СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информация о существующей практике развития инклюзивного образования в государственном бюджетном образовательном учреждении Саратовской области «Школа-интернат по адаптированным образовательным программам г.Балаково»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школе-интернате АОП г. Балаково обучаются 181 ребенок с ограниченными возможностями здоровья, имеющими диагнозы F 70 (умственная отсталость легкой степени), F 71 (умственная отсталость умеренная). 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 1. Нозологический состав детей-инвалидов, обучающихся в школе-интернате АОП г.Балаково

Преимущественно, в контингент детей-инвалидов входят дети, имеющие выраженные нарушения интеллекта (76 %), однако у 3 обучающихся  имеют место нарушения слуха и зрения (4.9 %), у 12 – церебральные поражения опорно-двигательного аппарата (19 %).

Таким образом, разнородность нозологических групп нарушений в рамках образовательного пространства школы-интерната г. Балаково обусловливает необходимость создания условий для успешной интеграции каждого ребенка с теми или иными нарушениями в развитии в образовательно-воспитательную среду учреждения, удовлетворения их образовательных, воспитательных, коррекционных, коммуникативных и профориентационных социальных потребностей.

В основу создания специальных условий для обучения и воспитания детей-инвалидов  педагогическим коллективом школы-интерната положен постулат: «Дети-инвалиды имеют право быть принятыми в коллектив сверстников, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества». Это требует реальной адаптации школьного пространства к тому, чтобы удовлетворить  потребности  всех детей без исключения. Основная цель развития инклюзивного образования в нашей школе - обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании и воспитании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического  статуса родителей, психических и физических возможностей.

Материальная база в полной мере соответствует профилю учреждения. Необходимое количество оборудованных помещений способствует успешной адаптации, социализации и развитию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В образовательном процессе используются:

  • 6 учебных классов для начальной школы;
  •  12 кабинетов:   русского языка(2),  математики (2), географии и истории(1), биологии(1),  музыки и пения;  педагога-психолога, социального педагога, логопеда, лечебной физкультуры, сенсорная комната.

Для проведения практических занятий в школе-интернате имеются оснащённые современным оборудованием мастерские и кабинеты: 

  • швейная мастерская;  
  • столярная мастерская;  
  • штукатурно-малярная мастерская;
  • кабинет декоративно – прикладного труда;
  • кабинет социально-бытовой ориентировки. 

В настоящее время коллективом  школы-интерната проведен комплекс мероприятий по паспортизации объекта доступности, выявлению основных проблем, разработке «дорожной карты». В рамках данных мероприятий оборудованы стоянки автомобилей для инвалидов, места отдыха, выделено место для собаки-поводыря, назначены ответственные за сопровождение детей-инвалидов во время пребывания в школе.  В классах и игровых комнатах пространство организовано максимально удобно для пребывания детей-инвалидов.  Для каждого ребенка с учетом особенностей его психофизического развития организовано рабочее место в классах, продуман временной  режим обучения и воспитания.

 На основе нормативно-правовой документации по развитию инклюзивного образования в школе разработан план мероприятий на 2016-2017 уч.г., включающий:

  • разработку и принятие локальных актов об обучении и сопровождении детей-инвалидов;
  • создание инфраструктуры инклюзивного образования;
  • проведение мониторинга качества обучения и воспитания детей-инвалидов;
  • информационно-аналитическое обеспечение интеграции детей-инвалидов в образовательную среду, включающее участие администрации, педагогического коллектива школы в форумах, конференциях, семинарах по данной проблематике; представление опыта деятельности учреждения по инклюзивному образованию на открытых слушаниях;
  • консультирование, информирование родителей детей-инвалидов по вопросам обучения, воспитания и коррекции (включая консультации на сайте школы);
  • проведение семинаров для семей, воспитывающих детей-инвалидов;
  • привлечение детей-инвалидов и их родителей к участию в общешкольных, классных мероприятиях;
  • создание учебно-методического комплекса для детей-инвалидов;
  • научно-методическое обеспечение, включающее консультативную и информационную поддержку педагогам, осуществляющим инклюзивное образование в учебных заведениях Балаковского района;
  • включение детей-инвалидов в участие в интернет-проектах, дистанционных конкурсах;
  • организация социального партнерства сетевого взаимодействия в вопросах организации обучения и воспитания детей-инвалидов;
  • реализацию мероприятий по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в рамках «дорожной карты»;
  • пополнение материально-технической базы школы-интерната по сопровождению инклюзивного образования.

