СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа для обучающегося с инклюзивной формой обучения вариант 4.2 по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа для обучающегося с инклюзивной формой обучения вариант 4.2 по русскому языку»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 13 г. Феодосии Республики Крым»



Утверждено

Директор МБОУ

Школа № 13 г. Феодосии

_____________ Н.В. Левина

приказ от «__» _____2020 г.№ __



Согласовано

Зам. директора

_______/___________


Рассмотрено

на методическом объединении

учителей инклюзивного образования

МБОУ Школа № 13 г. Феодосии

протокол №__ от «__»____2020 г










Адаптированная образовательная программа

для обучающегося с инклюзивной формой обучения

вариант 4.2

по русскому языку

3 класс


Количество часов: 170 ч. (5 ч в неделю)








Учитель:

Малышева Татьяна Анатольевна







С программой ознакомлен(а)

«__» _________ 2020 г. ______________/ __________________________/

Подпись ФИО родителя (законного представителя)







г. Феодосия 2020 г.





Пояснительная записка


Адаптированная образовательная программа для обучающегося 3-А класса Олейника Антона, с нарушениями зрения составлена на основе:

  • Рекомендаций коллегиального заключения от 11 мая 2018 г. № 12;

  • Основной общеобразовательной программе начального общего образования 1-4 классов;

  • АООП НОО с учётом особых образовательных потребностей детей со значительными нарушениями зрения вариант 4.2.

  • Программа составлена в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы МБОУ Школа №13 г. Феодосии; авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной «Обучение грамоте» - 2014г.



Нормативно-правовое обеспечение программы

  1. Конвенция о правах ребенка.

  2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».

  3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ст.79, п. 1

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  5. Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»

  6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

  7. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N № 189, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  9. Приказ Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 26.11.2014 г. № 313 «Порядок организации инклюзивного обучения в образовательных организациях Республики Крым, реализующих основные общеобразовательные программы».

  10. Приказ Министерства просвещения России от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  11. Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 года № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

  12. Приказ МБОУ Школа № 13 г. Феодосии от 20.03.20 г. № 97 «О введении временной реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий».

  13. Учебный план МБОУ Школа № 13 г. Феодосии на 2020/2021 учебный год.




Психолого-педагогическая характеристика ребенка


Поступил во 2 класс в сентябре 2019 г., обучается очно на основании Коллегиального заключения ЦПМПК от 11 мая 2018г. № 12 по рабочей программе, разработанной на основе Примерных рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам НОО для слабовидящих и слепых обучающихся. Вариант 4.2

Воспитывается без отца матерью. Ребенок в семье желанный, ему и младшей сестре уделяется достаточно внимания со стороны родных. Дома для него созданы все условия для обучения и воспитания.

Санитарно-гигиеническими правилами и навыками самообслуживания владеет. Рабочее место организует самостоятельно. По характеру добрый, умеет сочувствовать, иногда озорной. Стремится к общению с одноклассниками, общительный. Любит внимание со стороны взрослых. Концентрация и устойчивость внимания ниже среднего уровня. Время, затрачиваемое на включение в работу и паузы на отдых во время занятий около 5 мин. Инструкции следует не всегда, работоспособность снижена из-за слабого зрения и невнимательности. Часто отвлекается на внешние факторы. Устанавливает причинно-следственные связи между небольшим количеством событий, способен воспроизводить совокупность разных признаков, последовательность действий, расстояние, цвет, величину, форму предметов. Обобщающие слова знает. Лишний предмет выделяет, причину назвать может, выводы делает. Старается, но не всё получается правильно с первого раза. Темп работы медленный. Может разговаривать во время урока, отвлекаться на внешние факторы. Задания в устной форме понимает всегда, но нуждается в дополнительных пояснениях. Диалогическая речь развита, на уроке может задавать вопросы разного характера (не по теме в том числе). Общий кругозор об окружающем мире на среднем уровне, знания о природе недостаточно расширены, иногда испытывает затруднения по предмету окружающий мир в написании тестов, заданий и в понимании новых терминов. На уроках математики навык выполнения простых счетных операций развит слабо, часто допускает ошибки при выполнении арифметических заданий на сложение, вычитание и умножение. До ста и более считает. Сформированы понятия о геометрических фигурах, о равенствах и неравенствах. Задачи изученных видов решает, но часто допускает ошибки в расчётах.

