущий (промежуточный) – проводится за полугодие в форме творческого задания, после каждой пройденной темы.
Итоговый – осуществляется в конце учебного года и проводится в форме конференции.
Характеристика оценочных материалов
| Планируемые результаты | Критерии оценивания | Виды контроля | Диагностический инструментарий (формы, методы, диагностика |
Личностные результаты | Будет сформирована у детей мотивация к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. | Сформированность системы ценностно-смысловых ориентиров деятельности; личностная позиция | Входной(начальный)
Текущий (промежуточный)
Итоговый
| Методы: наблюдение. Диагностика А.Реана для оценки уровня мотивации к исследовательской деятельности |
Будут развиты познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления. | ||||
Метапредметные результаты | Будут планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; | - неформальное признание ученика субъектом собственного образования; - отказ от авторитарной позиции учителя в обучении; - готовность к скрытому руководству деятельностью учащихся; - толерантность, готовность к принятию различных точек зрения субъектов образования; - оптимистичный взгляд на перспективы развития образования. | Текущий (промежуточный) | Творческое задание
|
Будут сформированы умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. | ||||
Будут уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | ||||
Предметные результаты | Будут использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов; | Знание и понимание, применение, функциональность | Итоговый | Выступление на учебной конференции, проект. |
Будут создавать рисунки в графическом редакторе; | ||||
Будут пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой; | ||||
Будут использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации. |
Методы обучения: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные проекты, самостоятельная работа, защита проектных работ, мини-конференция, консультация.
Технологии: проблемное обучение, моделирующая деятельность, поисковая деятельность, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Алгоритм учебного занятия:
Мотивация к деятельности: постановка предметных и метапредметных целей.
Актуализация полученных ранее знаний.
Пробное учебное действие по новой теме.
Поиск сложных мест в работе с новой информацией.
Нахождение путей и способов выхода из затруднений.
Реализация решения.
Первичное закрепление успешного результата работы.
Самостоятельная деятельность ученика с проверкой результатов работы по эталону.
Включение новой темы в систему применения знаний, в список задач для проектных работ. Анализ и оценивание деятельности учеников на занятие.
Цель программы воспитания: воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, твердой моралью, способного к преобразовательной продуктивной деятельности, саморазвитию, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры.
Задачи программы воспитания:
Развитие волевых качеств, обучающихся: самостоятельности, дисциплинированности, инициативности, принципиальности, организованности;
Воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
приобщение обучающихся детей к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
Формирование нравственного отношения к человеку, труду и природе.
Воспитание обучающихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.
Создание условий для участия семей в воспитательной деятельности МКОУ Здвинской СОШ№1.
Особенности воспитательного процесса:
Программа реализуется в МКОУ Здвинской СОШ№1 в детском объединении «Учусь создавать проекты». Режим занятий по программе включает в себя проведение педагогом не менее одного воспитательного мероприятия в месяц. Общий объём учебных часов на реализацию программы на каждый учебный год определяется в учебном тематическом плане. Для более эффективного достижения цели и реализации задач воспитательной работы, обозначенных в настоящей программе, рекомендовано-массовой работе.
Используемые формы воспитательной работы: викторина, экскурсии, игровые программы, диспуты.
Методы: беседа, мини-викторина, моделирование, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый.
Планируемые результаты:
1.Максимальное раскрытые потенциала личности каждого ребёнка, формирование определённых творческих, социальных и нравственных качеств, самореализация в условиях комфортного воспитательного пространства МКОУ Здвинской СОШ №1.
2. Рост результативности достижений и успехов детей.
3.Повышение профессионального уровня педагогических работников.
4.Расширение и укрепление сотрудничества с родителями.
