МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛЕКСЕЕВО-ТУЗЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РОДИОНОВО-НЕСВЕТАЙСКОГО РАЙОНА
(МБОУ «АЛЕКСЕЕВО-ТУЗЛОВСКАЯ СОШ»)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ________ 2020 года протокол № ___
Председатель _______ Лысенко Г.П.
Адаптированная образовательная программа
основного общего образования 8вида
по социально-бытовой ориентировке
уровень образования (класс) 9 класс
количество часов 68 часов
Учитель Чалабян Татьяна Владимировна
Программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для учащихся, Сборник 1. под ред. В.В. Воронковой, М: Владос, 2016г.
2020 -2021
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Данная рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов. Сборник под редакцией В.В. Воронковой – М.,ВЛАДОС, 2016г
Согласно учебному плану на 2020-2021 год, на изучение предмета «Социально-бытовая ориентировка» в 9 классе отводится 2 часа. Согласно календарному графику и расписанию школы – 68 часов.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СБО» в 9 КЛАССЕ:
Личностные:
- положительное отношение и интерес к предметно-практической деятельности;
- способность к самооценке; личностная и социальная активность в достижении поставленной
цели;
- уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
- выражать свою точку зрения;
- вступать в общение, соблюдая правила общения
- понимать значение здорового образа жизни;
- усваивать правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-формировать основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐпроявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные:
Регулятивные:
-самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой
работы, сохранять порядок на рабочем месте;
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
-следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках;
- руководствоваться правилам при выполнении работы;
-осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий.
Познавательные:
-находить необходимую для выполнения работы информацию в рабочей тетради, дополнительной литературе;
- анализировать предлагаемую информацию;
- находить для объяснения соответствующую речевую форму.
- осваивать приѐмы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
- формировать умение взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Коммуникативные:
-организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- формулировать собственные мнения;
- выслушивать мнения и идеи товарищей;
- в доброжелательной форме комментировать и оценивать работу товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к работе одноклассников и результатам их работы
Предметные результаты
-теоретические знания;
- трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, помощи семье;
- адаптация в современном обществе;
- ориентация в социуме и быту.
Минимальный уровень: представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; -понимание их значения для здорового образа жизни человека; умение приготовить несложные виды блюд под руководством учителя; представление о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовление пищи; - соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;-знание отдельных видов одежды и обуви и некоторых правил ухода за ними; - знание правил личной гигиены, умение их выполнять под руководством взрослого; знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; знание названий торговых организаций, их видов и назначения; умения совершать покупки различных видов товара под руководством взрослого;- представление о статьях семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета; представление о различных видах средств связи; - знание и соблюдение некоторых правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях); знание названий организаций социального назначения и их назначение;
Доступный уровень: знание о способах хранения и переработки продуктов питания; умение составлять меню из предложенных продуктов питания; умение самостоятельно приготовить несложные знакомые блюда; - умения самостоятельно совершать покупки различных видов товара; ежедневного соблюдения правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.; умения соблюдать правила поведения в доме и общественных местах;усвоение морально этических норм поведения; навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.); умение обращаться в различные медицинские учреждения, вызывать врача на дом, покупать лекарства и т.д.; умение пользоваться различными средствами связи, в том числе и Интернет средствами; знание основных статей семейного бюджета, умение вести его расчет; составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения;
Сформировать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; Воспитать элементы трудовой культуры: организация труда, экономное ибережноеотношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгоесоблюдение правил техники безопасности;Привить желание и стремление готовить доброкачественную и полезную пищу, творческоеотношение к домашнему труду;
-Развить художественный вкус, обоняние, осязание, ловкость, скорость, пространственнуюориентировку;
- Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение,речь.
В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке ученик научится: правилам ведения домашнего хозяйства; получат практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках;скорригирует личностное развитие и подготовку к самостоятельной жизни.
Получит возможность научиться:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; скоординировать личностное развитие и подготовке к самостоятельной жизни.
В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.
