СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по математике 9 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание ИОТ адаптированно для работы с детьми ОВЗ по математике в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по математике 9 класс»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр» имени ветерана Великой Отечественной войны Г. А. Смолякова села Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области

Рассмотрено Согласовано Утверждаю:

на заседании МО Зам. директора по УВР Директор ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ»

Протокол № 1 _______/М.А.Дубошина/ с. Большая Черниговка

от 31.08.2016 приказ № 96-од от 31.08.2016

____________Л.А.Бутенко










Адаптированная ОБРазовательная программа


по математике для учащегося 9Б класса








Учитель: Чичёва Н.В.

Квалификационная категория высшая







2017 г


Пояснительная записка


Адаптированная образовательная программа составлена на основе: программы, составленной в соответствии с основными положениями ФГОС основного общего образования второго поколения, планируемыми результатами основного общего образования по математике, отражающая требования Примерной образовательной программы ОУ и на основе учебной программы по алгебре и геометрии для 9 класса общеобразовательных учреждений. адаптирована в соответствии с особенностями обучающихся ЗПР. Работа с УМК для 9 класса автора А.Г.Мордковича и др., УМК 9 класса автор Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев.

Цели и задачи, решаемые при реализации образовательной программы

  • расширить сведения о свойствах функ­ций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратич­ной функции, выработать умение строить график квадратичной функции и применять графические представления для решения неравенств второй степени с одной переменной;

  • выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными, и решать текстовые задачи с помощью составления таких систем;

  • дать понятие об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида;

  • научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач;

  • развить умение применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;

  • расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы их вычисления;

  • познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений;

  • дать представление о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об осо­бенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный ха­рактер;

  • формировать ИКТ компетентность через уроки с элементами ИКТ;

  • формировать навык работы с тестовыми заданиями;

  • подготовить учащихся к итоговой аттестации в новой форме.


Содержание индивидуальной образовательной траектории адаптировано в соответствии с образовательными потребностями и индивидуальными возможностями обучающегося с ОВЗ с учетом рекомендаций обучения детей с ОВЗ.

1.Важными коррекционно-развивающими задачами курса математики являются:

  • развитие у обучающихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

  • нормализация взаимосвязи деятельности с речью;

  • формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);

  • развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;

  • развитие УУД.

Усвоение учебного материала вызывает затруднения у учащихся с ОВЗ в связи их особенностями: быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся с ОВЗ требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение, подробное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь предмета с жизнью, актуализация первичного жизненного опыта обучающихся.

Для эффективного усвоения обучающимися с ОВЗ учебного материала в системе работы учителя на уроке делают акцент при изучении тем и вопросов, на практическую направленность, частое повторение слабо усвоенных тем и решения задач; увеличено время на проведение лабораторных работ под руководством учителя.

Содержание интегрированного обучения детей в общеобразовательном учреждении определена разработанными индивидуальными траекториями образования и развития, по предмету разработанная и реализуемая общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ.

Индивидуальная траектория образования и развития выступает правовой основой инклюзии учащихся с ОВЗ и успешность усвоения рассматривается по итогам каждой четверти на школьной ПМПк.

При желании родителей (законных представителей) могут отказаться от интегрированного обучения и продолжить обучение по ранее осваиваемой образовательной программе в специальной (коррекционной) школе.

Специфика образовательного процесса в системе интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в организации дополнительных, индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, кроме занятий в классе совместно со здоровыми сверстниками.

Общеобразовательное учреждение, учителя предметники самостоятельно выбирают формы, средства и методы интегрированного обучения и воспитания в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и уставом образовательного учреждения. При определении реабилитационной составляющей интегрированного обучения учитель ориентируется на рекомендации ПМПК.

Интегрированное образование имеет развивающей характер (раскрытие потенциала, возможностей ребенка), когда учитель и специалисты ППиМСс ведут сопровождение учебного процесса, ориентируются на средне возрастные нормы развития и создают условия в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.

Индивидуальная траектория образования и развития для детей с ОВЗ проектируется с учетом следующих этапов:

- мотивационный: совместное обследование на школьном ПМПк условий сотрудничества учителей и специалистов службы ППи МСс;

- концептуальный: формирование общих целей, задач, распределение обязанностей по сопровождению детей с ОВЗ;

- проектный: разработка индивидуальной траектории образования и развития для детей с ОВЗ на основе диагностических данных;

В Индивидуальной траектории образования и развития для детей с ОВЗ предусматривается планирование результатов работы, использование индивидуальных методов обучения и воспитания, ведение мониторинга успешного освоения основной образовательной программы среднего (полного) образования.

