Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»»
Речь и альтернативная коммуникация
Основа АОП:
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.
Общая характеристика учебного предмета:
Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Одним из важнейших направлений работы с детьми с ТМНР является коррекция специфических нарушений развития ребенка, ограничивающих его полноценное общение с окружающими.
Целью обучения по предмету речь и альтернативная коммуникация является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Основные задачи: расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Формирование навыков вербальной и невербальной коммуникации. Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. Расширение пассивного словарного запаса.
Темы уроков по предмету «Речь и альтернативная коммуникация.» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Человек», «Домоводство», «Изобразительная деятельность», «Окружающий социальный мир», «Музыка и движение» а также в логопедической и психокоррекционной работе.
Изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» направлено на достижение следующих задач в 2022-2023 учебном году:
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
формировать элементарные представления о фруктах, овощах, транспорте, временах года;
развивать внимание, коммуникативные навыки, тактильные ощущения, слуховое восприятие;
учить выражать согласие и несогласие на задаваемый вопрос;
формировать представления о эмоциональных состояниях: радость, грусть, особенностях их выражения.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2022/2023 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
1 | Речевая практика. Рассказ В. Бианки «Синичкин календарь. Август». Время года — лето. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует отвечать на вопросы учителя по рассказу, выражать свои эмоции. |
2 | Речевая практика. Рассказ В. Бианки «Синичкин календарь. Сентябрь». Время года — осень. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует отвечать на вопросы учителя по рассказу, выражать свои эмоции. |
3 | Речевая практика. Признаки осени с стихах и прозе. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует отвечать на вопросы учителя по произведению, выражать свои эмоции. |
4,5 | Обогащение словаря. Фрукты. | 2 | Обобщающий | Ученик пробует показывать называемый фрукт, собирать в корзинку. Ученик пробует показать фрукт по описанию учителя. Обсуждение рассказов про фрукты. |
6, 7 | Обогащение словаря. Овощи. | 2 | Обобщающий | Ученик пробует показывать называемый овощ, собирать в корзинку. Ученик пробует показать овощ по описанию учителя. Обсуждение рассказов про овощи. |
8 | Речевая практика. Рассказ В. Бианки «Синичкин календарь. Октябрь». Время года — осень. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует отвечать на вопросы учителя по рассказу, выражать свои эмоции. |
II четверть – 7 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
9 | Речевая практика. Рассказ В. Бианки «Синичкин календарь. Ноябрь». Время года — осень. Осенние каникулы. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует отвечать на вопросы учителя по рассказу, выражать свои эмоции. |
10, 11 | Обогащение словаря. Транспорт. | 2 | Комбинированный | Ученик взаимодействуют с рельефными изображениями разных видов транспорта — пробует показывать называемый транспорт. |
12 | Обогащение словаря. Одежда. | 1 | Комбинированный | Ученик рассматривает рельефное изображение разной одежды, знакомится с ее функциональным назначением. |
13 | Речевая практика. Рассказ В. Бианки «Синичкин календарь. Декабрь». Время года — зима. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует отвечать на вопросы учителя по рассказу, выражать свои эмоции. |
14 | Речевая практика. Подготовка к Новому году. | 1 | Комбинированный | Ученик активно участвует в беседе о новогодних традициях в его семье посредством ответов на задаваемые вопросы и выбора иллюстративного материала. |
15 | Культура общения. Изготовление новогодней открытки для членов семьи. | 1 | Комбинированный | Ученик с помощью учителя создает открытку в технике аппликации. Ученик отвечает на вопросы учителя «елочку приклеим?», «а снег будет?», «солнышко?» - таким образом ученик сам формирует содержание поздравительной открытки. |