Слабо развита мелкая моторика рук, но к урокам рисования, технологии испытывает интерес. Поделки и рисунки выполняет по мере своих возможностей. Работы в тетрадях оформляет небрежно, крупный, размашистый почерк (из-за плохого зрения). На уроках русского языка при списывании с доски и с учебника может допускать помарки. В написании сочинений, изложений, диктантов допускает

ошибки разного характера. Правила, проверочные и словарные слова почти не применяет. Задания выполняет под контролем. Техника чтения выше нормы, читает плавно, целыми словами, но без окраски голоса. На вопросы даёт полный, развернутый ответ. Речь чёткая, легко учит стихотворения наизусть и вступает в диалог. Может пересказать прочитанное. На уроке физкультуры любит принимать участие в подвижных играх, эстафетах. С детьми контактирует хорошо, на просьбы и задания реагирует положительно, бывают конфликты с мальчиками одноклассниками на почве лидерства.

Рекомендации: иметь наглядный, раздаточный материал, отвечающий условиям урока; использовать индивидуальные приемы и формы преподавания; контролировать концентрацию внимания и поведения; делать паузы во время урока.


Цели: 

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диа­логической речи, а также навыков грамотного, безошибочно­го письма как показателя общей культуры человека.


Задачи:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, зада­чами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лекси­ке, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (составе слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявле­ниях, умений правильно писать и читать, участвовать в ди­алоге, составлять несложные устные монологические выска­зывания и письменные тексты;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отноше­ния к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.



Планируемые результаты.

Личностные результаты:

- осознание языка как основного средства человеческого общения;

- восприятие русского языка как явления национальной культуры;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметные результаты:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных

задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей

разных видов речи, ситуаций общения;

- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.


Предметные результаты:

- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное;

- умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

- способность контролировать свои действия, проверять написанное.



Универсальные учебные действия.

Данная программа реализуется в рамках программы НОО, с учётом специфики образовательных потребностей детей с ОВЗ.

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям;

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.


Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал;

  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.


Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать ;



Содержание учебного предмета.

Изучение русского языка – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность к дальнейшему образованию.

Тема «Язык и речь» (2 ч). Что такое речь, виды речи. Значение речи в жизни человека.

Тема «Текст. Предложение. Словосочетание» (14ч)

Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Определение цели высказывания и интонации предложения. Обращение. Простые и сложные предложения. Союзы и , а ,но. Выделение из предложения словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения.

Тема «Слово в языке и речи.» (18 ч)

Лексическое значение слов. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Наблюдение за их использованием в тексте. Однокоренные слова. Работа со словарями синонимов, антонимов, омонимов, словарём фразеологизмов, толковым и орфографическим словарями.

Тема «Состав слова» (17 ч)

Знакомство со значимыми частями слова: корнем, приставкой, суффиксом, окончанием, а также основой. Сравнение состава слов, составление схемы слова. Разбор слова по составу. Умение находить орфограмму в словах. Совершенствование навыка написания слов с изученными орфограммами.

Тема « Правописание частей слова» (29 ч)

Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

Тема « Части речи» ( 76 ч)

Уточнение и систематизация знаний учащихся о существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог). Существенные признаки частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений). Форма изменения имён существительных (по числам, падежам), имён прилагательных (по числам, по родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Частица не и её значение.

Тема « Повторение» (14 ч). Закрепление и систематизация знаний по изученным темам.


Особенности подачи материала и адаптация заданий по предмету.

- учитывать общие закономерности и специфические особенности развития ребёнка, в опоре на сохранные возможности;

- применении специальных форм и методов работы, наглядных пособий;

- соблюдение регламента зрительных нагрузок;

- использование приемов, направленных на снятие зрительного напряжения;

- рациональное чередование нагрузки со слуховым, зрительным восприятием учебного материала;

- увеличение шрифта заданий;

- необходимость при выполнении обучающимся итоговых работ адаптации (в соответствии с особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 2 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

- использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных возможностей, текстовой и изобразительной наглядности.