2.7. Календарный план воспитательной работыКалендарный план воспитательной работы
№ пп | Раздел | Модуль | Название мероприятия | Форма проведения | Сроки проведения |
Тема 1 | Проект. Введение | Познавательная, проектная деятельность | Международный день распространения грамотности. День Учителя. | конкурс «Говори и пиши правильно», творческое задание | Сентябрь
Октябрь |
Тема 2 | Методологический аппарат исследования | Гражданско – патриотическое воспитание
Экологическая деятельность | Тематический урок «День народного единства» День экологии «Озеленение класса»
| Проект | Ноябрь |
Тема 3 | Анкетирование | Гражданско – патриотическое воспитание | Игра «В мире профессий» День студента | Анкета, интервью | Январь |
Тема 4 | Библиотечный каталог | Трудовое воспитание Профилактика и безопасность | Тематические уроки «Герои космоса» «Труд красит человека» «Культура добрососедства» | Работа с информацией творческое задание по теме | Апрель |
Тема 5 | Логические операции | Гражданско – патриотическое воспитание | Участие в конкурсе «Мой папа – герой» «Наша станица в ВОВ» Праздничная программа «Юные защитники » «Георгиевская ленточка» Праздник к 9 мая Международный женский день | Сообщение, мини-проект. | Февраль
Май
Март |
Тема 6 | Конференция | Познавательная, проектная деятельность | Отчет-презентация кружковой работы | Защита индивидуального проекта | Май |
Нормативно-правовые документы:
Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 с изм. 01.07.2020);
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности РФ»;
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273);
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи» от 14.07.2022 №261-ФЗ (далее- ФЗ-261);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 02.12.2021 № 3427);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678) (далее - Концепция);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
Федеральные проекты «Цифровая образовательная среда»,«Современная школа», «Патриотическое воспитание» (2020);
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
Концепция развития креативных индустрий в Новосибирской области (утв. постановлением Правительства НСО от 8.062021 № 212-П).
Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении и введении в действие ФГОС обучающихся с ОВЗ»;
Литература для педагога:
Басманова В.В. Защита проекта – экзамен по технологии// Школа и производство, 2005 №4, с.62-64.
Крылов А.В. Проектирование в технологии //Школа и производство, 2002 №1, с. 5-8.
Малышева Н.А. Интегрированные творческие проекты // Школа и производство, 2003 №7, с.33.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Графф, 2002.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. Пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Под ред. Е.С.Полат. – М.: Академия, 2000.
Павлова М.Б., ПиттДж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А.Сасовой. – М, 2003.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М, 2003.
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Проект. Введение (6 часов) | ||||||||
1 |
|
| 15:00 – 16:00 | Беседа | 1 | Проект! Проект? Научные исследования и наша жизнь. | Кабинет 13 | Опрос , входная диагностика |
2 |
|
| 15:00 – 16:00 | Беседа | 1 | Как выбрать тему проекта? | Кабинет 13 | Тест |
3 |
|
| 15:00 – 16:00 | Работа с интерактивной доской | 1 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследований. | Кабинет 15 | Работа с интерактивной доской |
4 |
|
| 15:00 – 16:00 | Внеклассное занятие | 1 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | Кабинет 13 | Работа в группе и в парах |
5 |
|
| 15:00 – 16:00 | Беседа | 1 | Какими могут быть проекты? | Кабинет 13 | Презентация |
6 |
|
| 15:00 – 16:00 | Мозговой штурм | 1 | Какими могут быть проекты? | Кабинет 13 | Тест |
Методологический аппарат исследования (2 часа) | ||||||||
7 |
|
| 15:00 – 16:00 | Беседа с элементами игры | 1 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез | Кабинет 13 | Творческое задание |
8 |
|
| 15:00 – 16:00 | Проблемно-ценностные дискуссии | 1 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез на практике | Кабинет 13 | |
9 |
|
| 15:00 – 16:00 | Беседа | 1 | Планирование работы | Кабинет 13 | Опрос |
10 |
|
| 15:00 – 16:00 | Практическое занятие | 1 | Планирование своей работы | Кабинет 13 | |
11 |
|
| 15:00 – 16:00 | Беседа | 1 | Знакомство с методами и предметами исследования | Кабинет 13 | Творческое задание |
12 |
|
