СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Азнакаевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Столярное дело» 5 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Рассмотрено на заседании ШМО»                                            «Согласовано»                                                             «Утверждено»

   «27» августа 2021г.                                                        Заместитель директора по УВР                                              Директор

Протокол № 1                                                           ГБОУ «Азнакаевская школа для детей с ОВЗ»    ГБОУ «Азнакаевская школа для детей с ОВЗ»

Руководитель ШМО___________Юсупова Г.Ф.                                                                   

                                                                                        _____________Султанова А.М.                           ________________ Хайруллин Л.Х.

                                                                                        «31» августа   2021 г.                              Приказ №     от  «    »                   2021 г.

                                                                                      

 

 

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Азнакаевская  школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Столярное дело»

5 класса.

 

 

учитель I квалификационной категории  Аетов  Равиль  Рифович

 

 

 

 

                                                                                                                                                         Рассмотрено на заседании педагогического совета

                                                                                                                                               Протокол № 2    от «31» августа 2021г.

                                                                                                                                                                        

 

 

 

 

                               

 

                                                                                                    2021-2022 учебный год

 

 

Общие сведения по предмету.

Класс 5

Предмет «Столярное дело»

Количество часов

Всего 198ч; в неделю 6 ч.

I четверть- (50ч)

IIчетверть- (46ч)

IIIчетверть- (60ч)

IVчетверть- (42ч)

Количество самостоятельных работ 2 (12ч)

Количество контрольных работ 2 (16ч)

 

 

 

 

 

                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        

                                                                                             

 

 

 

 

 

                                                                                           

                                                                                           

                                                                                                Пояснительная записка

Рабочая программа по столярному делу для 5-го класса школы для детей с ограниченными возможностями здоровья составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

 

Программа учебного предмета «столярного дела» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся пятого класса обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов: Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело).  Образовательной программы ГБОУ «Азнакаевская школа для детей с ОВЗ».  разработана на основании   Федерального закона от 29.12.2012г., № 273-ФЗ.  «Об образовании в Российской Федерации», авторской программы по столярному делу (С.Л. Мирский, Б.А. Журавлёв) из сборника программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под. ред. В.В.Воронковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.- Сб.2.- 304 с.        Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки РФ- М: Просвещение, 2017. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам - начального общего, основного общего и среднего общего образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптивным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённые главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015г. №38528.

Профильное обучение в специальной (коррекционной) школе является одним из важных предметов.  Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса. Цель изучения предмета по профильному труду «столярное дело» заключается вовсестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) в процессе формирования их трудовой культуры.

Изучение этого учебного предмета в V классе способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.

 

Учебный предмет «столярное дело» способствует решению следующих задач:

― развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);

― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

― ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;

― ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;

― формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном труде;

― совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно преобразующей деятельности;

― формирование коммуникативной культуры, развитие активности.

 

Основные направления коррекционной работы:

— коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки; — развитие деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия; — коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.

 Формы организации обучения:  урок (40 минут) — основная форма;  фронтальные занятия,  комбинированное занятие  групповые занятия,  индивидуальные занятия.

 Основные технологии применяемые на уроках столярного дела: • личностно-ориентированное, • деятельностный подход,  • уровневая дифференциация,

• ИКТ,  •здоровье сберегающие,  • игровые. 

Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.

 

2- Общая характеристика учебного предмета

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Для учащихся с легкой степенью умственной отсталости характерно недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению, поэтому на уроках учащиеся испытывают трудности в овладении учебным материалом. Содержание программы направлено на освоение у обучающихся знаний, умений и навыков на базовом уровне, на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, способствующих социальной адаптации. Программа составлена с учетом возрастных психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.  Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскурсии. Преподавание базируется на знаниях, получаемых обучающимися на уроках математики, трудового обучения и др. предметов. С большинством профессиональных приемов обучающиеся знакомятся предварительно упражняясь на заготовках для последующих работ, отходах материала, после чего используют эти приемы при изготовлении изделий общественно полезного характера. Учебный материал распределен по четвертям и темам.  Основное время отводится на темы, цель которых – не только ознакомление обучающихся с новыми приемами труда, но и изготовление изделий, имеющих общественно полезное назначение.  В каждой четверти предусматривается практическое повторение учебного материала, для совершенствования обще трудовых умений, навыков, повышение уровня трудового и нравственного воспитания.  Учебную четверть завершает контрольная работа обучающихся. 