В течение девяти лет обучения в школе учащиеся с интеллектуальной недостаточностью должны овладеть следующим минимумом жизненно значимых умений в области бытового труда:
Личная гигиена.
Здоровый образ жизни одно из условий успеха человека в жизни.
Вред курения, алкоголя, наркотиков.
Учащиеся должны иметь представление о значении здоровья для жизни и деятельности человека; о средствах и способах сохранения здоровья; о вреде курения, алкоголя, наркотиков.
Ученик получит возможность научиться:
● вести здоровый образ жизни.
Одежда и обувь
Стиль одежды, мода, обновление одежды. Внешний вид молодого человека. Выбор одежды и обуви при покупке. Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях. ТБ.
Учащиеся должны иметь представление о стильной одежде, моде, обновлении одежды; выборе одежды и обуви в соответствии с назначением; средствах и правилах выведения мелких пятен на одежде из различных видов ткани в домашних условиях; соблюдение техники безопасности при выведении пятен.
Зачет по теме.
Практические работы:- выведение пятен.
- определение размеров одежды и обуви.
Ученик получит возможность научиться:
● определять размеры одежды и обуви, гарантийные сроки носки;
правилам возврата покупок;
способам обновления одежды с помощью мелких деталей;
● пользоваться средствами для выведения пятен в домашних условиях;
● общим правилам выведения жирных, фруктовых пятен, пятен от масленой краски,
крови, молока, мороженого, шоколада, кофе, следов от горячего утюга и др.;
● санитарно-гигиеническим требованиям и правилам техники
безопасности при работе со средствами для выведения пятен.
Ученик научится:
● подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями
и размерами;
● определять стиль одежды;
● пользоваться журналом мод;
● рационально выбирать товары, учитывать их назначение и собственные
возможности;
● выводить пятна различными способами и средствами
Семья
Основы семейного очага. Закон РФ о браке и семье.
Учащиеся должны иметь представление об условиях создания семьи, основных семейных отношениях; о распределении обязанностей по ведению хозяйства, бюджета; о формах организации досуга и отдыха в семье; о семейных традициях.
Контрольная работа за I четверть.
Ученик получит возможность научиться:
● анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку.
Питание
Приготовление национальных блюд. Меню и сервировка праздничного стола. Питание детей ясельного возраста. Диетическое питание.
Учащиеся должны иметь представление о том, что такое диетическое питание; о питании детей ясельного возраста; о значении национальных блюд; о составлении меню и сервировке праздничного стола.
Зачет по теме.
Практические работы: - приготовление национальных блюд
- сервировка праздничного стола.
- приготовление диетических блюд.
Ученик получит возможность научиться:
● готовить национальные блюда;
● правилам сервировки праздничного стола;
● правильно составлять меню ребенка ясельного возраста.
Ученик научится:
● готовить национальные блюда;
● сервировать праздничный стол;
● готовить отдельные блюда для детей ясельного возраста;
● готовить отдельные диетические блюда.
Культура поведения
Традиции культуры поведения в современном обществе. Соседи. Прием гостей.
Учащиеся должны иметь представление о правилах приема гостей и правилах хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми, соседями.
Ученик получит возможность научиться: соблюдать требования культуры поведения, нормы морали и этики в современном
обществе;
● нормам поведения с соседями по коммунальной квартире и по площадке
(приветствие, взаимоуважение, взаимопомощь);
● правилам приёма гостей (правилам поведения хозяев при встрече, расставании,
во время визита).
Ученик научится:
● встречать гостей, вежливо вести себя во время приёма гостей;
● анализировать поступки людей и давать им правильную оценку;
● соблюдать морально-этические нормы в семье и обществе.
Жилище .
Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер сохранение жилищного фонда.
Учащиеся должны иметь представление о рациональности расстановки мебели в квартире; интерьере и сохранении жилищного фонда.
Зачет по теме.
Контрольная работа: - упражнение рациональной расстановке мебели (макет).
