СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа для обучающегося с ОВЗ по предмету "Окружающий природный мир" 3 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учащегося.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная общеобразовательная рабочая программа для обучающегося с ОВЗ по предмету "Окружающий природный мир" 3 кл»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(Окружающий природный мир)

для индивидуального обучения по адаптированной общеобразовательной программе

для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

……………………………………


I. Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» на ………….. учебный год предназначена для обучающегося с глубокой умственной отсталостью 3 класса ……………….. Данная программа построена с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка, является индивидуальной адаптированной рабочей программой для обучающегося. Образовательная деятельность  направлена на  максимальное развитие жизненной компетенции для социализации в обществе.

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» разработана на основе:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ);

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. №ВК- 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

  4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования в редакции протокола от 22.12.2015 г. №4/15 федерального учебно-методического объединения по общему образованию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ Белоярского района «Средней общеобразовательной школы №…г…………………….».

  5. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /Л.Б. Баряева, Д.И Бойков, В.И. Липакова под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.-СПб.: ЦДК профессора Л.Б. Баряевой, 2011 г.


Учебный предмет «Окружающий природный мир» является основной частью предметной области «Окружающий мир».

Обоснованием цели и содержания учебного предмета служат научно-практические идеи о том, что систематизация знаний и представлений детей о динамичных связях и изменениях объектов и явлений природы в зависимости от времени года, а также ознакомление с причинно-следственной зависимостью в окружающем природном мире является эффективным средством умственного развития (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и др.); познавательная деятельность детей развертывается через включение предмета или объекта в новые связи с другими предметами и явлениями, рассматривая их с разных сторон, в различных аспектах, отражающих существенные зависимости живой и неживой природы (С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддъяков).

Цель – формирование и совершенствование имеющихся представлений о свойствах живой и неживой природы, о зависимостях природных явлений от сезонных изменений, о роли и деятельности человека в природе, совершенствование практической ориентировки в ближнем предметном окружении повседневной жизни.

Учебный предмет расширяет чувственные и практические средства познания окружающего мира, раскрывает взаимосвязи деятельности человека и природных явлений.


Задачи:

• формирование представлений об окружающем природном мире, о явлениях и объектах природы, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой;

• развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе;

• формирование представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека;

• формирование представлений о смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям;

• формирование знаний учащихся о природе своего края.













II. Общая характеристика учебного предмета


Содержание программы направлено на формирование системных представлений обучающихся об окружающем природном мире, а также на расширение практических умений в процессе социально-значимых действий с объектами живой и неживой природы.

Обучение может быть реализовано в разных формах: во время урока, в процессе индивидуальных занятий, во внеурочных мероприятиях (во ходе экскурсий, на прогулках).

Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.

По возможности, в организации создаются «живые уголки» для непосредственного контакта с живыми обитателями природы (аквариумными рыбками, птицами, хомячками, морскими свинками и т.д.). При наличии соответствующих ресурсов в организации может быть создан небольшой скотный двор, в котором содержатся домашние животные и птицы, разбит учебный огород и/или поставлена теплица. Подобные хозяйства обеспечивают условия эффективного формирования представлений об окружающем мире, навыков трудовой деятельности обучающихся. Кроме того, организованные занятия с животными и растениями способствуют нормализации эмоционального состояния детей в процессе их непосредственного контакта с живой природой. В случае отсутствия возможности выращивать растения и содержать животных в учреждении необходимо организовывать учебные поездки детей в зоопарк, на ферму, в тепличные хозяйства и т.д.



  1. III. Описание места учебного предмета в учебном плане


Предмет «Окружающий природный мир» входит в обязательную часть учебного плана адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с глубокой умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами. Рабочая программа разрабатывается и реализуется 1 год.


