СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа для обучающихся 5 класса по профессионально – трудовому обучению (столярный профиль)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Профессионально-трудовое обучение (столярное дело)» на период перехода к реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе:

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа для обучающихся 5 класса по профессионально – трудовому обучению (столярный профиль)»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с. Старый Буян».


«Утверждаю» Рассмотрено и рекомендовано к

Директор ГБОУ школы-интерната утверждению педагогическим советом

__________________________________ ГБОУ школы-интерната с.Старый

О.В.Галкина. Буян

Приказ № 2/16- ОД от «_01___»_09__2018г. от «_28___»___08_____2018г.









Адаптированная образовательная программа

для обучающихся 5 класса по профессионально – трудовому обучению

(столярный профиль)










Разработчик: учитель Н.Н.Кабачок

____________________



2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


1.Нормативная база.

Рабочая программа учебного предмета «Профессионально-трудовое обучение (столярное дело)» на период перехода к реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе:

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);

- Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, разработанной под редакцией В.В. Воронковой. Сборник 2.5-9 классы. Издательство Москва «Владос», 2010г.

2. Название предмета и УМК.

Для реализации содержания рабочей программы используется УМК в который входит:

Учебник Б.А. Журавлёва «Столярное дело 5-6 кл». М: Просвещение, 1989г.

Учебное пособие Б.А. Журавлёва «Столярное дело» для 5-9 классов. М: Просвещение, 1992г.

3. Актуальность изучения учебного предмета

«Профессионально-трудовое обучение (столярное дело)» - базовая учебная дисциплина, способствующая повышению уровня познавательной активности обучающихся, развитию их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности, формирующая навыки трудового обучения на уроках столярного дела для успешной социализации в общество.

Изучение предмета «Профессионально-трудовое обучение (столярное дело)» направлено на достижение следующих целей:

  • получить технологические знания основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения обучающихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

  • овладеть обще трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • развить познавательные интересы, техническое мышление, пространственное воображение, интеллектуальные, творческие, коммуникативные и организаторские способности;

  • воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности; уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получить опыт применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.



4. Оценка достижения личностных планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.

Обучение сопровождается текущей и промежуточной аттестацией за каждую четверть и год.

  • 0 баллов ― нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл ― минимальная динамика;

  • 2 балла ― удовлетворительная динамика;

  • 3 балла ― значительная динамика.

  1. Оценка предметных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы


  • «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

  • «хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

  • «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

  • Базовый уровень достижений – оценка

  • «Удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

  • Повышенный уровень-оценка «хорошо» (отметка «4»).

  • Высокий уровень – оценка «отлично» (отметка «5»).

  • Пониженный уровень – оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»).

  • Низкий уровень – оценка «плохо» (отметка «1»)

6. Общая характеристика учебного курса:

Цель данных этапов обучения:

- познакомить обучающихся с разметкой дета­лей, пилением, строганием, сверлением древесины,

- научить скреплять детали в изделия и украшать их,

- научить обучающихся работать с различными инструментами, применять лаки, клеи, краски, краси­тели,

- сформировать навыки владе­ния столярными инструментами и приспособлениями, знать пра­вила ухода за ними,

- научить обучающиеся некоторые из инструментов и приспособлений изготавливать сами.

- подготовить обучающихся, имеющих отклонения в развитии, к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля.

С учетом особенностей развития детей с нарушением интеллекта выделяются основные содержательные линии:

  • технологическая культура производства;

  • распространение технологии современного производства;

  • культура, эргономика и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

  • основы черчения, графики, дизайна;

  • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

  • знакомство с миром профессий, определение учащимися жизненных планок;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • методы технологической, творческой, проектной деятельности.

7. Задачи данных этапов обучения:

  • дать ученикам начальные теоретические сведения о видах древесины и способах ее обработки;

  • научить учащихся работать столярной ножовкой, производить разметку на древесном материале;

  • научить пользоваться электровыжигателем;

  • научить пользоваться электрическим сверлильным станком для сверления отверстий;

  • проводить профориентационную работу среди учеников для того, чтобы ученики могли в последующем выбрать профессию соответственно своим способностям и возможностям;

  • формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.