| 15:00 – 16:00 | Практическое занятие | 1 | Эксперимент познания в действии | Кабинет 13 | |
13 |
|
| 15:00 – 16:00 | 1 | Учимся использовать методы исследования | Кабинет 13 | ||
Анкетирование (2 часа) | ||||||||
14 |
|
| 15:00 – 16:00 | Беседа | 1 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию | Кабинет 13 | Наблюдение, творческое задание, творческое задание |
15 |
|
| 15:00 – 16:00 | Практическое занятие | 1 | Учимся создавать анкеты. Брать интервью, создавать социальный опрос. | Кабинет 13 | |
Библиотечный каталог (5 часов) | ||||||||
16 |
|
| 15:00 – 16:00 | Внеклассное мероприятие | 1 | Работа в библиотеке с каталогами | Кабинет 13 | Тест/ творческое задние |
17 |
|
| 15:00 – 16:00 | Практическое занятие | 1 | Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | Кабинет 13 | |
18 |
|
| 15:00 – 16:00 | Беседа с элементами практики | 1 | Анализ прочитанной литературы | Кабинет 13 | |
19 |
|
| 15:00 – 16:00 | Беседа | 1 | Правила анализа литературы | Кабинет 13 | |
20 |
|
| 15:00 – 16:00 | Практическое занятие | 1 | Учимся анализировать прочитанную литературу | Кабинет 13 | |
Логические операции (8 часов) | ||||||||
21 |
|
| 15:00 – 16:00 | Дискуссия | 1 | Исследование объектов . | Кабинет 13 | Творческое задание |
22 |
|
| 15:00 – 16:00 | Ролевая игра | 1 | Учимся исследовать объекты. | Кабинет 13 | |
23 |
|
| 15:00 – 16:00 | Беседа с элементами практики | 1 | Основные логические операции. | Кабинет 13 | |
24 |
|
| 15:00 – 16:00 | Практическое занятие | 1 | Учимся оценивать идее и. выделять главное и второстепенное. | Кабинет 13 | |
25 |
|
| 15:00 – 16:00 | Беседа с элементами практики | 1 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | Кабинет 13 | |
26 |
|
| 15:00 – 16:00 | Практическое занятие | 1 | Учимся анализировать , делать выводы, умозаключения. | Кабинет 13 | |
27 |
|
| 15:00 – 16:00 | Беседа с элементами практики | 1 | Как сделать сообщение о результатах исследования. | Кабинет 13 | |
28 |
|
| 15:00 – 16:00 | Мозговой штурм | 1 | Учимся делать сообщение о результатах исследования | Кабинет 13 | |
Конференция (6 часов) | ||||||||
29 |
|
| 15:00 – 16:00 | Практическое занятие | 1 | Оформление работы | Кабинет 13 | Проект |
30 |
|
| 15:00 – 16:00 | Практическое занятие | 1 | Учимся грамотно оформлять работу | Кабинет 13 | |
31 |
|
| 15:00 – 16:00 | Практическое занятие | 1 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | Кабинет 13 | |
32 |
|
| 15:00 – 16:00 | Дискуссия | 1 | Мини конференция по итогам собственных исследований | Кабинет 13 | |
33 |
|
| 15:00 – 16:00 | Дискуссия | 1 | Мини конференция по итогам собственных исследований | Кабинет 13 | |
34 |
|
| 15:00 – 16:00 | Беседа | 1 | Анализ исследовательской деятельности | Кабинет 13 |
Методика А.Реана для оценки уровня мотивации к исследовательской деятельности
Цель:
диагностика готовности учащихся к исследовательской деятельности
Форма анкеты:
____________________________________________________ ________
(Фамилия, имя) (класс)
1 | Включаясь в работу, надеюсь на успех. |
|
2 | В деятельности активен. |
|
3 | Склонен к проявлению инициативы. |
|
4 | При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них. |
|
5 | Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереально трудные. |
|
6 | При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления. |
|
7 | При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов. |
|
8 | Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремлённости, а не от внешнего контроля. |
|
9 | При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается. |
|
10 | Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели. |
|
11 | Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу. |
|
12 | Если рискую, то с умом, а не бесшабашно. |
|
13 | Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль. |
|
14 | Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели. |
|
15 | В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается. |
|
16 | При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач. |
|
17 | Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время. |
|
18 | При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня улучшается, даже если задание достаточно трудное. |
|
19 | В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели. |
|
20 | Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает. |
|
Один балл получают ответы “да” на утверждения 1-3, 6, 8, 10-12, 14, 16, 18-20 и ответы “нет” на 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Подсчитывается общее количество баллов.