  В 2015 году в ходе реализации государственной программы Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области до 2020 года», подпрограммы «Развитие общего и дополнительного образования», по основным мероприятиям  «Создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей - инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом»  в ГБОУ СО «Школа - интернат АОП г.Балаково» было поставлено следующее оборудование:

  • мобильный гусеничный лестничный подъемник для людей с ограниченными возможностями здоровья;
  • интерактивные доски и проекционное оборудование (экран настенный, экран на треноге, проектор, кронштейн для проектора, кабель для проектора) для кабинетов начальных классов, кабинета истории и СБО;
  • лечебно - оздоровительное оборудование для кабинета ЛФК (лечебный пуфик для разгрузки позвоночника, Т-образный валик для ног, валик-фиксатор для головы).

Один из видов современных технологий сенсомоторного развития детей – инвалидов - работа в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для отдыха,  расслабления и развития. С 2015 г. в школе-интернате г. Балаково работает сенсорная комната, в которой созданы условия для развития эмоциональной сферы, способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка-инвалида, снятия у него мышечных зажимов. Совместные занятия детей-инвалидов с другими школьниками с использованием цветотерапии, светотерапии, звукотерапии, арттерапии, песочной техники оптимизируют образовательно-воспитательные, коррекционно-развивающие возможности каждого ребенка-инвалида.

И. Эстрада отмечено: «Если ребенок не может учиться так, как мы учим, может быть, мы должны учить так, как он умеет». Одним из показателей эффективной работы педагогического коллектива в области реализации инклюзивной практики является гибкий, индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Этому способствует вариативность форм обучения детей с различными видами нарушений, предусмотренных в нашей школе: очное обучение детей с умеренной умственной отсталостью в классах, где обучаются дети с легкой степенью интеллектуальных нарушений, по специальным программам; очно-заочное обучение по индивидуальным программам развития, где обозначены основные направления обучения, воспитания, коррекции и развития, средства достижения результатов и предполагаемые результаты.  Дидактические материалы, используемые каждым педагогом нашей школы, в полной мере отражают модель коррекционно-развивающего обучения (Е.Д. Худенко). По учебным предметам имеются дидактические комплексы. Все дети в полной мере обеспечены учебниками. Творческий поиск учителей  осуществляется как в поиске технологий, методов и приемов обучения детей с различными образовательными потребностями, так и в создании дидактических комплексов. В 2015-2016 уч.г. в школе прошел конкурс «Лучшее дидактическое пособие для работы с обучающимися с ОВЗ»,  на котором было  представлено 8 пособий. Победу одержал развивающий тренажер «Страна чудес» (учитель Курмышова Т.М.), представляющий собой выполненную из безопасных для детей материалов сказочную полянку, прохождение которой требует от детей выполнения ряда заданий на стимуляцию сенсомоторного, тактильного, познавательного развития.  Использование интерактивной доски в сочетании с аудиосредствами реализовывает принципы наглядности, доступности и системности изложения материала при обучении и воспитании детей-инвалидов.  Методические образовательные решения на основе технологии Smart Board позволяют опираться на естественные психофизиологические возможности ребенка, не только аудиальную и визуальную, но и тактильную систему. 