- практическая: реализация программы: тенденция педагогической деятельности, анализ, рефлексия, разрешение затруднений при переходе на следующую ступень в образовании.

Режим интегрированного обучения осуществляется с учетом режима общеобразовательного учреждения.

Принципы формирования индивидуальной образовательной траектории:

  • Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика;

  • Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения;

  • Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе;

  • Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения.

  • Составлена с целью повышения успешности ученика.


2. Особенности инклюзивного образования на уроке

Инклюзивное (включающее) образование в школе дает возможность учащимся с ОВЗ в полном объеме участвовать в жизни коллектива школьной жизни и вхождению их в образовательный процесс и внешкольные мероприятия проводимые по предмету, а так же на формирование толерантного отношения к обучающимся с ОВЗ.

Такой подход на уроках обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех этапах образовательного процесса, а так же на развитие способностей, необходимых для общения. Для обучающихся с ОВЗ, позиция учителя базируется на следующих аспектах: ценностно-смысловом, программно-методическом, психологическом, педагогическом, социальном,

  • Принцип равных возможностей;

  • Каждый человек способен чувствовать и думать;

  • Для всех обучающихся достижение скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

  • Внимание на возможности и сильные стороны ребенка;

  • Раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы предмета;

  • Фокусирование при обучении не только на действия, но и на цели;

  • Организация обучения, с учетом образовательных потребностей обучающихся;

  • Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует обучающихся;

  • Способствовать позитивной адаптации к жизни;

  • Акцент на успешность обучающихся;

  • Внимание при обучении детей тому, что поможет им занять активную жизненную позицию;

  • Побуждать всех детей в классе помогать друг другу;

  • Норма, когда даются разные задания и ожидаются от обучающихся разные результаты;

  • Повышение уровня мотивации и улучшение результатов детей с особыми образовательными потребностями.

Результаты инклюзии на уроке:

  • У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех этапах урока.

  • Адаптация урока и не содействует выработке негативных стереотипов.

  • Методы урока направлены на включение ученика в деятельность и возможности для обобщения и передачи навыков.


3. Учет психологических особенностей детей с ОВЗ в учебной деятельности

Задержка психического развития (ЗПР) – VII вид обучения

У детей с ЗПР имеется ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой деятельности, поведении и личности в целом, характерные для большинства детей этой категории: повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности; игровая деятельность сформирована также не полностью; восприятие замедленное; в мышлении трудности словесно-логических операций; страдают все виды памяти; отсутствуют умения использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации. Многие практические и интеллектуальные задачи они решают на уровне своего возраста, способны воспользоваться оказанной помощью, умеют осмыслить сюжет картинки, рассказа, разобраться в условии простой задачи и выполнить множество других заданий. У этих обучающихся отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности, вследствие чего у обучающихся возникают затруднения в усвоении учебного материала: они не удерживают в памяти условия задачи, продиктованное предложение, забывают слова; допускают нелепые ошибки в письменных работах; нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют цифрами; оказываются неспособными оценить результаты своих действий; их представления об окружающем мире недостаточно широки, не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои действия правилам, содержащим несколько условий.

В периоды нормальной работоспособности у детей с ЗПР обнаруживается целый ряд положительных сторон их деятельности, характеризующих сохранность многих личностных и интеллектуальных качеств. Эти сильные стороны проявляются чаще всего при выполнении детьми доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной доброжелательной обстановке.

В таком состоянии при индивидуальной работе с ними дети оказываются способными самостоятельно или с незначительной помощью решать интеллектуальные задачи почти на уровне нормально развивающихся сверстников (производить группировку предметов, устанавливать причинно-следственные связи в рассказах со скрытым смыслом, понимать переносный смысл пословиц).

Во внеклассной жизни дети обычно активны, интересы их, как и у нормально развивающихся детей, разнообразны. Некоторые из них предпочитают тихие, спокойные занятия – лепку, рисование, конструирование, с увлечением работают со строительным материалом и разрезными картинками. Но таких детей меньшинство. Большинство предпочитают подвижные игры, любят побегать, порезвиться. К сожалению, и у «тихих», и у «шумных» детей фантазии и выдумки в самостоятельных играх, как правило, бывает мало.

Все дети с ЗПР любят разного рода экскурсии, посещение театров, кинотеатров и музеев, иногда это их так захватывает, что они несколько дней находятся под впечатлением увиденного. Любят занятия физкультурой и спортивные игры, и, хотя у них обнаруживается явная двигательная неловкость, недостаточная координированность движений, неумение подчиняться заданному (музыкальному или словесному) ритму, со временем, в процессе обучения, школьники достигают значительных успехов.