Описание аналитической части.
1. Диагностика учащихся, набравших от 14 до 20 баллов
Мотивация этих детей носит позитивный характер, так как они:
готовы начать работу, предполагая достижение чего-то конструктивного,
уверены в положительном исходе дела,
обладают потребностью в достижении успеха,
уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны,
целеустремленны и настойчивы в достижении цели,
не боятся и не избегают трудных задач,
при выполнении сложных задач быстро включаются в поиск решения, стремясь использовать разные способы и возможности,
планируют деятельность на перспективу, открывая «горизонты» исследования для самих себя, а не по указке старших (учителей),
способны выполнять задания на время,
способны пошагово рефлектировать свою деятельность.
2. Диагностика учащихся, набравших от 8 до 13 баллов (28%)
Мотивационный полюс ярко не выражен, так как эти дети:
готовы начать работу, не обладая чётким осознанием того, что делают,
не уверены в положительном исходе дела,
обладают потребностью в достижении успеха, но не уверены в себе, в своих силах,
не всегда ответственны, инициативны и активны,
способны к целеполаганию, но не настойчивы в достижении цели,
не избегают трудных задач, но не всегда доводят и даже часто не доводят до конца их решение,
быстро переключаются на другой вид деятельности,
планируют деятельность на короткий период (на завтра, ближайшие дни), не ставят перспективных целей,
не способны выполнять задания на время,
способны оценивать свою деятельность, но без пошаговой рефлексии.
3. Диагностика учащихся, набравших от 1 до 7 баллов (5%)
Диагностируется мотивация на избегание неудачи (боязнь неудачи):
активность ученика связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи (негативный тип мотивации);
в основе мотивации учащихся лежит идея негативных ожиданий: начиная дело, ребёнок уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха;
учащиеся этой группы отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах;
стараются избегать ответственных заданий;
при необходимости решения сложных и ответственных задач могут впадать в состояние близкое к панике, бросить всё на самотёк;
все это может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.
Оценка проектной деятельности учащихся
| Аспект оценки | Объект оценивания |
1 | Продукт (объективированный, материализованный результат ПДУ). | Изделие, спектакль, стенд и т.д. |
2 | Процесс (работа по выполнению проекта) | Защита проекта, Пояснительная записка Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.) |
3 | Оформление проекта | Пояснительная записка Видеоряд |
4 | Защита проекта | Процесс защиты проекта Поведение учащегося- докладчика |
5 | Руководство ПДУ | Проектные материалы, Ответы докладчика на вопросы экспертов Анкета самооценки учителя как руководителя ПДУ Ответы учителя на устные вопросы экспертов |
1.Оценка продукта проектной деятельности учащегося
критерии оценки | показатели |
1.1 Функциональность | Соответствие назначению, возможная сфера использования |
1.2 Эстетичность | Соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д. |
1.3 Эксплуатационность | Удобство, простота и безопасность использования |
1.4 Оптимальность | Наилучшее сочетание размеров и др. параметров, эстетичности и функциональности |
1.5 Экологичность | Отсутствие вреда для окружающей среды и человека от использованных материалов и эксплуатации |
1.6 Новизна Оригинальность Уникальность | Ранее не существовал Своеобразие, необычность Единственность в своем роде (проявление индивидуальности исполнителя) |
2. Процессуальная оценка проектной деятельности учащегося
Критерии оценки | Показатели |
2.1 Актуальность | Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата |
2.2. Проблемность | Наличие и характер проблемы в замысле |
2.3.Логичность | Обоснование последовательности действий, этапов проектирования |
2.4. Технологичность | Выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработанность |
2.5. Лаконичность | Простота выполнения в кратчайшие Сроки |
2.6. Экологичность | Отсутствие вредных для здоровья компонентов, материалов, отходов в процессе изготовления продукта |
2.7. Экономичность | Оптимальные затраты на материалы и изготовление |
2.8. Безопасность | Соблюдение правил ТБ |