III четверть – 11 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
16 | Речевая практика. Рассказ В. Бианки «Синичкин календарь. Январь». Время года — зима. Зимние каникулы. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует отвечать на вопросы учителя по рассказу, выражать свои эмоции. |
17, 18 | Эмоциональное состояние. Радость. | 2 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик знакомится с пиктограммой эмоции радости, рассматривает ее. Ученик с помощью учителя выделяет характерные черты мимики радостного лица. Ученик пробует на слух определять радостный голос. Ученик пробует улыбнуться, изобразить радость. |
19, 20 | Эмоциональное состояние. Грусть. | 2 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик знакомится с пиктограммой эмоции грусти, рассматривает ее. Ученик с помощью учителя выделяет характерные черты мимики грустного лица. Ученик пробует на слух определять грустный голос. Ученик пробует изобразить грусть. |
21 | Речевая практика. Рассказ В. Бианки «Синичкин календарь. Февраль». Время года — зима. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует отвечать на вопросы учителя по рассказу, выражать свои эмоции. |
22 | Эмоциональное состояние. Радость. Грусть. | 1 | Комбинированный | Ученик взаимодействует с пиктограммами эмоций радости и грусти. Ученик пробует выбирать эмоцию по описанию, по услышанному голосу. Ученик пробует изобразить радость и грусть. |
23 | Культура общения. Изготовление открытки к Дню защитника Отечества. | 1 | Комбинированный | Ученик знакомится с праздником Дня защитника Отечества. Ученик с помощью учителя создает открытку. Ученик отвечая на вопросы учителя пробует самостоятельно отобрать содержание поздравительной открытки. |
24 | Речевая практика. Рассказ В. Бианки «Синичкин календарь. Март». Время года — весна. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует отвечать на вопросы учителя по рассказу, выражать свои эмоции. |
25 | Культура общения. Изготовление открытки к Международному женскому дню. | 1 | Комбинированный | Ученик знакомится с праздником Международный женский день. Ученик с помощью учителя создает открытку. Ученик отвечая на вопросы учителя пробует самостоятельно отобрать содержание поздравительной открытки. |
26 | Эмоциональное состояние. Радость. Грусть. | 1 | Комбинированный | Ученик взаимодействует с пиктограммами эмоций радости и грусти. Ученик пробует выбирать эмоцию по описанию, по услышанному голосу. Ученик пробует изобразить радость и грусть. |
IV четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
27 | Речевая практика. Рассказ В. Бианки «Синичкин календарь. Апрель». Время года — весна. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует отвечать на вопросы учителя по рассказу, выражать свои эмоции. |
28 | Речевая практика. Мой город. | 1 | Комбинированный | Обсуждение основных достопримечательностей Санкт-Петербурга (отвечает на вопросы, выражает эмоции). |
29 | Эмоциональное состояние. Радость. Грусть. | 1 | Комбинированный | Ученик взаимодействует с пиктограммами эмоций радости и грусти. Ученик пробует выбирать эмоцию по описанию, по услышанному голосу. Ученик пробует изобразить радость и грусть. |
30 | Речевая практика. Мой город. | 1 | Комбинированный | Обсуждение основных достопримечательностей Санкт-Петербурга (отвечает на вопросы, выражает эмоции). |
31 | Культура общения. Изготовление открытки к Дню Победы | 1 | Комбинированный | Ученик знакомится с праздником День Победы. Ученик с помощью учителя создает открытку. Ученик отвечая на вопросы учителя пробует самостоятельно определить содержание поздравительной открытки. |
32 | Речевая практика. Рассказ В. Бианки «Синичкин календарь. Май». Время года — весна. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует отвечать на вопросы учителя по рассказу, выражать свои эмоции. |
33 | Речевая практика. Мой город. | 1 | Комбинированный | Обсуждение основных достопримечательностей Санкт-Петербурга (отвечает на вопросы, выражает эмоции). |
34 | Речевая практика. Рассказ В. Бианки «Синичкин календарь. Июнь. Июль». Время года — лето. Летние каникулы. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует отвечать на вопросы учителя по рассказу, выражать свои эмоции. |
Учитель _____________ Клюева Т.Ю.