В процессе обучения необходимо использовать:

1) задания и текст адаптированные под зрительные возможности слабовидящих: увеличенный в размере (16 кегль), четкий, рубленный шрифт; яркие, цветные, контрастные иллюстративно-графические материалы; увеличенные, упрощенные (снижено количество объектов и деталей) изображения;

2) учебные принадлежности: ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой; тетради в клетку и линейку, которые в случае необходимости, должны быть специально разлинованы;

3) индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, выполненные с учетом индивидуальных зрительных возможностей слабовидящих обучающихся.

Ребёнок в учебной деятельности использует адаптированные к его зрительным возможностям дидактические материалы (в схемах, таблицах, текстах используется черный цвет, для графических работ - зеленый). При использовании для работы наглядного материала, предпочтение отдается индивидуальным пособиям. В случае использования фронтальных пособий учитель должен организовать целенаправленное их восприятие.

Педагог должен говорить медленнее, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Следует не торопить их с ответом, а наоборот дать 1—2 минуты на обдумывание.

При проведении занятий, необходимо создавать условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.

Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту; он должен соответствовать естественным размерам.

Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности. При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.


Коррекционная работа.

Оптимальная нагрузка на зрение составляет не более 15-20 минут непрерывной работы. Если ребенок работает с опорой на зрение, то при использовании доски записи должны быть насыщенными и контрастными, буквы крупными. При записи он должен использовать цветные маркеры для наиболее важных моментов в записываемом материале, тогда не придется дополнительно напрягать зрение для прочтения всей записи в тетради.

При обучении ребенка какому-либо действию, его повторяют многократно до тех пор, пока его выполнения не дойдет до автоматизма. Сопровождается обучение словами и комментариями для того, чтобы ребёнок понимал – что именно он делает и зачем. Темп письма и чтения ниже. Он не сможет успевать за классом, ему отводится больше времени на выполнение письменных заданий.

Показ видео роликов и презентаций следует сопровождать словесными объяснениями ситуации, обстановки, поведения героев.

Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет, рисует или когда проводит опыт.

Словарную работу следует проводить на каждом уроке. Проведение коррекционно-динамических пауз: физкультминутка, пальчиковая и зрительная гимнастика, предметно-коррекционная пауза. Это обеспечивает коррекцию физического развития. Коррекционная пауза может включать: а) физ. минутку, развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика); б) зрительную гимнастику, проводимую после продолжительной работы с помощью зрительного анализатора, кроме вышесказанного в нее включаются глазодвигательные упражнения.

Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы ребенок мог ее рассмотреть (т.е., в хорошо освещенном месте, на уровне глаз, на контрастном фоне, на достаточном для зрительного восприятия расстоянии).

Ребёнку, если он в этом нуждается, необходимо на занятии или уроке предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать с помощью осязания. В ряде случаев (например, при ознакомлении с многоплановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в класс до начала урока для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть ее. После окончания урока эта наглядность некоторое время может оставаться в классе.


Система оценки достижений.

Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий рекомендуется осуществлять контроль по устным предметам чтению и окружающему миру, письменных контрольных работ по математике и русскому языку по изменённой шкале оценивания .

Содержательный контроль и оценка обучающихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к году) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов учащихся за текущий и предыдущий периоды. В оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками:

 «удовлетворительно», если обучающийся верно выполняет от 35% до 50% заданий;

 «хорошо» ― от 51% до 65% заданий;  «очень хорошо» (отлично) ― свыше 65%;

 в сложных случаях отслеживается положительная динамика развития обучающегося («было» ― «стало»).

Динамика развития обучающихся фиксируется учителем на основе итоговых проверочных работ, проводимых в конце учебного года, и на основе мониторинга 1 раз в полугодие. Итоговые достижения обучающихся определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Из-за системных нарушений развития для данной категории детей показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования.

Отметка по балльной шкале

66 - 100% высокий «5»

51- 65% повышенный «4»

35 - 50% средний (базовый) «3»

менее 35% низкий «2»


Средства осуществления контроля:

- Устный опрос учащегося.

- Самопроверка по образцу после объяснения нового материала.

- Проверка с помощью образца.

- Проверка учителем тетрадей с заданием.

- Практическая и проверочная работы.



Учебно - методическая литература.

1. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко, Н. А. Федеосова, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2014.

2. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2014.

3. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2014.

4.Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2014.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!