2.9. Прогрессивность | Учет последних достижений в той области, к которой относится проектируемый продукт |
2.10. Содержательность | Информативность, смысловая емкость проекта |
2.11. Разработанность | Глубина проработки темы |
2.12. Завершенность | Законченность работы, доведение до логического окончания |
2.13. Эвристичность | Наличие творческого компонента в процессе проектирования: вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д. |
2.14. Коммуникативность (в групповом проекте) | Высокая степень организованности группы, распределение ролей, отношения ответственной зависимости и т. д. |
2.15. Самостоятельность | Степень самостоятельности уч-ся определяется с помощью устных вопросов к докладчику, вопросов к учителю* – руководителю ПДУ, на основании анкеты учителя. |
3. Оценка оформления проекта
Критерии оценки | Показатели |
3.1Соответствие стандартам оформления | Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии. |
3.2Системность | Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда. |
3.3Лаконичность | Простота и ясность изложения. |
3.4Аналитичность | Наличие причинно-следственных связей в тексте, рассуждений и выводов. |
3.5Дизайн | Композиционная целостность текста, продуманная система выделения, Художественно-графическое качество эскизов, схем, рисунков. |
3.6Наглядность | Видеоряд: графики, схемы, макеты и т.п. четкие, доступные для восприятия с учетом расстояния до зрителей. |
Критерии оценки | Показатели |
4.1Качество доклада | 4.1.1.системность, композиционная целостность 4.1.2.полнота представления процесса, подходов к решению проблемы 4.1.3.краткость, четкость, ясность формулировок. |
4.2 Ответы на вопросы | 4.2.1 адекватность ответов поставленным вопросам 4.2.2 аргументированность 4.2.3 полнота, убедительность 4.2.4 содержательность
|
4.3 Личностные проявления докладчика | 4.3.1 уверенность, владение собой 4.3.2 компетентность 4.3.3 настойчивость в отстаивании своей точки зрения 4.3.4 ответственность 4.3.5 культура речи, поведения 4.3.6 удержание внимания аудитории 4.3.7 импровизационность , находчивость 4.3.8 эмоциональность (неравнодушие) 4.3.9 стремление к познавательной активности, высоким достижениям 4.3.10 требовательность к себе, рефлексивность |
(заполняется учителем)
1.Оцените степень самостоятельности проектной деятельности учащегося.
- предельно самостоятельная с минимальной помощью учителя
частично – самостоятельная с большим объемом консультаций и диалогом с учителем
- с элементами самостоятельности (консультации, рекомендации конкретных действий)
- полностью несамостоятельная (регламентирован учителем каждый шаг, действие)
2.Оцените, насколько Вы можете инициировать познавательную самостоятельность учащихся.
- могу легко и успешно
- могу, но с некоторыми затруднениями (укажите характер затруднений)
- это представляет для меня большую трудность (в чем состоит трудность)
- не могу.
3.Какие средства вы для этого используете?
- объяснение сути учебного проекта, процесса и защиты.
-нечетко сформулированная проблема (требуется уточнение формулировки ).
- демонстрация и комментарий выполненных проектов.
-перечисление возможных тем и комментарий к ним.
- другое (поясните, что именно).
4.Оцените степень квалифицированности Ваших консультаций.
Содержательная сторона.
- весьма квалифицированная (отлично знаю то, о чем говорю с уч-ся).
- достаточно квалифицированная (периодически требуется обращение к
источникам информации )
- недостаточно квалифицированная (требуется частое обращение к источникам информации)
- неквалифицированная (постоянный дефицит знаний)
Процессуальная сторона
- выстраиваю проблемные ситуации, задаю наводящие вопросы, ненавязчиво
- направляю путь познания учащихся, предвидя и прогнозируя последующие
действия и их результат
- вместе с учащимися прохожу весь путь познания на равных позициях (в
сотворчестве)
- даю прямые указания действий
5. Какие психолого-педагогические приемы Вы применяли в подготовке учащегося к публичной защите проекта?
- наставления общего характера
- рассказ о процедуре защиты
- совместные консультации со школьным психологом
- беседы с родителями
- тренинги по отработке отдельных умений
-репетиция всей процедуры защиты
- другое (укажите, что)
6.Если, по-Вашему, защита прошла неуспешно, в чем Вы видите причины неуспешности?