Ученик получит возможность научиться:
● правилам расстановки мебели в квартире (с учётом размера особенностей
площадки, назначения комнат, наличия мебели);
● требованиям к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера;
правилам сохранения жилищного фонда.
Ученик научится:
● расставлять мебель в квартире (на макете);
● подбирать детали интерьера.
Жилище
Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер сохранение жилищного фонда.
Учащиеся должны иметь представление о рациональности расстановки мебели в квартире; интерьере и сохранении жилищного фонда.
Зачет по теме.
Контрольная работа: - упражнение рациональной расстановке мебели (макет).
Ученик получит возможность научиться:
● правилам расстановки мебели в квартире (с учётом размера особенностей
площадки, назначения комнат, наличия мебели);
● требованиям к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера;
правилам сохранения жилищного фонда.
Ученик научится:
● расставлять мебель в квартире (на макете);
● подбирать детали интерьера.
Транспорт
Авиатранспорт. Аэровокзалы. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Регистрация рейсов. Стоимость.
Учащиеся должны иметь представление о назначении авиатранспорта, аэровокзала., маршрутах, порядке приобретения билетов; о стоимости проезда.
Экскурсия.
Ученик получит возможность научиться:
● определять основные маршруты самолётов;
● пользоваться службами аэровокзала;
● порядку приобретения и возврата билетов;
● правилам посадки в самолёт.
Ученик научится:
● ориентироваться в расписании;
● определять маршрут и выбирать транспортные средства.
Торговля
Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания. Комиссионные магазины. Ярмарки. Их виды, время, место проведения.
Учащиеся должны иметь представление о значении ярмарок; о видах ярмарок, времени и местах проведения ярмарок; о роли рынков в обеспечении населения продуктами питания.
Контроль по теме.
Ученик получит возможность научиться:
● выделять отделы рынка;
Средства связи
Виды связи. Денежные переводы. Виды переводов. Заполнение квитанции. Стоимость справки.
Учащиеся должны иметь представление о видах связи, особенностях каждой, значимости в современной жизни; о видах денежных переводов, стоимости их отправлений.
Зачет по теме.
Практические работы: заполнение бланков.
Ученик получит возможность научиться:
● различать современные виды связи;
● пользоваться видами денежных переводов, определять их стоимость.
Ученик научится:
● заполнять бланки почтового и телеграфного переводов, оформлять
квитанцию по оплате телефонныхуслу
Медицинская помощь
Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Уход за больным. Листок нетрудоспособности.
Учащиеся должны иметь представление об инфекционных заболеваниях и мерах по их предупреждению; о правилах ухода за больным; о документах, подтверждающих нетрудоспособность.
Практическая работа: - уход за больным.
Ученик получит возможность научиться:
● мерам по предупреждению инфекционных заболеваний;
● правилам ухода за больными;
● условиям освобождения от работы (по болезни, для ухода за больными).
Ученик научится:
● одевать, умывать, кормить больного (взрослого, ребёнка);
● измерять температуру;
● ставить горчичники (на куклу);
● перестилать постель лежачего больного.
Учреждения, организации, предприятия
Предприятия бытового обслуживания населения, их назначение (ремонтно-бытовые мастерские и пункты, парикмахерские).
Учащиеся должны иметь представление о предприятиях бытового обслуживания, и их назначении.
Экскурсия.
Ученик получит возможность научиться:
● определять местонахождение предприятий бытового обслуживания;
● определять виды оказываемых ими услуг;
● правилам пользования услугами предприятий бытового обслуживания;
● определять и называть профессии работников предприятия.
Ученик научится:
● обращаться с вопросами, просьбами к работникам предприятий
бытового обслуживания
Экономика домашнего хозяйства
Расходы на удовлетворения культурных потребностей и некоторые текущие расходы. Экономия в домашнем хозяйстве. Сбережения. Назначение. Хранение в сберегательной кассе. Виды вкладов. Кредит. Государственное страхование.
Учащиеся должны иметь представление о видах расходов на культурные потребности, на текущие потребности; о сбережении; о значении и способах экономии расходов; о видах хранения сбережений; о видах вкладов в сбербанк.