Организационное обеспечение создания специальных условий образования для детей с ОВЗ, прежде всего, базируется на нормативно-правовой базе. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, в школе-интернате разработаны локальные акты,  обеспечивающие эффективное образование различных категорий детей:

  • Устав ГБОУ СО «Школа-интернат АОП г. Балаково» (утвержден Приказом Министерства образования Саратовской области 10.11.2015);
  • Правила внутреннего распорядка обучающихся (приняты Педагогическим советом (протокол № 2 от 27.10.2015));
  • Правила приема обучающихся и приостановления, прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (приняты Педагогическим советом (протокол № 2 от 27.10.2015));
  • Положение об индивидуально-групповых занятиях с обучающимися, воспитанниками (приняты Педагогическим советом (протокол № 2 от 27.10.2015));
  • Положение по сопровождению детей-инвалидов во время пребывания в школе (принято Педагогическим советом (протокол № 1 от 31.08.2016)).

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Информация о существующей практике развития инклюзивного образования в государственном бюджетном образовательном учреждении Саратовской области «Школа-интернат по адаптированным образовательным программам г.Балаково»»

Информация о существующей практике развития инклюзивного образования в государственном бюджетном образовательном учреждении Саратовской области «Школа-интернат по адаптированным образовательным программам г.Балаково»


Подготовила: учитель Старицкая Юлия Анатольевна


В школе-интернате АОП г. Балаково обучаются 181 ребенок с ограниченными возможностями здоровья, имеющими диагнозы F 70 (умственная отсталость легкой степени), F 71 (умственная отсталость умеренная). Первичными в структуре дефекта являются нарушения познавательной деятельности, снижение силы и подвижности нервных процессов, недоразвитие высших психических функций, аналитико-синтетической деятельности ЦНС. В 65 % случаях умственная отсталость у детей осложнена расстройствами поведения.

61 обучающийся имеет статус «ребенок-инвалид».








Диаграмма 1. Нозологический состав детей-инвалидов, обучающихся в школе-интернате АОП г.Балаково

Преимущественно, в контингент детей-инвалидов входят дети, имеющие выраженные нарушения интеллекта (76 %), однако у 3 обучающихся имеют место нарушения слуха и зрения (4.9 %), у 12 – церебральные поражения опорно-двигательного аппарата (19 %).

Таким образом, разнородность нозологических групп нарушений в рамках образовательного пространства школы-интерната г. Балаково обусловливает необходимость создания условий для успешной интеграции каждого ребенка с теми или иными нарушениями в развитии в образовательно-воспитательную среду учреждения, удовлетворения их образовательных, воспитательных, коррекционных, коммуникативных и профориентационных социальных потребностей.

В основу создания специальных условий для обучения и воспитания детей-инвалидов педагогическим коллективом школы-интерната положен постулат: «Дети-инвалиды имеют право быть принятыми в коллектив сверстников, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества». Это требует реальной адаптации школьного пространства к тому, чтобы удовлетворить потребности  всех детей без исключения. Основная цель развития инклюзивного образования в нашей школе - обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании и воспитании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического  статуса родителей, психических и физических возможностей.

Материальная база в полной мере соответствует профилю учреждения. Необходимое количество оборудованных помещений способствует успешной адаптации, социализации и развитию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В образовательном процессе используются:

  • 6 учебных классов для начальной школы;

  • 12 кабинетов:   русского языка(2),  математики (2), географии и истории(1), биологии(1),  музыки и пения;  педагога-психолога, социального педагога, логопеда, лечебной физкультуры, сенсорная комната.

Для проведения практических занятий в школе-интернате имеются оснащённые современным оборудованием мастерские и кабинеты: 

  • швейная мастерская;  

  • столярная мастерская;  

  • штукатурно-малярная мастерская;

  • кабинет декоративно – прикладного труда;

  • кабинет социально-бытовой ориентировки. 

