Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»»
Речь и альтернативная коммуникация
Основа АОП:
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.
Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета:
Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Одним из важнейших направлений работы с детьми с ТМНР является коррекция специфических нарушений развития ребенка, ограничивающих его полноценное общение с окружающими.
Целью обучения по предмету речь и альтернативная коммуникация является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Основные задачи: расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Формирование навыков вербальной и невербальной коммуникации. Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. Расширение пассивного словарного запаса.
Темы уроков по предмету «Речь и альтернативная коммуникация.» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Человек», «Домоводство», «Изобразительная деятельность», «Окружающий социальный мир», «Музыка и движение» а также в логопедической и психокоррекционной работе.
Изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» направлено на достижение следующих задач в 2021-2022 учебном году:
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
формировать элементарные представления о фруктах, овощах, ягодах, мебели, одежде, посуде;
развивать внимание, коммуникативные навыки, тактильные ощущения, слуховое восприятие;
учить выражать согласие и несогласие на задаваемый вопрос;
формировать представления о эмоциональных состояниях: радость, грусть, особенностях их выражения.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2021/2022 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
1 | Культура общения. Выражение жестом приветствия и прощания. | 1 | Комбинированный | Закрепление навыков жестового приветствия и прощания. Беседа о культуре общения. |
2 | Речевая практика. Рассказ о себе. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует отвечать на вопросы учителя про себя. Ученик пробует выбрать карточки с различными изображениями, рассказывающими о нем. |
3 | Речевая практика. Мой город. | 1 | Комбинированный | Ученик рассматривает изображения основных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Ученик пробует ответить на вопросы («да», «нет») о городе своего проживания. |
4, 5 | Обогащение словаря. Овощи. | 2 | Обобщающий | Ученик взаимодействуют с изображениями и макетами овощей — пробует показывать называемый овощ, собирать в корзинку. Ученик пробует показать овощ по описанию учителя. |
6, 7 | Обогащение словаря. Фрукты. | 2 | Обобщающий | Ученик взаимодействуют с изображениями и макетами фруктов — пробует показывать называемый фрукт, собирать в корзинку. Ученик пробует показать фрукт по описанию учителя. |
8 | Речевая практика. Время года - осень. | 1 | Обобщающий | Беседа о природных явлениях, происходящих осенью. Ученик активно участвует в беседе, отвечая на задаваемые учителем вопросы. |
II четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
9 | Эмоциональное состояние. Радость. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик знакомится с пиктограммой эмоции радости, рассматривает ее. Ученик с помощью учителя выделяет характерные черты мимики радостного лица. Ученик пробует на слух определять радостный голос. Ученик пробует улыбнуться, изобразить радость. |
10 | Эмоциональное состояние. Грусть. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик знакомится с пиктограммой эмоции грусти, рассматривает ее. Ученик с помощью учителя выделяет характерные черты мимики грустного лица. Ученик пробует на слух определять грустный голос. Ученик пробует изобразить грусть. |
11 | Эмоциональное состояние. Радость. Грусть. | 1 | Обобщающий | Ученик взаимодействует с пиктограммами эмоций радости и грусти. Ученик пробует выбирать эмоцию по описанию, по услышанному голосу. Ученик пробует изобразить радость и грусть. |
12, 13 | Обогащение словаря. Транспорт. | 2 | Комбинированный | Ученик взаимодействуют с изображениями разных видов транспорта — пробует показывать называемый транспорт. |
14 | Речевая практика. Мой город. | 1 | Комбинированный | Ученик рассматривает изображения основных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Ученик пробует ответить на вопросы («да», «нет») о городе своего проживания. |