Экскурсия в сберкассу.
Практическая работа: заполнение ордера на внесение и получение денег.
Ученик получит возможность научиться:
● правилам экономии (учёт реальных возможностей, контроль расходов,
перелицовка и реставрация вещей, экономия электроэнергии т.д.);
● определять виды и цели сбережений;
● порядку помещения денег в сберкассу;
● видам кредита, порядку его оформления;
● видам страхования.
Ученик научится:
● планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности;
● соблюдать правила экономии;
● заполнять ордер на получение и внесение денег в сберкассу.
Профориентация и трудоустройство
Выбор профессии. Профессионально-жизненная перспектива. Учреждение и отделы по трудоустройству. Оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу. Деловые бумаги.
Учащиеся должны иметь представление о значении выбора профессии; об учреждениях и отделах по трудоустройству; о правилах оформления на работу: постоянную и по договору; документах, необходимых для поступления на работу и их оформлении; что такое деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка и о правилах их составления и написания.
Практическая работа: заполнение деловых бумаг.
Ученик получит возможность научиться:
● определять отвечают ли личностные данные требованиям выбранной профессии;
● выделять учреждения и отделы по трудоустройству;
● указывать местонахождение и названия предприятий, где требуются работники
по специальностям, изучаемым в школе;
● предъявлять документы, необходимые для поступления на работу;
● правилам перехода на другую работу;
● собирать перечень основных деловых бумаг и выполнять
требования к их написанию.
Ученик научится:
● соотносить выбранную профессию со своими возможностями;
● заполнять анкету;
● писать заявление, автобиографию;
● составлять заявки на материалы, инструменты;
● писать расписку, докладную записку;
● обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА«Социально-бытовой ориентировке» - в 9 классе.
ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА
Бюджет семьи:
- виды источников дохода: зарплата членов семьи, пенсия, стипендия, государственные дотации (пособия, субсидия и др.);
условия и порядок их получения;
- основные статьи расходов:
а) оплата жилья, коммунальных услуг, телефона, газа, электроэнергии и
другие виды оплат, связанные с домом, земельным участком, видом отопления и освещения;
б) виды государственных страхований;
в) питание;
г) оплата проезда;
д) виды приобретения (наличными и в кредит) их значение и необходимость;
оздоровление организма членов семьи; содержание домашней аптечки; предметы личной гигиены; покупка одежды, обуви, головного убора с учетом времени года;
создание уюта и сбережение сил, времени, денег:
повышение уровня культуры: покупка книг, газет, посещение театра, кинотеатра, музея, вставки, дискотеки: приобретение предметов по интересам: фотоаппарат, магнитофон, мотки шерсти, ткань и т.д.
е) помощь родственникам.
- Сбережение. Значение и способы экономии расходов. Назначение сбережений. Виды хранения сбережений. Виды вкладов в Сбербанк.
Практические работы
Упражнения в подсчете расходов на удовлетворение культурных потребностей, упражнения в расчетах рационального ведения домашнего хозяйства.
Проверочная работа №1
ОДЕЖДА И ОБУВЬ
Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей).
Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением.
Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домашних условиях. Строжайшее соблюдение техники безопасности при пользовании средствами для выведения пятен.
Практические работы
Определение собственных размеров одежды и обуви; экскурсия в специализированные магазины: нахождение нужного отдела с размерами, соответствующими ученику; выведение пятен в домашних условиях, со строжайшим соблюдением безопасности.
Проверочная работа №2
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
Адекватность поведения в обществе.
Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми.
Тест №1
ПИТАНИЕ
Диетическое питание.
Питание детей ясельного возраста.
Приготовление национальных блюд.
Составление меню и сервировка праздничного стола.
Практические работы
Работа с литературой; подбор рецептов диетического питания; составление меню диетического питания на день, неделю; составление меню на день, неделю для ребенка ясельного возраста; запись рецепта наиболее характерного национального блюда и приготовление его; составление меню праздничного стола и сервировка его (по поводу окончания школы).