В настоящее время коллективом школы-интерната проведен комплекс мероприятий по паспортизации объекта доступности, выявлению основных проблем, разработке «дорожной карты». В рамках данных мероприятий оборудованы стоянки автомобилей для инвалидов, места отдыха, выделено место для собаки-поводыря, назначены ответственные за сопровождение детей-инвалидов во время пребывания в школе. В классах и игровых комнатах пространство организовано максимально удобно для пребывания детей-инвалидов. Для каждого ребенка с учетом особенностей его психофизического развития организовано рабочее место в классах, продуман временной режим обучения и воспитания.

На основе нормативно-правовой документации по развитию инклюзивного образования в школе разработан план мероприятий на 2016-2017 уч.г., включающий:

  • разработку и принятие локальных актов об обучении и сопровождении детей-инвалидов;

  • создание инфраструктуры инклюзивного образования;

  • проведение мониторинга качества обучения и воспитания детей-инвалидов;

  • информационно-аналитическое обеспечение интеграции детей-инвалидов в образовательную среду, включающее участие администрации, педагогического коллектива школы в форумах, конференциях, семинарах по данной проблематике; представление опыта деятельности учреждения по инклюзивному образованию на открытых слушаниях;

  • консультирование, информирование родителей детей-инвалидов по вопросам обучения, воспитания и коррекции (включая консультации на сайте школы);

  • проведение семинаров для семей, воспитывающих детей-инвалидов;

  • привлечение детей-инвалидов и их родителей к участию в общешкольных, классных мероприятиях;

  • создание учебно-методического комплекса для детей-инвалидов;

  • научно-методическое обеспечение, включающее консультативную и информационную поддержку педагогам, осуществляющим инклюзивное образование в учебных заведениях Балаковского района;

  • включение детей-инвалидов в участие в интернет-проектах, дистанционных конкурсах;

  • организация социального партнерства сетевого взаимодействия в вопросах организации обучения и воспитания детей-инвалидов;

  • реализацию мероприятий по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в рамках «дорожной карты»;

  • пополнение материально-технической базы школы-интерната по сопровождению инклюзивного образования.

В 2015 году в ходе реализации государственной программы Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области до 2020 года», подпрограммы «Развитие общего и дополнительного образования», по основным мероприятиям  «Создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей - инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом»  в ГБОУ СО «Школа - интернат АОП г.Балаково» было поставлено следующее оборудование:

  • мобильный гусеничный лестничный подъемник для людей с ограниченными возможностями здоровья;

  • интерактивные доски и проекционное оборудование (экран настенный, экран на треноге, проектор, кронштейн для проектора, кабель для проектора) для кабинетов начальных классов, кабинета истории и СБО;

  • лечебно - оздоровительное оборудование для кабинета ЛФК (лечебный пуфик для разгрузки позвоночника, Т-образный валик для ног, валик-фиксатор для головы).

Один из видов современных технологий сенсомоторного развития детей – инвалидов - работа в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для отдыха, расслабления и развития. С 2015 г. в школе-интернате г. Балаково работает сенсорная комната, в которой созданы условия для развития эмоциональной сферы, способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка-инвалида, снятия у него мышечных зажимов. Совместные занятия детей-инвалидов с другими школьниками с использованием цветотерапии, светотерапии, звукотерапии, арттерапии, песочной техники оптимизируют образовательно-воспитательные, коррекционно-развивающие возможности каждого ребенка-инвалида.