8.Место предмета в учебном плане


Учебный предмет «Профессионально-трудовое обучение (столярное дело)» «входит в предметную область «Технология» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с годовым учебным планом переходного периода образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для пятого класса курс столярного дела рассчитан на 136 часов 34 учебные недели (4часа в неделю).

9. Перечень тем учебного предмета

№ п/п

Модуль (раздел)

Количество часов

1

Вводное занятие

8

2

Пиление столярной ножовкой

4

3

Промышленная заготовка древесины.

6

4

Игрушки из древесного материала.

10

5

Сверление отверстий на станке.

4

6

Игрушки из древесины и других материалов.

2

7

Выжигание.

2

8

Пиление лучковой пилой.

4

9

Строгание рубанком.

4

10

Соединение деталей с помощью шурупов.

4

11

Изготовление кухонной утвари.

4

12

Соединение рейки с бруском врезкой.

2

13

Практические работы

68

14

Самостоятельная работа

10

15

Контрольная работа

4


10. Общая характеристика предмета.

В группу для обучения столярному делу отбираются ребята, которые по состоянию здоровья способны выдержать большие физические нагрузи и производственные шумы.

Учащиеся, поступая в 5 класс из начального звена, переживают период адаптации. Это связано со сменой педагогов, с увеличением учебной нагрузки. Для более качественного определения способностей к овладению профилем трудового обучения в начале учебного года проводится педагогическая диагностика обучающихся, воспитанников. Дальнейшее продвижение в развитии учеников отслеживается по результатам диагностирования. Пятый класс является классом наблюдения, т. к. у учеников еще не сформированы предпосылки к тому или иному виду деятельности. На этом этапе обучения ученикам дается возможность попробовать свои силы по всем профилям трудового обучения. Поступая в 6 класс, профиль трудового обучения определяется на основе диагностирования и анкетирования учеников.

Программа включает в себя теоретические и практические занятия. Экскурсии на профильное производство не проводятся в связи с условиями местности.

Программа составлена на основе принципа повторяемости пройденного материала и постепенном вводе нового материала. Преподавание базируется на знаниях, полученных на уроках математики, рисования, истории, естествознания.

На уроках столярного дела ученики приобретают навык работы со столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними.

Особое внимание уделяется технике безопасности при работе в столярной мастерской. Соблюдение правил техники безопасности при работе приучает школьников к самоконтролю, что особенно важно для умственно отсталых детей. Занятия столярным делом являются важным звеном в коррекционном развитии учащихся. В процессе работы у детей формируются не только трудовые навыки, но и происходит коррекция и развитие мелкой моторики, координации движений, внимания, памяти, речи (в процессе работы ученики описывают свои действия, систематически повторяют правила техники безопасной работы с различными инструментами), сложных мыслительных операций: анализ, синтез, классификация, оценка. У учеников повышается мотивация трудовой деятельности т.к. они видят продукт своей деятельности, способны оценить значимость труда.

На уроки по строганию рубанком отводится 2 урока. Это связано с материально- техническим оснащением школы- интерната. На этих уроках ученики получают первоначальные сведения о процессе строгания рубанком, учатся закреплять черновые заготовки на верстаке, строгать заготовки рубанком.

11.Основной формой организации учебного процесса по предмету «Столярное дело» является – урок, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная работа.

12.Основные технологии:

  • личностно-ориентированное;

  • деятельностный подход;

  • уровневая дифференциация;

  • информационно-коммуникативные;

  • здоровьесберегающие;

  • игровые.

13.Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • Беседа (диалог).

  • Работа с книгой.

  • Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.

  • Самостоятельная работа.

  • Работа по карточкам.

  • Работа по плакатам.

  • Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.

14.Методы обучения:

беседа, словесные, практические, наглядные.

15. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами обучения профессионально трудового обучения (столярное дело) учащихся являются:

  • Положительная мотивация в формировании личностных познавательных, интеллектуальных и творческих способностей и интересов в предметной технологической деятельности и необходимости получения образования в современном обществе;

  • побуждение к приобретению новых знаний, практических умений и навыков;

  • мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование трудолюбия и ответственности, стремления к эффективной трудовой деятельности;

  • привитие навыков бесконфликтного общения, готовности и способности вести диалог с другими людьми, находить общие цели и пути для их достижений;

  • проявление бережного отношения к материальным ценностям школы и, как следствие, к природным и хозяйственным ресурсам своего края, приобретение опыта природоохранной деятельности;

  • формирование эмоционально-личностного отношения к ценностям народной культуры, воспитание патриотизма и любви своей Родины.

Коммуникативные учебные действия:

  • Формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать и аргументировать;

  • Слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договориться с ними;

  • Сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы

Регулятивные учебные действия:

  • Самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • определять правильность выполненного задания на основе сравнения с заданными образцами, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;

  • контролировать свои действия и действия одноклассников;

Познавательные учебные действия

  • Отвечать на вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную и необходимую информацию в учебнике, книгах, периодических изданиях и интернете;

  • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, анализировать, классифицировать на наглядном материале (образец, заготовка и пр.);

  • читать, писать, пересказывать прочитанное, составлять план действий.


Планируемые предметные результаты.

п/п

Модули

Базовый уровень

Минимальный уровень

1

Вводное занятие

-пользоваться инструментами и материалами;

-соблюдать правила безопасности в столярной мастерской.

-пользоваться инструментами и материалами;

-соблюдать правила безопасности в столярной мастерской.

2

Пиление столярной ножовкой

- Виды столярных ножовок, их устройство; правила безопасной работы при пилении; материалы и инструменты для изготовления щитового изделия; названия операций по изготовлению изделия; виды клея для склеивания деталей; правила разметки при пилении; правила разметки и безопасной работы ножовкой; правила разметки скругления углов;

-выполнять разборку и сборку полуфуганка;

- подготавливать полуфуганок к работе;

- выполнять строгание;

- выполнять построение чертежа изделия;

-составлять последовательность изготовления изделия;

- выполнять фугование кромок детали;

- выполнять склеивание делянок в щит;

- выполнять строгание лицевой пласти щита;

- выполнять строгание лицевых кромок щита;

-выполнять разметку и отпиливание припуска по длине;

-выполнять торцевание кромок и скругление углов;

- выполнять зачистку щита;

- оценивать качество готового изделия.

- Виды столярных ножовок;

-правила безопасной работы при пилении;

- материалы и инструменты для изготовления щитового изделия;

- названия операций по изготовлению изделия;

- правила разметки и безопасной работы ножовкой;

- выполнять строгание полуфуганком;

-составлять последовательность изготовления изделия;

- выполнять фугование кромок детали;

- выполнять склеивание делянок в щит;

- выполнять зачистку щита;

- оценивать качество готового изделия.

3

Промышленная заготовка древесины.

- знать значение и способы хранения древесины;

-правила безопасности при укладывании материала;

-окорить древесину;

- определить вид брака древесины;

- складывать древесину в штабель.

- знать значение и способы хранения древесины;

-правила безопасности при укладывании материала;


4

Игрушки из древесного материала.

-знать назначение игрушки, виды игрушек,

-последовательность изготовления,

-правила безопасной работы инструментами;

- способы нанесения рисунка на поверхность детали;

-приёмы работы;

-способы отделки изделия;

-правила безопасной работы при лакировании;

-определять виды резьбы по образцам;

-выполнять разметку геометрического орнамента,

-выполнять геометрическую резьбу;

- выполнять отделку изделия;

-оценивать качество готового изделия.

-знать назначение игрушки, виды игрушек,

-последовательность изготовления,

-правила безопасной работы инструментами;

-приёмы работы;

-способы отделки изделия;

-правила безопасной работы при лакировании;

- выполнять отделку изделия;

-оценивать качество готового изделия.

5

Сверление отверстий на станке.

