СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «льтернативная коммуникация» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация»»

Альтернативная коммуникация


Основа АОП:

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.

Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.

Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).


Общая характеристика учебного предмета:

Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Одним из важнейших направлений работы с детьми с ТМНР является коррекция специфических нарушений развития ребенка, ограничивающих его полноценное общение с окружающими.

Целью обучения по предмету альтернативная коммуникация является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием альтернативных средств коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Основные задачи: расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Формирование навыков коммуникации посредством использования карточек, сенсорной клавиатуры. Расширение пассивного словарного запаса.

Темы уроков по предмету «Альтернативная коммуникация» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Речь и альтернативная коммуникация», «Окружающий природный мир», «Домоводство», «Окружающий социальный мир», «Предметно-практическая деятельность», «Сенсорное развитие» а также в логопедической и психокоррекционной работе.


Изучение предмета «Альтернативная коммуникация» направлено на достижение следующих задач в 2021-2022 учебном году:

  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;

  • формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • формировать навыки выражения своих желаний посредством карточек;

  • формировать навыки использования сенсорной клавиатуры в общении;

  • развивать внимание, коммуникативные навыки, тактильные ощущения, слуховое восприятие;

  • учить выражать согласие и несогласие на задаваемый вопрос.



ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ


на 2021/2022 учебный год


1 четверть – 8 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

1

Речевое развитие. Выражение согласия и несогласия звуком, жестом, пиктограммой

1

Комбинированный

Упражнение «Сожми правый кулачок». Ученик пробует утвердительно ответить на вопросы звуком и жестом – сжиманием правого кулачка. Работа с пиктограммой «да». Ученик пробует утвердительно ответить на вопрос с помощью пиктограммы «да».

2

Коммуникативная деятельность. Моя школа.

1

Комбинированный

Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки.

3

Коммуникативная деятельность. Мои друзья.

1

Комбинированный

Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки.

4, 5

Пиктограммы в общении людей. Выражение просьбы: есть, пить.

2

Изучение нового материала, комбинированный

Ученик совместно с учителем рассматривает карточки отражающие просьбы «есть», «пить». Ученик обсуждает содержание карточки. Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю.

6, 7

Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение просьбы: есть, пить.

2

Изучение нового материала

Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить свое желание: есть, пить.

8

Пиктограммы в общении людей. Выражение просьбы: есть, пить.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Ученик совместно с учителем рассматривает карточки отражающие просьбы «есть», «пить». Ученик обсуждает содержание карточки. Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю.

II четверть – 8 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

9

Коммуникативная деятельность. Мои увлечения.

1

Комбинированный

Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки.

10, 11

Пиктограммы в общении людей. Выражение просьбы: слушать музыку, читать книгу.

2

Изучение нового материала, комбинированный

Ученик совместно с учителем рассматривает карточки отражающие просьбы «слушать музыку», «читать книгу». Ученик обсуждает содержание карточки. Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю.

12

Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение просьбы: слушать музыку, читать книгу.

1

Изучение нового материала

Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить свое желание: слушать музыку или читать книгу.

13

Коммуникативная деятельность. Мои увлечения.

1

Комбинированный

Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки.

14, 15

Пиктограммы в общении людей. Выражение просьбы: смотреть телевизор, играть на планшете.

2

Изучение нового материала, комбинированный

Обследование глазами и пальцами рук с помощью учителя карточки «смотреть телевизор», «играть на планшете». Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю.

16

Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение просьбы: смотреть телевизор, играть на планшете.

1

Изучение нового материала

Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить свое желание: смотреть телевизор.


III четверть – 10 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

17

Речевое развитие. Выражение согласия и несогласия звуком, жестом, пиктограммой

1

Комбинированный

Упражнение «Сожми правый кулачок». Ученик пробует утвердительно ответить на вопросы звуком и жестом – сжиманием правого кулачка. Работа с пиктограммой «да». Ученик пробует утвердительно ответить на вопрос с помощью пиктограммы «да».

18

Коммуникативная деятельность. Мои игрушки.

1

Комбинированный

Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки.

19

Пиктограммы в общении людей. Выражение состояния: холодно.

1

Изучение нового материала

Ученик совместно с учителем рассматривает карточку отражающую состояние «холодно». Ученик совместно с учителем обсуждает содержание изображения карточки. Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю.

20

Пиктограммы в общении людей. Выражение состояния: жарко.

1

Изучение нового материала

Ученик совместно с учителем рассматривает карточку отражающую состояние «жарко». Ученик совместно с учителем обсуждает содержание изображения карточки. Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю.

21, 22

Пиктограммы в общении людей. Выражение состояния: холодно, жарко.

2

Комбинированный

Ученик совместно с учителем рассматривает карточки отражающие состояния «холодно», «жарко». Ученик совместно с учителем обсуждает содержание изображения карточек. Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю.

23

Коммуникативная деятельность. Мои увлечения.

1

Комбинированный

Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки.

24, 25

Пиктограммы в общении людей. Выражение своих желаний просьбой с использованием пиктограмм.

2

Обобщающий

Взаимодействие с карточками, обсуждение их содержания и назначения. Ученик пробует выбрать карточку по просьбе учителя. Беседа о важности выражения своих желаний.

26

Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение своих желаний просьбой с использованием сенсорной клавиатуры.

1

Обобщающий

Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить желание озвученное учителем посредством сенсорной клавиатуры. Беседа о важности выражения своих желаний.


IV четверть – 8 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

27

Коммуникативная деятельность. Мои увлечения.

1

Комбинированный

Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки.

28

Пиктограммы в общении людей. Выражение своих желаний просьбой с использованием пиктограмм.

1

Обобщающий

Взаимодействие с карточками, обсуждение их содержания и назначения. Ученик пробует выбрать карточку по просьбе учителя. Беседа о важности выражения своих желаний.

29

Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение своих желаний просьбой с использованием сенсорной клавиатуры.

1

Обобщающий

Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить желание озвученное учителем посредством сенсорной клавиатуры. Беседа о важности выражения своих желаний.

30

Коммуникативная деятельность. Мои игрушки.

1

Комбинированный

Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки.

31

Пиктограммы в общении людей. Выражение своих желаний просьбой с использованием пиктограмм.

1

Обобщающий

Взаимодействие с карточками, обсуждение их содержания и назначения. Ученик пробует выбрать карточку по просьбе учителя. Беседа о важности выражения своих желаний.

32

Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение своих желаний просьбой с использованием сенсорной клавиатуры.

1

Обобщающий

Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить желание озвученное учителем посредством сенсорной клавиатуры. Беседа о важности выражения своих желаний.

33

Коммуникативная деятельность. Мои увлечения.

1

Комбинированный

Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки.

34

Коммуникативная деятельность. Мои планы на лето.

1

Комбинированный

Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки.



Учитель _____________ Клюева Т.Ю.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!