Проверочная работа №2
ТОРГОВЛЯ
Значение ярмарок: международные, межрегиональные, межгородские, межрайонные, сельские.
Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки-выставки, ярмарки образцов.
Время и место проведения ярмарок.
Практические работы
Участие в школьной ярмарке; посещение отделов магазина – распродажи товаров по сниженным ценам.
Тест №2
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.
Уход за больным.
Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности.
Практические работы
Сюжетная игра — больной в доме. Уход за ним: измерение температуры и запись, чтение инструкции "показаний и применения лекарства, составление графика приема; поправка постели, организации столика у постели больного, ставить горчичники на кукле.
Тест №3
СЕМЬЯ
Российская семья. Условия создания семьи, основные семейные отношения.
Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. Формы организации досуга, отдыха в семье.
Семейные традиции.
Практические работы
Упражнения в планировании бюджета семьи и распределении обязанностей в семье.
Тест №4
ТРУДОУСТРОЙСТВО
Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудоустройству молодежи при префектуре, бюро по трудоустройству населения, детская биржа труда).
Оформление на работу, постоянную и по договору. Документы, необходимые для поступления на работу. Их оформление.
Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка; правила их составления.
Практическая работа
Экскурсия в учреждение и отделы по трудоустройству. Знакомство с профилем учреждений, выбор предложенной работы. Составление деловых бумаг: заявление, автобиография, заполнение анкеты, заявки на материалы, инструменты, расписки, докладной записки.
Тест № 5
ЖИЛИЩЕ
Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер.
Сохранение жилищного фонда.
Практические работы
Упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера.
СРЕДСТВА СВЯЗИ
Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные). Стоимость отправления денежных переводов.
Виды связи: сотовая, автоответчик, пейджер, компьютерная, факс, АОН, телефон с определителем и др. Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в современных условиях жизни общества.
Практическая работа, экскурсии
Экскурсия на почту: заполнение бланков на отправление денежного перевода, почтового и телеграфного.
УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ
Предприятия бытового обслуживания: «прокаты», «ремонт квартир», «остекление» и др., их назначение.
Практические работы
Экскурсия на ближайшее предприятие бытового обслуживания населения для ознакомления с их деятельностью.
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
Здоровый образ жизни – одно из условий успеха в жизни человека. (Вред курения, алкоголя и наркотиков.Значение физических упражнений: в здоровом теле – здоровый дух.)
ТРАНСПОРТ
Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда.
Экскурсии
Экскурсия в аэропорт или в кассу Аэрофлота.
Практические работы
Выбрать пункт назначения. Определить номер рейса самолета, стоимость билета. Уточнить свои возможности для приобретения билета «туда» и «обратно». Рассчитать средства с учетом дополнительных затрат от аэропорта до города.
Формы организации учебных занятий: фронтальная, индивидуальная, групповая ,парна
№ | Наименование раздела, темы. | Характеристика основных видов деятельности обучающегося. |
1 | Повторение. | Закрепление правил поведения и ТБ в кабинете СБО. Уточнение знаний по теме «Личная гигиена». |
2 | Личная гигиена. -4ч Здоровый образ жизни – одно из условий успеха в жизни человека. Вред курения, алкоголя и наркотиков. Значение физических упражнений: в здоровом теле - здоровый дух. | Работа с дополнительной литературой. Написание сочинения по теме «Почему я должен вести здоровый образ жизни?». |