-знать устройство сверлильного станка;

- правила безопасной работы на станке;

-знать назначение отверстий разной глубины и названия операций;

-последовательность изготовления соединения;

-названия деталей изделия и материалы для изделия;

-названия операций при изготовлении изделий;

- правила разметки;

-правила безопасной работы при сверлении;

-подготавливать станок к работе;

-выполнять сверление;

-анализировать чертёж соединения;

-выполнять технический рисунок;

-определять вид соединения по образцам;

-составлять последовательность изготовления соединения с опорой на чертёж и Технологическую карту;

-выполнять образец соединения,

-анализировать чертёж изделия,

-выполнять технический рисунок,

-выполнять разметку отверстия.

- правила безопасной работы на станке;

-знать назначение отверстий разной глубины и названия операций;

-последовательность изготовления соединения;

-названия деталей изделия и материалы для изделия;

-названия операций при изготовлении изделий;

-правила безопасной работы при сверлении;

-выполнять сверление;


6

Игрушки из древесины и других материалов.

- разбираться в видах различных материалов, их свойствах;

- владеть способами нанесения краски;

-знать правила подготовки поверхности к окрашиванию и технологию обработки;

-соблюдать правила безопасной работы.

-разбираться в видах различных материалов;

-знать правила подготовки поверхности к окрашиванию и технологию обработки;

-соблюдать правила безопасной работы.

7

Выжигание.

- знать назначение и устройство выжигателя;

-знать правила безопасной работы выжигателем и правила электробезопасности;

-правильно организовывать рабочее место;

-самостоятельно приготовить поверхность для выжигания;

-перенести рисунок с кальки на заготовку;

-выжечь рисунок выжигателем;

-покрыть изделие лаком.

- знать назначение выжигателя;

-знать правила безопасной работы выжигателем;

-правильно организовывать рабочее место;

-приготовить поверхность для выжигания;

-выжечь рисунок выжигателем;

-покрыть изделие лаком.


8

Пиление лучковой пилой.

-знать правила безопасной работы при пилении;

- особенности обработки деталей из древесины твёрдых пород;

- требования к материалу для ручки инструмента;

- названия операций по изготовлению изделия;

- способы отделки изделий;

- распознавать твёрдые породы древесины;

- выбирать инструмент для обработки деталей;

- подбирать материал;

- составлять последовательность изготовления изделия;

- выполнять отпиливание припуска по длине;

- выполнять обработку торца;

-выполнять отделку изделия;

-оценивать качество готового изделия.

-знать правила безопасной работы при пилении;

-особенности обработки деталей из древесины твёрдых пород;

- выбирать инструмент для обработки деталей;

- подбирать материал;

- выполнять отпиливание припуска по длине;

- выполнять обработку торца;

-выполнять отделку изделия;

-оценивать качество готового изделия.

9

Строгание рубанком.

-знать правила безопасной работы при строгании;

-инструменты для строгания профильной поверхности;

-называть грани бруска;

-владеть способами измерений заготовок;

-умение строгать с учетом волокнистости изделий;

-производить операции по подготовке рубанка к работе;

-знать способы крепления заготовок на верстаке;

-самостоятельно выполнять черновое и чистовое строгание;

-контролировать работу при строгании;

-пользоваться измерительными материалами при разметке заготовки;

-производить контроль выполненной работы.

-знать правила безопасной работы при строгании;

-производить операции по подготовке рубанка к работе;

-знать способы крепления заготовок на верстаке;

-самостоятельно выполнять черновое и чистовое строгание;

-контролировать работу при строгании;

-производить контроль выполненной работы.

10

Соединение деталей с помощью шурупов.

- знать разновидности шурупов;

- способы их применения;

- способы соединений деталей с помощью шурупов;

-знать устройство и применение ручной дрели и электродрели;

-знать технику безопасности при работе с ручной дрелью и электродрелью;

-производить разметку под шурупы шилом;

-выполнять зинкование отверстий;

-знать виды отделки готовых изделий;

-выполнять самоконтроль выполненной работы.

