СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»»

Речь и альтернативная коммуникация


Основа АОП:

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.

Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.

Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).


Общая характеристика учебного предмета:

Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Одним из важнейших направлений работы с детьми с ТМНР является коррекция специфических нарушений развития ребенка, ограничивающих его полноценное общение с окружающими.

Целью обучения по предмету речь и альтернативная коммуникация является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Основные задачи: расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Формирование навыков вербальной и невербальной коммуникации. Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. Расширение пассивного словарного запаса.

Темы уроков по предмету «Речь и альтернативная коммуникация.» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Человек», «Домоводство», «Изобразительная деятельность», «Окружающий социальный мир», «Музыка и движение» а также в логопедической и психокоррекционной работе.


Изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» направлено на достижение следующих задач в 2021-2022 учебном году:

  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;

  • формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • формировать элементарные представления о фруктах, овощах, ягодах, мебели, одежде, посуде;

  • развивать внимание, коммуникативные навыки, тактильные ощущения, слуховое восприятие;

  • учить выражать согласие и несогласие на задаваемый вопрос;

  • формировать представления о эмоциональных состояниях: радость, грусть, особенностях их выражения.



ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ


на 2021/2022 учебный год


1 четверть – 8 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

1

Культура общения.

Выражение жестом приветствия и прощания.

1

Комбинированный

Закрепление навыков жестового приветствия и прощания. Беседа о культуре общения.

2

Речевая практика. Рассказ о себе.

1

Комбинированный

Ученик пробует отвечать на вопросы учителя про себя. Ученик пробует выбрать карточки с различными изображениями, рассказывающими о нем.

3

Речевая практика. Мой город.

1

Комбинированный

Ученик рассматривает изображения основных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Ученик пробует ответить на вопросы («да», «нет») о городе своего проживания.

4, 5

Обогащение словаря. Овощи.

2

Обобщающий

Ученик взаимодействуют с изображениями и макетами овощей — пробует показывать называемый овощ, собирать в корзинку. Ученик пробует показать овощ по описанию учителя.

6, 7

Обогащение словаря. Фрукты.

2

Обобщающий

Ученик взаимодействуют с изображениями и макетами фруктов — пробует показывать называемый фрукт, собирать в корзинку. Ученик пробует показать фрукт по описанию учителя.

8

Речевая практика. Время года - осень.

1

Обобщающий

Беседа о природных явлениях, происходящих осенью. Ученик активно участвует в беседе, отвечая на задаваемые учителем вопросы.

II четверть – 8 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

9

Эмоциональное состояние. Радость.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Ученик знакомится с пиктограммой эмоции радости, рассматривает ее. Ученик с помощью учителя выделяет характерные черты мимики радостного лица. Ученик пробует на слух определять радостный голос. Ученик пробует улыбнуться, изобразить радость.

10

Эмоциональное состояние. Грусть.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Ученик знакомится с пиктограммой эмоции грусти, рассматривает ее. Ученик с помощью учителя выделяет характерные черты мимики грустного лица. Ученик пробует на слух определять грустный голос. Ученик пробует изобразить грусть.

11

Эмоциональное состояние. Радость. Грусть.

1

Обобщающий

Ученик взаимодействует с пиктограммами эмоций радости и грусти. Ученик пробует выбирать эмоцию по описанию, по услышанному голосу. Ученик пробует изобразить радость и грусть.

12, 13

Обогащение словаря. Транспорт.

2

Комбинированный

Ученик взаимодействуют с изображениями разных видов транспорта — пробует показывать называемый транспорт.

14

Речевая практика. Мой город.

1

Комбинированный

Ученик рассматривает изображения основных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Ученик пробует ответить на вопросы («да», «нет») о городе своего проживания.

15

Речевая практика. Подготовка к Новому году.

1

Комбинированный

Ученик активно участвует в беседе о новогодних традициях в его семье посредством ответов на задаваемые вопросы и выбора иллюстративного материала.

16

Культура общения. Изготовление новогодней открытки для членов семьи.