- моя недоработка, как руководителя ПДУ
- стечение обстоятельств, случайность
- необъективность экспертов
- недостаточно способный учащийся
- нерадивый учащийся
- другие обстоятельства (укажите какие)
7. Оцените Вашу работу по подготовке учащихся к публичной защите (по результатам защиты)
- в высшей степени эффективная
- эффективная
- малоэффективная
- неэффективная
8.Какие задачи Вы решали как руководитель ПДУ?
- инициирование и поощрение творческого поиска
- формирование умения правильно формулировать и оценивать свою деятельность
- формирование умения правильно анализировать и оценивать свою деятельность
- другие (укажите, какие)
9. Какие методы и формы вы используете в процессе руководства ПДУ?
- метод свободной дискуссии
- метод мозгового штурма
- проблемное изложение
- эвристическая беседа
- дидактические игры
- коллективные формы творческой деятельности
- другое (что именно)
10. Удовлетворены ли вы своей ролью руководителя ПДУ?
- совершенно удовлетворен (а)
- удовлетворен (а)
- не совсем удовлетворен (а)
- больше неудовлетворен (а) , чем удовлетворен (а)
- не удовлетворен(а)
Оценочный лист проектной деятельности учащегося (ПДУ) № | Критерии оценки ПДУ | показатели | Объекты оценивания | Аспекты ПДУ | ||||
Продукт | Процесс | Оформление проекта | Защитапроекта | РуководствоПДУ | ||||
1.1 | Функциональность | Соответствие назначению, возможная сфера использования | Изделие, спектакль, стенд и т.д. | |
|
|
|
|
1.2 | Эстетичность | Соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д.
| То же | |
|
|
|
|
1.3 | Эксплуатационность | Удобство, простота и безопасность использования | То же |
|
|
|
|
|
1.4 | Оптимальность | Наилучшее сочетание размеров и др. параметров, эстетичности и функциональности | То же |
|
|
|
|
|
1.5 | Экологичность | Отсутствие вреда для окружающей среды и человека от использованных материалов и эксплуатации | То же |
|
|
|
|
|
1.6 | Новизна Оригинальность Уникальность | Ранее не существовал Своеобразие, необычность Единственность в своем роде (проявление индивидуальности исполнителя) | То же |
|
|
|
|
|
|
|
| Итого: |
|
|
|
|
|
2.1 | Актуальность | Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата | Защита проекта, Пояснительная записка Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.) |
|
|
|
|
|
2.2. | Проблемность | наличие и характер проблемы в замысле | Обоснование проблемы в докладе |
|
|
|
|
|
2.4. | Технологичность | выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработанность
| Защита проекта, Пояснительная записка Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.) |
|
|
|
|
|
2.5. | Лаконичность | простота выполнения в кратчайшие сроки | Пояснительная записка |
|
|
|
|
|
2.6. | Экологичность | отсутствие вредных для здоровья компонентов, материалов, отходов в процессе изготовления продукта
| Пояснительная записка |
|
|
|
|
|
2.7. | Экономичность | оптимальные затраты на материалы и изготовление
| Пояснительная записка |
|
|
|
|
|
2.8. | Безопасность | Соблюдение правил ТБ | Пояснительная записка, доклад, видеоряд |
|
|
|
|
|
2.9 | Прогрессивность | Учет последних достижений в той области, к которой относится проектируемый продукт | Пояснительная записка, доклад, видеоряд |
|
|
|
|
|
2.10. | Содержательность | Информативность, смысловая емкость проекта | Защита проекта, Пояснительная записка Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.) |
|
|
|
|
|
2.11. | Разработанность | Глубина проработки темы | Защита проекта, Пояснительная записка Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.) |
|
|
|
|
|
2.12 | Завершенность | Законченность работы, доведение до логического окончания | Пояснительная записка |
|
|
|
|
|
2.13. | Эвристичность | Наличие творческого компонента в процессе проектирования: вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д. | Пояснительная записка, доклад |
|
|
|
|
|