И. Эстрада отмечено: «Если ребенок не может учиться так, как мы учим, может быть, мы должны учить так, как он умеет». Одним из показателей эффективной работы педагогического коллектива в области реализации инклюзивной практики является гибкий, индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Этому способствует вариативность форм обучения детей с различными видами нарушений, предусмотренных в нашей школе: очное обучение детей с умеренной умственной отсталостью в классах, где обучаются дети с легкой степенью интеллектуальных нарушений, по специальным программам; очно-заочное обучение по индивидуальным программам развития, где обозначены основные направления обучения, воспитания, коррекции и развития, средства достижения результатов и предполагаемые результаты. Дидактические материалы, используемые каждым педагогом нашей школы, в полной мере отражают модель коррекционно-развивающего обучения (Е.Д. Худенко). По учебным предметам имеются дидактические комплексы. Все дети в полной мере обеспечены учебниками. Творческий поиск учителей осуществляется как в поиске технологий, методов и приемов обучения детей с различными образовательными потребностями, так и в создании дидактических комплексов. В 2015-2016 уч.г. в школе прошел конкурс «Лучшее дидактическое пособие для работы с обучающимися с ОВЗ», на котором было представлено 8 пособий. Победу одержал развивающий тренажер «Страна чудес» (учитель Курмышова Т.М.), представляющий собой выполненную из безопасных для детей материалов сказочную полянку, прохождение которой требует от детей выполнения ряда заданий на стимуляцию сенсомоторного, тактильного, познавательного развития. Использование интерактивной доски в сочетании с аудиосредствами реализовывает принципы наглядности, доступности и системности изложения материала при обучении и воспитании детей-инвалидов. Методические образовательные решения на основе технологии Smart Board позволяют опираться на естественные психофизиологические возможности ребенка, не только аудиальную и визуальную, но и тактильную систему. 

Организационное обеспечение создания специальных условий образования для детей с ОВЗ, прежде всего, базируется на нормативно-правовой базе. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, в школе-интернате разработаны локальные акты, обеспечивающие эффективное образование различных категорий детей:

  • Устав ГБОУ СО «Школа-интернат АОП г. Балаково» (утвержден Приказом Министерства образования Саратовской области 10.11.2015);

  • Правила внутреннего распорядка обучающихся (приняты Педагогическим советом (протокол № 2 от 27.10.2015));

  • Правила приема обучающихся и приостановления, прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (приняты Педагогическим советом (протокол № 2 от 27.10.2015));

  • Положение об индивидуально-групповых занятиях с обучающимися, воспитанниками (приняты Педагогическим советом (протокол № 2 от 27.10.2015));

  • Положение по сопровождению детей-инвалидов во время пребывания в школе (принято Педагогическим советом (протокол № 1 от 31.08.2016)).

Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать Договор с родителями, в котором фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми, возникающими в процессе образования.

Наша школа является единственным учреждением в городе и районе, координирующим образование детей с нарушением интеллекта. Консультативная, информационная, методическая помощь по проблемам обучения детей с ОВЗ оказывается школам Балаковского, Пугачевского, Ивантеевского, Краснопартизанского и других районов. Для реализации целей содействия развитию инклюзивного образования в городе и районе нами проведена следующая работа:

  • городской семинар для заместителей директоров по УВР общеобразовательных школ. В ходе семинара представлены: 6 открытых уроков и воспитательных занятий, презентация на тему: «Основные направления и перспективы работы школы-интерната в условиях инклюзивного образования» (11.03.2015).

Семинар получил высокую оценку со стороны ведущих специалистов комитета образования и заместителей директоров общеобразовательных школ;

  • состоялось выступление директора школы-интерната Седовой О.В. о ресурсном центре и его возможностях на совещании директоров школ г. Балаково и Балаковского района (12.03.2015).

В рамках Ресурсного центра:

  • организована работа консультативного пункта для педагогов общеобразовательных школ и родителей данной группы детей;

  • разработана Программа индивидуальных занятий с детьми массовых школ, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи;

  • разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ (по запросу общеобразовательных школ);

  • расширены связи школы-интерната с другими общеобразовательными, ресурсными, медицинскими учреждениями, центрами дополнительного образования через:

- участие во Всероссийских, региональных конференциях, семинарах, творческих мастерских;

- сотрудничество с медицинским профилактическим колледжем, центром занятости населения (через встречи, тестирования, совместные занятия);

- взаимодействие с центром дополнительного образования через мастер-классы, игровые  программы для учащихся и педагогов школы;

- активизацию  участия в городских творческих конкурсах, фестивалях совместно с общеобразовательными школами города;

- создание единого образовательного пространства с промышленным техникумом для детей, продолжающих свое профессионально-трудовое обучение по  направлению «оператор швейного дела»;

- готовность предоставить базу профессионально-трудовых мастерских для организации трудового обучения детей с ОВЗ из общеобразовательных школы города;

- создание психолого-педагогического консилиума для школ города и района по проблемам обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ.

