Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация». Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно – правовых документов: 1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3. Учебный план образовательного учреждения. 4. Устава КОУ ВО «ВОШ №31».
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Невербальные средства коммуникации», «Развитие устной речи», «Понимание слов, обозначающих признак действия», «Развитие устной и письменной речи».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации. Например: жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Невербальные средства коммуникации» включает установление контакта, поддержание контакта, завершение контакта. Задачи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. «Развитие устной речи» включает в раздел глобальное чтение. «Развитие устной и письменной речи» включает в себя соотнесение буквы с такой же буквой, произношение и написание букв по обводке.
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.
Функции базовых учебных действий: обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области; реализация преемственности обучения на всех ступенях образования; формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности; обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1. Личностные учебные действия: - сформировать у ребенка представление о новой роли ученика; - обеспечить понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия: - обеспечивать способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия: - обеспечивать успешную работу на уроках.
4. Познавательные учебные действия: сформировать комплекс начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях.
Сроки реализации программы: рабочая программа рассчитана на 53 часа, по 2 часа в неделю.
Содержание учебного материала
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Невербальные средства коммуникации | 8 |
2 | Развитие устной речи | 33 |
3 | Понимание слов, обозначающих признак действия | 8 |
4 | Развитие устной и письменной речи | 4 |
Итого: 53 часа.
Учебно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока |
| Невербальные средства коммуникации |
1 | Установление контакта: приветствие собеседника с помощью жеста (помахать рукой из стороны в сторону) |
2 | Установление контакта: реагирование обучающегося на собственное имя. |
3 | Установление контакта: реагирование обучающегося на собственную фотографию. |
4 | Поддержание контакта: выражение своих желаний с помощью жеста («Дай») |
5 | Поддержание контакта: Выражение просьбы о помощи («Помоги») или при помощи постукивания ладонью о ладонь собеседника. |
6 | Выражение несогласия при помощи жеста (покачать головой из стороны в сторону) |
7 | Выражение согласия при помощи жеста (кивок головы) |
8 | Завершение контакта: прощание с собеседником при помощи жеста (помахать рукой). |
| Развитие устной речи |
9 | Соотнесение обучающимся своего имени с собственной фотографией. |
10-11 | Соотнесение имен членов семьи с их изображением на фотографии. |
| Восприятие предметов по группам |
12 | Понимание предметов по теме : «Овощи». |
13 | Понимание предметов по теме: «Фрукты». |
14-15 | Сортировка предметов по двум категориям: «Овощи» и «Фрукты». |
16 | Соотнесение картинки с названием предмета по теме : «Овощи». |
17 | Соотнесение картинки с названием предмета по теме : «Фрукты». |
18 | Понимание предметов по теме : «Одежда». |
19 | Понимание предметов по теме : «Обувь». |
20-21 | Сортировка предметов по двум категориям: «Одежда» и «Обувь». |
22 | Соотнесение картинки с названием предмета по теме : «Одежда». |
23 | Соотнесение картинки с названием предмета по теме : «Обувь». |
24 | Понимание предметов по теме: «Игрушки». |
25 | Понимание предметов по теме: «Инструменты». |
26-27 | Сортировка предметов по двум категориям : «Игрушки» и «Инструменты». |
28 | Соотнесение картинки с названием предмета по теме : «Игрушки». |
29 | Соотнесение картинки с названием предмета по теме : «Инструменты». |
30 | Понимание предметов по теме: «Посуда». |
31 | Понимание предметов по теме : «Столовые приборы». |
32-33 | Сортировка предметов по двум категориям: «Посуда» и «Столовые приборы». |
34 | Понимание предметов по теме : «Еда». |
35 | Соотнесение картинки с названием предмета по теме : «Еда». |
36 | Понимание предметов по теме: «Мебель». |
37 | Соотнесение картинки с названием предмета по теме: «Мебель». |
38 | Понимание предметов по теме : «Домашние животные». |
39 | Понимание предметов по теме: «Дикие животные». |
40-41 | Сортировка предметов по двум категориям: «Домашние животные» и « Дикие животные». |
| Понимание слов, обозначающих признак действия |
42-43 | Понимание действия - хорошо. |
44-45 | Понимание действия - плохо. |
46-47 | Понимание действия - громко. |
48-49 | Понимание действия тихо. |
| Развитие устной и письменной речи |
50 | Буква А. |
51 | Соотнесение буквы с буквой. |
52 | Произношение и написание по обводке буквы А. |
53 | Подведение итогов за весь учебный год. |
Список литературы
1. Бабина Г.В. Анализ смысловой структуры текста учащимися с тяжелыми нарушениями речи // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. - М., 2005.
2. Бабина Г.В. Системный подход в формировании грамматического строя речи у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики / Под ред. Л. И. Беляковой. - М., 1985.
3. Воронкова В. В. Коломыткина, И.В. Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. - М. 1996.
4. Зикеев А. Г. Читай! Размышляй! Пиши! Часть 1-3: пособие по развитию речи для 3-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. М. Владос. 2005 г.
5. Кириченко Е.И. Динамика речевого и интеллектуального развития у детей и подростков с общим недоразвитием речи // Материалы конференции по детской психиатрии. - М., 1970
6. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПБ., 2004
7. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом. / Под ред. М. Н. Ипполитовой. - М., 1989.
8. Приходько О.Г., Кулакова Е.В., Любимова М.М. и др. Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство/Методические материалы для педагогов, учителей-предметников, классных руководителей общеобразовательных организаций. Серия «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях», М. Минобрнауки, 2014 г.
9. Русланова Н. С. Дидактический материал для развития лексико - грамматических категорий у детей 5-7 лет. Игрушки. М.: «АРКТИ», 2006, 32 с. + ДИСК.
10. Селюкова Е. А. Система воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Е. А. Селюкова, В. Н. Герасимова, С. А.Современные подходы к коррекционно-образовательному процессу в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / Сост. и научн. ред. О.Е. Грибова - М., 2003.
11. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога-дефектолога Ильядис // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф.: Издательство Молодой ученый, 2011
12. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие М.: Айрис-пресс, 2008, 224 с.
13. Яворская О. Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет. СПб: КАРО, 2010, 96 с.