Учебный предмет

Часов в неделю

Год

Речь и альтернативная коммуникация

2 часа

68 часов



















IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Ценностные ориентиры начального общего образования примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей, имеющих умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), тяжелые множественные нарушения развития (вариант 1.4) в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения реализации ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

На уроках окружающего природного мира реализуется осуществле­ние продуктивной деятельности, совершенствуются уме­ния находить решения в ситуации затруднения, нести ответственность за результат и т.д. Всё это воспи­тывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические уме­ния, опыт преобразовательной деятельности и творчества.

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений.

Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному отношению.









V. Личностные и предметные результаты освоения предмета «Окружающий природный мир»



Личностные:

- проявляют положительное отношение к выполнению практических действий, связанных с объектами неживой природы; включаются в предметно-преобразующую деятельность с объектами неживой природы; знают и называют знакомые объекты неживой природы, их основное назначение в жизни и деятельности человека, используют знакомые предметно-преобразующие действия с объектами неживой и живой природы.

- проявляют интерес к выполнению практических действий, связанных с объектами неживой природы в разных бытовых ситуациях;

- проявляют активность в процессе предметно-преобразующей деятельности с объектами неживой природы.

Предметные:

- имеют элементарное представление о знакомых объектах неживой природы,

- выполняют элементарные предметно-преобразующие действия с объектами неживой и живой природы (поливать, сажать),

- выделяют основные признаки сезонных изменений (лето, зима, осень (весна)).

Базовые учебные действия:

- проявляют устойчивый интерес и активность в практических действиях с объектами неживой природы,

- совершают выбор предметно-преобразующего действия с объектами неживой природы, учитывая особенность бытовой ситуации,

- учитывают свойства некоторых объектов неживой природы с учетом ситуации.

- могут взаимодействвовать с людьми в ситуации практических действий с объектами неживой природы;

- проявляют сенсомоторные реакции на ощущения, вызываемые опосредованными взрослым практическими действиями с объектами неживой природы;









VI. Содержание учебного предмета

Учебный предмет включает 4 раздела:

«Растительный и животный мир»,

«Временные представления»,

«Объекты неживой природы»,

«Труд людей в природе».

Каждый из этих разделов имеет свою специфику, реализуется в 4 направлениях:

«Осень»,

«Зима»,

«Весна»,

«Лето».

РАЗДЕЛ 1. Растительный и животный мир

ЗАДАЧИ:

- формировать представления об объектах растительного мира, их узнавание в реалии и на иллюстрациях (цветы, деревья, кусты, фрукты, овощи),

- совершенствовать интерес к восприятию и узнаванию объектов животного мира в реалии и в иллюстрациях (животные, птицы, насекомые, рыбы);

- формировать представления о фруктах и ягодах (уточнять вкус и признаки: вишни, винограда, арбуза, дыни,

- формировать наблюдательность и представления об образе жизни животных и птиц, о среде обитания зверей,

- учить узнавать знакомых животных по их голосам, по описанию внешних свойств и образа жизни (петух, гусь; ворона, ласточка; еж, лось; лошадь, свинья)

- учить обобщать словом "овощи" (картофель, томаты, огурец, морковь, свекла и др.);

- учить классифицировать овощи-фрукты;

-учить классифицировать звери- птицы;

- уточнять конкретные факты развивающейся живой природы, близкие детям по ежедневному опыту,

- расширять представления о сезонных изменениях в растительном и животном мире,

- знакомить детей с трудом взрослых в разное время года,

- организовывать наблюдение за трудом взрослых по уходу за животными, учить выполнять доступные действия: кормить животных (рыбок в аквариуме),

- продолжать воспитывать положительное отношение к растениям и животным, к трудовым действиям в природе: поливать растения, рыхлить землю, выполнять посадку цветов (лука),

- закреплять в речевых высказываниях и в рисунках свои наблюдения за растениями и животным миром.


Осень наступила!

Уточнение представлений о строении растений. Различение деревьев от других растений (их отличительные признаки (дерево высокое, имеет один ствол, трава низкая, зеленая и т.д.)). Элементарные сведения о потребности растения в свете, влаге, тепле.