Дети с ЗПР дорожат доверием взрослых, но это не избавляет их от срывов, часто происходящих помимо их воли и сознания, без достаточных на то оснований. Потом они с трудом приходят в себя и еще, долго чувствуют неловкость, угнетенность.

Учет особенностей развития детей с ЗПР чрезвычайно важно для понимания общего подхода к работе с ними на уроке математики и внеклассной деятельности.


Общая характеристика учебного предмета


Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышле­ния, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, фор­мирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математи­ческой культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.


Описание места учебного предмета математика в учебном плане


Согласно федеральному базисному учебному плану на изучении математики в 9 классе отводиться 204 часа из расчета 6 часов в неделю. На изучение алгебры в 9 классе отводится 102 часа из расчёта 3 часа в неделю. Учебным планом школы на 2016-2017 учебный год на изучение алгебры выделен дополнительно 1 час за счёт компонента образовательного учреждения. Рабочая программа по алгебре для 9 класса рассчитана на 136 часов из расчёта 4 часа в неделю, 34 недель. Дополнительные часы используются для расширения знаний и умений по отдельным темам всех разделов курса. Это позволит более глубоко изучить наиболее трудные для учащихся темы, рассмотреть большее количество разнообразных задач и упражнений изучаемых тем, что способствует расширению и углублению знаний и умений учащихся по предмету, а также развитию способностей, математического мышления, интересов учащихся и подготовки выпускников к сдаче экзамена за курс основной школы.

Структура курса по алгебре


Раздел

Количество часов

Повторение курса алгебры 8 класса

6

Глава 1. Неравенства и системы неравенств

20

Глава 2. Системы уравнений

20

Глава 3. Числовые функции

36

Глава 4. Прогрессии

22

Глава 5. Элементы комбинаторики,

статистики и теории вероятностей


14

Итоговое повторение

18

В рабочей программе предусмотрено 9 контрольных работ: из них 6 тематических и 3

административных: вводная, промежуточная и итоговая.

Административные контрольные работы составлены в формате ГИА.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тесты, самостоятельные

Рабочая программа по геометрии рассчитана на 68 часов из расчёта 2 часа в неделю , всего 34 недель.

Структура курса по геометрии


Тема

Кол-во часов

1

Вводное повторение

2

2

Метод координат

12

3

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

17

4

Длина окружности и площадь круга

14

5

Движение

8

6

Начальные сведения из стереометрии

6

7

Повторение

7


ИТОГО

68


Количество контрольных работ - 4


Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения математики

Изучение алгебры в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов

личностные:

1. ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2. формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

3. умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать

смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

5. критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

6. креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;

7. умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

8. формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

. способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2. умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

3. способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

4. умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

5. умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

6. развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

7. формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентностей);

8. первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;

9. развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

10. умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

11. умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

12. умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

13. понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

14. умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для

математических проблем;

15. способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

1. умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;

2. владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник);

3. умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

4. умения пользоваться изученными математическими формулами,

5. знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;

6. умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.


Содержание учебного предмета

Алгебраическая часть

Повторение программы 8 класса (6ч)

Рациональные неравенства и их системы(20часов)

Линейные и квадратные неравенства (повторение). Рациональное неравенство. Метод интервалов. Множества и операции над ними. Системы неравенств. Решение систем неравенств.

Основная цель:

·  формирование представлений о частном и общем решении рациональных неравенств и их систем, о неравенствах с модулями, о равносильности неравенств;

·  овладение умением совершать равносильные преобразования, решать неравенства методом интервалов;

·  расширение и обобщение сведений о рациональных неравенствах и способах их решения: метод интервалов, метод замены переменной.

Системы уравнений(20 часов)

Рациональное уравнение с двумя переменными. Решение уравнения p(x; y)=0. Равносильные уравнения с двумя переменными. Формула расстояния между двумя точками координатной плоскости. График уравнения окружности. Система уравнений с двумя переменными. Решение системы уравнений. Неравенства и системы неравенств с двумя переменными. Метод подстановки, метод алгебраического сложения, метод введения новых переменных, графический метод, равносильные системы уравнений.

Основная цель:

·   формирование представлений о системе двух рациональных уравнений с двумя переменными, о рациональном уравнении с двумя переменными;

·   овладение умением совершать равносильные преобразования, решать уравнения и системы уравнений с двумя переменными;

·  отработка навыков решения уравнения и системы уравнений различными методами: графическим, подстановкой, алгебраического сложения, введения новых переменных.