2.14. | Коммуникативность (в групповом проекте) | Высокая степень организованности группы, распределение ролей, отношения ответственной зависимости и т. д. | Доклад |
|
|
|
|
|
2.15. | Самостоятельность | Степень самостоятельности уч-ся определяется с помощью устных вопросов к докладчику, вопросы к учителю ПДУ, на основании анкеты учителя. | Ответы на вопросы экспертов |
|
|
|
|
|
|
|
| Итого: |
|
|
|
|
|
3.1 | Соответствие стандартам оформления | Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии. | Пояснительная записка Видеоряд |
|
|
|
|
|
3.2 | Системность | Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда. | Пояснительная записка
|
|
|
|
|
|
3.3 | Лаконичность | Простота и ясность изложения. | Пояснительная записка
|
|
|
|
|
|
3.4 | Аналитичность | Наличие причинно-следственных связей в тексте, рассуждений и выводов. | Пояснительная записка
|
|
|
|
|
|
3.5 | Дизайн | Композиционная целостность текста, продуманная система выделения, Художественно-графическое качество эскизов, схем, рисунков. | Пояснительная записка, видеоряд
|
|
|
|
|
|
3.6 | Наглядность | Наличие видеоряда, четкого, доступного для восприятия с учетом расстояния до зрителей | графики, схемы, макеты и т.п. |
|
|
|
|
|
|
|
| Итого: |
|
|
|
|
|
4.1 | Качество доклада | 4.1.1.системность, композиционная целостность 4.1.2.полнота представления процесса, подходов к решению проблемы 4.1.3.краткость, четкость, ясность формулировок. | Процесс защиты проекта Поведение учащегося-докладчика |
|
|
|
|
|
4.2 | Ответы на вопросы | 4.2.1 адекватность ответов поставленным вопросам 4.2.2 аргументированность 4.2.3 полнота, убедительность 4.2.4 содержательность | Процесс защиты проекта Поведение учащегося-докладчика |
|
|
|
|
|
4.3 | Личностные проявления докладчика | 4.3.1 уверенность, владение собой 4.3.2 компетентность 4.3.3 настойчивость в отстаивании своей точки зрения 4.3.4 ответственность 4.3.5 культура речи, поведения 4.3.6 удержание внимания аудитории 4.3.7 импровизационность , находчивость 4.3.8 эмоциональность (неравнодушие) 4.3.9 стремление к познавательной активности, высоким достижениям 4.3.10 требовательность к себе, рефлексивность | Процесс защиты проекта Поведение учащегося-докладчика |
|
|
|
|
|
|
|
| Итого: |
|
|
|
|
|
5.1 | Ответы на вопросы учащегося-докладчика | См. критерии в п.4 защита | Ответы на вопросы |
|
|
|
|
|
5.2 | Ответы учителя на вопросы анкеты | Компетентность в области проектной методики, критичность, рефлексивность | Анкета самооценки |
|
|
|
|
|
5.3 | Ответы учителя на вопросы экспертов | Компетентность в области проектной методики, критичность, рефлексивность | Ответы на вопросы экспертов |
|
|
|
|
|
|
|
| Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
| Всего: |
|
Механизм работы с оценочным листом
Напротив каждого из критериев в графах под общим названием "аспекты ПДУ" и ставиться оценочный балл.
Он исчисляется так:
Если показатели критерия присутствуют в объекте оценивания в полной мере - 1 балл.
При частичном присутствии - 0.5 балла.
Если отсутствуют - 0 баллов.
Можно усложнить градацию балльной оценки и увеличить ее вариативность с трех до пяти, введя такие позиции как
"скорее присутствуют, чем отсутствуют " - 0.75 балла.
"скорее отсутствуют, чем присутствуют "- 0.25 балла.
Последний вариант значительно усложнит оценивание и потребует больше времени для принятия решений и обработку результатов. Вряд ли это оправдано. Думается, будет достаточно одного промежуточного балла (0.5),который ставится в интервале “присутствует не в полной мере – незначительно присутствует”.
Далее суммируются все баллы в колонках под соответствующими аспектами (выделены жирным) и эти величины проставляются в строках ”итого” для каждого аспекта. Затем подсчитывается общая сумма баллов и проставляется в строке ”Всего”.
Максимально возможная оценка равна сумме всех критериев, выраженной в баллах. Эта оценка может использоваться и в качестве рейтинговой оценки.
1