Отличительные признаки конкретных растений ближайшего окружения. Закрепление обобщающих понятий «овощи», «фрукты», названия различных овощей и фруктов, знание характерных свойств овощей и фруктов.

Уточнение представлений о грибах (строении, месте произрастания).

Зима пришла.

Элементарные сведения о растительном мире: деревья, трава, кусты, цветы. Характерные признаки растительного мира в зимний период.

Строение растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями.

Поведение диких животных в зимний период: белка грызет орешки, заяц меняет шубку и т.д. Установление связи строения тела животного с его образом жизни.

Домашние животные: кошка, собака, корова. Питание домашних животных. Группа - «домашние животные». Значение домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными.

Домашние птицы (курица (петух) гусь).

Группа - «домашние птицы». Зимующие птицы (ворона, воробей).

Весенние деньки.

Дикорастущие цветочно-декоративные растения (подснежник); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок).

Детеныши диких и домашних животных.

Перелетные птицы (скворец, грач). Питание птиц. Группа «перелетные птицы». Значение птиц в жизни человека, в природе.

Насекомые (жук, муха). Способы передвижения насекомых. Насекомые в жизни человека, в природе.

Скоро лето.

Садовые цветочно-декоративные растения (тюльпан, роза). Уход за растениями на клумбе (полив и рыхление, прополка растений на клумбе).


РАЗДЕЛ 2. Временные представления

ЗАДАЧИ:

- воспитывать интерес к наблюдению за изменениями объектов и явлений в природе и погоде (солнечная или дождливая, ветреная погода, снегопад),

- расширить представления о цикличности в природе: сезонных изменениях (осень, зима, весна, лето), о суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь),

- закрепить и расширить представления о взаимосвязи жизни и деятельности людей с сезонными и суточными изменениями,

- воспитывать основы экологической культуры: эмоциональное, бережное отношение к природе,

- формировать умения фиксировать в речевых высказываниях свой жизненный опыт с сезонными и суточными изменениями.

«Осень наступила!»

Явление природы 0сень и характерные признаки; элементарные взаимосвязи (дождь/зонт; снег/шапка и шуба и т.д.).

Представление о годе и последовательности сезонов. Изменения, происходящие в жизни человека, его деятельность в природе в разное время года

Зима пришла.

Явление природы –«Зима», характерные признаки, элементарные взаимосвязи: падает снег – холодно, наденем шапку, шубку и рукавички.

Представление о годе как о последовательности сезонов. Изменения, происходящие в жизни человека (занятия) зимой.

Жизнь зверей и птиц в зимний период.Весенние деньки

Явление природы – «Весна», характерные признаки: греет солнце, бегут ручьи, прилетели птицы.

Скоро лето!

Признаки лета. Летние развлечения и отдых. Яркие объекты и явления природы. Сезонные изменения в природе.Дары лета (теплота, красота природы. Фрукты, овощи, грибы).



РАЗДЕЛ 3 Объекты неживой природы

ЗАДАЧИ:

- расширить знакомство с внешними признаками и свойствами объектов неживой природы (вода-льется, песок-сыплется, камни-твердые и жесткие, земля – мнется),

- закрепить представлений об использовании объектов неживой природы в жизни и деятельности человека - формировать способы восприятия и умения наблюдать за изменениями свойств объектов неживой природы в соответствии с сезонными изменениями,

- формировать умения использовать объекты неживой природы в своей практической деятельности и фиксировать эти действия в своих речевых высказываниях,

- учить различать понятия «живые/неживые»,

- создавать условия для воспитания положительного взаимодействия со сверстниками в процессе выполнения предметно-преобразующих действий с объектами неживой и живой природы (поливать растения, сажать лук, рыхлить землю и др.);

- формировать динамичные представления о неживой природе, закрепленных в слове (вода в виде дождя, снега и льда; вода может быть в ручье, озере, пруду, море, океане, кране, в колодце; она важна для здоровья, питания, работы техники, для растений и др.),

- формировать умения устанавливать наиболее легко воспринимаемые причинно-следственные зависимости в мире природы (мороз - вода замерзла, получился лед; тепло- лед растаял, получилась вода и др. ),

- формировать умения устанавливать зависимостей между миром живо и неживой природы, простейших взаимосвязей в природных явлениях (дождь прошел – мокрые и чистые крыши домов и улиц,; полил цветок- он расцвел; помыли водой посуду- она стал чистая и т.п.).


