СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа (6 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая  программа  составлена  на  основе  Базовой  образовательной программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида : 5-9 кл..В 2 сб./ Под редакцией  Воронковой В.В. М.: Гуманит.- изд. центр  Владос,  2001.  –Сб. 1. -232 с.  и учебного плана учреждения.

Рабочая программа   разработана в соответствии с требованиями:

        Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

         Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»);

        Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

         Приказа Комитета образования и науки Курской области  от 10.01-07-02/9744 от 06.11.2015 г. и Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

         Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

         Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа (6 класс)»

Пояснительная записка

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающегося, способствует умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий достичь того уровня общеобразовательных знаний, умений, который необходим обучающимся для социальной адаптации.

Содержание обучения имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь.

В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого развития и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе овладения каждым учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Обучение носит воспитательный характер. Аномальное состояние ребенка (Марины З.) затрудняет решение задач обучения и воспитания, но не снимает их. Марина поступила в школу с диагнозом психическое недоразвитие, умеренная умственная отсталость (синдром Аперта, выраженные когнитивные нарушения, ограничение жизнедеятельности по заболеванию III степени)

Рекомендовано: обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения.

Учитывая психофизическое состояние и специфические нарушения развития личности, обучение Марины З. следует проводить по данной программе, созданной на основе типовой программы под редакцией В.В. Воронковой, по чтению (5 класс), по письму (5 класс), по математике (5 класс), по развитию речи (4 класс), по изобразительному искусству (5 класс).

Согласно учебному плану для занятий по чтению отводится 68 часов, т.е. 2 часа в неделю, по письму отводится 99 ч., т.е 3 часа в неделю, по математике отводится 99 часов, т.е 3 ч. в неделю, на развитию речи отводится 34 часа, т.е 1 час в неделю, на изобразительное искусство 33 ч., т.е 1 ч. в неделю.



Русский язык

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обуславливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.

Цели и задачи обучения:

  1. Формирование общеречевых навыков, направленных на преодоление речевой замкнутости, коррекцию недостатков звукопроизношения, развитие слухового внимания и фонетического слуха.

  2. Выработка умения осмысленно запоминать, достаточно полно и точно воспроизводить необходимый учебный материал.

  3. У умственно отсталого ребенка имеются необходимые предпосылки к развитию мышления, но они требуют от учителя специальной работы, направленной на уточнение и расширение имеющихся представлений, умении оформить их в речи, в различных практических действиях на уроке.



Чтение (2 часа в неделю)

Направленность на социализацию личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, коррекция и развитие речемыслительных способностей детей и нравственных позиций поведения.

Задачи обучения:

-Воспитание у обучающихся интереса к уроку чтения;

- формирование у обучающихся навыков сознательного, правильного чтения;

- развивать умение общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, пересказывать текст;

- формировать навыки чтения дополнительной литературы.

Требования к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся должны уметь:

- Осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

- отвечать на вопросы по прочитанному;

Пересказывать содержание прочитанного.

Обучающиеся должны знать:

5-8 стихотворений наизусть.

Содержание учебного предмета

Примерная тематика курса

Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.

Навыки чтения

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.

Ответы на вопросы к тексту.

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Заучивание наизусть стихотворений. Всего за год дети выучат 5-8 стихотворений.





Учебно-тематический план.

Кол-во

часов

Тема

Теория

Практика

1

6

Устное народное творчество

6

6


14

Сказки

15

15

2

9

Картины родной природы

9

9

3

7

Осень

7

7

4

9

О друзьях-товарищах

9

9

5

4

Басни И.Крылова

4

4

6

12

Спешите делать добро

12

12

7

25

Картины родной природы

6

6



Учебник «Книга для чтения» 5 класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, автор-составитель З.Ф. Малышева

Москва «Просвещение» 2016 г.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.



Письмо (3 часа в неделю)



Правильная посадка во время письма.

Правильное расположение учебных принадлежностей при письме.

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев.

Развитие графических навыков: работа карандашом, ручкой.

Направленность на социализацию личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, коррекция и развитие коррекция и развитие мелкой моторики, речемыслительных способностей детей и нравственных позиций поведения.

Задачи обучения:

- формирование основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку

- формирование умения составлять предложения по вопросу, картинке, на тему слов, данных в нужной форме вразбивку, выделять предложения из речи и текста;

- научить анализировать слова по звуковому составу, познакомить с алфавитом, со слогообразующей ролью гласных звуков, различать гласные и согласные звуки, делить слова на слоги; переносить части слова при письме;

- закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? Что?; закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умение находить их в тексте, различать по вопросам что делает? Что сделал? Что делал? Что будет делать?;

Обучающийся должен уметь:

- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста;

- анализировать слова по звуковому составу;

-различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;

- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

- списывать текст целыми словами.

-подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

-проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;

-обозначать мягкость согласной буквой ь;

-разбирать слово по составу;

-выделять имя существительное как часть речи;

-строить простое распространенное предложение;

-связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

-пользоваться школьным орфографическим словарем.



Обучающиеся должны знать:

-алфавит;

-способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова)



Содержание учебного предмета

Программа по письму и развитию речи включает разделы: «Повторение», «Звуки и буквы», «Слово», «Связная речь».

Повторение

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Алфавит.

Слово

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок. Приставка и предлог.

Разделительный ъ.

Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.

Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число).

Род имён существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).

Учебно-тематический план.

Тема

Кол-во

часов


1

Повторение

11


2

Звуки и буквы

15


3

Состав слова

38


4

Части речи

7


5

Имя существительное

28




Литература:

Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Русский язык» автор Воронкова В.В., Москва

« Просвещение» 2005 г.

Оборудование: таблицы, предметные и сюжетные картинки, карточки для индивидуальной работы, карточки словарных слов.

Математика (3 часа в неделю)

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математики неразрывно связан с решением специфической задачи коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, формированием планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математики должно носить, практическую направленность и тесно связано с другими предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использовать математических знаний в нестандартных ситуациях.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи образовательных учреждений для детей с ОВЗ — коррекцией и развитием познавательной деятельности. Обучающиеся получают знания о нумерации и действиях с числами в пределах 1000, об основных единицах измерения величин, развиваются их пространственные, временные и геометрические представления.

Обучение математике должно носить практическую направленность, быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Для реализации данной рабочей программы используется учебно-методический комплект: учебник  (Перова М.Н., Капустина Г.М., «Математика 5», 2016г.)

 Цель программы обучения:


  • формировать систему математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;

  • коррекция недостатков познавательной деятельности и личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также их более успешной социализации.


Задачи:


• формирование доступных обучающимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
      • максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
      • воспитывать у обучающихся целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.

• формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут обучающимся в дальнейшей трудовой деятельности;

•повышение уровня общего развития обучающихся, коррекция и развитие  познавательной деятельности  и личностных качеств;

• воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;

• формирование  умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;

• формирование и развитие речи обучащихся;

• коррекция нарушений психофизического развития детей.


Программа построена по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнить их новыми сведениями.


Требования к уровню подготовки обучающихся


Учащиеся должны знать:

  • различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;

  • таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0; деления 0 и деления на 1, на 10;

  • название компонентов умножения и деления;

  • меры длины, массы и их соотношения;

  • меры времени и их соотношения;

  • различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;

  • название элементов четырехугольников.

  • класс единиц, разряды в классе единиц;

  • десятичный состав чисел в пределах 1000;

  • -единицы длины, массы, времени;

  • -римские цифры;

  • -дроби, их виды;

  • -виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.

Учащиеся должны уметь:


  • выполнять устные и письменные вычисления сложения и вычитания чисел в пределах 100;

  • практически пользоваться переместительным свойством умножения;

  • определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;

  • решать, составлять, иллюстрировать все изученные арифметические задачи;

  • самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;

  • различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;

  • вычислять длину ломаной;

  • узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

  • чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.

  • складывать и вычитать, умножать и делить числа в пределах 1000 (с помощью калькулятора, таблицы умножения);

  • определять время по часам одним способом;

  • самостоятельно чертить прямоугольник;

  • решать арифметические задачи в два действия с помощью учителя;

  • чертить треугольник по трем сторонам с помощью учителя.


Настоящая программа составлена на основе Программы для 5 – 9 классов специальных ( коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: Сборник 1. – М. :Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000г. и учебного плана учреждения.


Содержание учебного материала

  1. Тысяча - 25 ч.

Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Нахожде­ния неизвестного компонента сложения и вычитания. Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1 000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы. Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц. Счет до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2,20,200; по 5,50,500; по 25,250 устно, письменно, с использованием счетов. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе. Округление чисел до десятков, сотен, знак =. Сравнение чисел в том числе разностное, кратное (легкие случаи). Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.

  1. Сложение и вычитание натуральными числами в пределах 1000 – 37 ч., из них две контрольные работы.

Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000, их проверка. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Составные арифметические задачи, решаемые двумя-тремя арифметическими действиями. Обозначение чисел I—XII

  1. Единицы измерения величин – 8 ч., из них две контрольные работы.

Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1 км, 1 г, 1 т), соотношения: 1 м= 1 000 мм, 1 км = 1 000 м, 1 кг = 1 000 г, 1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц. Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной. Единицы измерения времени: год (1 год) соотношение: 1 год = = 365,366 сут. Високос­ный год. Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины (55 см ± 19 см; 55 см ± 45 см; 1м— 45 см; 8 м 55 см ± 3 м 19 см; 8 м 55 см ± 19 см; 4 м 55 см ± 3 м; 8 м ± 19 см; 8 м ± 4 м 45 см). Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.

  1. Обыкновенные дроби – 9 ч..

Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа, называние, обозначение.

Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, сравнение дро­бей с одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей. Простые арифметические задачи на нахождение части числа.

Геометрический материал-20 ч., из них одна практическая работа.

Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника. Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация тре­угольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки. Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D.


Учебно-тематический план

п/п

Кол-во час

Тема


25

Тысяча


37

Сложение и вычитание натуральными числами в пределах 1000


8

Единицы измерения величин


9

Обыкновенные дроби


20

Геометрический материал



Оборудование:

Дидактический материал, карточки, таблицы, раздаточный материал.

Литература:

1. Перова М.Н., Капустина Г.М., «Математика: учебник для 5 класса», 2016г.

2. Программа для 5 – 9 классов специальных ( коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: Сборник 1. – М. :Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000г. и учебного плана учреждения.

Развитие речи (1 час в неделю)

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ОВЗ обусловлено значительным отставанием детей с интеллектуальными нарушениями в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным  интеллектом.

Цели программы обучения:

Направленное исправление дефектов общего и речевого развития обучающейся, и ее познавательной деятельности.

Повышение уровня познавательной и речевой деятельности на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности.

Задачи программы обучения:

  • формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;

  • расширять и обогащать представление об окружающем мире;

  • обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;

  • обогащать словарный запас обучащейся;

  • научить обучащиюся участвовать в учебном диалоге;

  • способствовать развитию связного устного высказывания (описание, рассказ, рассуждение и пр.)


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны уметь:

  • Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;

  • Активно участвовать в беседе;

  • Связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;

  • Выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном опытном участке, по уборке урожая;

  • Соблюдать правила личной гигиены;

  • Соблюдать правила дорожного движения;


Учащиеся должны знать:

  • Названия и свойства изучаемых предметов, групп предметов, явлений природы;

  • Правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы;



Содержание учебного предмета


Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, которые находятся вне поля  их чувственного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся. Коррекции их мышления. Наблюдая,  дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.

Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы  и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.


Учебно-тематический план.

№ п/п

Темы

Кол-во часов

1.

Времена года


4ч.

2.

Сезонные изменения в природе

5ч.

3.

Овощи, фрукты, грибы, ягоды, орехи

5ч.

4.

Жизнь и быт школьника

5ч.

5.

Растения

5ч.

6.

Животные. Птицы. Насекомые. Рыбы

5ч.

7.

Охрана здоровья

5ч.



  • Оборудование: наглядный материал к каждому уроку, серии сюжетных картинок, иллюстрации, таблицы « Правила дорожного движения», « Строение человека».

  • Литература: Кудрина С.В.Окружающий мир. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: «Владос», 2015


Изобразительное искусство (1 часу в неделю)



Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Обучение изобразительному искусству носит элементарно-практический характер. В процессе изобразительного искусства осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий.


Цель программы обучения:

использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.


Задачи курса:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

  • содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;

  • ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;

  • дать учащимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.


Требования у уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны уметь:



  • правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

  • передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

  • использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

  • передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);  

  • подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

  • пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);

  • анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);  

  • употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов     

  • рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

Содержание учебного предмета


Программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения художественных представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках.

Рисование с натуры 4ч.

Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.

Декоративное рисование 12 ч.

Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения).

Рисование на темы 11ч.

Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.

Беседы об изобразительном искусстве 6 ч.

Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.

Учебно –тематический план

№п/п

Тема

Кол-во часов

1

Рисование с натуры


4

2

Декоративное рисование

12

3

Рисование на темы

11

4

Беседы об изобразительном искусстве

6


Итого

33



Оборудование:

Образцы рисунков, предметы для рисования с натуры, картины для бесед, иллюстрации декоративного рисования, портреты художников.


Литература



  1. Грошенков И. А. . «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». - М.: Академия, 2007.


  1. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007.


  1. Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах». – М.: Просвещение, 2006
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!