15 | Речевая практика. Подготовка к Новому году. | 1 | Комбинированный | Ученик активно участвует в беседе о новогодних традициях в его семье посредством ответов на задаваемые вопросы и выбора иллюстративного материала. |
16 | Культура общения. Изготовление новогодней открытки для членов семьи. | 1 | Комбинированный | Ученик с помощью учителя создает открытку в технике аппликации. Ученик отвечает на вопросы учителя «елочку приклеим?», «а снег будет?», «солнышко?» - таким образом ученик сам формирует содержание поздравительной открытки. |
III четверть – 10 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
17 | Речевая практика. Зимние каникулы. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует выстроить диалог с учителем, отвечая на вопросы «да-нет», выбирая пиктограммы эмоций. |
18 | Речевая практика. Время года - зима. | 1 | Обобщающий | Беседа о природных явлениях, происходящих зимой. Ученик активно участвует в беседе, отвечая на задаваемые учителем вопросы. |
19 | Обогащение словаря. Зимняя одежда. | 1 | Изучение нового материала | Ученик рассматривает изображения разных видов одежды, знакомится с функциональным назначением каждой одежды. |
20, 21 | Обогащение словаря. Мебель. | 2 | Изучение нового материала | Ученик рассматривает рельефное изображение разной мебели, знакомится с ее функциональным назначением. Ученик пробует выбрать изображение называемой мебели. |
22 | Культура общения. Изготовление открытки к Дню защитника Отечества. | 1 | Комбинированный | Ученик знакомится с праздником Дня защитника Отечества. Ученик с помощью учителя создает открытку. Ученик отвечая на вопросы учителя пробует самостоятельно отобрать содержание поздравительной открытки. |
23 | Обогащение словаря. Одежда. | 1 | Комбинированный | Ученик рассматривает рельефное изображение разной одежды, знакомится с ее функциональным назначением. |
24 | Культура общения. Изготовление открытки к Международному женскому дню. | 1 | Комбинированный | Ученик знакомится с праздником Международный женский день. Ученик с помощью учителя создает открытку. Ученик отвечая на вопросы учителя пробует самостоятельно отобрать содержание поздравительной открытки. |
25, 26 | Обогащение словаря. Посуда. | 2 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик рассматривает рельефное изображение разной посуды, знакомится с ее функциональным назначением. Ученик пробует выбрать изображение называемой посуды. Ученик взаимодействует с настоящей посудой. |
IV четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
27 | Эмоциональное состояние. Радость. Грусть. | 1 | Комбинированный | Знакомство с понятиями радость и грусть. Прослушивание музыкальных композиций, отражающих радость и грусть. Работа с изображениями радостного и грустного лица. Ученик слушает композицию и с помощью учителя выбирает соответствующее рельефное изображение. |
28 | Речевая практика. Мой город. | 1 | Комбинированный | Ученик рассматривает изображения основных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Ученик пробует ответить на вопросы («да», «нет») о городе своего проживания. |
29 | Речевая практика. Время года - весна. | 1 | Обобщающий | Беседа о природных явлениях, происходящих весной. Ученик активно участвует в беседе, отвечая на задаваемые учителем вопросы. |
30, 31 | Обогащение словаря. Ягоды. | 2 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик взаимодействуют с изображениями и макетами ягод — пробует показывать называемые ягоды, собирать в корзинку. Ученик пробует показать ягоды по описанию учителя. |
32 | Культура общения. Изготовление открытки к Дню Победы | 1 | Комбинированный | Ученик знакомится с праздником День Победы. Ученик с помощью учителя создает открытку. Ученик отвечая на вопросы учителя пробует самостоятельно определить содержание поздравительной открытки. |
33 | Речевая практика. Мой город. | 1 | Комбинированный | Ученик рассматривает изображения основных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Ученик пробует ответить на вопросы («да», «нет») о городе своего проживания. |
34 | Речевая практика. Лето. Летние каникулы. | 1 | Комбинированный | Беседа о природных явлениях, происходящих летом. Ученик активно участвует в беседе, отвечая на задаваемые учителем вопросы. Ученик рассказывает о своих планах на каникулы, отвечая на задаваемые учителем вопросы. |
Учитель _____________ Клюева Т.Ю.