         Занятия по столярному делу проводятся в специальном кабинете (мастерской), в котором отведены места для обучающихся, для станков и оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем учитель определяет самостоятельно с учетом возможностей детей и зависимости от местных условий.  В процессе обучения, обучающиеся знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Кроме того, обучающихся учатся работать на сверлильном станке, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения. Большое внимание уделяется правилам безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиене.  Затронуто эстетическое воспитание (раздел «Выжигание») Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию обучающихся.  Основной формой организации учебного процесса по предмету «Столярное дело» является – урок. Согласно базисному учебному плану, рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение столярному делу в объеме 6 часов в неделю, три раза по два часа.  3- Описание места учебного предмета в учебном плане.

 В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью в учебном плане, который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учебного предмета «Столярное дело»:

Год обучения Кол-во часов в

неделю

Кол-во учебных

недель

Всего часов за учебный год

5 класс 6 34 198

 4-Планируемые результаты изучения учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:

Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся, обеспечивают, с одной стороны, осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Планируемые результаты освоения предмета «Столярное дело». В процессе реализации программы у обучающихся будут формироваться следующие базовые учебные действия.

 

-Умение принимать и сохранять учебную задачу; контролировать свои действия. -Умение извлекать необходимую информацию из разных источников; наблюдать объекты труда, сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов, анализировать (понимать изображение.) -Умение формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассников, учителя. -Проявляют интерес к предметно-практической деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат -Умение обращаться за помощью и принимать помощь. -Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми   для   решения   практико-ориентированных   задач   и   обеспечивающими   формирование   и   развитие социальных отношений обучающихся. Планируемые личностные результаты освоения программы: Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы (художественная обработка древесины, ремёсла); уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны

• Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной трудовой деятельности; • Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы; • Бережное отношение к материалу и инструменту; • Развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения обучающегося; • Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития; • Формирование  мировоззрения,  целостного  представления  о  мире,  о  формах декоративно-прикладного искусства; • Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы; • Развитие умений и навыков познания и самопознания через накопление опыта эстетического переживания; • Умение познавать окружающий мир и свою роль в нем как преобразователя, через учебную трудовую деятельность.

 

Предметными результатами изучения предмета являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о трудовых профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой деятельности. 

1)      получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; 2)усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; 3)       приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки древесины; усвоение правил техники безопасности; 4)   приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации Предметные      результаты   освоения   программы   представлены   двумя   уровнями   требований   к   усвоению содержания учебного материала. Минимальный уровень. Достаточный уровень. Знание правил организации рабочего места; знание видов трудовых работ; знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках труда, правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при; знание названий инструментов, необходимых на уроках, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; знать устройство пилящих, строгающих инструментов знание приемов работы с ними, приёмов разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия, используемые на уроках. Умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте; умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей; умение составлять стандартный план работы по пунктам; умение владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; умение работать с доступными материалами (лакокрасочные ,древесные, декоративные. Знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину; знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради; умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами, знать устройство и назначение пилящих, строгающих инструментов, знание приемов работы с ними. Соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении практических  работ; умение осознанно подбирать материалы их по декоративно художественным и конструктивным свойствам; умение отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки древесины; экономно расходовать материалы; умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное,

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно- пространственную организацию; использовать усвоенные трудовых операции (сравнение, анализ, обобщение, установление аналогий) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 Требования к уровню подготовки обучающихся. В конце учебного года обучающиеся должны овладеть базовым уровнем знаний и умений.

Знать:

-общие представления о строении древесины; - миллиметр – это основная мера длины в столярном деле;

-виды брака при пилении; -назначение сверления; -электровыжигатель, устройство. действия; -рубанок: основные части; -назначение шурупов; -требования к качеству разметки; -правила техники безопасности при изучении всех тем курса.

