Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «льтернативная коммуникация» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация»»
Альтернативная коммуникация
Основа АОП:
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.
Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета:
Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Одним из важнейших направлений работы с детьми с ТМНР является коррекция специфических нарушений развития ребенка, ограничивающих его полноценное общение с окружающими.
Целью обучения по предмету альтернативная коммуникация является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием альтернативных средств коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Основные задачи: расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Формирование навыков коммуникации посредством использования карточек, сенсорной клавиатуры. Расширение пассивного словарного запаса.
Темы уроков по предмету «Альтернативная коммуникация» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Речь и альтернативная коммуникация», «Окружающий природный мир», «Домоводство», «Окружающий социальный мир», «Предметно-практическая деятельность», «Сенсорное развитие» а также в логопедической и психокоррекционной работе.
Изучение предмета «Альтернативная коммуникация» направлено на достижение следующих задач в 2021-2022 учебном году:
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
формировать навыки выражения своих желаний посредством карточек;
формировать навыки использования сенсорной клавиатуры в общении;
развивать внимание, коммуникативные навыки, тактильные ощущения, слуховое восприятие;
учить выражать согласие и несогласие на задаваемый вопрос.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2021/2022 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
1 | Речевое развитие. Выражение согласия и несогласия звуком, жестом, пиктограммой | 1 | Комбинированный | Упражнение «Сожми правый кулачок». Ученик пробует утвердительно ответить на вопросы звуком и жестом – сжиманием правого кулачка. Работа с пиктограммой «да». Ученик пробует утвердительно ответить на вопрос с помощью пиктограммы «да». |
2 | Коммуникативная деятельность. Моя школа. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки. |
3 | Коммуникативная деятельность. Мои друзья. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки. |
4, 5 | Пиктограммы в общении людей. Выражение просьбы: есть, пить. | 2 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик совместно с учителем рассматривает карточки отражающие просьбы «есть», «пить». Ученик обсуждает содержание карточки. Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю. |
6, 7 | Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение просьбы: есть, пить. | 2 | Изучение нового материала | Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить свое желание: есть, пить. |
8 | Пиктограммы в общении людей. Выражение просьбы: есть, пить. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик совместно с учителем рассматривает карточки отражающие просьбы «есть», «пить». Ученик обсуждает содержание карточки. Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю. |
II четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
9 | Коммуникативная деятельность. Мои увлечения. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки. |
10, 11 | Пиктограммы в общении людей. Выражение просьбы: слушать музыку, читать книгу. | 2 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик совместно с учителем рассматривает карточки отражающие просьбы «слушать музыку», «читать книгу». Ученик обсуждает содержание карточки. Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю. |
12 | Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение просьбы: слушать музыку, читать книгу. | 1 | Изучение нового материала | Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить свое желание: слушать музыку или читать книгу. |
13 | Коммуникативная деятельность. Мои увлечения. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки. |
14, 15 | Пиктограммы в общении людей. Выражение просьбы: смотреть телевизор, играть на планшете. | 2 | Изучение нового материала, комбинированный | Обследование глазами и пальцами рук с помощью учителя карточки «смотреть телевизор», «играть на планшете». Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю. |
16 | Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение просьбы: смотреть телевизор, играть на планшете. | 1 | Изучение нового материала | Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить свое желание: смотреть телевизор. |
III четверть – 10 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
17 | Речевое развитие. Выражение согласия и несогласия звуком, жестом, пиктограммой | 1 | Комбинированный | Упражнение «Сожми правый кулачок». Ученик пробует утвердительно ответить на вопросы звуком и жестом – сжиманием правого кулачка. Работа с пиктограммой «да». Ученик пробует утвердительно ответить на вопрос с помощью пиктограммы «да». |
18 | Коммуникативная деятельность. Мои игрушки. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки. |
19 | Пиктограммы в общении людей. Выражение состояния: холодно. | 1 | Изучение нового материала | Ученик совместно с учителем рассматривает карточку отражающую состояние «холодно». Ученик совместно с учителем обсуждает содержание изображения карточки. Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю. |
20 | Пиктограммы в общении людей. Выражение состояния: жарко. | 1 | Изучение нового материала | Ученик совместно с учителем рассматривает карточку отражающую состояние «жарко». Ученик совместно с учителем обсуждает содержание изображения карточки. Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю. |
21, 22 | Пиктограммы в общении людей. Выражение состояния: холодно, жарко. | 2 | Комбинированный | Ученик совместно с учителем рассматривает карточки отражающие состояния «холодно», «жарко». Ученик совместно с учителем обсуждает содержание изображения карточек. Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю. |
23 | Коммуникативная деятельность. Мои увлечения. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки. |
24, 25 | Пиктограммы в общении людей. Выражение своих желаний просьбой с использованием пиктограмм. | 2 | Обобщающий | Взаимодействие с карточками, обсуждение их содержания и назначения. Ученик пробует выбрать карточку по просьбе учителя. Беседа о важности выражения своих желаний. |
26 | Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение своих желаний просьбой с использованием сенсорной клавиатуры. | 1 | Обобщающий | Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить желание озвученное учителем посредством сенсорной клавиатуры. Беседа о важности выражения своих желаний. |
IV четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
27 | Коммуникативная деятельность. Мои увлечения. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки. |
28 | Пиктограммы в общении людей. Выражение своих желаний просьбой с использованием пиктограмм. | 1 | Обобщающий | Взаимодействие с карточками, обсуждение их содержания и назначения. Ученик пробует выбрать карточку по просьбе учителя. Беседа о важности выражения своих желаний. |
29 | Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение своих желаний просьбой с использованием сенсорной клавиатуры. | 1 | Обобщающий | Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить желание озвученное учителем посредством сенсорной клавиатуры. Беседа о важности выражения своих желаний. |
30 | Коммуникативная деятельность. Мои игрушки. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки. |
31 | Пиктограммы в общении людей. Выражение своих желаний просьбой с использованием пиктограмм. | 1 | Обобщающий | Взаимодействие с карточками, обсуждение их содержания и назначения. Ученик пробует выбрать карточку по просьбе учителя. Беседа о важности выражения своих желаний. |
32 | Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение своих желаний просьбой с использованием сенсорной клавиатуры. | 1 | Обобщающий | Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить желание озвученное учителем посредством сенсорной клавиатуры. Беседа о важности выражения своих желаний. |
33 | Коммуникативная деятельность. Мои увлечения. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки. |
34 | Коммуникативная деятельность. Мои планы на лето. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки. |
Учитель _____________ Клюева Т.Ю.