-знать разновидности шурупов;

- способы их применения;

- способы соединений деталей с помощью шурупов;

-знать технику безопасности при работе с ручной дрелью и электродрелью;

-производить разметку под шурупы шилом;

-выполнять самоконтроль выполненной работы.

11

Изготовление кухонной утвари.

-выполнять чертеж и эскиз изделия;

-ориентироваться в работе по чертежу;

-знать правила безопасности при пилении и долблении, строгании и торцевании;

-отличительные особенности ящичных соединений;

-названия операций по изготовлению изделия;

-порядок сборки изделия, подгонки деталей;

- способы отделки изделий;

-работать изученными столярными инструментами.

-знать правила безопасности при пилении и долблении, строгании и торцевании;

-названия операций по изготовлению изделия;

-порядок сборки изделия, подгонки деталей;

- способы отделки изделий;

-работать изученными столярными инструментами.

12

Соединение рейки с бруском врезкой.

-физические и механические свойства древесины;

-технологические свойства древесины;

-назначение соединений;

- соединять бруски между собой врезкой;

-инструменты, применяемые при соединении рейки и бруска и их устройство;

-работать по чертежу;

-последовательность выборки паза;

-предупреждать расколов при работе;

-отделывать изготовленное изделие;

-при работе соблюдать технику безопасности.

-назначение соединений;

-соединять бруски между собой врезкой;

-инструменты, применяемые при соединении рейки и бруска и их устройство;

-последовательность выборки паза;

-предупреждать расколов при работе;

-отделывать изготовленное изделие;

-при работе соблюдать технику безопасности.

14

Практическая работа

Самостоятельное выполнение.

Выполнение с помощью (частичной помощью) учителя.

15

Самостоятельная работа

Самостоятельное выполнение

Выполнение с помощью (частичной помощью) учителя.

16

Контрольная работа

Самостоятельное выполнение

Выполнение с помощью (частичной помощью) учителя.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1четверть (36ч.)


ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. (2 ч.)


Сообщение тем занятий на четверть. Сообщение правил поведения в столярной мастерской. Правила безопасности в работе с инструментами.


ПИЛЕНИЕ СТОЛЯРНОЙ НОЖОВКОЙ.(4ч)


Изделие. Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы. Заготовки для последующих работ.

Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила безопасности при пилении и работе с наждачной шкуркой.

Столярные инструменты и приспособления. Измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло. Устройство инструментов, правила пользования и назначение. Понятие припуск на обработку.

Материалы для изделия: шлифовальная шкурка, водные краски.

Умение. Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стусле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «пакете». Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью размеров и формы детали с помощью линейки, и угольника.

Практические работы(8 часов). Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Окрашивание изделий кисточкой.

ПРОМЫШЛЕННАЯ ЗАГОТОВКА ДРЕВЕСИНЫ(6ч.)

Теоретические сведения. Дерево: основные его части (крона, ствол, корень), породы (хвойное, лиственное). Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды, использование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ширина, толщина). Брусок (квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их взаимное расположение (под прямым углом), торец.

Умение. Сортировать материал по размеру и видам пород. Разделывать бревна на пилоиатериалы.

ИГРУШКИ ИЗ ДРЕВЕСНОГО МАТЕРИАЛА(10ч.).

Изделие. Игрушечная мебель (стол, стул, банкетка).

Теоретические сведения. Рисунок детали изделия: назначение, выполнение обозначение размеров. Шило: назначение, пользование, правило безопасной работы.

Умение. Работа шилом. Изображение детали (технический рисунок).

Практические работы (4 часа). Разметка деталей из выстроганных по длине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок фанеры. Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила. Сборка и контроль изделий.

Самостоятельная работа (2 часа) по изготовлению игрушечной мебели (по выбору учеников: стол, стул, банкетка).


2 четверть.(30ч.)



ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. (2ч.)

Сообщение учащимся плана работы на 2 четверть. Правила безопасности при работе с инструментами.


СВЕРЛЕНИЕ ОТВЕРСТИЙ НА СТАНКЕ (4 часа.)