Уметь:

-работать столярной ножовкой и лучковой пилой; -работать рубанком; -научиться работать на настольно-сверлильном станке; -работать электровыжигателем; -работать ручной дрелью; -соблюдать правила техники безопасности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-работать рубанком; -работать столярной ножовкой и лучковой пилой; -работать ручной дрелью; -соблюдать правила техники безопасности.

 Описание диагностического инструментария

          Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса с использованием: Входного тестового задания для выявления первоначального уровня имеющихся знаний по столярному делу (см. приложение)

  1. Четверть. Тест задание по разделам: «Пиление столярной ножовкой», «Промышленная заготовка древесины». 
  2. 8-Приложение

 Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

   Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса с использованием: Входного тестового задания для выявления первоначального уровня имеющихся знаний по столярному делу (см. приложение) I. Четверть. Тест задание по разделам: «Пиление столярной ножовкой» и «Промышленная заготовка древесины».    Контрольные работы по темам: - Разметка и изготовления из бруска ножек для игрушечного стола.

II. Четверть.    Тест задание по разделам: «Сверление отверстий на станке» и «Выжигание» Контрольные работы по темам: - Сверление отверстий на станке по лини разметки.

 III. Четверть.       Тест задание по разделам:

   «Пиление лучковой пилой» и «Строгание рубанком». Контрольные работы по темам: - Строгание рейки под размер.

Четверть. Тест задание по разделу: «Соединение рейки с бруском врезкой». Контрольные работы по темам: - Изготовление ножек, сиденья и спинки игрушечного стула. Итоговое тестовое задание. Тест содержит в себе вопросы по всем основным разделам предмета       

Критерии оценки знаний и умений обучающихся на уроках трудового обучения.

 Для проверки усвоения основных знаний и умений обучающихся используется такая форма исследования подготовленности обучающихся, как тестирование. Обучающимся предлагается ряд тестовых заданий, «входной тест» и тесты по изученному разделам программы и по всей учебной программе в конце года. Использование тестовых заданий, представленных различными вариантами ответов, тесты выполнены в двух вариантов (для слабых и сильных обучающихся). Тесты соответствуют конкретно-операционному мышлению обучающегося, но, в то же время при решении этих заданий он может применить своё умение логически мыслить.  В конце каждой четверти предусматривается контрольная работа учащихся. Перед её началом обучающимся сообщается назначение объекта, норма времени на его изготовление и количество выполняемых изделий.  В конце учебного года проводится итоговая контрольная работа. Объекты и условия выполнения контрольной работы разрабатываются учителем профессионально-трудового обучения.

Все материалы по итогам проверки знаний и умений обучающихся анализируются учителем ПТО.

       

 Оценка теоретическая часть:

Оценка «5» ставится обучающемуся, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.

Оценка «4» ставится обучающемуся, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «3» ставится обучающемуся, если в усвоении теоретического материла имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка практическая часть:

Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.

Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания, и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.

Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена при помощи учителя.

 Оценка тестового задания: Время на выполнения теста 5-10 минут Оценка «5» ставится обучающемуся, если тестовое задание выполнено в полном объёме (без ошибок). Оценка «4» ставится обучающемуся, если в выполнение тестового задания с допущенными ошибками (1-3 ошибки) Оценка «4» ставится обучающемуся, если в выполнение тестового задания допущены ошибки (не более 5 ошибок) Тест не пройден если неверных ответов больше 5.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     

 

 

 

                                                                   Содержание программы учебного предмета

                                                                                                       5 КЛАСС

                                                                                            I четверть

    Вводное занятие

Вводный инструктаж по охране труда. Задачи обучения в 5 классе. Обязанности учащихся. План работы на первую четверть.

Пиление столярной ножовкой

Изделие. Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы. Заготовки для последующих работ.

Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила безопасности при пилении и работе шкуркой.

Столярные инструменты и приспособления

Виды (измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло), устройство, правила пользования и назначение. Понятие припуск на обработку.

Материалы для изделия: шлифовальная шкурка, водные краски.

Умение. Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стусле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «пакете». Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью

Показать полностью


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!