3 | Одежда и обувь. -8ч Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей). Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуальности. Выбор одежды и обуви при покупке. ПР. «Определение размеров одежды и обуви». Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях (средства, правила выведения). ТБ при пользовании средствами для выведения пятен. ПР. «Выведение пятен». Повторение и контроль по теме «Одежда и обувь». | Работа с рисунками и фотографиями различных стилей одежды. Выполнение рисунка определенного стиля одежды и защита его. Запись способов обновления одежды. Работа с журналами мод. Выполнение практических работ после демонстрации приемов деятельности учителем. Решение тестов. |
4 | Семья. -4ч Основы семейного очага (условия для создания семьи, семейные отношения, семейные традиции). Закон РФ о браке и семье. Повторение и контроль по итогам I четверти. | Работа с Семейным кодексом РФ. Анализ различных семейных ситуаций. Составление рассказа «Моя будущая семья». Выполнение контрольной работы. |
5 | Питание. -6ч Приготовление национальных блюд. ПР. «Приготовление национального блюда: борща». Меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола. ПР. «Сервировка праздничного стола». Питание детей ясельного возраста. Диетическое питание. ПР. «Приготовление диетического блюда». Повторение и контроль по теме «Питание». | Чтение рецептов различных блюд, выполнение записей в тетрадях. Повторение ТБ при приготовлении блюд. Выполнение практических заданий. Решение тестов. |
6 | Культура поведения. -4ч Традиции культуры поведения в современном обществе. Соседи. Прием гостей. Повторение и контроль по теме «Культура поведения». Повторение и контроль по итогам II четверти. | Работа по заучиванию терминов. Анализ поступков людей и их оценка. Составление вопросов по теме. Запись в тетради правил приема гостей. Выполнение контрольной работы. |
7 | Жилище. -6ч Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. ПР. «Упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера». Сохранение жилищного фонда. Повторение и контроль по теме «Жилище». | Работа со словарем. Составить правила расстановки мебели в квартире.упражнение в расстановке мебели на макете. Запись в тетради правил сохранения жилищного фонда. Решение тестов. |
8 | Транспорт. -2ч Авиатранспорт. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Регистрация рейсов. Стоимость проезда. Экскурсия в аэропорт или кассы Аэрофлота. | Заучивание новых терминов. Экскурсия. |
9 | Торговля. -6ч Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания и реализации сельскохозяйственных продуктов. Отделы рынка. Экскурсия на рынок. Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами, скупка вещей у населения. Ярмарки. Их виды и место проведения. Повторение и контроль по темам | Уточнение знаний учащихся, составление рассказа о посещении рынка и их наблюдении. Экскурсия на местный рынок. Работа с дополнительной литературой. Решение тестов. |
10 | Связь -4ч Виды связи: сотовая, автоответчик, факс, интернет | Выполнение практических заданий. Решение тестов. Определение форм, приемов работы, наиболее соответствующих поставленной цели и мотиву деятельности. Прогнозирование в той или иной степени результатов выполненной работы. Выделение в тексте основных положений, идей. |
11 | Учреждения и организации.-2ч Госучреждения: департамент, муниципалитет, префектура. Их назначение. Сельскохозяйственные предприятия , их значение для жителей села. Полиция. Её назначение. | Работа по заучиванию терминов. Составление вопросов по теме. Запись в тетради определений, правил. |
12 | Медицинская помощь.- 4ч Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при микро -травмах, первая помощь при ушибах, укусах насекомых. Уход за больными. | Выполнение практических заданий. Решение тестов. Запись в тетради определений, правил. |
13 | Экономика домашнего хозяйства-6ч. Профориентация и трудоустройство -12ч Назначение и значение денег в нашей жизни. Бюджет семьи. Источники дохода семьи: заработная плата её членов, пенсия. Мелкие расходы. Выбор профессии. Оформление на работу. Учреждения по трудоустройству. | Работа по заучиванию терминов. Составление плана расходов и доходов финансов. Выполнение практических тестов. |
III.Тематическое планирование курса«Социально-бытовая ориентировка» 9класс.