«Осень наступила!»

Солнце. Вода- жидкость. Вода в природе: дождь. Значение солнца и воды в природе, важность для человека.

Зима пришла.

Вода в природе, снег и лед. Свойства воды. Значение воды в природе и для человека.

Почва. Почва в цветочных горшках (ознакомление с внешним видом, определение твердости на ощупь). Значение почвы для роста растений.

Весенние деньки

Вода в природе: сосульки, капель, ручьи. Свойства воды. Вода, почва, песок, камни в природе.

Песок.

Скоро лето!

Представления о солнце, его влияние на живую и неживую природу (польза и вред); продолжительность дня и ночи; особенности осадков в разное время года.


РАЗДЕЛ 4

Труд людей в природе

Задачи:

- познакомить с трудовыми действиями и орудиями труда, с трудом людей, связанные с сезонными изменениями (что делают люди в сельском хозяйстве: весной, летом, осенью),

- учить выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями уголка природы.

- включение в общественно полезную деятельность: работа на пришкольном участке, благоустройство на территории школы;

- воспитывать умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.

- воспитывать уважение к человеку труда.

«Осень наступила!»

Привлекать детей к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.

Зима пришла.

Сгребание снега к стволам деревьев и кустарникам, со скамеек; посыпание дорожек песком.

Весенние деньки.

Привлечение к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады.

Скоро лето!

Рыхление почвы, прополка и окучивание, полив грядок и клумб из лейки.















VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

урока п/п

Дата

Количество часов, отводимых на изучение темы

Тема урока

Основные виды учебной деятельности учащихся

1 направление «Осень!» - 22 ч.

1 раздел - Неживая природа – 4 ч.

1-2


2

Золотая осень

Слушание рассказов и стихов, просмотр обучающих фильмов, картин.

Знакомство с характерными признаками времени года, погодными изменениями, их влиянием на жизнь человека. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Имитационные действия (капает дождь, дует ветер, падают листья).

«Чтение» пиктограмм. Чтение обучающимся потешек, песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы.

Узнавание цветов осени в природе, на иллюстрациях, использование его при раскрашивании. Составление мнемотаблиц, их обсуждение.

3


1

Прогулка "По следам осени".

Узнавание изменений в окружающей среде для выполнения определенных действий. С помощью педагога установление причинно - следственных связей: дождь- зонт, почему лист желтеет (опыт).

Игры с вертушками (определение направления ветра)

Дидактическая игра «Одень куклу (друга)», «Чья вещь?»

Наблюдение за трудом взрослых на школьной территории.

Сбор природного материала.

4


1

Урок - эксперимент "Откуда ветер дует?" (свойства воздуха)

Опыт 1. «Поймай воздух» (воздух не видим, но его можно поймать в полиэтиленовые пакеты)

Опыт 2 «Воздух в человеке» (подуть на через трубочку в воду; пузырьки - это воздух)

Опыт 3. «Движение воздуха» (помахать веером- ощутить ветерок, в природе видим движение воздуха: качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта). Ветер - движение воздуха.

Оформление выводов в виде мнемотаблицы (свойства и значение).

2 раздел - Живая природа – 18 ч.

5-6



2

Деревья и кусты..

Различение жизненных форм: дерево, куст, трава, их общие и отличительные признаки.

Составление дерева из частей (лепка, аппликация).

Сравнение дерева с другими растениями.

Выделение отличительных признаков конкретных растений ближайшего окружения с опорой на мнемотаблицу или картинный план.

Наблюдение за листопадом. Рисование. Рассматривание листьев.