Педагогическим коллективом школы-интерната организовано сетевое партнерство с различными организациями города, конструирующее социальную среду для детей с различными образовательными потребностями.



Таблица. Сотрудничество школы-интерната со службами, организациями города

№, п/п

Служба, организация города

Охват участников

1.

ПДН

181 обучающийся

2.

КДН и ЗП

3 обучающихся

3.

Управление опеки и попечительства

18 обучающихся

4.

Центр медицинской профилактики населения

181 обучающийся

5.

Общество инвалидов

61 обучающийся

6.

Бассейн «Альбатрос»

15 обучающихся

7.

ГУ СО СРЦ «Семья»

24 обучающихся

8.

Медицинский колледж

50 обучающихся

9.

Спортивная школа «Риф»

7 обучающихся

10.

Центр социальной защиты населения

181 обучающийся

11.

Театр юного зрителя

12 детей

12.

Городские и районные библиотеки

120 детей

13.

Спортивная школа «Олимпик»

20 детей

14.

Центр дополнительного образования

100 детей

15.

СГУ им. Н.Г. Чернышевского

15 детей

16.

Православный храм Пресвятой Троицы

20 детей



С 2013 г. партнерские взаимоотношения установлены с СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Воспитанники школы являются инициаторами проведения социальных акций «Сердце на ладони», «Планета доброты». Под руководством педагогов-наставников ими изготавливаются и вручаются памятные подарки, поздравительные открытки к праздникам пожилым людям. К творческому процессу привлекаются дети-инвалиды и их родители.

Кадровое обеспечение школы осуществляется  в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Педагогический коллектив школы представлен высококвалифицированными кадрами. 77 % имеют высшее образование, 23 % - средне-специальное. В штатном расписании имеется педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог. В 2015 г. члены педагогического коллектива прошли обучение на базе СГУ. Им присвоена квалификация «учитель-дефектолог».

ГБОУ СО «Школа – интернат АОП г. Балаково»  осуществляет образовательный процесс по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), исходя из особенностей психического и физиологического развития обучающихся, их индивидуальных возможностей.

 В ходе обучения в 1-4 классах осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, выработка форм и методов организации образовательного процесса. Обучающимся прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Педагогами проводится работа по общему и речевому развитию обучающихся, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах поведения.

 В 5-9 классах обучающиеся получают общеобразовательную подготовку, имеющую практическую направленность и соответствующую их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда (столярное дело, швейное дело, подготовка младшего обслуживающего персонала, цветоводство и декоративное садоводство, штукатурно – малярное дело).

Максимальная индивидуализация достигается разработкой для обучающихся с  умеренной умственной отсталостью, множественными нарушениями в развитии специальных индивидуальных программ развития (СИПРов).

Для обучающихся, имеющих рекомендации КЭК детских поликлиники психоневрологического диспансера, предусмотрена возможность организации индивидуального обучения на дому.

Эффективной является работа медико-психолого-педагогического консилиума, консолидирующего работу педагогов, социально-психологической и медицинской службы по решению проблем образования, воспитания, коррекции и социализации обучающихся. Обязательные заседания проводятся в отношении вновь прибывших детей, школьников с выраженными и множественными, комбинированными дефектами в развитии, в результате чего разрабатывается и реализуется их адресное психолого-педагогическое сопровождение, а в программы развития вносятся коррективы. Психолого-педагогическое сопровождение включается нами во все виды деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями: образование, воспитание, внеурочную деятельность. Наряду с отбором содержания образования и воспитания, установленным уровнем развития обучающегося, сопровождение предусматривает технологии, методы и приемы обучения (игра, продуктивная деятельность, технические средства и т.д.). В результате специально организованной работы по психолого-педагогическому сопровождению дети с различными образовательными потребностями и их родители на всем протяжении обучения получают необходимый комплекс психолого-педагогической поддержки.