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
Личная гигиена.- 4 |
1-2 | Здоровый образ жизни - одно из условий успеха в жизни человека (вред курения, наркотиков). | 2 | 03.09 04.09 | |
3-4 | Значение физических упражнений: в здоровом теле, здоровый дух. | 2 | 10.09 11.09 | |
Одежда и обувь. -8 |
5-6 | Стиль одежды, моды, обновление одежды (замена мелких деталей) | 2 | 17.09 18.09 | |
7-8 | Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуальности. | 2 | 24.09 25.09 | |
9-10 | Выбор одежды и обуви при покупке. | 2 | 01.10 02.10 | |
11-12 | Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях (средства, правила выведения). ТБ при пользовании средствами для выведения пятен. | 2 | 08.10 09.10 | |
Учреждения, организации, предприятия. -2 |
13-14 | Предприятия бытового обслуживания населения, их назначение (ремонтно-бытовые мастерские, пункты). | 2 | 15.10 16.10 | |
Транспорт. -2 |
15-16 | Авиатранспорт. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Регистрация рейсов. Стоимость проезда. | 2 | 22.10 2310 | |
Питание. -6 |
17-18 | Особенности национальной кухни. Меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола. | 2 | 29.10 30.10 | |
19-20 | Питание детей ясельного возраста. | 2 | 12.11 13.11 | |
21-22 | Диетическое питание. | 2 | 19.11 20.11 | |
Семья. -4 |
23-24 | Основы семейного очага (условия для создания семьи, семейные отношения, семейные традиции). | 2 | 26.11 27.11 | |
25-26 | Закон Российской Федерации о браке и семье. Порядок и условия заключения и расторжения браков. Семейные традиции. Обязанности членов семьи связанные с заботой о детях. | 2 | 03.12 04.12 | |
Жилище. -6 |
27-28 | Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. | 2 | 10.12 11.12 | |
29-30 | Сохранение жилищного фонда. | 2 | 17.12 18.12 | |
31-32 | Подведение итогов. | 2 | 24.12 25.12 | |
Средства связи. -4 |
33-34 | Виды связи: сотовая, автоответчик, факс, интернет | 2 | 14.01 15.01 | |
35-36 | Денежные переводы. Виды переводов (почтовые, телеграфные). Стоимость отправки переводов. | 2 | 21.01 22.01 | |
Медицинская помощь. -4 |
37-38 | Инфекционные заболевания и меры по предупреждению. | 2 | 28.01 29.01 | |
39-40 | Уход за больным. Листок нетрудоспособности. | 2 | 04.02 05.02 | |
Торговля.-6 |
41-42 | Рынок, роль рынка в обеспечении населения продуктами питания и реализация сельско- хозяйственных продуктов. Отделы рынка. | 2 | 11.02 12.02 | |
43-44 | Комиссионные магазины, сток. Торговля уценными товарами, скупка вещей у населения. | 2 | 18.02 19.02 | |
45-46 | Ярмарки. Их виды, время и место проведения. | 2 | 25.02 26.02 | |
Культура поведения. -4 |
47-48 | Традиции культуры поведения в современном обществе. | 2 | 04.03 05.03 | |
49-50 | Соседи. Прием гостей. | 2 | 11.03 12.03 | |
Экономика домашнего хозяйства. -6 |
51-52 | Расходы на удовлетворения культурных потребностей. Некоторые текущие расходы (билеты в кино, театр, проезд, предметы личной гигиены, ремонт обуви и одежды). | 2 | 18.03 19.03 | |
53-54 | Экономия в домашнем хозяйстве. | 2 | 01.04 02.04 | |
55-56 | Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в банке. Виды вкладов. Кредит. Государственное страхование. | 2 | 08.04 09.04 | |
Профориентация и трудоустройство. -12 |
57-58 | Выбор профессии. Профессиональные жизненные перспективы. | 2 | 15.04 16.04 | |
59-60 | Учреждения и отделы по трудоустройству. | 2 | 22.04 23.04 | |
61-62 | Оформление на работу. Документы, не обходимые для поступления на работу, их оформление. | 2 | 29.04 30.04 | |
63-64 | Деловые бумаги (заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка). Правила их составление. | 2 | 06.05 07.05 | |
65-66-67-68 | Подготовка к экзаменам Подведение итогов | 4 | 13.05 14.05 20.05 21.05 | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Районного МО учителей заместитель директора по УВР коррекционно-развивающего обучения _____________ Ю.А.Филюшина. Протокол заседания ____________ 2020 г.
от «_____» _______ 2020г. №
_______________ Морозова Л. В.