Поделки из листьев. Обобщающее слово "деревья" (подбор картинок, по возможности называние деревьев). Дидактическая игра "Чей листок?"

7


1

Клён.

8


1

Шиповник.

9-10


2

Во саду ли, в огороде: овощи.


Различение овоща и фрукта на иллюстрациях, пиктограммах. Узнавание знакомого овоща и фрукта, используя различные анализаторы. Классификация и обобщение. Раскрашивание. Аппликации. Собирание муляжей из 2 половинок (на липучках), складывание разрезных картинок (из 2-3 частей). Сравнение с натуральными продуктами.

Рассматривание муляжей: яблоко, груша, банан, томат и др. Сравнение с натуральными. Определение формы, величины, цвета. Узнавание по описанию.

Различение фрукта на иллюстрациях, пиктограммах. Классификация и обобщение.

11-12


2

Во саду ли, в огороде: фрукты.

13-14


2

Царство грибов

Обзор представителей царства грибов. Различение гриба, его частей на иллюстрациях. Узнавание гриба тактильно. Раскрашивание. Аппликации. Собирание муляжей из 2 половинок (на липучках), складывание разрезных картинок (из 2-3 частей).

15-16


2

Как звери к зиме готовились

Беседа о диких животных, их образе жизни в зависимости от времени года, Обобщение «дикие животные». Обыгрывание ситуаций с применением объемных игрушек. "Чтение" картинки и пиктограмм. Определение зверей по контуру. Слушание стихов о диких животных. Просмотр видеороликов. Составление мнемотаблиц, их обсуждение. Упражнения с пиктограммами.

Имитирование, ритмические упражнения. Дидактическая игра «Чей хвост?»

17-18


2

Знакомьтесь: ёж!

Уточнение и обогащение представлений о еже. Составление описательного рассказа о животном. Дать представление об экологической цепочке.

Подвести к пониманию того, что ежа не нужно брать в дом, ему лучше в лесу. Беседа о зимней спячке ежа. Установление связи между изменениями условий в неживой и живой природе. Различение пиктограммы "еж".

19-20


2

"Куда улетают птицы?"

Виды деятельности обучающегося на уроке:

Общие представления о птицах: внешний вид, образ жизни, питание.

Сравнение зверей и птиц. Группа - "перелетные птицы".

Наблюдение, слушание литературных произведений о птицах.

Узнавание объемных и плоскостных моделей птиц (на примере своей местности).

21-22


2

Рыбы.

Беседа о строении, образе жизни рыбы.

Узнавание рыб на картинках. Отличие от птиц и зверей.

2 направление «Зима» - 19 ч.

Неживая природа - 6 ч.

23-25


3

Проказы Матушки - зимы

Совместные наблюдения за явлениями природы зимой (что видим?). Обратить внимание на характерные признаки зимы, продолжительность светового дня.

Цвет зимы (белый). Беседа, просмотр обучающих фильмов, картин о зиме, характерных признаках, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека (закрепление представлений об одежде для разных погодных условии, труд человека зимой). Расширять словарный запас (вьюга, метель, сугроб). Уточнение представлений о снеге и снежинках. рисование, вырезание снежинок. Составление мнемотаблиц, их обсуждение.

26-27


2

Зимние забавы.


Обсуждение после прогулок, что делали (лепили снежные комки, снеговика, катались на санках, делали снежную горку…). Жестово- образные игры. Соотнесение картинок (пиктограмм): действие + предмет.

28


1

Урок - экспериментирование "Ледяные и цветные фигурки "

Опытно - экспериментальная деятельность с водой и превращение ее в лед, придав любую форму и цвет с помощью красок, и обратно

Живая природа – 14 ч.

29-30


2

Елочка-колкая иголочка.

Изучение веточек ели. Моделирование елки. Изготовление новогодних украшений из природного материала (шишки, веточки). Привитие бережного отношения к деревьям во время заморозков.

31-32


2

Что растёт на подоконнике?


