Пояснительная записка
Рабочая программа по предметно-практическому обучению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.2), составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида (для глухих детей) автор Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова и др. (М. «Просвещение» 2003).
Изучение курса предметно-практического обучения в 1 классе направлено на достижение целей:
-общее и речевое развитие глухих школьников, создающее основу для успешного овладения детьми учебным материалом, способствующее коррекции недостатков в психофизическом развитии неслышащих детей.
Задачи:
Обучения:
1. Формировать и обогащать словарный запас.
2. Совершенствование предметно-практической деятельности и формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе.
2. Формировать житейские понятия.
Развития:
1.Развивать мышление глухих школьников.
2.Развивать познавательные способности.
3. Развивать разговорную и монологическую речь в устной и письменной форме.
Воспитания:
1. Воспитывать интерес к родной речи.
3. Воспитывать добросовестное отношение к учению, чувства ответственности, настойчивости в преодолении трудностей.
Коррекционные:
1. Развивать межличностно-коммуникативные способности.
2. Активизировать социальные потребности и умение работать самостоятельно.
3. Обогащать эмоционально-волевую сферу.
4. Создавать условия для личностного развития учащихся с целью успешной социализации.
Общая характеристика учебного предмета
В предметной области «Филология (Язык и речевая практика)» особое место занимает специальный интегративный коррекционный предмет «Предметно-практическое обучение» (ППО), который сочетает в себе компетенции двух предметных областей – филологии и технологии, направлен на формирование житейских понятий обучающихся, развитие их мышления, развитие разговорной и монологической речи в устной и письменной формах, совершенствование предметно-практической деятельности, формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе, целенаправленное воспитание школьников.
Предметно-практическое обучение (ППО) – это специальный учебный предмет школы для глухих детей, выполняющий развивающие, воспитательные, обучающие и коррекционные функции одновременно.
На уроках ППО школьники занимаются различными видами предметно-практической деятельности: лепкой, аппликацией, моделированием и конструированием, макетированием и др. В процессе изготовления изделия дети узнают окружающий мир, у них вырабатываются разнообразные умения и навыки, формируется речевая деятельность. Словесная речь организует труд и является не только средством, но и целью обучения.
Эффективность и качество обучения обеспечивается четким соблюдением принципа связи предметно-практической деятельности с речевым развитием детей, целенаправленной планомерной реализацией принципа коммуникации при обучении не только устной, но и письменной разговорной и монологической речи, а также, благодаря связи предметно-практического обучения с другими предметами учебного плана, систематической работой по формированию умственных действий, широкому включению в учебный процесс коллективных форм деятельности, усилению индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
В программе ППО включены виды предметно-практической деятельности, интересные для детей определенного возраста, и изделия, дающие возможность при их изготовлении расширять кругозор, знакомить с окружающей жизнью.
ППО является интегрированным учебным предметом. Интеграция в обучении определяется необходимостью учета цельности познавательных процессов младших школьников. Постоянная неразрывная часть предметно-практической деятельности со словом, частота повторения речевого материала в разных видах деятельности позволяют школьникам усваивать язык широким потоком. Программа уделяет большое внимание вариативности высказывания.
В содержательном плане предмет ППО предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы:
с развитием речи – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действий, составление плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
с чтением – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделиях, написание отчетов о выполненной работе, описания объектов деятельности;
с математикой – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами;
с ознакомлением с окружающим миром – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания;
с изобразительной деятельностью – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Учебный предмет ППО обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных сторон развития личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей с ОВЗ.
При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет является опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене специальной общеобразовательной школы. В ППО все элементы учебной деятельности (мотивация, ориентировка в задании, постановка задачи, планирование, отбор материала и инструментов, преобразование, решение возникающих задач в контексте практической ситуации, достижение результата, контроль и оценка результатов деятельности и т. д.) предстают в наглядном материальном или материализованном виде и тем самым становятся понятными для детей, имеющих нарушение слуха.
Занятия продуктивной деятельностью закладывают основу для формирования у глухих школьников таких социально значимых компетенций как: умение работать в коллективе; осуществлять преобразовательную, творческую деятельность, что создает предпосылки для их более успешной социализации и интеграции в социуме. Реализация моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики обучающихся и для социальной адаптации в целом.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану школы на изучение курса предметно-практического обучения во 2 классе отводится 136 часа из расчета 4ч в неделю (34 учебные недели).
Основное содержание учебного курса
Аппликационные работы – 29ч
Моделирование и конструирование из бумаги – 22ч
Моделирование и конструирование из строительных материалов – 21ч
Конструирование из деталей конструктора – 27ч
Работа с мозаикой – 15ч
Работа с тканью - 6ч
Работа с разными материалами – 20ч
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса письма, обучающиеся 2 класса должны
знать:
- слова, обозначающие понятия и представления, связанные с организацией и выполнением работ;
- определять, называть материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.
уметь:
- выражать в словесной форме желание, побуждение, возникшие в условиях предметно-практической деятельности;
- обращаться к учителю с вопросом по поводу работы;
- отчитываться о действии, выполненной работе;
- выполнять под руководством учителя и по его указанию обработку материалов;
- содержать в порядке свое рабочее место.
Ожидаемый результат
Изучение курса формирует универсальные учебные действия:
Личностные результаты:
- общее представление о мире;
- осознание языка как основного средства общения между людьми;
- готовность и способность к обучению, включая мотивированность к познанию и приобщению к культуре общества.
Метапредметные результаты:
- работая вместе, уметь договариваться, прийти к общему выводу;
- расширять словарный запас младшего школьника;
- адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников;
- корректировать свою работу (вносить изменения, исправления).
В программе используются педагогические технологии:
-Компетентносто-ориентированного обучения;
-Игровая технология;
-Информационно-коммуникативная;
-Проектная деятельность;
-Здоровьесберегающая технология;
-Культуровоспитывающая технология.
Методы:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный (диалог.); наглядный (опорные схемы, слайды и др.); практический (практические работы); исследовательский; самостоятельной работы; работы под руководством преподавателя.
- методы стимулирования и мотивации: интереса к учению; долга и ответственности в учении;
Учебно – тематический план
№ п/п
|
Тема
|
Всего часов
|
2
|
Аппликационные работы
|
29
|
3
|
Моделирование и конструирование из бумаги
|
21
|
4
|
Моделирование и конструирование из строительных материалов
|
22
|
5
|
Конструирование из деталей конструктора
|
27
|
6
|
Работа с мозаикой
|
15
|
7
|
Работа с тканью
|
6
|
8
|
Работа с разными материалами
|
20
|
|
Итого:
|
136
|
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение программы
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение школьного образования глухих обучающихся отвечает их особым образовательным потребностям.
Учебно-методический комплекс:
1. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида 2 класс Русский язык Развитие речи, автор Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичёва, Москва «Просвещение» 2014.
Оборудование и приборы:
- Классная доска
- демонстрационные плакаты и таблицы;
- раздаточный дидактический материал, – мультимедийные пособия (презентации по темам);
-материал для творчества (картон, бумага, клей, краски, ножницы и т.д.)