1

Комбинированный

Ученик с помощью учителя создает открытку в технике аппликации. Ученик отвечает на вопросы учителя «елочку приклеим?», «а снег будет?», «солнышко?» - таким образом ученик сам формирует содержание поздравительной открытки.


III четверть – 10 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

17

Речевая практика. Зимние каникулы.

1

Комбинированный

Ученик пробует выстроить диалог с учителем, отвечая на вопросы «да-нет», выбирая пиктограммы эмоций.

18

Речевая практика. Время года - зима.

1

Обобщающий

Беседа о природных явлениях, происходящих зимой. Ученик активно участвует в беседе, отвечая на задаваемые учителем вопросы.

19

Обогащение словаря. Зимняя одежда.

1

Изучение нового материала

Ученик рассматривает изображения разных видов одежды, знакомится с функциональным назначением каждой одежды.

20, 21

Обогащение словаря. Мебель.

2

Изучение нового материала

Ученик рассматривает рельефное изображение разной мебели, знакомится с ее функциональным назначением. Ученик пробует выбрать изображение называемой мебели.

22

Культура общения. Изготовление открытки к Дню защитника Отечества.

1

Комбинированный

Ученик знакомится с праздником Дня защитника Отечества. Ученик с помощью учителя создает открытку. Ученик отвечая на вопросы учителя пробует самостоятельно отобрать содержание поздравительной открытки.

23

Обогащение словаря. Одежда.

1

Комбинированный

Ученик рассматривает рельефное изображение разной одежды, знакомится с ее функциональным назначением.

24

Культура общения. Изготовление открытки к Международному женскому дню.

1

Комбинированный

Ученик знакомится с праздником Международный женский день. Ученик с помощью учителя создает открытку. Ученик отвечая на вопросы учителя пробует самостоятельно отобрать содержание поздравительной открытки.

25, 26

Обогащение словаря. Посуда.

2

Изучение нового материала, комбинированный

Ученик рассматривает рельефное изображение разной посуды, знакомится с ее функциональным назначением. Ученик пробует выбрать изображение называемой посуды. Ученик взаимодействует с настоящей посудой.


IV четверть – 8 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

27

Эмоциональное состояние. Радость. Грусть.

1

Комбинированный

Знакомство с понятиями радость и грусть. Прослушивание музыкальных композиций, отражающих радость и грусть. Работа с изображениями радостного и грустного лица. Ученик слушает композицию и с помощью учителя выбирает соответствующее рельефное изображение.

28

Речевая практика. Мой город.

1

Комбинированный

Ученик рассматривает изображения основных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Ученик пробует ответить на вопросы («да», «нет») о городе своего проживания.

29

Речевая практика. Время года - весна.

1

Обобщающий

Беседа о природных явлениях, происходящих весной. Ученик активно участвует в беседе, отвечая на задаваемые учителем вопросы.

30, 31

Обогащение словаря. Ягоды.

2

Изучение нового материала, комбинированный

Ученик взаимодействуют с изображениями и макетами ягод — пробует показывать называемые ягоды, собирать в корзинку. Ученик пробует показать ягоды по описанию учителя.

32

Культура общения. Изготовление открытки к Дню Победы

1

Комбинированный

Ученик знакомится с праздником День Победы. Ученик с помощью учителя создает открытку. Ученик отвечая на вопросы учителя пробует самостоятельно определить содержание поздравительной открытки.

33

Речевая практика. Мой город.

1

Комбинированный

Ученик рассматривает изображения основных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Ученик пробует ответить на вопросы («да», «нет») о городе своего проживания.

34

Речевая практика. Лето. Летние каникулы.

1

Комбинированный

Беседа о природных явлениях, происходящих летом. Ученик активно участвует в беседе, отвечая на задаваемые учителем вопросы. Ученик рассказывает о своих планах на каникулы, отвечая на задаваемые учителем вопросы.



Учитель _____________ Клюева Т.Ю.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!