Числовые функции (36 часа)

Функция, область определение и множество значений функции. Аналитический, графический, табличный, словесный способы задания функции. График функции. Монотонность (возрастание и убывание) функции, ограниченность функции снизу и сверху, наименьшее и наибольшее значения функции, непрерывная функция, выпуклая вверх или вниз. Элементарные функции. Четная и нечетная функции и их графики. Степенные функции с натуральным показателем, их свойства и графики. Свойства и графики степенных функций с четным и нечетным показателями, с отрицательным целым показателем.

Основная цель:

·  формирование представлений о таких фундаментальных понятиях математики, какими являются понятия функции, её области определения, области значения; о различных способах задания функции: аналитическом, графическом, табличном, словесном;

·  овладение умением применения четности или нечетности, ограниченности, непрерывности, монотонности функций;

· формирование умений находить наибольшее и наименьшее значение на заданном промежутке, решая практические задачи;

·  формирование понимания того, как свойства функций отражаются на поведении графиков функций.

Прогрессии (22 часов)

Числовая последовательность. Способы задания числовой последовательности. Свойства числовых последовательностей, монотонная последовательность, возрастающая последовательность, убывающая последовательность. Арифметическая прогрессия, разность, возрастающая прогрессия, конечная прогрессия, формула n-го члена арифметической прогрессии, формула суммы членов конечной арифметической прогрессии, характеристическое свойство арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия, знаменатель прогрессии, возрастающая прогрессия, конечная прогрессия, формула n-го члена геометрической прогрессии, формула суммы членов конечной геометрической прогрессии, характеристическое свойство геометрической прогрессии.

Основная цель:

·        формирование преставлений о понятии числовой последовательности, арифметической и геометрической прогрессиях как частных случаях числовых последовательностей; о трех способах задания последовательности: аналитическом, словесном и рекуррентном;

·        сформировать и обосновать ряд свойств арифметической и геометрической прогрессий, свести их в одну таблицу;

·        овладение умением решать текстовые задачи, используя свойства арифметической и геометрической прогрессии.

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей (14 часов)

Методы решения простейших комбинаторных задач (перебор вариантов, построение дерева вариантов, правило умножения). Факториал. Общий ряд данных и ряд данных конкретного измерения, варианта ряда данных, её кратность, частота и процентная частота, сгруппированный ряд данных, многоугольники распределения. Объем, размах, мода, среднее значение. Случайные события: достоверное и невозможное события, несовместные события, событие, противоположное данному событию, сумма двух случайных событий. Классическая вероятностная схема. Классическое определение вероятности.

Основная цель:

·        формирование преставлений о всевозможных комбинациях, о методах статистической обработки результатов измерений, полученных при проведении эксперимента, о числовых характеристиках информации;

·        овладеть умением решения простейших комбинаторных и вероятностных задач.

Повторение курса алгебры 7-9 класс (18 часов)

Геометрическая часть

Вводное повторение (2 ч)

Векторы. Метод координат (12 часов)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками.

Основная цель:

·    научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике;

·  познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

Соотношения между сторонами и углами треугольника (17 часов)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель:

·  развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;

·  этот аппарат применять к решению треугольников.

Длина окружности и площадь круга (14 часов)

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель:

·   расширить знание учащихся о многоугольниках;

·   рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

Движения (8 часов)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель:

·  познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами;

· познакомить учащихся с основными видами движений;

·  познакомить учащихся со взаимоотношениями наложений и движений.

Начальные сведения из стереометрии (8 часов)

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: ци­линдр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площа­дей поверхностей и объемов.

Основная цель:

. дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве;

. познакомить учащихся с основ­ными формулами для вычисления площадей поверхностей и объ­емов тел.

Повторение ( 7 часов)

Особенности учащихся с ОВЗ (ЗПР).

Дети с задержкой психического развития составляют неоднородную группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ЗПР. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития. Поэтому дети с ЗПР, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.

Требования к качеству обучения школьников с задержкой психического развития.

Требования к уровню подготовки детей с ЗПР соответствуют требованиям, предъявляемым к учащимся общеобразовательной школы. При выполнении этих требований к обязательному уровню образования необходимо учитывать особенности развития детей с ЗПР, а также их возможности в овладении знаниями, умениями, навыками.

Обучение математики в 9 классе для учащегося с ЗПР ведется с широкой опорой на наглядно-графические представления. Совершенствование вычислительных навыков учащихся достигается путем включения в курс большого числа задач, связанных с выполнением различного рода вычислений, с использованием таблиц и микрокалькулятора.

Особенностью курса является его практическая направленность, обеспечивающая доступность и прочность усвоения основ математических знаний. Характер обучения пропедевтический: задания подбираются таким образом, чтобы они могли подготовить учащегося к восприятию новых и трудных тем.