Плодотворным является сотрудничество школы-интерната с Балаковским обществом инвалидов. Воспитанники школы-интерната с инвалидностью в течение 7 лет принимают участие в фестивале для детей с ограниченными возможностями в развитии «Вместе мы сможем больше», раскрывают творческий потенциал в конкурсах и социальных проектах. За годы сотрудничества в муниципальных мероприятиях, проводимых обществом инвалидов, приняло участие более 70 детей-инвалидов. Педагоги и родители получают от специалистов общества консультативную, информационную помощь по вопросам социальной адаптации, реабилитации и социализации детей-инвалидов.

Воспитанники нашей школы с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптации к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов.

Особое значение в современных условиях имеет подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей-инвалидов, к самостоятельной жизни, связанной с их созидательной и преобразующей трудовой деятельностью, профессиональным самоопределением. Решение данных задач в нашей школе связано с реализацией программ «Я и современное общество», «Профессиональное самоопределение учащихся 5 – 9 классов», разработанных специалистами школы-интерната. Данные программы являются лауреатами конкурса областных социальных психолого-педагогических программ (2011 г.). В круг вопросов, решающихся в процессе профориентационной работы в школе, включены:

  • профессиональное просвещение обучающихся;

  • психологическое изучение и классификация профессий;

  • пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников учреждения;

  • изучение учащимися собственных индивидуально-психологических особенностей и возможностей;

  • индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному воспитаннику в выборе профессии;

  • профессиональные пробы;

  • итоговая практическая проверка результатов профориентационной работы.

Трудовыми умениями, навыками и компетенциями дети со специальными образовательными потребностями приобретают как на занятиях в учебных мастерских (столярная, швейная мастерские, кабинет декоративно-прикладного труда, СБО), так и на занятиях в кружках «Домашний мастер», «Город мастеров», «Бумажная пластика», мастерская «Переделкино».

Мероприятия профориентационной направленности включают: проекты, социальные акции, классные часы, часы развития, воспитательные занятия, родительские собрания, ярмарки, экскурсии в профессиональные учебные заведения. Интерес к профессиям, получению профессиональных компетенций, мотивация к профессионально-трудовой деятельности развивается посредством включения детей-инвалидов в мероприятия Недели профессионально-трудового обучения «Профессии в кино», занятия профориентационной направленности с элементами тренинга (учителя профессионально-трудового обучения Майорова Л.В., Логунова И.В.). Традицией является сотрудничество школы-интерната с центром занятости г. Балаково. В основу обучения детей с ОВЗ социальным, коммуникативным механизмам педагогами школы поставлена модель интерактивного взаимодействия. Участие детей с особыми образовательными потребностями в интерактивных играх-геокешингах «Ярмарка профессий», «Путешествие в страну профессий», конференциях по проблемам трудоустройства, «тематических каруселях», «аквариумах», деловых играх способствует применению полученных компетенций в различных социальных условиях.

Практика инклюзивного образования в ГБОУ СО «Школа-интернат АОП» обусловливает положительный опыт в познавательном, личностном, социально-коммуникативном развитии детей-инвалидов, способствует их профессиональной ориентации и социализации. Механизмами эффективности являются следующие выводы:

  • у детей-инвалидов имеется возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях образовательно-воспитательного процесса;

  • процесс обучения, воспитания, коррекции и социальной адаптации, с одной стороны, максимально индивидуализирован, с другой стороны, включен во всю жизнедеятельность школы-интерната;

  • адаптация детей к условиям обучения менее навязчива и кратковременна;

  • индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика;

  • профессиональный уровень педагогов постоянно возрастает;

  • родители становятся полноценными участниками образовательно-воспитательного, коррекционного процессов;

  • педагогически коллективом разрабатываются оценки эффективности образования, воспитания и развития.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!