Рассматривание растений в горшках. Различение комнатных растений. Сравнение с деревом. Уточнение знаний об условиях роста растения. Нахождение знакомых растений по названию в реалии и на иллюстрации. Показ частей растений. Элементарные представления о вегетативном размножении растений. Наблюдение за укоренением растения. Выполнение посильных поручений по уходу за комнатными растениями.

33-34


2

Зимовье зверей.

Чтение литературных произведений о диких и домашних жи­вотных: стихи, короткие рассказы. Рассматривание фото­графий, картинок. Работа со знакомыми и новыми пиктограммами. Подражание голосам домашних животных, их повадкам. Сравнение с дикими животными. Дидактические игры «Кто что ест? «Чей хвост?» и др.

35-36


2

Домашние животные. Свинья.

Рассматривание фото­графий, картинок. Работа со знакомыми и новыми пиктограммами.

Подражание. Сравнение с птицами животными. д/и «Кто что ест? «Чей хвост?» и др

37-38


2

Домашние птицы (курица\петух, гусь)

Чтение литературных произведений о жи­вотных: стихи, короткие рассказы. Рассматривание фото­графий, картинок. Уточнение названий и внешних признаков домашних птиц, названия их детенышей. Учить находить общие признаки и отличия от диких птиц. Работа со знакомыми и новыми пиктограммами.

39-40


2

Зимующие птицы. Голубь.

Виды деятельности обучающегося на уроке:

рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию по теме. - наблюдать за птицами по следам. Подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая скворечники и кормушки.

Наблюдение за птицами, подкормка птиц у кормушек. Различение зимующих птиц по голосам и внешнему виду.

41-42


2

Почва. Посадка лука.

Рассматривание земли в цветочном горшке, практическое экспериментирование с ней: ощупывание, рыхление, полив - выявление свойств почвы. Отличие от песка. Беседа о значении. Участие в преобразующих действиях: посадка лука. Наблюдение за ростом.

3 направление «Весенние деньки» - 18 ч.

Неживая природа – 8 ч.

43-44


2

Весна идет!

Наблюдение за явлениями природы весной (что видим?), Называние характерных признаков весны; отмечать красоту пробуждающейся природы. Просмотр обучающих фильмов, картин о весне, характерных признаках, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

Узнавание изменений в жизни человека в весенний период (смена деятельности, одежды). Установление причинно- следственных связей: тепло - тает снег. Составление мнемотаблиц, их обсуждение. Упражнения с пиктограммами по теме "Времена года".

45-46


2

Куда исчез снеговик?

Виды деятельности обучающегося на уроке:

Наблюдение за природными явлениями. замечать изменения в природе. Формирование практических умений создания снежных построек. Закреплять знание о том, что постройки исчезнут, если пригреет солнце. Понимание, что снег - это вода. Наблюдение за сосульками.

47-48


2

Песок и камни.

Экспериментирование со свойствами песка. Игры с песком. Игры с камешками.

49-50


2

Вода в природе.

Формирование знаний о значении воды в жизни человека, знание о необходимости воды для обеспечения здоровья человека. Игры с водой.

Живая природа –10 ч.

51-52


2

Весенний парк

Продолжать изучать сезонные изменения в природе, происходящие весной. Получение знаний о плодовых деревьях (яблоня). Наблюдения: за цветущими растениями- первоцветами, за распусканием почек, появлением и ростом листьев, цветением деревьев и кустов. Закрепление знаний о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Длительное наблюдение за одуванчиками (в течение месяца).

53-54


2

Птицы прилетели. Скворец.

Виды деятельности обучающегося на уроке: Ознакомление с многообразием птиц. Расширение представлений о перелетных птицах. 

Установление связи между изменениями условий в неживой природе и прилетом птиц.

Различение птиц по голосам и внешнему виду;

Беседа о прилете грачей, их поведении весной (собираются стаями, кричат, строят гнезда). Различение скворечника и гнезда.