Исключены отдельные трудные доказательства; теоретический материал преподносится в процессе решения задач и выполнения заданий наглядно-практического характера. Формальные доказательства, приведенные в учебнике, заменяются в ряде случаев на рассуждения и толкования, опирающиеся на интуицию, на графические модели и образы.

Математические понятия «множество», «рациональное уравнение с двумя переменными», «система уравнений с двумя переменными», «функция», «область определения функции», «прогрессия» вводятся в процессе решения конкретных практических задач, раскрывающих реальную основу математических абстракций.

Тему «Множества и операции над ними» изучают на конкретных числовых промежутках с широким привлечением геометрических образов и иллюстраций.

При изучении темы «Функции» активно используется обучение анализу образца: целенаправленное рассмотрение с вычленением существенных признаков, умение ориентироваться в задании, учить полному и самостоятельному описанию образца с указанием всех необходимых его признаков. Свойства функций и их графики дают богатый материал для анализа. При формировании умения анализировать образец необходимо соблюдать принцип постепенного усложнения подбираемых упражнений.

При изучении функций: = , y= , y= , можно ограничиться построением графика по точкам и простейшим анализом.

Неоценимую помощь в изучении функций оказывает использование компьютерных программ(интерактивный плакат "Графики функций"), виртуальных лабораторий. С их помощью учащиеся через наглядные образы могут овладеть такими сложными абстрактными понятиями, как функция и свойства функций.

Все формулы раздела "Прогрессии" даются без вывода.

Учащиеся ЗПР характеризуются несформированностью умения планировать свои действия, низким уровнем развития образного мышления, слабым понимание грамматических конструкций, слабым развитием логического запоминания.

При решении задач, предполагающих применение алгоритмов их решения, используются памятки с алгоритмом действий, которые ученик сможет применять в работе.

При ответе на уроке используются визуальные подсказки (картинки – символы, план, схему).


п/п

Тема

Требования к уровню подготовки учащихся



Учебная программа для массовой школы

Адаптированная учебная программа

1

Рациональные неравенства и их системы.

Знать: определение рационального неравенства с одной переменной; правила равносильных преобразований рациональных неравенств; понятие числового множества; основные типы числовых множеств; определения системы неравенств с двумя переменными и множества ее решений.

Уметь: применять равносильные преобразования рациональных неравенств; решать неравенства методом интервалов; записывать числовые промежутки; решать системы неравенств с двумя переменными.

Знать: правила равносильных преобразований рациональных неравенств.

Уметь: применять равносильные преобразования рациональных неравенств; решать неравенства методом интервалов; записывать числовые промежутки.

2

Системы уравнений.

Знать: определения рационального уравнения с двумя переменными и его решения; правила равносильных преобразований уравнений с двумя переменными; формулу расстояния между двумя точками; определения системы уравнений с двумя переменными и её решения, системы неравенств с двумя переменными; основные методы решения систем уравнений и неравенств с двумя переменными (метод постановки, сложения, введения новой переменной).

Уметь: решать системы уравнений и неравенств с двумя переменными; составлять математические модели к текстовым задачам и решать их.

Знать: определение рационального уравнения с двумя переменными и его решения; правила равносильных преобразований уравнений с двумя переменными; формулу расстояния между двумя точками; определения системы уравнений с двумя переменными и её решения; основные методы решения систем уравнений с двумя переменными (метод постановки, сложения).

Уметь: решать системы уравнений с двумя переменными; составлять математические модели к текстовым задачам и решать их.

3

Числовые функции.

Знать: определения числовой функции, её области определения, области значений; способы задания числовых функций; основные свойства функций; определения четной и нечетной функций; определение степенной функции с натуральным показателем, её свойства и график; степенной функции с отрицательным целым показателем, её свойства и график.

Уметь: находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком, по её аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей; находить области определения и значений числовой функции; исследовать функции вида y=C, y=kx+m, y=kx2, = , y= , y= , y=ax2+bx+c; исследовать функцию на четность (нечетность).

Знать: определения числовой функции, её области определения, области значений; способы задания числовых функций; основные свойства функций; определения четной и нечетной функций; определение степенной функции с натуральным показателем, её свойства и график; степенной функции с отрицательным целым показателем, её свойства и график.

Уметь: находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком, по её аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;находить области определения и значений числовой функции; исследовать функцию на четность (нечетность).

4

Прогрессии.

Знать: определение числовой последовательности; способы её задания; определения арифметической и геометрической прогрессий; формулы n-го члена, суммы первых членов арифметической и геометрической прогрессий; характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий.

Уметь: находить элементы арифметической и геометрической прогрессий; находить сумму первых членов прогрессий; применять свойства прогрессий для банковских расчетов.