Изделие. Подставка для карандашей, кисточек из прямоугольного бруска, выстроганного по ширине и толщине (основание из фанеры или дощечки).

Теоретические сведения. Понятие сквозное и несквозное отверстие. Настольный сверлильный станок: назначение и основные его части. Сверла: виды (спиральное, перовое), назначение. Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке.

Умение. Работа на настольном сверлильном станке.

Практические работы (8 часов). Разметка параллельных одинаково удаленных друг от друга линий по линейке и угольнику. Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Работа на сверлильном станке с применением страховочного упора. Сверление несквозных отверстий по меловой отметке на сверле или муфтой. Контроль глубины сверления.

ИГРУШКИ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ(2часа.).

Изделие. Модель грузового автомобиля, трактора.

Теоретические сведения. Рашпиль. Напильник драчевый, коловорот: устройство, применение, правило безопасной работы.

Умение. Работа рашпилем. Напильником, коловоротом, отверткой. Работы на верстаке.

Наглядное пособие: изображения (рисунки, фотографии) трактора, грузового автомобиля.

Практические работы (4 часа). Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Изготовление деталей. Обработка закругленных поверхностей рашпилем (драчевым напильником). Сборка изделий с помощью гвоздей. Шурупов и клея.

ВЫЖИГАНИЕ.(2 часа)

Объекты работы. Ранее выполненные изделия (игрушечная мебель, подставка и др.).

Теоретические сведения. Электровыжигатель: устройство, действие, правила безопасности при работе с выжигателем. Правила безопасности при работе с лаком.

Умение. Работа электровыжигателем. Работа с лаком. Перевод рисунка на изделие.

Практические работы(6 часов). Подготовка поверхности изделия к выжиганию. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Работа выжигателем. Раскраска рисунка. Нанесение лака на поверхность изделия.

Самостоятельная работа(2 часа). (По выбору учителя).


3 четверть.(40ч.)


ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2ч.)

Сообщение учащимся плана работы на 3 четверть.

Повторение правил безопасной работы в столярной мастерской.

Пиление лучковой пилой. (4ч.)

Изделие. Изготовление заготовок будущего изделия.

Теоретические сведения. Пиление: виды (поперек, вдоль волокон), разница между операциями. Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления, правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры предупреждения.

Умения. Учащиеся должны овладеть техникой работы лучковой пилой под контролем учителя.

Практические работы(4 часа). Подготовка рабочего места. Разметка заготовки по заданным размерам. Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Пиление поперек и вдоль волокон. Контроль правильности отпила угольником.

СТРОГАНИЕ РУБАНКОМ.(4часа.)

Изделие. Заготовка изделия.

Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска или доски. Длина, ширина, толщина бруска или доски. Измерение, последовательность разметки при строгании. Общее представление о строении древесины: характер волокнистости и ее влияние на процесс строгания. Рубанок: основные части, правила безопасности пользования, подготовка к работе.

Умения. Учащиеся должны уметь выполнять под контролем учителя строгание бруска или доски, закрепленной на верстаке. Провести контрольную проверку заданной ширины и толщины с помощью линейки и карандаша.

Практические работы(8 часов). Крепление черновой заготовки на верстаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы.


СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ ШУРУПОВ(4часа.)

Изделие. Настенная полочка. Швабры для школы.

Теоретические сведения. Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Шуруп, элементы взаимодействия с древесиной. Раззенковка, устройство и применение.

Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила безопасности при работе шилом, отверткой, дрелью.

Умения. Работа раззенковкой, буравчиком, дрелью.

Упражнения. Сверление отверстий на отходах материалов ручной дрелью.

Практические работы(10часов). Осмотр заготовок. Подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением. Зенкование отверстий. Завинчивание шурупов. Проверка правильности сборки. Отделка изделия шлифовкой и лакированием.

Самостоятельная работа(4 часа). Изготовление швабры.



4 четверть.(32ч.)



ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.(2ч.)

Сообщение учащимся плана работы на 4 четверть. Закрепление правила безопасной работы в столярной мастерской.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУХОННОЙ УТВАРИ. (4часа).