55-57


3

Животные и их детеныши.

Знакомство с сезонными изменениями в жизни диких животных (весной – линька, конец спячки, забота о потомстве).

Узнавание и выбор детенышей диких и домашних животных.

58-59


2

Насекомые (муха, муравей ).

Расширение и формирование элементарных представлений о насекомых.

Сравнение насекомых по способу их передвижения.

Получение сведений о необходимости борьбы с мухами в помещении; представлений об особенностях сезонной жизни насекомых, местах их обитания

Наблюдение за первыми насекомыми (строение, поведение).

Узнавание (различение) на иллюстрациях.

4 направление «Скоро лето» - 9 ч.

Неживая природа – 4 ч.

60-61


2

«Какое оно- ЛЕТО?"

Узнавание/различение лета на иллюстрациях. Различение всех времен года по признакам, характеризовать времена года (с опорой на наглядность, 1-2 признака). Установление элементарных причинно-следственных связей. Упражнения с пиктограммами.

Исследовательская деятельность: рассматривание и сравнение насекомых, цветов, фруктов и овощей (по форме, цвету, размеру, длине…), природных явлений. Систематизация представлений о временах года.

62-63


2

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Уточнение знаний о свойствах воды и воздуха, их функциональном значении для животных и человека. Опыты: с песком (свойства песка), с водой (свойства воды), с ветром (вертушка, мыльные пузыри) и т.д.

Обучение следить за погодой. Различение дня и ночи по наличию Солнца.

"Чтение" пиктограмм. Игры – развлечения с водой. Соотнесение времени года с деятельностью и занятиями людей летом. Игры на воздухе.

Живая природа - 2 ч.

64-65


2

Цветы на клумбе.

Расширение и уточнение представлений детей о цветах, строением, пользой, условиях роста цветов. Наблюдение, умение выявлять причины происходящих изменений растения. Различение цветов на иллюстрациях, во дворе. Раскрашивание по образцу.

Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (по выбору педагога). Игры: "Бабочки- цветочки", "Собери букет". Уход за растениями на клумбе (высадка рассады, полив и рыхление, прополка растений на клумбе).

Обобщение – 3 ч.

66


1

Урок - обобщение (викторина)

Дидактические игры:

«Чего не хватает?», "Узнай по звуку", «Хорошо или плохо» «Кто что ест?»,

«Что в корзинке?» «Что лишнее?» и др.

Выбор по названию, описанию. Группировка по названиям растений и животных.

67


1

Праздник мыльных пузырей.

Играть с мыльными пузырями.

68


1

Итоговая аттестация

Выполнять задания под руководством учителя.










VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Учебная литература:

1. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2-х частях. Мир природы и человека. 3 класс. Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова. Москва «Просвещение» 2019 год.

Учебно-научная литература:

  1. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА) – М.: АСАДЕМА, 2001.

Интернет источники:

http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos Типы уроков по ФГОС в школе: требования к урокам нового типа, виды уроков и примерная структура урока каждого типа.

http://logoportal.ru/material-po-leksicheskoy-teme-transport/.html Наглядно-информационный материал по лексической теме «Транспорт».

Учебно-методическая литература:

  1. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учебное пособие – М.: АСАДЕМА, 2001.

Учебно-практическая литература:

  1. Шевченко С.Г. Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы, 3 класс/ С.Г. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 124с.

  2. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Транспорт.- (Программа «Счастливый ребёнок).- М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.

  3. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Планета Земля. Родина. Город, улица, дом. Квартира, мебель.(Программа «Счастливый ребёнок).- М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.

  4. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Город, улица, дом. Квартира, мебель.(Программа «Счастливый ребёнок).- М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.

  5. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Профессии.(Программа «Счастливый ребёнок).-М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.

  6. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Посуда. Продукты питания.(Программа «Счастливый ребёнок). М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.

  7. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Электричество и электробытовая техника .(Программа «Счастливый ребёнок).-М.:Школьная книга, 2014.- 40 с.:цв.ил.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!