Знать: определение числовой последовательности; способы её задания; определения арифметической и геометрической прогрессий; формулы n-го члена, суммы первых членов арифметической и геометрической прогрессий.

Уметь: находить элементы арифметической и геометрической прогрессий; находить сумму первых членов прогрессий (для геометрической - с целым знаменателем).

5

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.

Знать: определения числовых характеристик данных измерения; классическое определение вероятности; определение события (случайное, достоверное, невозможное); классическую вероятностную схему; определение противоположных событий; в чем заключается связь между статистикой и теорией вероятностей.

Уметь: извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики; решать комбинаторные задачи методом перебора вариантов, методом построения дерева вариантов, по правилу умножения вероятностей.

Знать: определения числовых характеристик данных измерения; классическое определение вероятности; определение события (случайное, достоверное, невозможное); классическую вероятностную схему; определение противоположных событий; в чем заключается связь между статистикой и теорией вероятностей.

Уметь: извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики; решать комбинаторные задачи методом перебора вариантов, методом построения дерева вариантов, по правилу умножения вероятностей.



При изучении темы «Векторы» изложение большого объема материала осуществляется благодаря применению «опорных сигналов» – наглядных схем, в которых отражены единицы информации, представлены различные связи между ними.

Для учащегося с ЗПР особенно полезно то, что потом происходит вторичное объяснение материала: кратко воспроизводится основное содержание темы в сопоставлениях со знаниями опорных сигналов, так что схема наполняется понятным учащимся смыслом и служит его запоминанию. Этому способствует прямая его установка на запоминание: учащиеся знают, что дома они должны вспомнить по опорным сигналам содержание урока, дополнить его информацией из учебника и своими примерами, подготовиться к письменному и устному ответу по ним. Таким образом, работа с опорными сигналами создаёт основу для реализации важного психологического условия формирования знаний: неизбежность и полноту контроля за усвоением знаний и их оценку.


п/п

Тема

Требования к уровню подготовки учащихся



Учебная программа для массовой школы

Адаптированная учебная программа

1

Векторы. Метод координат.

Знать: определение вектора, координат вектора, длины вектора; правила действия над векторами с заданными координатами; координаты середины отрезка; формулу вычисления длины вектора, расстояния между двумя точками; определения коллинеарных, сонаправленных, равных векторов; правило сложения и вычитания векторов; уравнения окружности и прямой в координатах.

Уметь: решать простейшие задачи в координатах; применять метод координат к решению геометрических задач.

Знать: определение вектора, координат вектора, длины вектора; правила действия над векторами с заданными координатами; координаты середины отрезка; формулу вычисления длины вектора, расстояния между двумя точками; определения коллинеарных, сонаправленных, равных векторов; правило сложения и вычитания векторов; уравнения окружности и прямой в координатах.

Уметь: решать простейшие задачи в координатах; применять метод координат к решению геометрических задач.

2

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Знать: как вводятся синус, косинус и тангенс углов от 0 до 180; формулы приведения; теоремы синусов и косинусов; определения угла между векторами, скалярного произведения векторов; выражение скалярного произведения в координатах; условие перпендикулярности векторов.

Уметь: вычислять координаты точки; скалярное произведение векторов; применять теоремы синусов и косинусов, скалярное произведение векторов к решению треугольников.

Знать: как вводятся синус, косинус и тангенс углов от 0 до 180; формулы приведения; теоремы синусов и косинусов; определения угла между векторами, скалярного произведения векторов; выражение скалярного произведения в координатах; условие перпендикулярности векторов.

Уметь: вычислять координаты точки; скалярное произведение векторов; применять теоремы синусов и косинусов, скалярное произведение векторов к решению треугольников.

3

Длина окружности и площадь круга.

Знать: определение правильного многоугольника, окружности, описанной около правильного многоугольника и окружности, вписанной в него; определение длины окружности, площади круга, его элементов.

Уметь: строить правильные многоугольники (3, 4, 6, 8, 12 углов); решать задачи на вычисление площадей правильных многоугольников, площади круга и его частей; длины окружности и ее частей.

Знать: определение правильного многоугольника, формулу площади круга.

Уметь: строить правильные многоугольники (3, 4, 6, 8, 12 углов).

4

Движения.

Знать: понятие отображение плоскости на себя, движения; основные виды движений на плоскости (осевая и центральная симметрия, параллельный перенос и поворот), их свойства и способы задания.

Уметь: строить фигуры посредством движений.

Знать: понятие движения; основные виды движений на плоскости (осевая и центральная симметрия, параллельный перенос и поворот), их свойства и способы задания.

Уметь: строить фигуры посредством движений.

5

Об аксиомах геометрии.

Знать: иметь представление о дедуктивном построении геометрии, ее основах.