Изделия. Разделочная доска, кухонная лопаточка, ящик для хранения кухонного инструмента на занятиях по домоводству.

Теоретические сведения. Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия), виды линии, видимый контур, размерная, выносная линии. Построение чертежей, нанесение размеров, отличие от технического рисунка. Древесина для изготовления кухонных инструментов и приспособлений. Назначение выполняемого изделия, эстетические требования.

Умения. Выполнение чертежа с помощью учителя, ориентирование в выполненном чертеже.

Практические работы(10 часов). Подбор материала и подготовка рабочего места. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание. Чистовая разметка и обработка заготовки. Отделка изделия, проверка качества работы.

СОЕДИНЕНИЕ РЕЕК С БРУСКОМ ВРЕЗКОЙ.(2ч.)

Изделие. Подставка из реек для цветов.

Теоретические сведения. Врезка - способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина. Необходимость плотной подгонки соединений. Требования к качеству разметки.

Стамеска: устройство, применение. Размеры, правила безопасной работы.

Умение. Учащиеся должны уметь прочитать несложный чертеж с помощью учителя; под контролем учителя выполнить углубление в заготовке, соединить детали врезкой.

Упражнения(2часа). Запиливание бруска на определенную глубину (до риски) внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала, (практические упражнения выполняются на материалоотходах).

Практические работы(6 часов). Строгание брусков и реек по чертежу. Одновременная разметка пазов на 2-х брусках. Выполнение пазов. Соединение и подгонка деталей. Предупреждение неисправимого брака.

Контрольная работа(4 часа).

Изготовление 2-х или 4-х изделий, над которыми работали в течение учебного года (по выбору).

Учебно-методическое обеспечение:

Учебно – методический комплекс:

  1. Учебник: «Столярное дело 5-6 класс». Б.А.Журавлёв М., «Просвещение» 1989г.

Литература

1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

2.«Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида» под редакцией  В.В. Воронковой, состав. С.Л.Мирского, Б.А.Журавлёва Сборник 2. – М., 2011.

3.Трудовое обучение 5-9 классы «Столярное дело» Развернутое тематическое планирование. Составитель О.В. Павлова, Волгоград. Издательство «Учитель»-2011 год.

4.Поурочные разработки по технологии 5 класс к учебному комплекту под редакцией В.Д. Симоненко. Дерендяев К.Л. ООО «Вако», 2011

5.Современная школа. Уроки технологии 5 – 6 классы, Боровых В,П,, ООО «Планета», 2011.

6.С. Л. Мирский « Методика профессионально – трудового обучения во вспомогательной школе», Москва « Просвещение» 1988 г.

7.Э.В. Рихвк  Обработка древесины в школьных мастерских.- М.1984.

8. Рихвик, Э. Мастерим из древесины : книга для учащихся 5-8 кл. Э. В . Рихвик .- М.: Просвещение, 1988.-128 с.

9. Леонтьев, Д. П. Сделай сам. Детская литература,1978 .

10.Боровков Ю.А. Технический справочник учителя труда: пособие для учителей 5-8 классов . Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б.А. Черепашенцев. 2-е изд ., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1989 .

11. Коваленко В.И. Обьекты труда. 5-8 классы. Обработка древесины и металла : посбие для учителя. В.И.Коваленко. В.В. Кулененок.- Просвещение,1990.

12. Интернет ресурсы:

http://www.openclass.ru/user

http://www/it-n.ru

http://eidos.ru

http://www.cnso.ru/tehn

http://files.school-collection.edu.ru

http://trud.rkc-74.ru

http://tehnologia.59442 http://www.domovodstvo.fatal.ru

http://tehnologiya.narod.ru

http://new.teacher.fio.ru


Технические средства:

- компьютер, интерактивная доска.

Учебно-практическое оборудование:

  • Демонстрация натуральных объектов.

  • ИТК

  • Дифференцирование, разноуровневое обучение.

  • Наглядные пособия, раздаточный материал.

  • Создание увлекательных ситуаций.

  • Участие в конкурсах.

  • Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.

  • Рабочие тетради.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!