Знать: иметь представление о дедуктивном построении геометрии, ее основах.

6

Начальные сведения из стереометрии.

Знать: иметь представление о геометрических телах и поверхностях; объеме и площади поверхности; знать единицы измерения объемов; формулы для вычисления площадей поверхностей и объемов основных геометрических тел.

Знать: иметь представление о геометрических телах и поверхностях; объеме и площади поверхности; знать единицы измерения объемов; формулы для вычисления площадей поверхностей и объемов основных геометрических тел.


Методы и приемы создания инклюзивной образовательной среды на уроке

Получение детьми с ограниченными возможностями образования (ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий и их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Обучение детей с ОВЗ в обычном классе образовательного учреждения общего типа осуществляться по индивидуальным образовательным траекториям, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей обучающихся с ОВЗ.

Создание инклюзивной образовательной среды на уроке – это модификация, то есть изменение, преобразование, адаптирование в соответствии с образовательными потребностями и индивидуальными возможностями учащихся содержания, методов, приемов, средств обучения, организационных форм обучения, а так же предметно-пространственной и социальной среды класса. Это гибкость образовательных технологий.

Методы и приемы обучения детей с ОВЗ

  • Предоставление краткого содержания глав учебника;

  • Использование маркеров для выделения важной информации;

  • Предоставление списка слов и оборотов речи, потенциально непонятных учащемуся с ОВЗ, с пояснениями, иллюстрациями;

  • Обеспечение дополнительными материалами, компенсирующими недостаточный личный опыт ученика с ОВЗ, значимый для изучения данного предмета (тексты, иллюстрации, натуральные объекты, трафареты, наглядные материалы, видео-и аудиоматериалы);

  • Предоставление списка вопросов до чтения или обсуждения текста;

  • Маркирование уровня трудности заданий на уроке;

  • Разработка и использование вспомогательных электронных ресурсов к отдельным темам и разделам учебника;

  • Объяснение задания в малой группе;

  • Поэтапное разъяснение заданий;

  • Работа по предметно-операционным картам;

  • Демонстрация образца выполнения заданий;

  • Выполнение задания в парах обычный ученик-ученик с ОВЗ;

  • Выполнение задания в малой группе, где ученик с ОВЗ выполняет ту часть общего задания, которая для него посильна;

  • Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

  • Предоставление дополнительного времени для работы с заданиями;

  • Предоставление альтернативы объемным письменным заданиям несколько небольших сообщений;

  • Применение различных форм опроса (карты, анкеты, тесты и др.)









Описание учебно - методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Иллюстрации

1. Комплект демонстрационных таблиц «Алгебра. 9 класс»

2. Комплект таблиц «Математика. Алгебра. 7-11 класс». Наглядное пособие / М.: Спектр-М

Средства ИКТ

3. CD - Диск «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия»

4. CD - Диск «Алгебра 9 класс» / Издательство «1С», серия: «Школа»

5. Операционная система Windows XP

6. Microsoft Offis 2007

7. Adobe Reader

8. KMPlayer Учебно-лабораторное оборудование

9. Мультимедийный компьютер

10. Мультимедиа проектор

12. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц

13. Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник , угольник , циркуль

Список, рекомендуемой учебно – методической литературы

  1. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. – М.: Мнемозина, 2015.

  2. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2015

  3. Геометрия, 7 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2010.

  4. Мордкович А.Г. Алгебра. 9 класс: методическое пособие для учителя / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. – М.: Мнемозина, 2010.

  5. Алгебра. 7- 9 классы. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений: к учебникам А.Г. Мордковича, Н.П. Николаева / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2011.

  6. Контрольные и самостоятельные работы по алгебре: 9 класс: к учебнику А.Г. Мордковича «Алгебра. 9 класс» / М.А. Попов. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.

  7. Тесты по геометрии. 9 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. «Геометрия 7-9 классы» / Л.И. Звавич, Е.В. Потоскуев. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.

  8. Тесты по геометрии. 9 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. «Геометрия 7-9 классы» / А.В. Фарков. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

  9. Изучение геометрии в 7 – 9 классах. Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков: Просвещение, 2004.

  10. Алгебра, 9 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А. Александрова. – М.: Мнемозина, 2009.

  11. Алгебра, 9 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А. Александрова. – М.: Мнемозина, 2009.

  12. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2004.

  13. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса / А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершов: Илекса, 2004.

  14. ГИА 2017. Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация(в новой форме). Типовые тестовые задания / И.В. Ященко, С.А. Шестаков, А.с. Трепалин, А.В. Семенов, П.И. Захаров. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.


Информационные источники (ЦОР)

1. http://urokimatematiki.ru/ сайт «Уроки математики»

2. http://karmanform.ucoz.ru/ сайт «Карман для математика»

3. http :// polyakova . ucoz . ru / сайт «Математика для всех»

4. http :// www .mathvaz. ru/ сайт «Досье учителя математика»

5. http://www.diagtest.ru/ сайт «Сервис проверки знаний»

6. Требования к уровню оценивания обучающихся с ОВЗ


Планируемые результаты изучения математики,

с учётом ожидаемой динамики обучающихся с ОВЗ

В ходе преподавания алгебры ученик должен:

знать/понимать:

  • существо понятия алгоритма;

  • как используются математические формулы, уравнения;

  • как математически определённые функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира;

уметь:

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое;

  • выполнять арифметические действия с алгебраическими дробями с одинаковыми и разными знаменателями;

  • осуществлять преобразования рациональных выражений;

  • строить и читать графики функций y=C, y=kx+m, y=kx2, y=ax2+bx+c;

  • осуществлять преобразования выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня;

  • решать квадратные и иррациональные уравнения;

  • оперировать с выражениями, содержащими степень с отрицательным целым показателем;

  • осуществлять вычисления с числами, представленными в стандартном виде;

  • решать линейные и квадратные неравенства;

  • решать линейные уравнения и сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом;

  • изображать числа точками на координатной прямой; определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;

  • строить графики изученных функций;

  • определять простейшие свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнении, систем, описывать свойства изученных функций, строить их графики;

  • решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

  • вычислять средние значения результатов измерений

  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;


В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.


Оценка знаний обучающихся ЗПР (VII вид обучения).

Для обучающихся с ЗПР (VII вид обучения), усваивающих общеобразовательную программу оценки выставляются также как и обычным ученикам.

Оценка знаний, умений и навыков – процесс сравнения достигнутого обучающимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе предмета. Процесс оценка знаний, умений и навыков реализуется в ходе контроля . Оценка условное отражение отметки, выражаемая цифровыми оценками: 5, 4, 3, 2.

Проблема оценивания ученика с ЗПР не простая, особенно если учесть, что оценка знаний является весьма эффективным инструментом воздействия на обучающихся. Например, высокая оценка знаний может и воодушевлять школьника к учению, но может и расхолаживать. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побуждать школьника к усилению своей учебной работы, и отбивать охоту к учению. В этом смысле важное значение имеет то, что учителя придерживаются тех общих критериев, которые должны лежать в основе оценки знаний и обычных обучающихся.

Балл «5» выставляется за такие знания, когда:

а) обучающийся обнаруживает усвоение всего объема программного материала;

б) выделяет в нем главные положения;

в) осмысленно применяет полученные знания на практике;

г) не допускает ошибок при воспроизведении знаний, а также в письменных работах и выполняет последние уверенно и аккуратно;

д) легко отвечает на видоизмененные вопросы, на которые нет прямых ответов в учебнике.

Балл «4» выставляется тогда, когда:

а) ученик выявляет знание материала;

б) отвечает без особых затруднений на вопросы учителя;

в) умеет применять полученные знания на практике;

г) в устных ответах не допускает серьезных ошибок и легко устраняет отдельные неточности;

д) в письменных работах делает незначительные ошибки.

Знания, оцениваемые баллами «5» и «4», как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов, примеров и вытекающих из них обобщений.


Балл «3» выставляется за знания, когда:

а) ученик обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов учителя;

б) предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы;

в) допускает ошибки в письменных работах.

Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую на уровне представлений, их понятийный аспект является недостаточным.

Балл «2» выставляется тогда, когда ученик имеет отдельные представления о материале, но большая его часть не усвоена, а в письменных работах он допускает грубые ошибки.

Знания учащихся с ОВЗ оцениваются в установленном порядке с учетом особенностей психофизического развития. Процедура оценивания знаний должна давать возможность детям продемонстрировать достижения и результаты в обучении в соответствии с индивидуальной траекторией образования и развития.

Образовательное учреждение интегрированного образования рассматривает возможность принятия альтернативных /гибких методов проверки знаний и экзаменов и обеспечить доступность аттестационных мероприятий или презентации работ учащихся в альтернативных формах.

Государственная (итоговая) аттестация детей с ограниченными возможностями здоровья проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих психофизическим особенностям и состоянию здоровья выпускников в соответствии с федеральным законодательством. Итоговая аттестация детей с ограниченными возможностями здоровья может проводиться, в том числе, заочно на основе письменных или видеоматериалов, представленных специалистами, осуществляющими интегрированное обучение ребенка.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, получившие образование в форме интегрированного обучения и успешно освоившие образовательную программу общеобразовательного учреждения получают документ об образовании соответствующего образца данного учреждения.